Программа внеурочной деятельности «Лексика и фразеология» 5 класс


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Новогеоргиевская средняя общеобразовательная школа Октябрьского района»
Рассмотрено
на заседании педагогического совета
Протокол №…
от …. …….. 2015 г. Согласовано
заместитель
директора
Е.П. Киселенко
«….» …… 2015 г.
…………………….

Утверждено
директор
Т. Н. Бочкова
от «….» …… 2015 г
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Программа внеурочной деятельности
«Лексика и фразеология»
5 класс
Выполнила:
Клименко Г.С.
2015 – 2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа рассчитана на углубленное изучение русского языка с одаренными учащимися. Занятия дают учащимся представление о лексических значениях родного языка, расширяет, углубляет имеющееся сведения полексики и фразеологии. Благодаря углубленной работе учащиеся получат навыки использования лексического материалы в речи, что позволяет им выполнить свой словарный запас, а также повышать лингвистическую компетенцию.
Занятия по программе данного кружка имеют большое познавательное и воспитательное значение. Углубленное изучение словарного состава русского языка формирует у детей представление о необыкновенном богатстве его лексики, желание обогатить свой словарный запас, развивает языковой эстетический вкус. Занятия способствуют развитию любви к русскому языку, уважения к народу – творцу языка.
Кружок также имеет большое практическое значение. Занимаясь лексикой, учащиеся повышают культуру речи, развивают умение пользоваться справочной литературой. На занятиях обогащается словарный и фразеологический запас школьников.
Кружок способствует формированию у школьников интереса к работе исследователей языка и закладывает профессиональный интерес к занятиям лингвистикой – наукой огромной социальной значимости.
Занятия данного кружка посвящены наиболее интересному для учащихся 5 – классов разделу науки о языке – лексике. В нём рассматривается слово как единица языка, которое, обозначая реалии окружающего мира, в предложении и тексте участвует в оформлении мысли, в обмене ими между говорящими или пишущими.
Учащиеся 5 классов, пожелавших углубленно изучать лексику, интересуют в первую очередь не языковые факты (они тоже привлекают детей), а комплекс научно-лингвистических проблем: что такое слово, системные связи слов, причины изменений в семантике слов, пути пополнения словарного состава языка, связь лексики с жизнью общества и др., методика лексикологических исследований. С учётом указанных потребностей учащихся и была составлена программа занятий кружка «Лексика и фразеология».
ЦЕЛИ:
1.Расширить знания учащихся по лексикологии, полученные в ходе освоения основной программы по русскому языку;
2.Пополнить словарный запас детей;
3.Научить пользоваться толковыми словарями различных типов;
4.Заложить основу для более глубокого изучения лексикологии;
5.Развивать интерес к изучению русского языка, прививать любовь к родному слову, развивать эстетический вкус.
Предполагаемый результат
К концу изучения курса данного кружка учащиеся должны получить и уметь использовать на практике следующие знания и умения:
1. Знать определения основных понятий лексикологии, уметь находить языковые явления в тексте;
2. Уметь пользоваться толковым словарём, словарями синонимов, антонимов и омонимов, уметь определять по указанным словарям основные сведения об определённом слове;
3. Уметь использовать полученные знания в практике речевого общения.
4. Объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами ( описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);
5. Пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов;
6. Распределять слова на тематические группы;
7. Употреблять слова с соответствием с их лексическим значением;
8. Различать прямое и переносное значение слов;
9. Отличать омонимы от многозначных слов;
10. Подбирать синонимы и антонимы;
11. Использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
Личностные результаты:
умение осознавать и называть свои эмоции,
умение осознавать и определять эмоции других людей, сопереживать,
умение чувствовать красоту, и выразительность речи,
умение выразить уважение к Отечеству, языку, культуре,
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
самостоятельно регулировать тему и цели урока,
уметь составлять план ответа
определять успешность работы.
Познавательные УУД:
перерабатывать информацию.
составлять таблицу, схему, план.
пользоваться словарями, справочниками.
строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
владеть диалогической и монологической речью,
высказывать и обосновывать свою точку зрения,
слушать и слышать других,
уметь корректировать свою точку зрения,
уметь задавать вопросы,
договариваться и приводить всё к одному решению в совместной деятельности.
Учебно тематический план
№ Содержание темы Теория Практика
1 Словарное и фразеологическое богатство русского языка, его выразительно-изобразительные средства. 16 1
2 Понятие об этимологии. 4 1
3 Фразеология как раздел науки о языке. 8 4
Содержание программы
Словарное и фразеологические богатство русского языка, его выразительно-изобразительные средства.
2. Словарный состав языка. Второе значение слова «лексика».
3. Членение речи на слова. Слово и понятие
4. Состав лексики с точки зрения употребительности
5. Типы слов в языке
6. Лексическое значение слова. Словарная статья
7. Многозначность. Типы переноса значения
8. Языковые регулярные метафоры.
9. Тропы.
10. Омонимы и похожие на них языковые явления.
11. Стилистическое использование омонимов в художественной литературе. Словари
омонимов в художественной литературе. Словари омонимов.
12. Синонимы. Функции синонимов в языке.
13. Синонимический ряд. Градация.
14.Идеографическое (лексическое, смысловые) и стилистические синонимы.
15. Контекстуальные синонимы. Использование синонимов в речи.
16. Антонимы и многозначность. Роль антонимов в художественном тексте
17. Понятие об этимологии.
18. Этимологические словари.
19. Исконно русские и иноязычные слова.
20. Общеупотребительные и необщеупотребительные слова.
21. Активная и пассивная лексика.
22. Фразеология как раздел науки о языке
23. Фразеологизм и его признаки. Отличие фразеологизмов от слов и свободных
словосочетаний.
24. Семантическая слитность фразеологизмов и их лексический состав.
25. Системность фразеологизмов русского языка.
26. Употребление фразеологизмов в речи. Образность, авторские изменения фразеологизмов.
27. Происхождение фразеологизмов русского языка. Источники фразеологизмов
28. Пословицы и поговорки.
29. Крылатые слова и выражения.
30. Обобщение и систематизация изученного.
Тематическое планирование занятий
№ Тема Дата
1 Словарное и фразеологические богатство русского языка, его выразительно -изобразительные средства. 2 Словарный состав языка. Второе значение слова «лексика». 3 Членение речи на слова. Слово и понятие. 4 Состав лексики с точки зрения употребительности. 5 Типы слов в языке. 6 Лексическое значение слова. Словарная статья. 7 Многозначность. Типы переноса значения. 8 Языковые регулярные метафоры. 9 Тропы. 10 Омонимы и похожие на них языковые явления. 11 Стилистическое использование омонимов в художественной литературе. Словари омонимов. 12 Синонимы. Функции синонимов в языке. 13 Синонимический ряд. Градация. 14 Идеографическое (лексическое, смысловые) и стилистические синонимы. 15 Контекстуальные синонимы. Использование синонимов в речи. 16 Антонимы и многозначность. Роль антонимов в художественном тексте. 17 Олимпиада№1. (по темам, изученным на данном этапе) 18 Понятие об этимологии. 19 Этимологические словари. 20 Исконно русские и иноязычные слова. 21 Общеупотребительные и необщеупотребительные слова. 22 Активная и пассивная лексика. 23 Фразеология как раздел науки о языке 24 Фразеологизм и его признаки. Отличие фразеологизмов от слов и свободных словосочетаний. 25 Семантическая слитность фразеологизмов и их лексический состав. 26 Системность фразеологизмов русского языка. 27 Употребление фразеологизмов в речи. Образность, авторские изменения фразеологизмов. 28 Происхождение фразеологизмов русского языка. Источники фразеологизмов 29 Олимпиада№2. (по темам, изученным на данном этапе) 30 Пословицы и поговорки. 31 Крылатые слова и выражения. 32 Обобщение и систематизация изученного. 33 Лингвистический КВН. 34 Подведение итогов. Комплексный анализ текста (лексико-грамматический аспект). Методическое обеспечение программы
Оборудование, кадровое и методическое обеспечение программы, режим занятийДля осуществления образовательного процесса по Программе “Лексика и фразеология» необходимы следующие принадлежности:
- компьютер, принтер, сканер, мультимедиапроектор;
- набор ЭОР по тематике курса.
Принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПин, то есть 20-35 минут. Курс рассчитан на 34 часа.
Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям школьника.

Список литературы
Арсириев А.Б. Занимательная грамматика. –
Барлас Л.Г. Русский язык. Стилистика.
Бельчиков Ю.А. Лексическая стилистика.
Богданова Г.А., Равенский Ю.И. Материалы для олимпиад по русскому языку
Брагина А.А. Лексика языка и культура страны.
Будагов Р.А. Закон многозначности слова // Русская речь.
Введенская Л.А. и др. Программа факультативного курса «Лексика и фразеология русского языка»
Введенская Л.А. и др. Методические указания к факультативному курсу «Лексика и фразеология русского языка».
Виды внеклассной работы по русскому языку. / Сост. М.М.Морозова.
Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой (Материалы для внеклассной работы по русскому языку).
Калечиц Т.Н., Кейлина З.А. Внеклассная и внешкольная работа.
Кирпикова Л.В., Шенкевец Н.Л. Лингвистический кружок в школе