Конспекты уроков по русскому языку для 5 класса «Лексика и фразеология»
СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
К ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ
РУССКОГО ЯЗЫКА
В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ
«Лексикология и фразеология»
Пояснительная записка.
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физических особенностей обучающихся.
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования (личностным, метапредметным, предметным).
Деятельностный подход –это обучение, реализующее принцип деятельности, а именно включение обучающегося в учебно-познавательную деятельность
(т.е. «открытие» им нового знания).
Задача педагога сформировать у учащихся умение учиться, организуя работу детей так, чтобы они «додумались» до решения ключевой проблемы и нашли пути «как надо действовать».
Компоненты учебной деятельности:
учебная задача, ориентированная на поиск нового способа действия;
учебные действия (разрешение учебной задачи, « открытие»);
действия самоконтроля и самооценки(сами оценивают результаты и осознают продвижение вперед).
Учебная деятельность состоит из 3 этапов:
информационно-ориентированный (ориентировка):
а) читаем;
б) наблюдаем;
в) слушаем.
операционно-исполнительский ( исполнение):
а) классифицируем;
б) обобщаем.
контрольно-коррекционный(контроль):
а) самооценка;
б) самоконтроль.
(Рассмотри – выдели – докажи).
Этапы урока:
Поиск учебной задачи.
Поиск открытого нового способа действия ( активная деятельность на уроке).
Решение частных задач.
Контроль и коррекция.
Развернутое оценивание.
Конспект уроков по русскому языку в 5 кассе
по теме «Лексикология и фразеология»,
основанных на использовании
системно-деятельностного подхода.
Планируемые результаты.
1. Личностные умения:
проявлять интерес к употреблению многозначных слов и тропов в речи;
проявлять позитивное отношение друг к другу.
2. Метапредметные умения:
познавательные:
- умение ставить и формулировать учебную задачу;
регулятивные:
умение выполнять учебное задание в соответствии с целью.
коммуникативные:
умение высказывать свое мнение;
умение работать в группе, нести личную ответственность за выполнение коллективной работы
3. Предметные умения:
умение использовать многозначные слова в разных значениях, находить в текстах и употреблять в речи изобразительно-выразительные средства.
Оборудование:
Проектор, демонстрационный экран,
Толковый словарь русского языка.
Первый урок по теме «Слова однозначные и многозначные».
Цели урока:
повторить и углубить сведения о лексикологии как разделе лингвистики;
дать понятие о группах слов с точки зрения их смысловых связей, употребления в речи, происхождения:
.
Ход урока.
I. Организационный момент.(1 минута)
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. «Хочу, потому что могу» (у учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность)
Доброе утро ребята! Сегодня на уроке нам предстоит потрудиться.
II. Актуализация прежних знаний и способов действия по теме «Лексическое значение слова» (подготовка учащихся к активному восприятию нового материала)5 минут.
Цель: повторение изученного материала , необходимое для «открытия нового знания», возбуждение желания познать то, что предстоит изучить, выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Поэт С. Наровчатов писал: «Чем сложнее становилось человеческое общество, тем сложнее и богаче становился язык»
Объясните, о чем хотел сказать поэт.
В каком значении употреблено слово богаче.
III. Постановка учебной задачи.
Цель: обсуждение затруднений, проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить.
С древности в нашем языке сохранилось множество выражений, которые мы, не задумываясь употребляем в речи и, не догадываемся об их истинном значении и происхождении. Сегодня на уроке нашим учителем будет Толковый словарь русского языка.
- Что изучает лексикология?
Что называется лексикой?
Каково назначение толкового словаря?
Что такое лексическое значение слова?
Как вы думаете чему новому нам сегодня предстоит научиться (умение различать однозначные и многозначные слова, и употреблять многозначные слова в разных значениях)
Итак, целью нашего урока является (учащиеся проговаривают цель урока)
IY. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)
Цель: решение устной задачи и обсуждение проекта ее решения(7-8минут)
Какие есть предположения?
(дети высказывают свои предложения по решению поставленной задачи).
Учащиеся читают теоретический материал в учебнике и рассказывают друг другу в парах.
V. Первичное закрепление.Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала (5 минут)
Из толкового словарика выписать по 3 многозначных слова и объяснить их лексические значения, иллюстрируйте значение слов. (Учащиеся работают в парах и производят самопроверку).
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: каждый учащийся должен сделать вывод для себя, что он уже умеет.
(5 минут)
Небольшая самостоятельная работа выполняется письменно.
Составьте и запишите предложения с многозначными словами: жаворонок, конь, огонек.
Употребляя их в разных значениях и используя такую форму записи: сущ. - это сущ., выполняя задание пользуйтесь толковым словариком. В предложениях выделите грамматические основы.
Учащиеся производят самопроверку (на экране)
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
(8минут)
Значение какого многозначного слова иллюстрируют фотографии? Проверьте свои предположения по толковому словарику. Составьте и запишите 2 предложения, употребляя это слово в различных значениях. (даны фотографии на экране или в учебнике).
Учащиеся выполняют задание, которые содержат новое понятие.
Сданными словами составьте и запишите словосочетания. Подчеркните прилагательные, которые употреблены в переносном значении.
Теплый( комната, зима, встреча, слова, взгляд). Горький ( мысли, лекарство, перец, слова). Прямой (линия, дорога, человек). Острый ( нож, ум, язык, копьё).
Учащиеся выполняют задание в котором, новое знание используется вместе с ранее изученным.
VIII. Рефлексия деятельности.(итог урока)
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. (2-3 минуты).
Какую задачу ставили?
Удалось решить поставленную задачу?
Каким способом?
Какие получили результаты?
Что нужно ещё сделать?
Домашняя работа . С помощью картинок или рисунков покажите лексическое значение слов: звезда, ирис, котик, слон.
Второй урок по теме « Переносное значение слова. Тропы.» Цели урока:
- формировать умение употреблять многозначные слова в разных значениях;
повторить и углубить сведения о переносном значении слова;
познакомиться с различными тропами.
Ход урока.
I Организационный момент.(1 минута)
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. «Хочу, потому что могу».(у учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность)
Доброе утро ребята! Сегодня на уроке нам предстоит поработать.
Что пригодится для успешной работы. (дети высказываются)
Взаимопроверка домашнего задания .II Актуализация прежних знаний и способов действия по теме «Лексическое значение слова» и «Однозначные и многозначные слова» (подготовка учащихся к активному восприятию нового материала) 5 минут.
Цель: повторение изученного материала, необходимое для «открытия нового знания», возбуждение желания познать то, что предстоит изучить, выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Прослушайте стихотворение Михаила Яснова «Кто несет» и выпишите глагол нести в составе словосочетаний.
Поясните, в каких значениях использован этот глагол.
Кто несет.
Семен портфель несет в руке.
Павлуша – двойку в дневнике.
Сережа сел на пароход –
Морскую вахту он несет.
Андрюша ходит в силачах –
Рюкзак несет он на плечах.
Задиру Мишу Петр побил –
Несет потери Михаил.
Степан не закрывает рот –
Он чепуху весь день несет!
Проверка и оценивание результатов своей работы.
III Постановка учебной задачи.Цель: обсуждение затруднений, проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить.
Почему возникли затруднения?
Чего мы ещё не знаем?
Как вы думаете чему новому нам сегодня предстоит научиться ( быстро и безошибочно различать однозначные и многозначные слова, и употреблять многозначные слова в разных значениях)
Итак, какую цель вы для себя поставите на данном уроке. (учащиеся проговаривают цель урока)
Что необходимо знать, чтобы добиться поставленной цели. (Дети вспоминают сведения и совместно с учителем составляют схему, по изученному материалу).
Поэты и писатели находят свежие, неожиданные, точные средства передачи своих мыслей, чувств, эмоций, настроения. Помогают им в этом средства художественной изобразительности ,созданные на основе переноса слова.
IY «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)
Цель: решение устной задачи и обсуждение проекта ее решения (7-8минут)
Какие есть предположения
(дети высказывают свои предложения по решению поставленной задачи).
Групповая работа по обобщению всех сведений (теореритеский материал, схема, индивидуальные творческие работы). Каждая группа предьявляет свои гипотезы.
V Первичное закрепление.Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала (5 минут)
Фронтальная работа.
Что нового узнали об использовании слов в переносном значении
Объясните, какое слово употреблено в переносном значении.
Колючая вода.
Любит ежонок вишневый компот
И молоко с удовольствием пьет.
А газировку не пьёт никогда –
Очень колючая эта вода.
Комментирование задания.
VI Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.Цель: каждый учащийся должен сделать вывод для себя, что он уже умеет.
(5 минут)
Небольшая самостоятельная работа выполняется письменно.
Прочитайте стихотворение, докажите, что в нем использована метафора.
Учащиеся работают по учебнику и выполняют упражнение, попутно находят слова с чередующимися корнями.
Учащиеся производят самопроверку (на экране).
VII Включение нового знания в систему знаний и повторение.(8минут)
Догадайтесь, лексическое значение какого многозначного слова обыгрывается на рисунке. Проверьте свои предположения по толковому словарику. Подготовьте устный рассказ о том, что случилось с Васей (даны фотографии на экране или в учебнике).
Спишите, подчеркните слова, употребленные в переносном значении. Найдите метафоры, олицетворения и эпитеты.
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона.
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани.
3) Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
Учащиеся выполняют задание, которые содержат новое понятие.
VIII Рефлексия деятельности (итог урока.)Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. (2-3 минуты).
Какую задачу ставили?
Удалось решить поставленную задачу?
Каким способом?
Какие получили результаты?
Где можно применить новые знания.
Что у нас сегодня получилось лучше всего.
Что нам нужно сделать ещё.
Объяснение и запись домашнего задания.
В зависимости от оценки своих результатов выполните домашнюю работу по выбору:
Упр. 465(употребите слова так, чтобы получилось олицетворение);
найти в текстах художественной литературы примеры тропов.
Третий урок по теме «Роль тропов в художественном тексте. Лексический разбор»
Цели урока:
отрабатывать умение опознавать и различать тропы, определять их роль в художественном тескте;
познакомить с планом лексического разбора и формировать умение проводить лексический анализ слов.
Ход урока.
I Организационный момент.(1 минута)
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. «Хочу, потому что могу».(у учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность)
Доброе утро ребята! Сегодня на уроке нам предстоит серьёзно потрудиться. Пожелайте друг другу успехов, используя слова в переносном значении.
II Актуализация прежних знаний и способов действия по теме «Лексикология»
2 (подготовка учащихся к активному восприятию нового материала) 5 минут.
2 повторение изученного материала , необходимое для «открытия нового знания», возбуждение желания познать то, что предстоит изучить, выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Объясните, значение эпитета К.Г.Паустовского к теме «Лексикология и фразеология».
«Нет ничего такого в окружающей нас жизни, чего нельзя было бы передать русским словом».
Учащиеся объясняют эпитет.
Учащимся, выполнявшим индивидуальные домашние задания, предлагается сделать сообщения о средствах художественной изобразительности.
Возникают затруднения.
III Постановка учебной задачи.Цель: обсуждение затруднений, проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить.
Почему возникли затруднения в домашней работе?
Чего мы ещё не знаем?
Как вы думаете чему новому нам сегодня предстоит научиться (научиться опознавать и различать тропы, определять их роль в художественном тексте )Итак, какую цель вы для себя поставите на данном уроке? (учащиеся проговаривают цель урока)
Что необходимо знать, чтобы добиться поставленной цели?
IY «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)
Цель: решение устной задачи и обсуждение проекта ее решения (7-8минут)
Какие есть предположения
(дети высказывают свои предложения по решению учебной задачи)
Прочитайте и сравните два текста, сделайте выводы (работа в парах).
V Первичное закрепление.Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала (5 минут)
Фронтальная работа.
Что нового узнали об использовании тропов?
Объясните, в каком тексте слова употреблены только в прямом значении, а в каком и в прямом и в переносном значении?
Учащиеся комментируют ответы.
VI Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.Цель: каждый учащийся должен сделать вывод для себя, что он уже умеет.
(5 минут)
Небольшая самостоятельная работа выполняется письменно.
Запишите поэтическую зарисовку Эммы Мошковой и опишите картину, возникшую в вашем воображении, не используя изобразительно-выразительных средств. Объясните, что изменилось?
Снова со всех дорожек
Ветер лето сметает.
Сел на скамейки дождик
И никого не пускает…
VII Включение нового знания в систему знаний и повторение.(8минут)
Объясните в каком значении используется слово золотой и сочетание золотой дождь в первом тексте
Найдите во втором тексте слова, которые передают то же самое значение, что и золотой дождь. Сделайте выводы.
«Кто больше» подберите как можно больше эпитетов к слову ДАЛЬ.
Грамматическое задание по тексту.(выделить корни, отметить грамматическую основу, объяснить постановку знаков препинания)
VIII Рефлексия деятельности (итог урока.)Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. (2-3 минуты).
Какую задачу ставили?
Удалось решить поставленную задачу?
Какие получили результаты?
Где можно применить новые знания.
Что нам нужно сделать ещё.
Объяснение и запись домашнего задания.
В части 3 найти план лексического разбора и сделать разбор слов из предложения «Задремали звезды золотые…»