МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА для студентов II курса среднего профессионального образования


Министерство образования и науки Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
Краснодарского края
«Тихорецкий индустриальный техникум»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Электротехника и электроника
для студентов II курса
по специальности среднего профессионального образования 270839 Монтаж, эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции
2015 г.
Рассмотрено и одобрено
на заседании педагогического совета
Протокол № ___от ________2015г.
Составлена в соответствие с
Государственными требованиями
к минимуму содержания и уровню
подготовки выпускников
по специальностям среднего
специального образования
Заместитель директора по учебной работе
«____ »______2015 г __________ Т.В. Скороходова
ОДОБРЕНО:
методическим объединением преподавателей по специальности Монтаж, эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции
Председатель Г.В. Васильев
«_____»_________________2015 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Электротехника и электроника
для студентов II курса
по специальности среднего профессионального образования 270839 Монтаж, эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции
Автор _____________ О.В.Татаринова – преподаватель электротехники ГБОУ СПО ТИТ КК
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ 4
ДОКЛАД 5
РЕФЕРАТ 11
ПРИЛОЖЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 17
ВВЕДЕНИЕСамостоятельная работа студентов является неотъемлемой частью учебного процесса в подготовке квалифицированных специалистов, способных самостоятельно и творчески решать стоящие перед ними задачи.
Настоящие методические рекомендации устанавливают общие требования к выполнению и оформлению всех видов самостоятельной работы студентов по дисциплине «Информатика» специальности 140409 «Электроснабжение (по отраслям).
Методические рекомендации ставят своей целью облегчить работу студентов по выполнению самостоятельной работы учащихся, при написании рефератов, докладов, сообщений, проработке конспектов, подготовке к практическим и лабораторным работам по данной дисциплине в соответствии с рабочей программой. В них указаны требования к оформлению работы, содержанию, указан список рекомендованной литературы.
Методические рекомендации предназначены для повышения качества обучения студентов дисциплине «Электротехника и электроника» и облегчения процесса оформления заданий по самостоятельной работе.
1 ДОКЛАДДоклад — это удобная форма изложения конкретной информации. В докладе должна ясно прослеживаться цель его составления, а содержание должно быть непосредственно посвящено исследуемому предмету.
Доклад - вид самостоятельной научно-исследовательской работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Доклад - достаточно неизученная, но довольно часто встречающаяся работа в учебных заведениях. Различают устный и письменный доклад (по содержанию, близкий к реферату).
Доклад выполняют следующие функции:
даёт возможность синтезировать и обобщить материал, по данной теме используя различные источники информации;
предоставляет список первоисточников, в которых можно уточнить, расширить информацию на интересующую тему.
Формы представления доклада:
Доклад может предоставляться как краткой форме, так и в полной форме
Структура доклада:
титульный лист (название учебного заведения, тема доклада, дисциплина, фамилия студента, группа, год) (пример оформления смотри в приложении 1);
содержание работы (с указанием страниц, номер страницы проставляется в нижнем правом углу);
выводы;
используемая литература, (включают в содержание документа).
Каждая часть начинается с новой страницы. Страницы нумеруются, начиная с первой (с Титульного листа), при этом на первой странице номер не ставится.
Рекомендуемый средний объем текста доклада содержит от 4 до 7 страниц печатных листов.
Структура краткой формы:
тезисная форма (которая позволяет сократить время сдачи доклада);
содержание краткого изложения должно представлять собой цельное и самостоятельное произведение, по которому можно совершенно четко уяснить себе суть изложенного в основном тексте доклада
Цель работы: выбрать одну тему из предложенных в «Списке тем докладов по дисциплине «Электротехника и электроника», согласовать ее с преподавателем, найти (подобрать) необходимые материалы и провести учебно-исследовательскую работу. При этом допускается использование компьютерных программно-технических средств и Интернета.
Оформление доклада
Доклад готовится в соответствии с выше сформулированными указаниями и рекомендациями, печатается на бумаге в формате А4 и сдаётся преподавателю.
Материалы готовятся в текстовом редакторе “MS Word” с использованием следующих параметров страниц:
а) размер бумаги – А4, ориентация – книжная, поля: сверху – 1,5 см, снизу – 2 см, слева – 3,0 см и справа – 1,5 см;
б) шрифт: “Times New Roman”, “обычный” размером “14”;
в) абзац с выравниванием – по ширине, отступы – равны нулю, интервалы – равны нулю, первая строка с отступом на: 1,25 см, межстрочный интервал – полуторный. Текст с автоматическим переносом слов.
Список найденных и использованных ссылок и литературы выполняется в виде нумерованного списка согласно принятым в России правилам библиографического описания.
Несколько полезных советов
Вам понадобится учесть несколько советов и следовать алгоритму, чтобы ваша работа была действительно эффективной, а доклад получился содержательным и интересным.
Сначала стоит подумать о времени, которое вы затратите на выполнение задания. Постарайтесь выделить на подготовку доклада хотя бы 2-3 дня. Как показывает практика, лучше всего заниматься изучением темы, поиском материалов и дальнейшим оформлением окончательного текста доклада в несколько приёмов. Именно так вы сможете рационально распределить время и трудиться с хорошей производительностью. Спешка всегда вредит делу, зачастую возникают непредвиденные сложности, вопросы. В итоге правильно подготовить доклад ещё сложнее. Упростите себе задачу, оставив нужное количество времени на работу.
Важный момент в любой работе, так или иначе связанной с наукой, написанием текстов, – выбор темы, осваивание заданного направления. Когда тема обозначена преподавателем, вам придётся приложить некоторые усилия, чтобы вникнуть в неё, особенно, если она вам мало знакома или показалась неинтересной. Помните, что успех работы не зависит напрямую от темы. Если вы будете готовить доклад тщательно и вдумчиво, вы в любом случае защитите его успешно. Выбирая тему самостоятельно, остановитесь на той, которая вызывает у вас искренний интерес, избегайте практического подхода. Даже если вы имеете много материалов, но направление вас не привлекает, работать будет сложнее.
Приступив к подготовке доклада, сразу подумайте, где вы станете доставать источники информации. Не нужно ограничиваться сведениями, имеющимися в Интернете. Используйте только проверенные сайты – их вам может посоветовать учитель. Обязательно возьмите минимум два источника в библиотеке, проверяйте данные по ним.
Пишите доклад самостоятельно. Изучите тему, соберите материалы, составьте текст. Не берите готовые доклады, даже если увидите хорошие варианты по вашей теме. Скорее всего, плагиат быстро обнаружит ваш педагог, а вы не получите никакой пользы от работы, не овладеете полезными навыками, не разберётесь в теме, которая может вам пригодиться. Всегда сложно отвечать на вопросы, когда доклад написан кем-то другим.
Отведите достаточное время на исследование темы. Разумеется, доклад отличается от научной работы, курсовой, но и в нём вам нужно продемонстрировать собственный подход, сложить личное мнение о проблеме. Работайте по плану: вдумайтесь в тему, разберитесь в сложных для вас вопросах, обозначьте круг базовых проблем. После просмотра разных источников выберите 3-5 основных, чтобы не запутаться в материалах, хорошо их запомнить и не отклониться от заданного направления. Выделите самое главное, касающееся вашей темы, раскрывающее её, в каждом источнике. Составьте план и только после этого начинайте писать сам текст доклада.
Подготовив черновой вариант доклада, тщательно проверьте его с точки зрения русского языка. Обратите внимание, что вам нужно выполнить несколько задач:
Разобраться в теме самостоятельно.
Показать преподавателю, что вы действительно ориентируетесь в теме и понимаете то, о чём говорите.
Рассказать всё доступно и понятно, донести суть доклада, его содержание до всей аудитории, том числе до ваших одноклассников (однокурсников), которые услышали данную информацию впервые.
Если в тексте много ошибок, смысл обязательно будет ускользать, вас не смогут понять. Педагоги тоже оценивают работу по содержанию и по оформлению. Структура текста должна быть чёткой, логичной, построение важно соотнести с раскрытием темы, излагать материал последовательно и не пропускать важные сведения. Раскрывайте непонятные термины, делайте доклад доступным.
Очень важный этап – подготовка речи. Хороший способ грамотно преподнести материал – оформить отдельно текст доклада и речь. Речь желательно сделать более краткой, чтобы она занимала 4-5 страниц (если преподаватель не обозначил другие стандарты). Тогда она будет хорошо восприниматься, а всё остальное вы сможете рассказать, отвечая на вопросы педагога. Обратите внимание, что, не зачитывая сразу весь материал, вы оставляете себе своеобразный «запас», имеете возможность хорошо ответить на дополнительные вопросы. В то же время, помните, что важно и в речи полностью раскрыть тему, не упуская узловых моментов, понятий, иначе она будет неполной. Напишите речь на листочках или напечатайте, её вам, скорее всего, можно будет взять с собой на защиту доклада.
Речь следует не только грамотно оформить, но и научиться хорошо преподносить материал, прорепетировать выступление несколько раз. Вы можете потренироваться перед зеркалом. Произносите слова чётко, правильно интонируйте, не делайте длительные и ненужные паузы, не используйте междометия. Говорить нужно в среднем темпе, не очень медленно, но и не слишком быстро, иначе слушателям будет трудно воспринимать текст. Произносите фразы спокойно, старайтесь не волноваться. Тренировки помогут вам уверенно чувствовать себя на самой защите доклада.
Подготовка доклада. Алгоритм
Как подготовить доклад правильно? Следуйте советам, действуйте по алгоритму, тогда работать будет легче, а результат порадует.
Вникните в тему доклада. Определите основные проблемы и выпишите их на отдельный листочек. Сразу подумайте, всё ли вам понятно. Уточните термины, нюансы работы у преподавателя.
Найдите источники, где вы собираетесь брать информацию. Возьмите в библиотеке хотя бы 2-3 источника, в Интернете пользуйтесь проверенными сайтами. Сверяйте сведения с печатными материалами.
Ограничивайте количество источников, иначе вы можете запутаться в материалах, потратить слишком много сил на их осваивание. Соотносите работу с объёмом доклада, сложностью темы. Если вы учитесь в школе, достаточно взять 3-5 источников, а вот студенту стоит довести их количество до 5-9.
Определите самые важные для раскрытия темы места в материалах, основные моменты. Дополните ими ваш черновик.
Составьте план доклада. Сделайте маленькую вступительную часть, обозначьте тему, кратко расскажите об источниках информации (назовите их), после основной части перейдите к вашим заключительным выводам.
Напишите черновик доклада. Не забывайте о последовательности, логичности изложения.
Прочтите текст, подумайте, соответствует ли он теме, исправьте все недочёты, ошибки.
Сделайте два варианта доклада: чистовой вариант и речь, представляющую собой сокращённую версию доклада.
Прочтите речь, доклад, проверьте на наличие ошибок.
Прорепетируйте защиту доклада, прочтите речь вслух два раза.
Действуйте в соответствии с алгоритмом, вникайте в тему, помните о рекомендациях: так вы сумеете подготовить хороший доклад, успешно его защитить.
2 РЕФЕРАТ
Реферат – краткое точное изложение содержания документа, включающее основные фактические сведения и выводы, без дополнительной интерпретации или критических замечаний автора реферата. Реферат – это самостоятельная учебно-исследовательская работа студентов, включающая обоснование темы (актуальность, анализ литературы, цель, задачи, методы исследования), содержание, заключение, список литературы. Обоснование в реферате свернуто, лаконично, схематично.
 Он предполагает письменную работу и устный доклад.
Реферат пишется популярным языком, доступным для массового чтения. Слова, смысл которых непонятен студенту, для написания реферата не употребляются.
Структура реферата:
Титульный лист (название учебного заведения, тема реферата, дисциплина, фамилия студента, группа, год). Титул несет основную представительную часть реферата, поэтому его оформление строго нормировано. Переносы слов здесь не разрешаются. Тема реферата пишется целиком, без сокращений и аббревиатур. Тема указывается та, которую студент предварительно согласовал с преподавателем. Самостоятельное изменение темы реферата не допускается. (пример оформления смотри в приложении 1);
Введение, в котором даётся краткая характеристика проблемной области по выбранной теме;
Содержание работы (с указанием страниц, номер страницы проставляется в нижнем правом углу);
Основная часть, предполагающая раскрытие темы. Она может включать, помимо описательной текстовой части, структурные схемы, рисунки, графики, диаграммы, таблицы и т.п. материалы, способствующие наиболее полному и наглядному раскрытию темы. Объем нетекстовых материалов не должен превышать одной трети общего объема основной части. Основная часть – это главная часть реферата, одноименная с избранной темой, которая рассматривается согласно плану. Основными требованиями к изложению основной части являются: соблюдение логической последовательности, раскрытие поставленной во введении проблемы, прослеживание пути ее решения на материалах источников. Весьма поднимает ценность работы представление различных точек зрения на решение проблемы и высказываемое вами отношение к ним. Основную часть реферата необходимо раскрыть в 2–3 разделах. В работе следует рассмотреть теоретические положения по исследуемой теме. В этой части освещаются различные вопросы, касающиеся избранной проблемы, раскрываются наиболее интересные ее стороны, дается оценка студентом исследуемого материала. Объем основной части реферата 6–12 страниц.
Заключение, в котором отражаются выводы по теме исследования, предложения о дальнейших работах в данной области и т.п. В заключении необходимо подвести итог всему изложенному в основной части, сделать выводы, позволяющие получить четкое и ясное представление о проделанной работе, о решении поставленной задачи. Можно очертить круг вопросов, не решенных студентом, но требующих, по его мнению, обязательного решения. Это поможет тем, кто интересуется данной темой и захочет ее продолжить.
Список использованных ссылок и литературы.
Приступая к выполнению реферата, необходимо, прежде всего, подобрать литературу по теме, изучить ее, при этом не следует ограничиваться изучением только обязательной литературы. Рекомендуется использовать материалы, публикуемые в периодической печати, вновь вышедшую литературу по вопросам данной дисциплины, источники Интернета.
Не следует дословно переписывать текст учебника или других источников. В тексте не должно быть ничего лишнего, не относящегося к теме, никаких ненужных отступлений. Соответствие содержания реферата заявленной теме составляет один из критериев его оценки. Это требует дисциплины ума и развитости мышления. Следует видеть границу между необходимым и лишним.
Приводя цитаты, цифровые данные, необходимо указывать источники, из которых они были заимствованы. Не следует увлекаться большим количеством цитат. Но важно помнить, что взятую цитату надо зафиксировать, то есть указать точно автора, название, место издания, издательство, год, страницу. Для более полного раскрытия вопроса возможно использование графического материала, таблиц, рисунков.
В процессе чтения литературы возникают собственные мысли, соображения, приходят на память примеры из жизни, прочитанных ранее книг, практики. Все это желательно сразу фиксировать, чтобы не забыть.
Выбор темы
Самый главный стратегический выбор, который вам следует сделать, – это выбор темы. Следует знать, что темы делятся на категории: одни из них требуют очень серьезной и глубокой работы и уже имеющейся научной и культурной подготовки, другие являются типовыми и предполагают написание работы среднего уровня без особых затрат времени и сил. Третьи – откровенно легкие. Поэтому при выборе темы, вы должны определиться: какая из них для вас посильна и стремитесь ли вы реализовать свои творческие амбиции. Предлагаем вам практические советы по выбору темы.
1. Не берите тему, которую вам навязывают, и к ней, что называется, не лежит душа. В большинстве случаев хорошо получается та тема, к которой вы испытываете интерес.
2. Вопреки общепринятому мнению, более общие, теоретические темы проще для написания, нежели узкоспециализированные. Первые темы легко даются студентам с широким кругозором и хорошей культурой письменной речи. Если вы не красноречивы, вам следует взять узкую тему и ее детально разработать.
3. Предпочтительно, чтобы формулировка темы была четкой и достаточно краткой. В ней не должно быть длиннот, придаточных предложений, смысловых повторов.
Составление плана
В зависимости от дидактического задания студент делит текст статьи, раздела, темы на отдельные логические законченные части и дает им название. Расположенные в определенной последовательности эти названия представляют собой вопросы плана. Составленный таким образом план может служить ориентиром для устного выступления (доклада), для письменной работы
Общие требования, предъявляемые к оформлению рефератов
Работа может выполняться на листах А4 от руки черной или синей пастой и должна быть написана аккуратно, разборчивым почерком, без сокращенных слов. Работу необходимо выполнять грамотно без орфографических и пунктуационных ошибок. Однако желателен компьютерный набор текста при соблюдении всех требований, предъявляемых к печатным видам работ.
Реферат выполняется на листах формата А4 в редакторе MS Word, шрифтом Times New Roman № 14, поля: левое – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее – 15 мм, нижнее – 20 мм, выравнивание текста – по ширине страницы, красная строка – 0,75 см, межстрочный интервал – 1,5, переносы задаются автоматически. Объем реферата составляет 9 –15 страниц, которые должны быть пронумерованы. Каждую новую главу следует начинать с новой страницы, равно как и другие основные структурные элементы работы.
Не допускается изложение материала сплошным текстом. На каждой странице должны быть как минимум два абзаца. Каждый новый абзац начинается с красной строки. Не допускаются сокращения слов, выражений, фамилий, а также использование аббревиатур, которые не являются общеупотребляемыми.
Правила нумерации страниц
Страницы нумеруются арабскими цифрами. Номер страницы ставится в правом нижнем углу без точек. Титульный лист и содержание включаются в общую нумерацию отчета, но на них номер страницы не ставится. Таким образом, нумерация реферата начинается со страницы 3 и эта цифра впервые проставляется только на первой странице основной части. Последняя страница реферата, согласно которой определяется объем самой работы – последняя страница библиографического списка.
Оформление заголовков
Текст реферата делится на разделы и подразделы. Заголовки позволяют структурировать текст. Заголовки разделов должны быть расположены по центру заглавными буквами. Точки не ставятся после нумерации и названий разделов и подразделов. Расстояние между заголовками разделов и подразделов составляет полуторный интервал, как и для самого текста. Текст от заголовка отделяется пробелом. Никакие выделения заголовка не допускаются. Переносы слов заголовка не допускаются. Наименование разделов «ПЛАН», «БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК» выполняются на отдельной строке прописными буквами и не номеруются. Наименования разделов и подразделов должны быть краткими и содержательными.
Для защиты реферата предоставляется 5–7 минут, после чего студент должен быть готов ответить на вопросы преподавателя или своих сокурсников относительно содержания представляемой им работы. Защита рефератов может проходить в форме мини-конференции, что оживит процесс и создаст творческую обстановку, способствующую самосовершенствованию.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Пример выполнения титульного листа доклада
Министерство образования и науки Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
Краснодарского края
«Тихорецкий индустриальный техникум»
ДОКЛАД
по дисциплине «Электротехника и электроника»
Тема: «Энергетические соотношения в цепях постоянного тока»
Выполнил:
Студент 2 курса
Группы 2.12
Петров Александр
2012 г.
Список использованных источников
Халин С.М. Методика публичного выступления: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. Тюмень: Тюменский гос. ун-т, 2006.
Корнеги Д. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. – М.: Панпринт, 2008. –С. 188.
Беляков Е.В. Подготовка и использование презентаций в учебном процессе / http://belyk5.narod.ru/Present.htm.
Рекомендации по самостоятельной работе студентов, подготовка докладов, рефератов и психологического заключения. http://cde. spmu.runnet.ru/academicNT/
Методика подготовки устного выступления zelenkov.ucoz.ru›OSANU/ seminar_5_ustnoe_