Конспект урока музыкального искусства в 5 классе по теме «Народные музыкальные инструменты в сказках»
Крымский республиканский институт
последипломного педагогического образования
Учебный практикум
Работа слушателя КПК
учителей музыкального искусства
Семенюк Марии Петровны
Учителя общеобразовательной школы № 5
г. Симферополя
Преподаватель-консультант
__________________________
Симферополь, 2014 год
Тема 1: Музыка как вид искусства.
Урок № 10: Народные музыкальные инструменты в сказках.
Тип урока: углубление и закрепление знаний
Музыкальный материал:
Фрагменты звучания народных инструментов: бандура, цимбалы, волынка, сопилка, чонгури, кобза.
Грузинская сказка «Чонгурист» видео
Муз. М. Балеми, вірші М. Воньо і П.Карася
«Козацькому роду нема переводу»
Цель: расширять представления учащихся о народных инструментах
Задачи:
Образовательная
- познакомить учащихся с народными музыкальными инструментами.
- закрепить понятия: Кобза, Бандура, Цимбалы, Сопилка, Волынка, Чонгури.
- мотивировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению музыки разных народов, музыкальной народной мудрости.
Развивающая
- формировать навыки слушания музыки, умение анализировать настроение музыкального произведения;
- развивать вокально-певческие навыки, музыкальный слух, память, мышление.
Воспитательная
- воспитывать чувство толерантности;
- способствовать воспитанию эстетического восприятия музыкальной культуры.
Оборудование: слова для характеристики настроения музыки; видеоряд с изображением народных инструментов; видеоряд музыкальных фрагментов звучания народных инструментов; раздаточный материал (тексты песен).
Эпиграф: « Твори добро на всей земле.
Твори добро другим во благо…»
А. Медведев
«Чтобы поверить в добро, надо начать его делать»
Л.ТолстойХод урока.
Ученики входят в класс под музыкальное сопровождение, звучание бандуры.
Музыкальное приветствие.
Сегодня мы будем говорить о народных музыкальных инструментах. Музыка является неотъемлемой частью различных народов и сопровождает людей во всех сферах их жизни.
Демонстрация презентации.
Слайд 1,2
Бандура — украинский народный струнный щипковый музыкальный инструмент, имеет овальный корпус и короткий гриф. Струны (на старых инструментах — 12-25, на современных — 53-64) частью натягиваются над грифом (так называемые бунты, более длинные, низко звучащие), частью же прикрепляются к деке (так называемые приструнки, более короткие, звучащие высоко).Строй бандуры смешанный, в нижнем регистре квартово-секундовый, в верхнем преимущественно диатонический, в современных инструментах — хроматический. Играют на бандуре, перебирая струны пальцами с надетыми специальными напёрстками или без них.
Происхождение
Бандура — инструмент очень древнего происхождения, так как имеет сходство с инструментами восточных народов, например, китайской и индийской баною. Бандура напоминает собой испанскую гитару и имеет сходство с пандорой, на которой греческие рапсоды воспевали подвиги своих героев, а также с бзурою, народным инструментом крымских татар.
Прослушайте звучание Бандуры. (звучит музык.фрагмент)
Слайд 3
Цимба́лы — струнный ударный музыкальный инструмент, который представляет собой трапециевидную деку с натянутыми струнами. Звук извлекается ударами двух деревянных палочек или колотушек с расширяющимися лопастями на концах.
Распространены в восточноевропейских странах, таких как Беларусь, Молдавия, Украина, Румыния, Венгрия, Польша, Чехия, Словакия. Похожий инструмент встречается в Китае, Индии и других странах Азии.Предлагаю вашему вниманию видео. (видео звучание цимбал)
Слайд 4
Ко́бза́ — украинский HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D1%8E%D1%82%D0%BD%D1%8F" лютнеподобный струнный щипковый музыкальный инструмент с 4-мя (и более) парными струнами. Кобза состоит из корпуса и грифа, на грифе расположены 8-10 навязных ладов, с помощью которых на каждой струне можно получить звуки хроматической гаммы. Также были инструменты без ладов
Прослушайте музыкальный фрагмент в исполнении кобзы. (звучит музыкальный фрагмент).
Слайд 5
Сопилка — народный духовой музыкальный инструмент, в Украине известный с княжеских времен. Изготавливается из калиновых веток, бузины и др. длина достигает 30-40 см, внизу просвердивали 5-6 отверстий. В настоящее время распространена так называемая «концертная» сопилка отличается от народной тем, что имеет 10 отверстий и хроматический звукоряд.
Прослушайте музыкальный фрагмент в исполнении сопилки.
Слайд 6
Волы́нка — традиционный музыкальный духовой инструмент многих народов Европы и Азии. Представляет собой воздушный резервуар, который, обыкновенно, делается из воловьей (откуда и название), телячьей или козьей шкуры, снятой целиком, в виде бурдюка, зашитой наглухо и снабженной сверху трубкой для наполнения меха воздухом, с прикрепленными снизу одной, двумя или тремя игральными язычковыми трубками, служащими для создания многоголосия.
Прослушайте как звучит волынка. (музыкальный фрагмент).
Слайд 7
Чонгури (груз. ჩონგური; HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D0%B7%D0%B3%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA" лезг. чуьнгуьр) - грузинский 4-струнный щипковыймузыкальный инструмент. Корпус грушевидный, внизу усечённый. Корпус делается из разных пород дерева — шелковицы, ореха. Шейка длинная с навязными или врезными ладами, завершается изогнутой головкой с 3 колками, несущими 3 основные струны; 4-я (короткая) струна крепится к колку, находящемуся сбоку, на середине шейки, на уровне 12-го лада, и служит своеобразным высоким бурдоном. Струны шёлковые (или из капрона). Строй преимущественно ре, соль, си 1-й октавы,ре 2-й октавы. На чонгури играют главным образом женщины, аккомпанируя пению; усовершенствованные чонгури используются в оркестре грузинских народных инструментов.
Существуют два типа чонгури — ладовый и безладовый. Играют на чонгури пальцами, вертикально поставив инструмент на левое колено.
Послушайте фрагмент звучания инструмента чонгури
Народные музыкальные инструменты часто используют в сказках. Сегодня на уроке мы послушаем грузинскую народную сказку Чонгурист.
(видео сказка Чонгурист)
Вопросы:
- О каких народных музыкальных инструментах сегодня мы говорили на уроке?
- О чём грузинская сказка Чонгурист?
- Какие сказки вы знаете, где используют народные музыкальные инструменты?
Распевка 1. Оформление гласного звука со слогами: Ми, ме, ма, мо, му;
2. Вокально- ладовые упражнение.
Разучивание песни Муз. М. Балеми, слова М. Воньо и П.Карася
«Козацькому роду нема переводу»
Ребята, предлагаю вам прослушать песню в исполнении Академического казачьего ансамбля песни и танца «Козаки Поділля».
- Какой художественный образ создали поэт и композитор?
Рефлексия
1. Я сегодня на уроке узнал…
2. Мне сегодня понравилось…
3. Я хотел бы изменить…