Литературно-музыкальная композиция по творчеству М.Ю. Лермонтова И жизнь, и слезы, и любовь


Сценарий литературно-музыкальной композиции по творчеству М.Ю. Лермонтова «И жизнь, и слёзы, и любовь»
4 ведущих.
Лермонтов
Сушкова Е.
Иванова Н.
Лопухина В.А.
5 Чтецов
Ход сценария Звучит лирическая нежная мелодия. Выходит Ведущий 1 с подсвечником с зажжёнными свечами. После прочтения он поставит подсвечник на стол или фортепиано. Ведущий 1. Не просто, не в тиши, не мирною кончиной, - Но преждевременно, противника рукой – Поэты русские свершают жребий свой, Не кончив песни лебединой! Мелодия усиливается и резко обрывается. Ведущий ставит подсвечник и отходит на своё место чуть в стороне от центральной сцены, за трибуну. Второй ведущий изначально находится там. Ведущий 2. 27 января 1837 года рукой Дантеса была нанесена на дуэли смертельная рана великому русскому поэту – Александру Сергеевичу Пушкину. К моменту смерти поэта – 29 января – уже весь Петербург твердил наизусть строки молодого поэта, которого потом назовут достойный продолжателем творчества Пушкина. А власти за это его стихотворение впервые сошлют на Кавказ. Выходит чтец. ( Он сидит в стороне ведущих, где все чтецы). Чтец1(читает резко, эмоционально. Сначала трагически, потом с негодованием – «Смерть поэта». Погиб поэт! – невольник чести – Пал, оклеветанный молвой, С свинцом в груди и жаждой мести, Поникнув гордой головой!.. Не вынесла душа поэта Позора мелочных обид, Восстал он против мнений света Один, как прежде… и убит! Убит!.. к чему теперь рыданья, Пустых похвал ненужный хор И жалкий лепет оправданья? Судьбы свершился приговор! Не вы ль сперва так злобно гнали Его свободный, смелый дар И для потехи раздували Чуть затаившийся пожар? Что ж? веселитесь … - он мучений Последних вынести не мог: Угас, как светоч, дивний гений, Увял торжественный венок. Ведущий 1. Кто мог знать, что через 4,5 года оборвётся жизнь и этого юноши. Ведущий 2. Ему оставалось всего 4,5 года. За это время ему предстояло стать великим поэтом, быть сосланным несколько раз на Кавказ, прослыть легендой Кавказской войны и погибнуть, как Пушкин, на дуэли. Ведущий 1. В истории короткой жизни и гибели Лермонтова есть какая-то тайна, неуловимая определённость, рок. Он страдал более, чем жил. На краю сцены появляется Лермонтов 1 (в военном мундире). До этого он сидел вместе со всеми чтецами. ЛермонтовЯ сын страданья. Мой отец Не знал покоя по конец. В слезах угасла мать моя. От них остался только я. Ведущий 2. Михаил Юрьевич Лермонтов родился в 1814 году в Москве, а детство провёл в имении бабушки Тарханах. Для Елизаветы Алексеевны Арсеневой её ненаглядный внук Мишенька был самым дорогим человеком. Она жила ради внука. Ведущий 1. Бабушка во всем ему потакала. Любит играть в войну? Так вот ему и куча «солдат» из крестьянских детей. Вот лошадка живая. Катание на лодках. Походы в лес. И даже огромное путешествие на Кавказ… Вот учителя – какие бы ни были – лишь бы занимали внука. Всякий день, а пуще всякий праздник - дым коромыслом, лишь бы Миша был весел. Ведущий 2. Бабушка с тревогой приглядывается к нему: вот как будто задумался, да грустно так. А вдруг спросит про отца – почему он редко бывает в Тарханах, почему не живет здесь? А вдруг начнет выспрашивать о матери – почему да как умерла, да что было? Рано ему все это знать… Да об отце ли он думает?! Ведущий 1. Он ничего не спрашивал. Но с какой радостью кидался к отцу в его редкие приезды, как льнул к нему! И как сокрушала эта сыновняя радость сердце Елизаветы Алексеевны! Любящее бабушкино сердце… Миша – один сын у Юрия Петровича. Но он же и единственный внук у бабушки. Если бы не завещание Арсеньевой - забрал бы Юрий Петрович сына к себе в Кропотово. Но связала она его этой бумагой. Ведущий 2. «После дочери моей Марьи Михайловны, которая была в замужестве за капитаном Ю.П.Лермонтовым, - говорилось в завещании, - остался в малолетстве законной ее сын, а мой родной внук Михаил Юрьевич Лермонтов. Завещаю и предоставляю по смерти моей ему, родному внуку моему М.Ю.Лермонтову, принадлежащее мне движимое и недвижимое имение, однако, ежели оной внук мой будет до времени совершеннолетнего его возраста находиться при мне, на моем воспитании и попечении. Ежели отец внука моего истребовает, то я, Арсеньева, все имение предоставляю в род мой Столыпиных». Ведущий 1. Вот так: все или ничего! Неограниченная любовь бабушки не признает половинчатых решений. Что было делать Юрию Петровичу? Лишить сына всех этих бабкиных благ? А что скажет сын, достигнув совершеннолетия? Оскорблен был и унижен отец этим духовным завещанием Арсеньевой. Но ради сына, ради его будущего проглотил обиду, умолк. Лермонтов Впервые приехав к отцу, в его кабинете на стене я увидел портрет матери. На меня смотрела в глаза и нежно улыбалась мать, как бы выступив из моих мучительно-смутных снов. Кружевные воротнички, белое платье, руки окутаны красной шалью. Открытое, прекрасное молодое лицо. Я не мог глаз отвести от портрета. Казалось, и мама смотрела на меня - глаза как будто раскрылись шире, и улыбка стала живее, и лицо просветлело… Ах, какие это были мгновения! Казалось, мама сейчас выпростает руки из-под складок шали и протянет их ко мне.
Ведущий 2. А на улице Миша посмотрел на небо. Глубокая лазурь… Одинокое пушистое облачко… Увидев это облачко, он сразу вспомнил о матери. «Как же мы можем быть счастливы без нее?»- грустно подумал он. Ведущий 1. Он все реже атаманствовал в играх. Он начинал понимать одиночество. Все нужнее оно было ему. Чтец 2. Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную. Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? Злоба ль открытая? Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая? Нет, вам наскучили нивы бесплодные… Чужды вам страсти и чужды страдания; Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания. . Ведущий 2. Получив в подарок от бабушки толстый альбом, Михаил стал писать. Всё разом просилось в стихи: тоска по матери, вьюга, разыгравшаяся за окном, осень, любовь… Ведущий 1. Всё это пылало в его груди и заставляло набрасывать на листах бумаги пробные строки, зачёркивать, рисовать… Чтец 3
Я жить хочу! Хочу печали Любви и счастию назло; Они мой ум избаловали И слишком сгладили чело. Пора, пора, насмешкам света Прогнать спокойствия туман; Что без страданий жизнь поэта? И что без бури океан? Он хочет жить ценою муки, Ценой томительных забот. Он покупает неба звуки, Он даром славы не берёт. Ведущий 3. Потом будут Московский пансион, университет, кадетский корпус, дуэли, встречи и расставания, ссылки на Кавказ, столь знакомый ему с детства, любовь и разочарование. Ведущий 4. Лермонтов, как любой творческий человек, влюблялся не раз. Это были яркие, но трагичные страницы жизни поэта. Звучит вальсовая музыка, тихим фоном, когда выходят пары, музыка замолкает. Потом она вновь продолжится с остановившегося фрагмента. Ведущий 3. Сушкова Екатерина Александровна. Выходит Лермонтов под руку с партнёршей (Сушкова). Он подводит её к стулу на другом конце зала, помогает сесть, затем Лермонтов проходит на середину. Читает, периодически обращаясь к Сушковой. ЛермонтовИз-под таинственной холодной полумаски Звучал мне голос твой, отрадный, как мечта, Светили мне твои пленительные глазки И улыбалися лукавые уста. Сквозь дымку лёгкую заметил я невольно И девственных ланит и шеи белизну, Счастливец! Видел я и локон своевольный, Родных кудрей покинувший волну! И создал я тогда в моём воображенье По лёгким признакам красавицу мою; И с той поры бесполое виденье Ношу в душе моей, ласкаю и люблю. И всё мне кажется, живые эти речи В года минувшие слыхал когда-то я; И кто-то шепчет мне, что после этой встречи Мы вновь увидимся, как старые друзья. Ведущий 4. Екатерина Александровна – первая возлюбленная Лермонтова. Юный Мишель, встретив её в доме Верещагиных, посвятил ей множество стихотворений. Она была старше его на два года. Во время чтения ведущим своих слов Лермонтов подходит к стулу Сушковой, встаёт за ним. Она же, наоборот, поднимается со стула, поворачивается к Лермонтову, треплет его по щеке и, обращаясь в зал, произносит. Екатерина Сушкова. Я относилась к влюблённому мальчику немного свысока, но уже тогда пророчила «великого человека», одарённого незаурядным поэтическим талантом. (Закончив, она улыбается взирающему на неё Лермонтову и отходит в сторону.) Ведущий 3. Лермонтов позже сыграл нелицеприятную роль в жизни Екатерины Александровны. Он затеял с ней светский роман, чтобы доказать, что он уже взрослый и чтобы не допустить её брака с Алексеем Лопухиным, своим двоюродным братом, которого Сушкова не любила, но который был очень богат. Сушкова, которая во время слов ведущего стояла полубоком в зал и спиной к Лермонтову, чуть склонив голову, поворачивается и делает несколько шагов к зрителям. Екатерина Сушкова. Спустя много лет я благодарна Лермонтову за его вмешательство в мою судьбу. Я вышла замуж за своего давнего поклонника – Хвостова, и была счастлива. Но в душе я хранила строки, обращённые ко мне: Расстались мы, но твой портрет Я на груди моей храню: Как бледный призрак лучших лет, Он душу радует мою. И новым преданный страстям, Я разлюбить его не мог: Так храм оставленный- всё храм, Кумир поверженный – всё бог! На её последних словах начинает звучать вальсовая мелодия из «Маскарада»
Ведущий 3. Иванова Наталия Фёдоровна Выходит Лермонтов вместе с партнёршей (Иванова). Иванова остаётся в одном конце зала, Лермонтов проходит на середину. Читает, периодически обращаясь к Ивановой. Лермонтов(читает одновременно с насмешкой и любовью) Как мальчик кудрявый, резва, Нарядна, как бабочка летом; Значения пустого слова В устах её полны приветом. Ей нравиться долго нельзя: Как цепь, ей несносна привычка, Она ускользнёт, как змея, Порхнёт и умчится, как птичка. Таит молодое чело По воле – и радость и горе. В глазах – как на небе, светло, В душе её тёмно, как в море! То истинной дышит в ней всё, То всё в ней притворно и ложно! Понять невозможно её, Зато не любить невозможно. (Когда заканчивает, чуть отходит в сторону, поворачивается полубоком к залу и искоса смотрит на выступающую Иванову). Иванова Наталия Фёдоровна(читает со своего места, обращаясь к зрителям). Мы впервые встретились с Лермонтовым в 1830 году, потом было ещё несколько встреч. Мне льстила любовь юного поэта, мне нравилось, что именно я - адресат его любовных посланий. (Она заканчивает и отходит назад, обмахивается веером, кокетливо посматривает на Лермонтова) Ведущий 4. Наталия Фёдоровна по складу своего характера была обычная светская девушка, мечтающая выйти замуж за обеспеченного выгодного жениха. А юный Лермонтов влюблён в неё пылко и мучительно. В его стихотворениях, обращённых к ней, столько боли, страстных надежд и страданий. Лермонтов всё это время речи ведущего стоит спиной к Наталии Фёдоровне, на последних словах поворачивается, стремительно делает два шага по направлению к ней, протягивает руки и читает. Лермонтов Окончив труд дневных работ, Я часто о тебе мечтаю, Бродя вблизи пустынных вод, Вечерним выстрелам внимаю. И между тем, как чередой Глушит волнами их седыми. Я плачу, я томим тоской, Я умереть желаю с ними… Закончив, он закрывает лицо руками, как бы в отчаянии. Иванова Наталия Фёдоровна(читает насмешливо, но с гордостью) Мне, отчасти, посвятил Лермонтов драму «Маскарад».
Лермонтов (читает, развернувшись в зал и уже не обращая внимания на партнёршу): Я решился изложить драматическое происшествие истинное, которое долго беспокоило меня и всю жизнь, может быть, занимать не перестанет. Иванова Наталия Фёдоровна(читает немного с грустью) В 1939 году я вышла замуж за Николая Михайловича Обрескова, с Лермонтовым больше не встречалась, но его стихи навсегда остались в моей памяти: Я не достоин, может быть, Твоей любви: не мне судить; Но ты обманом наградила Мои надежды и мечты, И я всегда скажу, что ты Несправедливо поступила. Пока она читает последний монолог, Лермонтов подходит к ней, стоит рядом, заложив руки за спину. В момент прочтения Ивановой стихотворения, начинает звучать вальсовая мелодия из драмы «Маскарад», именно с того момента, на котором она оборвалась в первом отрывке. Когда Иванова заканчивает, Лермонтов предлагает ей руку и они в туре вальса уходят со сцены. Ведущий 1. В этой череде промелькнуло событие, которое он побоялся открыть даже самому себе. А оно, как окажется позже, было самым важным. Это любовь к Варваре Александровне Лопухиной. Ведущий 2. Любовь? Лермонтов поглядывал на Вареньку, привыкая к ней… Белокурые волосы, продолговатое лицо, прямой нос, задумчивые черные глаза, родинка над бровью… В ней не было никакого кокетства, но были удивительная природная грация, мягкость… Лермонтов смотрел на нее, и в нем, словно от какого-то кошмарного сна, просыпалась душа. Это была радость, как увидеть, проснувшись после грозовой ночи, голубое небо. Ведущий 1. Варвара Александровна Лопухина Выходит ещё одна пара: Лермонтов и Лопухина. Под руку, чуть улыбаясь, она смотрит на него, он второй рукой поддерживает её руку. Варвара Александровна: (читает, не отпуская руку Лермонтова, но обращаясь в зал. Периодически она смотрит на своего партнёра. Он всё это время смотрит на неё) Я знала Мишеля с детства, в наш дом он всегда приходил, когда был счастлив, влюблён или горевал (здесь она смотрит на него и снова в зал). Мне нравился этот необычный юноша. И он, казалось, был влюблён в меня. Лермонтов отпускает её руку, и они медленно отодвигаются друг от друга. В это время говорит ведущий 2. Ведущий 2. Чувство к ней Лермонтова было безотчётно, но истинно и сильно, и сохранил он его до самой своей смерти. Лермонтов Мы случайно сведены судьбою, Мы себя нашли один в другом, И душа сдружилася с душою, Хоть пути не кончить им вдвоём! Варвара Александровна: Так поток весенний отражает Свод небес далёкий голубой, И в волне спокойной он сияет И трепещет с бурною волной. ЛермонтовБудь, о будь моими небесами, Будь товарищ грозных бурь моих; Пусть тогда гремят они меж нами, Я рождён, чтобы не жить без них. Я рождён, чтоб целый мир был зритель Торжества ил гибели моей, Но с тобой, мой луч-путеводитель, Что хвала иль гордый смех людей! Варвара Александровна: Люблю тебя нездешней страстью, Как полюбить не можешь ты, Всем упоением, всей властью Бессмертной мысли и мечты. Они читают это стихотворение, постепенно отдаляясь друг от друга. Когда он начинает читать второй отрывок, то протягивает к ней руки, потом в отчаянии их опускает. Она произносит свой отрывок, прижав руки к груди. Так они и замирают. Пока под вальсовую мелодию «Маскарада» начинает говорить ведущий. Ведущий 2. Их любовь была взаимной. Но Лермонтов уехал в Петербург, прогремел своей историей с Сушковой, так и не раскрыв ей сердце. Варваре Александровне показалась, что он не любит её. И она согласилась выйти замуж за Бахметева, человека, которого она никогда не любила и который был старше её на 17 лет. Ведущий 1. Когда Лермонтов получил известие об их свадьбе, он вдруг изменился в лице, побледнел и, подавая письмо своему другу Шан-Гирею, сказал: «Вот новость – прочти» - и вышел из комнаты. Когда начинают говорить ведущие, Варвара Александровна и Лермонтов отворачиваются друг от друга и опускают головы. Ведущий 2. Через несколько лет Лермонтов встретился с Варенькой и понял, что она любит его и невыносимо страдает. Они долго смотрели в глаза друг другу. «Я не могу без тебя жить», - говорили её глаза. «И я без тебя», - читала она в его помрачённом тоской взоре… Они прощались. И чувствовали, что навсегда. На этих словах ведущего Лермонтов и Варенька поворачиваются друг к другу, сближаются, потом берут друг друга. Музыка – они уходят со сцены. Чтец 4. Они прощались навсегда, Хотя о том пока не знали. Погасла в небе их звезда, И тихо свечи догорали. «Я обещаю помнить вас… Дай бог дожить до новой встречи…» И каждый день, и каждый час Звучать в нём будут эти речи. Она его не дождалась, С другим печально обвенчалась. Он думал: «Жизнь не удалась…» А жизнь лишь только начиналась. Он ставит в церкви две свечи. Одна – за здравие любимой, Чтоб луч её мерцал в ночи, Как свет души его гонимой. Свечу вторую он зажёг За упокой любви опальной. И , может, пламя горьких строк, Зажглось от той свечи печальной? Две горьких жизни… Два конца… И смерть их чувства уравняла, Когда у женского лица Свеча поэта догорала. Девушка выходит читать с двумя свечами. Сначала она обращается в зал и указывает на ушедших партнёров- Лермонтова и Лопухину, затем, на словах о свечах она зажигает от стоящих в подсвечниках свечей две свечки. Одну ставит в свободный одинарный подсвечник, вторую держит в руках. На последних строках стихотворения она тушит свечу, которая у неё в руках. Задержавшись на секунду, уходит под нежно-трагическую мелодию. 
Ведущий 3. Кавказ стал поэтической родиной Лермонтова и его последним пристанищем. Там, под пулями, в дыму сражений создаются его лучшие стихотворения, поэмы, первый в русской литературе реалистический роман в прозе «Герой нашего времени». Его творения становятся известными широкой общественности. Возвратившись из ссылки в 1838 году, Лермонтов имел невероятный успех в свете и при дворе. Но вот дуэль с сыном французского посла Барантом – и снова ссылка на Кавказ. Ведущий 4. Перед отъездом Лермонтов случайно попал к знаменитой гадалке Киргоф. Он спросил у нее, выпустят ли его в отставку, оставят ли в Петербурге? Киргоф, раскинув карты, предсказала, что Лермонтову никогда больше не бывать в Петербурге и что ожидает его другая отставка, «после коей уже ни о чем просить не станешь». Лермонтов посмеялся такому гаданию, но в груди его похолодело. Он почти поверил этому. Ведущий 3. Не помогли хлопоты бабушки ни у царя, ни у Бога. Снова предстояла дорога. Лермонтов не знал о секретном предписании, которое вскоре будет послано вдогонку за ним, с указанием ни под каким видом не удалять поручика Лермонтова из полка и не прикомандировывать к экспедициям, чтобы отрезать всякий путь к выслуге. Выходит из ряда сидящих чтец. Чтец 1(задумчиво в первой части и с негодованием во второй): Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ, И вы, мундиры голубые, И ты, им преданный народ. Быть может, за стеной Кавказа Сокроюсь от твоих пашей, От их всевидящего глаза, От их всеслышащих ушей. Ведущий 4. Лермонтов был храбрым офицером. Но погиб он не в пылу сражений, не от руки горца. Его убийцей стал товарищ по юнкерской школе, человек, с которым Лермонтов поддерживал дружеские отношения вплоть до того рокового, страшного дня – 15 июня 1841 года. Разыгрывает сцена гибели Лермонтова. Выходят на сцену несколько групп участников: они шумят, разговаривают, делятся на несколько кружков. В одном – Мартынов, напыщенно одетый, во втором – Лермонтов. Звучит вальсовая мелодия как сопровождающий фон. Ведущий 3. Накануне офицеры, отдыхающие в городе, собрались в доме Верзилиных. Звучала музыка, многие танцевали. Вдруг музыка умолкла, и все явственно услышали слова «горец с большим кинжалом», сказанные Лермонтовым о своем юнкерском друге Мартынове. Музыка замолкает. Ведущий 4. Мартынов побледнел, закусил губы, глаза его сверкнули гневом; он подошел к Лермонтову и произнес: В это время Мартынов подходит к Лермонтову. Он полон гнева, в руках держит перчатку, вторая – на руке. Мартынов: -Лермонтов, я тобой обижен, мое терпение лопнуло; мы будем завтра стреляться, ты должен удовлетворить мою обиду! Лермонтов (смеясь): -Ты вызываешь меня на дуэль? Знаешь, Мартынов, я советую тебе зайти на гауптвахту и взять вместо пистолета хоть одно орудие; послушай, это оружие верное – промаху не даст, а силы поднять у тебя станет. Мартынов: -Ты не думай, что это была шутка с моей стороны. Бросает в лицо Лермонтова перчатку, разворачивается и уходит, потом Мартынов возвращается. Вальсовая мелодия замолкает после брошенной перчатки.
Ведущий 2. А Лермонтов был уверен, что это была шутка, верил, что все закончится миром. Ведущий 1. Трагедия разыгралась июльским вечером 1841 года у подножия Машука. Приближалась гроза, поэтому для поединка – небольшую и довольно покатую полянку – выбрали второпях, вблизи дороги. Условия дуэли были жестокими. Секунданты отмеряли 30 шагов, последний барьер поставили на десяти шагах, дали команду сходиться. Лермонтов остался неподвижен. Он поднял пистолет и опустил его тут же (все эти слова ведущих разыгрываются) Лермонтов: - Господа! Я стрелять не хочу! Вам известно, что я стреляю хорошо; такое ничтожное расстояние не позволит мне дать промах… Ведущий 2. Лермонтов снова поднял пистолет и выстрелил вверх. (Лермонтов это разыгрывает) Мартынов быстрыми шагами подошел к барьеру, лицо поэта в этот момент было спокойным, почти веселым… Раздался оглушительный выстрел… Лермонтов падает. Секунданты замирают.
Стоит с опущенным пистолетом Мартынов. Звучит пронзительная мелодия. Чтец5– молитва: Я, Матерь Божая, ныне с молитвою Пред твоим образом, ярким сиянием, Не о спасении, не перед битвою, Не с благодарностью иль покаянием. Не за свою молю душу пустынную, За душу странника в свете безродного; Но я вручить хочу деву невинную Теплой заступнице мира холодного. Окружи счастием душу достойную; Дай ей сопутников, полных внимания. Молодость светлую, старость покойную, Сердцу незлобному мир упования. Срок ли приблизится часу прощальному В утро ли шумное, в ночь ли безгласную, Ты восприять пошли к ложу печальному Лучшего ангела душу прекрасную. Ведущий 1. Наконец он получил отставку, и именно ту, которую напророчила известная гадалка в Петербурге. Он и мертвым еще почти год оставался на Кавказе, пока бабушка не выхлопотала разрешение царя на перезахоронение тела поручика Лермонтова в родной земле. Ведущий 2. Бабушка, от горя выплакавшая свои глаза, при встрече не могла поднять век. От слез они закрылись. Все вещи, тетради, сочинения внука, даже его игрушки, которые старушка бережно сохраняла, все она раздала, не будучи в силах видеть вокруг себя что-либо напоминавшее ей о Мишеньке. Слишком велика была боль… Выходит чтец, из ряда сидящих. Чтец2. Елизавета Алексеевна Арсеньева Внука своего пережила… И четыре долгих года Тень его Душу ей страдальческую жгла. Как она за Мишеньку молилась! Чтоб здоров был И преуспевал. Только Бог не оказал ей милость И молитв ее не услыхал. И она на Бога возроптала, Повелев убрать из комнат Спас. А душа ее над Машуком витала: «Господи, почто его не спас?!» Во гробу свинцовом, во тяжелом Возвращался Лермонтов домой. По российским побелевшим селам Он катился черною слезой. И откуда ей достало силы – Выйти за порог его встречать… Возле гроба бабы голосили. «Господи, дай сил не закричать…» Сколько лет он вдалеке томился, Забывал между забот и дел. А теперь навек к ней возвратился. Напоследок бабку пожалел. Ведущий 1. Тело поэта было перезахоронено в небольшой часовне рядом с его матерью и дедом. Здесь поэт и обрел вечный покой. Десятки тысяч людей ежегодно посещают это ставшее для всех святым место. Ведущий 2. Но есть еще одна могила, незримо связанная с именем поэта. О ней мало кто знает. Она находится в Москве под древними сводами одной из церквей Донского монастыря. Здесь похоронена Варвара Александровна Лопухина, которую с юных лет так беззаветно и преданно любил Лермонтов. И кажется нам, что и сейчас поэт ведет с ней «таинственный разговор». Послушай, быть может, когда мы покинем Навек этот мир, где душою так стынем, Быть может, в стране, где не знают обману, Ты ангелом будешь, я демоном стану! Клянися тогда позабыть, дорогая, Для прежнего друга все счастия рая! Пусть мрачный изгнанник, судьбой осужденный, Тебе будет раем, а ты мне вселенной. Музыка замолкает. Ведущий 1. Через всю жизнь мы проносим в душе образ поэта – грустного и строгого, нежного и властного, скромного и насмешливого, язвительного и мечтательного. Поэта гениального и так рано ушедшего. Он наполняет наши души жаждой борьбы, творчества и вечным исканием истины. И мы всегда будем благодарны ему за это. На сцену выходят на поклон все участники мероприятия. Звучит вальсовая мелодия из «Маскарада»