Развитие речевой компетентности учащихся при работе с текстом на уроках русского языка и литературы
Развитие речевой компетентности учащихся
при работе с текстом
на уроках русского языка и литературы
Наша эпоха эпоха положительных перемен. В настоящее время ведется становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперирования информацией, творческим решением проблем науки и практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.
Ввиду того, что понятие "культура речи" в современном обществе приобрело несколько размытый смысл, а [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], то с недавнего времени в обиход был введен термин "речевая компетентность". Именно речевая компетентность на сегодняшний день и является той категорией, которая характеризует степень развития речи. Безусловно, современное образование не может пройти мимо данной проблемы, поскольку главной задачей школы является развитие социально-активной личности.
Понятие "речевая компетентность" должно быть межпредметным, раскрывать в себе не только лингвистическую сторону, но и учитывать психологический аспект данной проблемы. Это подчеркивается современным пониманием речевой компетентности как овладением всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Основательное изучение родного языка приводит к повышению уровня языковой и речевой компетентности учащихся. Речевая (коммуникативная) компетентность это знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения своих собственных программ речевого поведения, адекватного целям, сферам, ситуациям общения. Она включает в себя знание основных понятий лингвистики речи (речеведческих) стили, типы речи, строение описания, рассуждения, повествования, способы связи предложений в тексте и т.д.; умения и навыки анализа текста и, наконец, собственно коммуникативные умения умения и навыки речевого общения применительно к различным сферам и ситуациям общения, с учетом адресата, стиля.
Принцип практической направленности русского языка на формирование умений речевого общения требует опоры на текст, который становится на школьных уроках полноправным объектом изучения как максимально информативная единица языка в речи, «интегрирующая значение всех языковых средств». Внимание к закономерностям построения текстов разных функционально-смысловых типов речи, стилей, жанров помогает ученикам создавать свои высказывания, целенаправленно отбирая языковые средства для выражения своих мыслей.
Учитель должен продумать систему работы с художественным текстом таким образом, чтобы она способствовала видению красоты слова, композиции, то есть способствовала еще и воспитанию вкуса. Одним из основных способов решения проблемы может быть лингвистический анализ текста.
Систематическое обращение к анализу текстов, опора на них будут способствовать формированию важнейшего коммуникативного умения умения создавать собственный текст. Художественные тексты, используемые учителями на уроках русского языка, являются для школьников образцом правильной и выразительной речи. Внимание к особенностям текстов, их композиции, стилистическому своеобразию должно убедить учащихся в том, как важно свободно владеть речью, осознанно строить свои высказывания. Формирование же коммуникативной и лингвистической компетентности учеников предполагает, что система обучения связной речи в школе должна основываться на положениях теории речевой деятельности. Речевая деятельность, как деятельность творческая, по данным многочисленных исследований, представляет собой многоярусный механизм, сущность которого вытекает из особенностей человеческой деятельности. Всякая человеческая деятельность, в свою очередь, характеризуется структурностью, то есть состоит из определенной последовательности действий, которые организуются таким образом, чтобы при наименьшей затрате времени достичь определенной цели.
Приведем несколько примеров.
Пример №1. Используя предметную и абстрактную лексику, образуйте метафоры, раскрывающие внутренний мир человека. Подумайте, какие из них помогут вам описать радостное состояние, а какие - угнетенное, подавленное.
Водопад, крушение, облако, оковы, струны, отблеск, лавина, вершина.
Счастье, любовь, радость, восторг, грусть, душа, стыд, страх, надежда.
Пример №2. Используя материя дал для справок, вставьте абстрактные существительные, обозначающие чувства. Объясните свой выбор. Назовите изобразительный прием, лежащий в основе стихотворения. Предложите свой вариант заглавия (авторское заглавие – «Чувства»).
Хмурится _____ на кого-то, ___ бушует,
Закипает ___ , Плачет ___ ,
Трудится ___ , И ___ не смыкает глаз,
Мечется по миру ____ , Все сердца и души теребя
Мирно спит одно ___ , Сытое, влюбленное в себя. (Ф.Кривин).
(Материал для справок: горе, обида, гнев, забота, страсть, самодовольство, надежда, беспокойство.)
* * * * *
Особый интерес у детей вызывают задания, связанные с нахождением и конструированием каламбурных образований.
Пример №3. Прочитайте предложение. Подумайте, что усиливает его юмористический эффект. Составьте на основе текста каламбур.
Брось, к чему швырять тарелки, бить тревогу, бить стаканы? (Б.Пастернак.)
Ответ: Бить тревогу и стаканы.
* * * * *
Для того, чтобы сделать процесс обучения родному языку творческим, развивающим, современным и результативным, я рекомендую использовать в работе книгу Е.В. Архиповой «Основы методики развития речи учащихся». В книге ученого-практика дана интересная трактовка языковой, коммуникативной, лингвистической и культуроведческой компетенций.
Продуманная система упражнений практического характера, изучение лексики, объединенной в тематические группы, способствуют установлению смысловых связей между словами, пониманию оттенков, значений, совершенствует речь школьников.
Приведем пример упражнения, каковые полезно использовать при работе над синонимами. Исключите из каждой группы лишнее слово:
лицемер, ханжа, лжец;
репутация, слава, честь;
смелость, храбрость, решимость.
Также как наглядный пример рассмотрим фрагмент урока «Подготовка к сочинению-рассуждению «Два памятника Н. В. Гоголю» (8 класс)
- Знакомство с творческим заданием: «Как вы понимаете авторский замысел, воплощенный в каждом памятнике? Какой из памятников вам больше нравится и почему?»
- Что поражает вас при сравнении двух работ? (Памятники передают разное душевное состояние писателя; поражает несоответствие дат, к которым приурочено созданные памятников, и настроение, которое они создают у зрителя.)
- Запишем ключевые слова, с помощью которых можно передать замысел скульпторов.
А) Памятник Н. В. Гоголю скульптора Н. А. Андреева и архитектора Ф. О. Шехтеля: грусть, скорбь, уныние, пессимизм.
Б) Памятник Н. В. Гоголю скульптора Н. В. Томского и архитектора Л. Г. Голубовского: бодрость, уверенность, торжество, жизнелюбие.
- Чем являются слова каждого столбика? (Синонимами.)
- Чем являются слова одного столбика по отношению к другому? (Антонимами.)
В вашем будущем сочинении синонимы и антонимы записанные на доске, будут ключевыми словами. Они помогут выразить главное, объяснить замысел каждого памятника.
Памятник Н. А. Андреева выражает народное отношение к Н. В. Гоголю: даже через полвека жива боль утраты, скорбь по писателю, ушедшему из жизни при трагических обстоятельствах. Автор создает образ страдающего человека, который у зрителя вызывает сочувствие.
Памятник Томского–памятник Н.В.Гоголю, заказанный правительством, поэтому он не может выражать уныние или пессимизм. Перед скульптором стояла задача – передать официальное уважение к писателю.
* * * * *
В наши дни высокая речевая культура – непременное качество общественно-активной личности. Именно её и должна воспитывать современная школа. Успешность обучения в школе зависит от уровня владения родным языком и, прежде всего - всеми видами речевой деятельности.
В современной школе наблюдается тенденция к переосмыслению традиционного урока русского языка как урока русской словесности, на котором не только решаются сугубо практические задачи обучения, но и постигаются истоки выразительности русской речи, создаются механизмы проявления образности высказывания.
Непосредственная задача учителя-словесника - воспитание читателя-гражданина, способного получать эстетическое наслаждение от подлинных произведений искусства.
В последние несколько лет учителя-словесники сталкиваются с обострившейся проблемой «нечитания» учащимися не только программных произведений, но и любых других книг. По опросам самих учеников и по свидетельству их родителей можно сделать однозначный вывод: с развитием компьютерных и видеотехнологий и широким распространением их технических носителей у подрастающего поколения резко падает интерес к чтению. Связано это с целым комплексом причин. Здесь и необходимость приложения определенного труда при чтении, умение анализировать прочитанное; требование развития воображения у учащихся, в отличие от телевизионной и компьютерной визуализации динамики всех предлагаемых игровых процессов; ну и, конечно же, присутствующий у всех подрастающих поколений нигилистический протест старшему поколению. Тем более, что быстрее постигая умение работы с новыми техническими средствами, молодое поколение получает в свои руки «весомый» в их понимании аргумент для отрицания опыта старших поколений, в том числе и необходимости чтения для развития грамотности и речевой компетентности.
Одним из способов решения этой проблемы может стать изменение методики подачи учебного материала с использованием современных технических средств и компьютерных технологий. А противодействие всеобщей «компьютерной или телевизионной деградации» молодого поколения может оказать только духовное, нравственное и идеологическое воспитание, проводимое в школах по новым методикам на общегосударственном уровне; выпуск специализированных просветительских игровых программ или передач, нацеленных на развитие у учащихся стремления к самосовершенствованию и показывающих пути и способы его достижения.
Русская художественная литература является благодатным материалом для создания новых методик языкового анализа. Работа над текстом ведет, с одной стороны, к его пониманию, с другой - более глубокому усвоению малознакомой или незнакомой лексики, пополнению активного словаря учащихся.
Приведем пример из урока литературы в 10 классе:
« Я - Мы – Достоевский – Время»
Цель урока: помочь учащимся усвоить уроки Ф.М. Достоевского на основании анализа художественного произведения; помочь услышать голос писателя и его предостережение; воспитывать проницательного, думающего читателя. (Урок построен в виде путешествия по страницам Интернета, а результатом работы учащихся является самостоятельно созданная страничка, представляющая собой опорный конспект для сообщения по каждой теме).
Сколько лет существует человеческое общество, столько лет человек ищет способ самовыражения. Эпоха Интернета меняет все. Ничто не мешает нам сегодня на уроке расширить информационное пространство новыми страницами в Интернете, куда будет передана информация-позиция, взывающая к человечности, гуманизму, совести:
- природа
Я - общество
- правда
- время
Варианты опорных конспектов
«Я – общество» (Приводится лишь структура работ, все остальное – творчество учащихся).
- Кодовое слово: будьте как дети (то есть ключевое слово, связывающее всех героев или являющееся объединяющим для их сравнения)
- Меню (план рассказа, сообщения):
Я – Раскольников.
Общество в его мире.
Я и мое отношение.
Наше общество.
- Желтые страницы (ключевые слова, формулы, свойственные каждому герою или выражающие сущность каждого характера, взгляда на мир):
«Подлец ли человек и весь вообще род человеческий?»
«Люди по закону природы, разделяются на два разряда: на обыкновенных и на необыкновенных».
«Только Бог имеет право распоряжаться судьбами людей».
«Ответственность за мысли и поступки».
- Вывод: Если в темноте приходит мысль, подумай, как она будет выглядеть на свету.
- Адреса серверов (то есть список использованной литературы, указание частей и глав романа, послуживших предметом анализа): Роман «Преступление и наказание»; Часть 5, гл. 4; часть 3, гл. 5.; часть 6, гл. 8.
Таким образом, описанный интегральный подход сегодня представляет собой интерес, поскольку помогает практически решать социокультурные проблемы, помогает учащимся овладеть основами не только межъязыковой, но и межкультурной коммуникации.
13PAGE 15
13PAGE 14715
15