Методические рекомендации об организации выполнения обучающимися индивидуального проекта по общеобразовательным предметам
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ «УСТЬ-ЛАБИНСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Методические рекомендации
об организации выполнения обучающимисяиндивидуального проектаУсть – Лабинск
2017г.
Содержание:
Типология проектов Требования к содержанию и оформлению индивидуального проектаЭтапы работы над проектом Общие требования к оформлению индивидуального проектаТребования к защите проекта Права и ответственность сторон Приложение № 1 Приложение № 2 Приложение № 3 Приложение № 4 Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность студентов, которую они выполняют в течение определённого отрезка времени. Работа над проектом предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей использование разнообразных методов и интегрирование знаний, умений из различных областей. В основе этого метода лежит развитие познавательных, творческих навыков участников, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Традиционная связь «преподаватель — студент» меняется на связь «студент — преподаватель». Это именно тот исключительный случай, когда от перестановки слагаемых меняется сумма (учебно-воспитательный результат). Особое значение приобретает привлечение студента к процессу поиска, в котором важным является ни сколько сам результат, а скорее процесс достижения результата.
Выполнение индивидуального проекта по общеобразовательной дисциплине обязательно для каждого обучающегося и выполняется на первом, втором курсе, в соответствии с изучаемой дисциплиной по учебному плану.
Координатором индивидуального проекта является преподаватель-предметник.
Индивидуальный проект является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных обучающимися в ходе освоения учебной общеобразовательной программы. Представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одной из учебных дисциплин с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую).
Проектные задания должны быть актуальны и четко сформулированы, цели, и средства ясно обозначены, составлена программа действий.
1.Типология проектов
Исследовательские
Проекты подходят для развития аналитических способностей, критического мышления, освоения логических способов восприятия и обработки информации.
Целью обучающегося в данном случае является доказательство или опровержение гипотезы проекта. Для этого ему потребуется проводить эксперименты, анализировать их результаты, обобщать, сравнивать, выявлять закономерности, проводить аналогии, а также делать выводы, обосновывать свою точку зрения. Таким образом, основной упор будет сделан на мыслительную компетентность.
Исследовательские проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности проекта, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.В результате исследовательских проектов могут создаваться как научные статьи, брошюры и т.п., так и модели или макеты, учебные фильмы и презентации, реже мероприятия, например, учебная экскурсия или доклад.
Творческие
Проекты предполагают максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, газета, сочинения, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы, спортивные игры и т.п.
Игровые или ролевые
Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации.
Целью автора такого проекта является вовлечение публики в решение проблемы проекта. Чтобы добиться этого, придется не просто искать информацию или создавать произведение искусства, нужно будет организовать деятельность других людей, вовлечь их в работу, сделать ее интересной для всех.
Структура проекта также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая. Игровые и ролевые проекты почти всегда связаны с проведением мероприятий, которые в этом случае являются проектным продуктом.
Информационные
Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте или явлении (конечно, в проекте любого типа есть этап сбора информации, но там это только средство работы, а в информационном проекте это – цель), ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Структура проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, его актуальность - методы получения (литературные источники, средства СМИ, базы данных, в том числе электронные, интервью, анкетирование, проведение "мозговой атаки", пр.) и обработки информации (их анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) - результат (статья, реферат, доклад, видео, пр.) - презентация (публикация, обсуждение на конференции, пр.).Структура самой исследовательской деятельности с целью информационного поиска и анализа имеет следующую структуру:предмет информационного поиска - поэтапность поиска с обозначением промежуточных результатов - аналитическая работа над собранными фактами - выводы - корректировка первоначального направления (если требуется) - дальнейший поиск информации по уточненным направлениям - анализ новых фактов - обобщение - выводы, и так далее до получения данных, удовлетворяющих всех участников проекта - заключение, оформление результатов (обсуждение, редактирование, презентация, внешняя оценка).
Практико-ориентированные
Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал, пр.).Практико-ориентированные проекты, как правило, воплощаются в материальных проектных продуктах, иногда в мероприятиях или письменных инструкциях, рекомендациях, разработке раздаточного материала по предмету или, например, сценария математической игры, словаря фразеологизмов, исторического атласа и т.п.
Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности с определением функций, четких выходов.
2. Требования к содержанию и оформлению индивидуального проектаПроект - это "пять П":
проблема (что вызвало интерес к данной теме);
проектирование (планирование);
поиск информации;
продукт;
презентация.
Продуктом проектной деятельности может быть любая из работ:
- письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад, мультимедийный продукт и др.);
-художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
-материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
-отчётные материалы по социальному проекту, могут включать в себя как тексты, так и мультимедийные продукты.
Кроме этого:
-анализ данных социологического опроса;
-видеофильм;
-выставка;
-газета, журнал;
-законопроект;
-игра;
-коллекция;
-модель;
-мультимедийный продукт;
-оформление кабинета;
-сравнительно-сопоставительный анализ;
-учебное пособие;
-экскурсия.
Презентации индивидуальных проектов могут быть проведены в виде:
-деловой игры - научного доклада;
-демонстрации видео-отчета, фильма, продукта, исследования, информационных данных;
-путешествия или литературных альманахов;
-соревнования;
-спектакля;
-игры с залом;
-спортивной игры;
-научной конференции;
-экскурсии.
3.Этапы работы над проектом
В процессе работы над индивидуальным проектом обучающийся под контролем руководителя планирует свою деятельность по этапам: подготовительный, основной, заключительный.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
-определение руководителей проектов;
-выбор темы и её конкретизация.
ОСНОВНОЙ - ПОИСКОВЫЙ
-уточнение темы проекта, её конкретизация;
-определение и анализ проблемы;
-постановка цели проекта.
АНАЛИТИЧЕСКИЙ
-анализ имеющейся информации;
-сбор и изучение литературы;
-определение оптимального способа достижения цели проекта, построение алгоритма деятельности;
-составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ;
-отбор и анализ информации;
-формулирование выводов.
ПРАКТИЧЕСКИЙ
-подготовка реферата ;-выбор способа представления результатов;
-оформление работы;
-предварительная проверка руководителем проекта.
В состав материалов готового проекта в обязательном порядке включаются:
-выносимый на защиту реферат;
-продукт проектной деятельности, представленный в одной из описанных выше форм;
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
-подготовка индивидуального проекта (по форме реферата);
-презентация проекта.
Тема индивидуального проекта должна быть сформулирована грамотно, с литературной точки зрения, и отражать содержание проекта.
Структура проекта содержит в себе: титульный лист (Приложение 1), основную часть, заключение, список литературы.
Индивидуальный проект начинается с обоснования актуальности выбранной темы. Здесь показывается, что уже известно в науке и практике и что осталось нераскрытым и предстоит сделать в данных условиях. Устанавливается цель работы; цель - это то, что необходимо достигнуть в результате работы над проектом. Формулируются конкретные задачи, которые необходимо решить, чтобы достичь цели, «новизна проекта», «практическая значимость», указываются методы и методики, которые использовались при разработке проекта.
Основная часть проекта может состоять из одного или двух разделов. Первый, как правило, содержит теоретический материал, а второй - экспериментальный (практический).
В заключении формулируются выводы, описывается, достигнуты ли поставленные цели, решены ли задачи.
4.Общие требования к оформлению индивидуального проектаИндивидуальный проект выполняется на листах стандарта А 4, шрифтом Times New Roman, размером шрифта 14 пунктов с интервалом между строк – 1,5. Размер полей: верхнее – 2см., нижнее – 2 см., левое – 3см., правое – 2 см.
Титульный лист считается первым, но не нумеруется.
Каждая новая глава начинается с новой страницы. Точку в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят.
Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы.
Объем текста индивидуального проекта, включая формулы и список литературы, должен быть 10 - 15 машинописных страниц. Для приложений может быть отведено дополнительно не более 10 стандартных страниц. Основной текст работы нумеруется арабскими цифрами с низу посередине.
Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается.
В заключительной части делается вывод о том, достиг ли проект поставленных целей.
Перечень использованной литературы оформляется в соответствии с требованиями: в алфавитном порядке: фамилии авторов, наименование источника, место и год издания, наименование издательства. Если используются статьи из журналов, то указывается автор, наименование статьи, наименование журнала, номер и год выпуска и номера страниц, на которых напечатана статья. В тексте работы должна быть ссылка на тот или иной источник (номер ссылки соответствует порядковому номеру источника в списке литературы).
В тексте, за исключением формул, таблиц и рисунков, не допускается:
-применять математический знак минус (-) перед отрицательными значениям величин (следует писать слово «минус»);
-применять знак «» для обозначения диаметра (следует писать слово «диаметр»). При указании размера или предельных отклонений диаметра на чертежах, помещенных в тексте документа, перед размерным числом следует писать знак «»;
-применять без числовых значений математические знаки, например:
(больше), < (меньше),=(равно), > (больше или равно), < (меньше или равно),≠ (не равно), а также № (номер), % (процент);-применять индексы стандартов, технических условий без регистрационного номера.
Знаки препинания (точка, запятая, двоеточие, точка с запятой, многоточие, восклицательный и вопросительный знаки) от предшествующих слов пробелом не отделяют, а от последующих отделяют одним пробелом.
Форма работы должна соответствовать содержанию. Не принято писать работу от первого лица. Текст теоретической части должен быть написан в неопределенном наклонении («рассматривается», «определяется» и т.п.).
В работе должна прослеживаться научность и литературность языка.
Письменная речь должна быть орфографически грамотной, пунктуация соответствовать правилам, словарный и грамматический строй речи разнообразен, речь выразительна.
Культура оформления определяется тем, насколько она аккуратно выполнена, содержит ли она наглядный материал (рисунки, таблицы, диаграммы и т.п.). В оформлении работы должен быть выдержан принцип необходимости и достаточности. Перегрузка «эффектами» ухудшает качество работы.
5. Требования к защите проекта
Защита индивидуального проекта осуществляется в рамках учебных занятий, лучшие работы выносятся на практическую конференцию.
Результаты выполнения индивидуального проекта оцениваются по итогам проверки преподавателем представленного продукта, презентации обучающегося.
Процедура защиты состоит в 6-8 минутном выступлении обучающегося, который раскрывает актуальность, поставленные задачи, суть проекта и выводы. Далее следуют ответы на вопросы.
Индивидуальный проект оценивается по 2 группам критериев: критерии оценки содержания проекта и критерии оценки защиты проекта.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ ПРОЕКТА
Общие критерии оценки проектной работы:
1-Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблемы, которая проявляется в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.2-Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
3-Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
4-Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы.
5-Критерии оценки отдельных этапов выполнения проекта:
Выбор темы.
При выборе темы учитывается:
-Актуальность и важность темы;
-Научно-теоретическое и практическое значение;
-Степень освещенности данного вопроса в литературе.
6-Актуальность темы определяется тем, отвечает ли она проблемам развития и совершенствования процесса обучения.
7-Научно-теоретическое и практическое значение темы определяется тем, что она может дать обучающемуся, т.е. могут ли изложенные вопросы быть использованы в его повседневной практической деятельности.
8-Целеполагание, формулировка задач, которые следует решить. Цели должны быть ясными, четко сформулированными и реальными, т.е. достижимыми.
9-Выбор средств и методов, адекватных поставленным целям;
10-Оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования;
Оценка содержательной части проекта в баллах:
2 балла - ярко выраженные положительные стороны работы во всех ее составных частях; (отдельно за каждый из девяти представленных выше критериев).
балл – имеют место;
0 баллов – отсутствуют.
Итого 20 баллов - максимальное число за всю содержательную часть проекта.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗАЩИТЫ ПРОЕКТА:
№п/пКритерий Оценка (в баллах)
1. Качество доклада 1 - доклад зачитывается
2 - доклад пересказывается, но не объяснена суть работы
3 - доклад пересказывается, суть работы объяснена
4 - кроме хорошего доклада владение иллюстративным материалом
5 - доклад производит очень хорошее впечатление
2. Качество ответов на вопросы 1 - нет четкости ответов на большинство вопросов
2 - ответы на большинство вопросов
3 - ответы на все вопросы убедительно, аргументировано
3. Использование демонстрационного материала 1 1-представленный демонстрационный материал не используется в докладе
2 2-представленный демонстрационный материал используется в докладе
3 3-представленный демонстрационный материал используется в докладе, информативен, автор свободно в нем ориентируется
4. Оформление демонстрационного материала 1- представлен плохо оформленный демонстрационный материал,
2 2-демонстрационный материал хорошо оформлен, но есть отдельные претензии
3 - к демонстрационному материалу нет претензий
Итого максимальный балл за защиту индивидуального проекта составляет 14 баллов.
Итоговый балл за содержание и защиту проекта – 34 балла
34-29-баллов - отлично
28- 21-балл – хорошо
27-17-баллов – удовлетворительно
16 баллов и менее – неудовлетворительно
КРИТЕРИИ ИТОГОВОЙ ОЦЕНКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА.
Критерий Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного
Знание предмета Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки
Регулятивные действия
Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы.
Работа доведена до конца и представлена преподавателю;
некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося
Коммуникация Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы
Результаты защиты индивидуальных проектов указывают в ведомости преподавателя (Приложение 2) и переносится в итоговую ведомость учебной группы (Приложение 3) в конце завершения учебной дисциплины.
Права и ответственность сторон
Руководитель индивидуального проекта должен:
-Совместно с обучающимся определить тему и учебный план работы по индивидуальному проекту;
-Совместно с обучающимся определить цель работы, этапы, сроки, методы работы, источники необходимой информации;
-Мотивировать обучающего на выполнение работы по индивидуальному проекту;
- Оказывать помощь обучающемуся по вопросам планирования, методики, формирования и представления результатов исследования;
- Контролировать выполнение обучающимся плана работы по выполнению индивидуального проекта.
Руководитель индивидуального проекта имеет право:
- Требовать от обучающего своевременного и качественного выполнения работы;
- Использовать в своей работе имеющиеся в колледже информационные ресурсы;
- Обращаться к администрации колледжа в случае систематического несоблюдения сроков реализации плана индивидуального проекта.
Обучающийся должен:
- Выбрать тему индивидуального проекта;
- Ответственно относиться к требованиям и рекомендациям руководителя индивидуального проекта:
- Подготовить отчет о проделанной работе.
Обучающийся имеет право:
- На консультацию и информационную поддержку руководителя на любом этапе выполнения индивидуального проекта;
- Использовать для выполнения индивидуального проекта ресурсы колледжа.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ «УСТЬ-ЛАБИНСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Индивидуальный проектпо общеобразовательной дисциплине
___________________________________________
Тема:______________________________________
________________________________________
________________________________________
_____________________________
_____________________________
(фамилия, имя, отчество студента)
_____________________________________
(код, название специальности/профессии)_____________________________________
Курс ________ Группа__________
_____________________________________
(Ф.И.О. преподавателя)
Усть-Лабинск
201_г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Ведомость выполнения индивидуальных проектов у преподавателя (Ф.И.О.)______________________________________________________________________
дисциплина___________________________________________________________________
№
п/пГруппа, специальность Ф.И.О. Тема Оценка
Преподаватель _______ ___________________(Ф.И.О.)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Итоговая ведомость выполнения индивидуальных проектов
в 20.. -20.. учебном году
в группе _______, специальность____________________________
№ п/пФ.И.О. студента Дисциплина Тема проекта Преподаватель Оценка
Классный руководитель _______________ (Ф.И.О.)