Здоровьесберегающая среда класса, как условие реализации ФГОС НОО
Здоровьесберегающая среда класса, как условие реализации
ФГОС НОО
Главными задачами современной школы являются: воспитание здоровой личности, ориентированной на здоровый образ жизни; организация такого образовательного и воспитательного процесса, который не навредит здоровью ребенку; использование доступных каждой школе средств охраны здоровья и развития школьника. Новое качество образования может быть достигнуто лишь при создании определенных условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Все это требует от нас, педагогов, особых подходов в образовании и воспитании, основанных на принципах здоровьесбережения.
Так как учебный кабинет начальной школы является постоянным местом обучения учащихся начального звена, он представляет собой особую развивающую здоровьесберегающую среду, позволяющую реализовывать ценности, цели и принципы личностно-ориентированного образования. В моём кабинете я, как заведующая кабинетом, учитель и классный руководитель, стараюсь обеспечить все условия необходимые для комфортного обучения детей, сбережения и укрепления их здоровья, личностного развития каждого ребёнка, как во время уроков, так и во время проведения внеурочной деятельности, группы продлённого дня. Ведь учащиеся моего класса проводят в нашем кабинете большую часть дня. В классе создана комфортная обстановка, которая способствует раскрытию индивидуальности каждого ученика, его творческой реализации, поощряет к развитию у школьников инициативы и самостоятельности, создает возможности для обучения школьников на основе их личной активности, без вреда их физическому и психическому здоровью.
Все учебные занятия в моём классе проводятся в режиме смены динамических поз, для этого используются специальные настольные конторки. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть стоит за конторкой, причем в носочках и на массажном коврике. Эффект от массажного коврика объясняется тем, что стопы являются своего рода проекцией всего организма и во время массажа, делается зарядка всего тела.
Ведение занятий в режиме смены динамических поз способствует сохранению и укреплению телесной вертикали, позвоночника, выработке осанки - основы энергетики человеческого организма. У ребенка формируется чувства равновесия и координации, осуществляется профилактика опорно-двигательного аппарата, профилактика заболеваний сердечно сосудистой системы, предупреждение появления близорукости.
На каждом уроке проводятся физические минутки, применение физминуток в начальной школе помогает снижению усталости у ребёнка, обеспечивает отдых и повышает умственную активность. В процессе занятия ребёнок познаёт своё тело, запоминает ритм и красоту звучания слов. Для того чтобы снять напряжение, которое вызвано долгим сидением за партой, следует выполнять комплекс занятий: потягивание, разведение плеч, вращение головой, наклоны вправо и влево, выпрямление ног. Данный вид разминки помогают получить новый заряд энергии, способствуют поддержанию восстановления органов слуха, помогают активизировать дыхание. Они так же способны поднять детям эмоциональный настрой, снять статическое напряжение, вызванное продолжительным сидением за партой.
Для профилактики зрительных нарушений используется гимнастика для глаз, а также и специальный геометрические зрительные траектории, расположенные на стене (офтальмотренажер). При работе с офтальмотренажером мы решаем следующие коррекционно-развивающие задачи:
-развитие глазодвигательных навыков: способность следить за движущимся объектом и плавно перемещать глаза от точки к точке в разных направлениях (слева на право, сверху вниз и т.д.).
- развитие периферийного зрения, расширять боковой обзор: способность видеть то, что нас окружает.
- развитие навыков пространственной ориентации: способность судить о расположении одного предмета относительно другого.
- развитие навыков зрительного анализа: способность выделять зрительное сходство и различие в размере, форме и цвете предметов.
Еще одним из приспособлений для тренировки зрения, устранения усталости и напряжения с глаз является «сенсорный крест», который висит под потолком в классной комнате. Дидактический материал подвешивается на сенсорно-дидактическом кресте к потолку, чем обеспечиваются колебательные движения наглядности, что создает повышенную эффективность зрительного восприятия.
Работа с сенсорными крестами способствует развитию речемоторной функции детей.
Предупреждает развитие рефлекса склоненной головы. Способствует более эффективному развитию глубинного и стереоскопического зрения. Активизирует нейродинамические процессы головного мозга. Способствует предотвращению зрительного утомления и зрительных расстройств.
В классе имеется умывальник с функцией подогрева воды, что позволяет полноценно проводить уроки технологии, рисования и соблюдать гигиенические правила. Для решения проблемы с чистой питьевой водой приобретён настольный кулер с подогревом воды, который очень удобен и прост в применении, благодаря этому в класс постоянно обеспечен чистой водой нужной температуры.
В классе соблюдаются нормы освещенности, так как освещение играет важную роль и оказывает значительное действие на физическое и психическое здоровье учеников. Для освещения школьной доски используется люминесцентный светильник с длинными трубчатыми люминесцентными лампами, который крепится такой светильник к стене над доской.
Для соблюдения температурного режима в классе имеется термометр настенный и электронный. До начала занятий и после их окончания осуществляется сквозное проветривание учебных помещения.
Вся мебель в классе соответствует росто-возрастным особенностям обучающихся моего класса.
Забота о здоровье детей подводит к широкому использованию в практике нестандартных уроков: уроки-игры, уроки- экскурсии, уроки – путешествия, проектная деятельность, выполнения творческих заданий, работа в группе, в паре, широкое применение ИКТ.
С внедрением ФГОС НОО в классе установлено оборудование: моноблок с встроенным программным обеспечение лаборатории «Архимед», интерактивная доска, получены цифровые микроскопы, Лего-конструкторы. Использование компьютера на уроке повышает интенсивность обучения, усиливает индивидуализацию учебного процесса.
Наглядность, возможность изменить темп и формы изучения материала, его образно-
художественное представление – все это делает компьютер незаменимым помощником учителя
в деле снижения утомляемости учащихся. С ним появились значительные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения, обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся без вреда для их психического и физического здоровья.
Таким образом, данные изменения способствовали сохранению физического здоровья учащихся, в том числе осанки, зрения; созданию надлежащих санитарно-гигиенических условий.
Умный ребенок – это здоровый ребенок. Если ребенок здоров, то он успешен в учебе. Он чувствует себя комфортно на уроке и лучше усваивает учебный материал.
15