Пути научно – исследовательской деятельности учащихся в изучении предмета ОБЖ в условиях сельской школы.
Пути научно – исследовательской деятельности учащихся в изучении предмета ОБЖ в условиях сельской школы.
Тохтобин Александр Филиппович
учитель ОБЖ
МБОУ «Хатын – Арынская средняя общеобразовательная школа им. И.Е.Винокурова» Намский улус
Идеи интеграции научных исследований с образовательным процессом и участие педагогических работников в научной деятельности заложены в национальной доктрине развития образования Российской Федерации. Исследовательская функция рассматривается как педагогический феномен, обеспечивающий высокий профессиональный рост мастерства и качества образования. В ходе исследовательской работы у школьников формируются умения работать с научной литературой, анализировать и констатировать факты, навыки составления проблемных вопросов, развивается умение публичного выступления, самостоятельного исследования.
Стремление раскрыть себя и проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Для того, чтобы учащиеся захотели участвовать в научно – исследовательской работе, у них необходимо разбудить желание, сформировать исследовательскую мотивацию, то есть учащиеся должны захотеть решать проблемы, получать и передавать информацию, работать с литературными источниками, дискутировать и выступать с докладами, уметь слушать других и себя.
В овладении методами научного познания важная роль принадлежит самостоятельной поисковой творческой деятельности учащихся. Эти виды работ развивают у них умение наблюдать, сравнивать, обобщать, строить гипотезы и проверять их в учении, а построение педагогом системы проблемных задач для самостоятельных исследований учащихся создает условия для развития творческой активности.
Проведение научной работы заключается в целенаправленном активном восприятии учебного материала, понимании его сущности, в осмыслении причин возникновения различных явлений, их творческой переработке и применении. Он вытекает из целей и задач современной школы, признанной готовить полезных обществу людей. Кроме того, этот принцип предусматривает осмысление и творческий подход к организации учебного процесса. Чтобы учащиеся вполне сознательно овладевали научными знаниями и методами применения их на практике, проявляя при этом интерес и инициативу, необходимо оптимально благоприятное соотношение педагогического руководства и сознательного творческого труда обучаемых.
Большое внимание необходимо уделять развитию навыков самостоятельной работы учащихся при проведении научного исследования. При этом одной из главных задач учителя является руководство самообразованием учащегося. Наипервейшая задача учителя – научить учащихся учиться. В решении этой проблемы значительная роль отводится формированию у них умений и навыков самостоятельного мышления и практического применения знаний. Немаловажным является и формирование навыков самостоятельного умственного труда. Выход в решении задачи – научить учащихся учиться самостоятельно проводить исследования, приобретать знания по различным источникам информации самостоятельным путем, овладеть как можно большим разнообразием видов и приемов самостоятельной работы.
Заниматься исследовательской работой – нелегкий труд, который требует громадных творческих усилий и времени со стороны учителя и ученика. Нужен постоянный контроль за ходом исследования, результаты должны представлять интерес для общества и побуждать к дискуссиям. Работа состоит из нескольких этапов:
I этап – выбор актуальной темы, которую в силах раскрыть ученик. Тема может быть выбрана так, чтобы ученик занимался ею в длительное время. Самым главным является в выборе наличия источников литературы по теме.
II этап – обсуждение выбранной темы с руководителем и выполнение исследовательской работы: эксперименты, пробы, опыты, тестирование, наблюдение, накопление информации, ее анализ и выводы.
III этап – обработка полученной информации, осмысление и систематизация. IV этап – оформление работы (подготовка иллюстрированных материалов, приложений, таблиц, стендов.
V этап – защита исследовательской работы перед более широкой аудиторией, участие в конференциях. Данный этап подразделяется на 2 группы: пристендовая защита (7 – 10 мин); публичное выступление.
VI этап – более глубокий анализ работы, выдвижение новых проблем, вытекающих из результатов проведенного исследования.
Основные направления работы:
Включение в научно – исследовательскую деятельность способных учащихся в соответствии с их научными интересами.
Обучение и привитие навыков учащихся работе с научной литературой, формирование культуры научного исследования.
Знакомство и сотрудничество с преподавателями высших заведений республики, оказание практической помощи учащимся в проведении экспериментальной и исследовательской работы.
Организация индивидуальных консультаций промежуточного и итогового контроля в ходе научных исследований учащихся.
Привлечение научных сил к руководству научными работами учащихся.
Научная работа должна быть:
Актуальной ;
Исследовательской;
Иметь практическую значимость;
В работе должны быть следующие составляющие:
Поставлены цели и задачи;
Пути их решения;
Результаты;
Выводы;
Организация научно – исследовательской деятельности учащихся решает следующие моменты:
- знакомит с методами творческой и научной работы;
- развивает познавательный интерес, любознательность;
- развивает первичные научно – исследовательские знания и умения учащихся;
- способствует формированию научного мировоззрения;
- знакомит с методами системного анализа;
- обучает навыкам самостоятельной работы с различными источниками информации ( работа с научной специальной литературой, периодической печатью, справочниками);
- развивает умение вычленять к решать наиболее важные познавательные проблемы с учетом конкретных условий: социальных, экономических и промышленных особенностей региона;
- обучает навыкам самостоятельного применения к разработке научных методик, приборов и оборудования, проведения опытов и экспериментов;
- учит общению со сверстниками;
- дает возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях;
- решает коммуникативную проблему – важно не только знать, но и иметь соответствующие навыки и умения, чтобы правильно преподнести эти знания;
- решает психологическую проблему: преодолевает неуверенность, стеснительность.
Я хочу показать сравнительный анализ исследовательской деятельности работ моих учащихся – победителей и призеров улусной, региональной и республиканской НПК «Шаг в будущее»
С исследовательской работой «Группа крови – ключ к познанию себя» ученик 8 класса Яковлев Роман принял участие в улусной научной – практической конференции «Шаг в будущее» в 2005 году. Данная работа ученика очень актуальна в наше время. Когда мы говорим о физических особенностях того или иного человека, то в первую очередь имеем в виду его предрасположенность к болезням, обусловленную климатическими и природными особенностями тех мест, где он родился и вырос, той средой, в которой он обитает. Но разве не следует при этом также в полной мере учитывать его группу крови. В конечном счете именно она представляет собой важный опознавательный знак организма, указывающий на различие в характере биологического материала. Это обстоятельство наводит на мысль о том, что лечение больных следует проводить с учетом их группы крови, различие в сопротивляемости и побочных действий лекарств на организм человека с той или иной группой крови. Подобно тому, как биологический материал, из которого состоит человеческое тело и его специфические особенности влияют на его характер и поведение индивида, от конституции человека зависят такие особенности организма, как сопротивляемость болезням, сила или слабость функционирования, способность заниматься тем или иным видом спорта, проводить те или иные тренировки.
Группы крови служат индикатором специфических, врожденных биологических свойств организма. Исследования в этой области не представляют большой сложности, доступны, и при желании можно собрать необходимый материал. Работу Роман начал со сбора и изучения научно – методической литературы. Но из оказалось очень мало, так как на эту тему у нас в России, научно – исследовательские работы почти не проводились, если проводились, то не публиковались. Приходилось довольствоваться тем, что имелось.
Предметом нашего исследования было здоровье, характер, поведение и индивидуальные особенности людей с I (0) группой крови, так как у него самого была такая же группа крови. Практическая работа проводилась методом опроса, анкетирования учащихся и учителей школы, с вопросом «Знают ли они свою группу крови и своих родственников». По итогам исследовательской работы нами были даны рекомендации обладателям группы о (I).
Работа была проведена по всем правилам и требованиям исследовательской работы. Но с этой работой мы не смогли пройти дальше улусной конференции, но был отмечен диплом II степени на V Ксенофонтовских чтениях, г.Покровск., 2006г.Нашей недоработкой была неконкретность цели исследования, так как жизнь человека многогранна. Нужно было проводить исследование только по линиям медицины, психологии, диетологии или социологии. Для людей I (0) группы крови эта работа будет продолжена с учетом рекомендаций экспертного совета.
Винокуров Захар (дипломант III степени на региональной НПК «Шаг в будущее», в в республиканская НПК «Шаг в будущее» отмечен сертификатом (не было секции по ОБЖ). Был опубликован в брошюре «Здоровье») свою исследовательскую работу «Безопасность на дороге» начал осенью 2005 года. Эта тема очень актуальна в наше время, так как она связана с жизнью и здоровьем человека. Автомобильная трасса Нам – Хатырык проходит через с. Аппаны по центральной улице Лена, которая создавает угрозу жизни пешеходам. На этой улице находятся две школы, амбулатория, больница, детсад, три магазина, ветеринарная лечебница, дом «Арчы», 4 автобусных остановок и здание администрации. Дорога очень загружена пешеходами и автотранспортом, особенно в утреннее время. В 2004 году дорогу заасфальтировали. Количество ДТПП (столкновение авто-мото транспорта, наезды на изгороди и на крупный рогатый скот) сразу увеличились. Улица Лена стала проблематичной для пешехода, особенно в зимнее время года. В связи с этим и была выбрана тема для исследовательской работы.
Захаром была изучена и составлена характеристика на автомобильную дорогу и на улицу Лена: - ширина дороги, длина улицы, количество перекрестков;
- освещенность улицы (количество ламп работающих и неработающих);
- наличие дорожных указательных знаков и требуемое количество;
- состояние дороги (лед, снег);
Велось наблюдение за поведением пешеходов с 8.00 до 8.30 минут, в основном это школьники, идущие в школу утром: - как идут (дорогу уступают или нет);
- как реагируют на приближение автомобилей;
- какими группами идут;
- количество пешеходов;
В это же время велось наблюдение за движением автотранспорта по центральной улице Лена: - количество автомобилей: а) иномарок б) отечественных
- примерная скорость машин а) быстро б) медленно до 40 км/ч
- видимость на дороге (сумерки, туман);
- пользуются ли звуковым и световым сигналом для предупреждения пешеходов;
- при виде пешеходов притормаживают или объезжают;
Была отслежена количество ДТП на улице Лена. За последнее два года, то есть с момента асфальтирования. Были опрошены свидетели ДТП, так как в ГИБДД нам информацию не дали. Сослались на то, что не все ДТП фиксируются у них. Для выявления опасного места в с. Аппаны была проведена анкетирование тех людей, которые ежедневно ходят по улице Лена.
По окончанию исследовательской работы нами сделаны выводы и даны рекомендации главе местной администрации, органам УОВД, ГИБДД, водителям, родителям и учащимся по предупреждению несчастного случая на дороге.
В работе Винокурова Захара большая часть работы уделена самостоятельной и практической работе, что поощряется экспертной комиссией, так как учащиеся приобретают знания не только со слов преподавателя, не только из чтения книг, но из личной практики. Виды практической деятельности обучаемых многообразны и являются органическим элементом учебно-воспитательного процесса. Связь теории с практикой способствуют тому, что обучаемые не только познают действительность, но и учатся преобразовывать её.
Винокуров Арыйан (дипломант I степени на региональном НПК «Шаг в будущее», Республиканская НПК «Шаг в будущее», сертификат 2009 г.(нет секции по ОБЖ) свою исследовательскую работу «Школьный травматизм в Намском улусе» изучал в течение двух лет. Обеспечить абсолютную безопасность в повседневной жизни невозможно. За последние годы, по данным журнала регистрации несчастных случаев Намского УО в улусе зафиксировано 8 травм с различными исходами Следовательно, всегда сохраняется некоторая вероятность проявления достаточного риска и развития нежелательных событий, которые могут нанести ущерб здоровью и жизни детей. Предупреждение от несчастных случаев мы часто используем профилактические меры. Осуществляются с помощью различных методов и средств, которые были рассмотрены ранее. Изучения обстоятельств несчастных случаев и выявления их причин также дает много информации для разработки мероприятий, исключающих повторение экстремальных событий.
В школах улуса не все мелкие травмы и несчастные случаи регистрируются в «Журналах учета несчастных случаев». Не всегда пострадавшие обращаются за помощью к учителям и в лечебные учреждения. Учащиеся не умеют оказывать первую медпомощь. В больницу обращаются только в тяжелых случаях. И в связи с этим невозможно предупредить случаи возникновения травм и проводить работы по их изучению и предотвращению. Данная работа помогла бы восполнить этот пробел.
Работа Мухина Анатолия «Школьный рюкзак и здоровье» (лауреат 3 степени республиканской НПК «Шаг в будущее» 2007 г. в секции «Медицина») обуславливается наличием в школе большого числа учащихся, имеющих те или иные отклонения в состоянии здоровья. По многочисленным исследованиям последних лет, около 20% детей, приходящих в первые классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья; среди выпускных школ уже 80% нельзя назвать здоровыми.
Проблема исследования заключается в том, что чаще всего медики объясняют рост физической заболеваемости школьников многочасовыми школьными занятиями, в течение которых учащиеся чаще просто сидят за партами. При этом и медики, и учёные забывают о том, что каждый день ученикам приходится носить школьный рюкзак, тяжесть которого негативным образом сказывается на формировании растущего организма.
Эта работа актуально все время пока школьники таскают тяжелые рюкзаки в школу. Эту проблему можно решить, если бы учащиеся имели второй экземпляр учебников в школе.
Руководитель научно – исследовательской деятельности наравне со своими подопечными проходит все этапы исследовательской работы, оказывая им методическую , теоретическую, практическую и материальную помощь для достижения выбранной цели. Однако достигнуть результатов возможно, если они будут обладать готовностью к выполнению поставленной цели, которая состоит из пяти компонентов:
- желанность цели – ибо никто не будет стремиться к достижению нежеланной цели;
- убежденность в достижении цели, поскольку цели, оцененные как недоступные, не мотивируют;
- уверенность в том, что действия, которые придется предпринимать для достижения цели, будут носить нормальный и естественный характер, то есть не придется отказываться о чего-то очень ценного;
- убежденность в своих способностях достичь цели, так как любая мысль о неспособности может лишить возможности действовать;
- уверенность в заслуженности достижении цели;
В ходе исследовательской деятельности обучаемому необходимо:
- получить искомый результат;
- усвоить правила и понятно, доступно их обосновать;
- на основе добытых знаний и умений выполнить работу, использовать полученные знания из других научных источников для творческого усвоения нового содержания;
- знания полученные, в процессе исследовательской деятельности, интегрировать на занятиях по курсу ОБЖ и в повседневной жизнедеятельности, которая оставит новые задачи и требует новых знаний;
Научно – исследовательская деятельность состоит не только из теоретической и практической части, но и из пристендовой защиты доклада перед экспертной комиссией, которая должна оценить ваши труды. Используя средства наглядности, необходимо руководствоваться следующими требованиями:
- сложное по содержанию и использованию изображение должно готовиться заранее;
- перед применением средств наглядности продумать порядок и методику их использования;
- во время демонстрации средств наглядности темп объяснения замедлить, чтобы дать возможность экспертом лучше понять содержания работы;
-не озвучивать в тексте доклада то, что имеется в стенде.
Требования к докладчику. Доклад во время пристендовой защиты – это презентация работы, хорошая реклама. Не нужны большие папки. Объяснить доходчиво. Текстовая часть должна быть небольшой, так как стенд – это опорная схема. Необходимо рассчитывать время доклада на 3 (самый короткий), 5 (короткий) и 10 (нормальный) минут. К этому нужно готовиться заранее. На вопросы отвечать четко, ясно и коротко, показывая, что вы владеете ситуацией. Если вы не поняли вопроса, то необходимо попросить эксперта переформулировать вопрос. Это поощряется. Если начали доклад на русском языке, то и должны закончить на русском. Одежда имеет невторостепенное значение, она должна быть аккуратной и торжественной. Сам докладчик – немного артистичным и иметь основную мысль: «У меня самая лучшая работа и я должен отстоять её».
Научно – исследовательская деятельность обуславливается как задачами школы, так и закономерностями процесса обучения. Прочное овладение знаниями, умениями, навыками возможны только при участии всех познавательных сил учащегося и, прежде всего, восприятия, воображения, памяти, активного логического мышления. Кроме того, учащийся овладевает способностью мобилизации знаний, необходимых для обобщения усвоенного. Усвоение есть процесс постоянного углубления, уточнения и закрепление знаний, а прочные знания, умения и навыки необходимы как для продолжения образования, так и для формирования научного мировоззрения, развития способностей учащихся, подготовки к практической деятельности.
Используя научно – исследовательскую деятельность в своей работе мы, учителя физической культуры и ОБЖ, создаем эффективную систему обучения и воспитания школьников по предметам физкультура и ОБЖ, в результате:
- разрешается проблема отсутствия секции ФК и ОБЖ в НПК «Шаг в будущее»;
- повысится интерес детей к учебе, стремление к самообразованию и саморазвитию, занятию спортом;
- приобщим детей к военно – патриотической работе, любовь и уважение военной службе в Армии;
- повысится активная позиция учащихся в образовательном и воспитательном процессах;
- улучшится профориентационная работа;
И в итоге повысится рейтинг предметов физической культуры и ОБЖ. Когда повысится рейтинг и увеличится количество докладов тогда и откроются секции в НПК «Шаг в будущее».
Если мы хотим выявить и развить индивидуальные способности учащихся, надо так организовать школьную жизнь, чтобы как можно больше учащихся были привлечены к исследовательской работе. Ждать же, что способности разовьются сами, что талант сам пробьет себе дорогу – это одно и то же, что ждать погоду у моря.
Использованная литература:
Кондратьев П.П. Актуальная роль и исследовательских умений для сельских школьников. Журнал «Народное образование Якутии». 2001. №3. С. 151-153.
Попова А.А. Роль научно- исследовательской работы в изучении родного края. Журнал «Народное образование Якутии». 2004.№3. с.143-145.
Сергучева А.И. Роль научно-исследовательских работ учащихся в формировании естественно-научного мировоззрения. Журнал «Народное образование Якутии». 2001. №4. с.120-123.
Хромов Н.Н. Дидактические принципы обучения в курсе. Журнал «Основы безопасности жизни».2006. №1, 2. с18-25.
Местников Е.Н. Виды образовательной деятельности, способствующие социализации личности. Журнал «Народное образование Якутии». 2005. №4, с.105-110.
Копырина Т.Е. Научно-исследовательская работа учащихся в условиях политехнического образования. Журнал «Народное образование Якутии». 2005. №3, с.53.
Тоситака Н. Группа крови определяет судьбу вашего ребенка. М. : АСТ. 2004.
Энциклопедия для детей. Личная безопасность. М., Аванта, 2001.
13PAGE 15
13PAGE 14215