Урок ИЗО на тему Аппликация Осенний ковёр (коллективная работа)
Тема: Аппликация «Осенний ковёр» (коллективная работа).
Цель: Знакомство детей с декоративной аппликацией.
Задачи:
Создать эмоциональный настрой, интерес заниматься декоративной аппликацией .
Учить детей выбирать нужные листочки в соответствии с образцом или собственным замыслом, чередуя по форме (цвету или размеру), равномерно располагать и наклеивать их на листе, выбранной формы.
Закрепить ранее приобретенные навыки подбора и наклеивания сухих листьев в определенном порядке; аккуратно использовать клей и салфетку;
Развивать у детей умения композиционного построения рисунка (ориентировку в форме изображения, чувство ритма и глазомер).
Развивать творческие способности и воображение детей.
Оборудование: для учителя – слайды или фотографии земли, усыпанной листьями, обои; для учащихся – цветная бумага, лоскутки ткани, клей, клей-гель с золотистыми блёстками.
Ход занятия:
I.Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности класса к уроку.
II. Беседа по теме урока.
- Сегодня мы продолжаем путешествие в страну художественных материалов. Какие из них вы уже знаете, чем работает художник? (Гуашь, восковые мелки, акварель, природные материалы). Любой из этих материалов в руках художника становится превосходным средством выражения своего видения красоты окружающего мира.
- Какое время года вам больше нравится, почему?
А я очень люблю осень. Осень – это чудо! Это добрая волшебница, которая промчалась в золотой карете и всю землю разукрасила яркими красками.
Поэт И.Бунин написал:
Лес, точно терем расписной –
Лиловый , золотой, багряный.
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной…
Осенью лес не только красив, но ещё полон жизни и щедр. Идёт человек с корзинкой, ступает чуть слышно…ведь лес не любит шума и не любому расскажет о себе и откроет свои кладовые. Но знатока он всегда наградит полной корзинкой крепких грибов, красной калиной, вкусной клюквой, откроет всю свою редкую нерукотворную красоту.
Кружат листья над дорожкой,
Лес прозрачен и багрян…
Хорошо бродить с лукошком
Вдоль опушек и полян!
Мы идём, и под ногами
Слышен шорох золотой,
Пахнет влажными грибами,
Пахнет свежестью лесной.
Такие строки написал об осени А. Болонский.
- О каком природном явлении пишет поэт? (о листопаде).
- Как падают листья? (Кружатся; летят, кувыркаясь под дуновением ветра; плавно и торжественно опускаются на землю).
- Первыми облетают берёзы и липы, за ними осины, клёны и остальные деревья. У каждого листочка свой наряд , своя краска. Какого цвета листья липы и берёзы? (жёлтого).
- У каких деревьев листья красные, пунцовые? (У рябины и вишни).
- А какого цвета у осины? (Оранжевые и багровые.)
А вот сирень, ива и ольха остаются зелёными, но после холодных осенних дождей чернеют. Недолго красуются деревья в своих нарядах. Ветер закружит в пёстром хороводе их красоту и уронит на землю.
- Как лежат листья на земле? (Группами и в одиночку).
Упавшие листья создают красивый, сказочный ковёр. Он может быть разным: коврик из танцующих листьев, из листьев, запутанных ветром. Закрученных вихрем, или коврик из плавно опускающихся на землю листьев. Украшением такого коврика могут стать грибы и ягоды.
(Учитель показывает слайды или фотографии земли, усыпанной осенними листьями).
Приглашаю вас в осенний лес.
Физкультминутка.
Мы присели под кусток,
Чтобы отыскать грибок.
Встали. Потянули спинку.
Вновь шагаем по тропинке.
(Приседания.)
А теперь вращаем ручки,
Словно разгоняем тучки.
Гоним их вперёд-назад,
По двенадцать раз подряд.
(Вращение прямых рук назад и вперёд).
Приседаем ниже, глубже,
Как лягушка в тёплой луже.
Прыг – и нету комара!
Вот весёлая игра.
(Из глубокого приседа прыжок вверх.)
Отдохнули, порезвились
И на стулья опустились.
- Понравилась прогулка? Веселее гулять одному или с друзьями? Наверное, и трудиться вместе интереснее. Сегодня вам предстоит выполнить коллективную работу. А поэтому нужно помнить об уважении друг к другу, бережном отношении к труду своих одноклассников.
IV. Творческая практическая деятельность учащихся.
Выполнять работу будем по рядам. Каждый получает бумагу (обои или тонированная бумага), на которой вам предстоит составить осенний ковёр из листьев. Листья можно вырезать из бумаги, ткани нужного оттенка. Можно сделать обрывную аппликацию. Помните, что лучше сделать листья разных размеров и форм.
(Учитель показывает несколько вариантов получения красивых листьев из разных материалов. Можно прожилки на листьях нарисовать тонким фломастером, краской-гелем золотого цвета или смять бумагу по линии прожилок.)
V. Итог урока.
Выставка и анализ работ.
Листопад! Листопад!
Лес осенний конопат.
Налетели конопушки,
Стали рыжими опушки.
Ветер мимо пролетал,
Ветер лесу прошептал:
- Ты не жалуйся врачу,
Конопатых я лечу:
Все рыжинки оборву,
Побросаю их в траву!
- Какая красота получилась!
Рефлексия.
- Что такое аппликация?
- Что узнали нового?