Программа духовно-просветительской работы с родителями


-471805-59499500
Пояснительная записка
Проблема духовно–нравственного воспитания подрастающего поколения волнует сегодня общественность во всем мире. Данная проблем должна решаться всеми, кто работает с детьми и имеет к ним отношение. В детстве сравнительно легко происходит усвоение социальных норм. И пока ребенок мал, он не может критично оценивать людей, ситуации. В этом ему должны помогать родители и педагоги.
Выдающийся русский философ Иван Ильин писал: «История показала… великие крушения и исчезновения народов возникают из-за духовно–нравственных кризисов». Новые образовательные стандарты (ФГОС), отвечая на эту проблему, главным в образовании обозначили процесс развития личности, принятие духовно–нравственных, социальных ценностей. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся первостепенной задачей современной образовательной системы.
Сейчас педагогическим сообществом ведётся полемика: какое отбирать содержание, какие методы и формы применять, чтобы они действительно влияли на духовно–нравственное становление юных россиян и были результативны. Необходим комплексный, системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.
В ФГОС НОО выделена предметная область «Основы духовно–нравственной культуры народов России», а предмет «Основы религиозных культур и светской этики» установлен обязательным для изучения и включен в федеральный компонент данного стандарта.
Духовно-нравственное становление школьников, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая образовательного процесса в школе. Определение конкретных целей и задач воспитания, моделирование воспитательного пространства в целях обеспечения самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, взаимодействие семьи, педагогического коллектива и общественных организаций составляют основу программных мероприятий.
Главной задачей школы является формирование духовности и нравственности школьника через мировоззренческо-культурологический подход к процессу образования. Духовность понимается как развитое самосознание личности, способность ее к самосовершенствованию, к поиску смысла жизни, стремлению к истине, правде, добру, красоте. В идеале человек, живущий в современном обществе, должен уметь самостоятельно строить свою жизнь, неся ответственность за нее и транслируя гуманистические ценности. Это предполагает, что он уверен в себе, активен, не боится пробовать, умеет быть терпимым к другим людям, не похожим на него, способен к самообразованию, умеет принимать решения и достигать результата в соответствии с поставленной целью, умеет брать на себя ответственность за свои поступки, не ущемляя права и свободы других.
Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Формируя гражданина, прежде всего нужно видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности; формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей.
Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью образовательного процесса, осуществляемого в системе образования. Традиционная педагогика считает необходимым целенаправленное развитие у человека проявлений духовности, а точнее – ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие. Программа ориентирована на повышение общественного статуса духовно-нравственных ценностей, обновление содержания и структуры воспитания на основе отечественных традиций и современного опыта. Программа определяет цели, задачи и направления организации духовно- нравственного воспитания в системе образования, а также первоочередные меры, связанные с развитием системы духовно-нравственного воспитания детей. Программой предусматривается реализация мер по всемерному повышению роли семьи в духовно-нравственном становлении растущей личности; выявление позитивного опыта духовно-нравственного воспитания, разработка эффективных технологий взаимодействия семьи и школы, обеспечение сотрудничества в решении нравственно-воспитательных задач; повышение роли научно-теоретического знания в оперативном решении актуальных проблем.
Настоящая Программа представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия МБОУ «Большебитаманскую СОШ» с другими субъектами социализации – семьей, общественными организациями, учреждениями культуры и спорта. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Актуальность: Сегодня утрачены те нравственные ценности, которые способствуют стабильности личности и сохранению ценности семьи. Духовно-нравственные основы человека – это, прежде всего, его совесть, душа, религиозные чувства, чувство любви к Родине.
Проблема: Недостаточное внимание к информированию родителей и привлечению их к духовно-нравственному воспитанию учащихся в семье ведет к утрате нравственных ценностей, потере нравственных устоев семьи, деградации общества.
При планировании воспитательной работы с классом на год каждый учитель продумывает мероприятия разных направлений, включая и духовно-нравственное воспитание. Придерживаясь мнения психологов, что ребенок 7-10 лет берет пример, прежде всего, с родителей, я считаю, что воспитание, прежде всего, рождается в семье. Разрабатывая программу работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию, я поставила цель: содействовать формированию и развитию духовно-нравственной личности младшего школьника через просветительскую работу с родителями.
Задачи программы:
1.Дать понятие духовно-нравственной личности, духовно-нравственного воспитания.
2.Ознакомить родителей с духовно-нравственными традициями семейной жизни, законами духовной наследственности.
3.Осмыслить собственные воспитательные позиции родителям и педагогам.
4.Содействовать возрождению духовно-нравственных традиций семьи.
Принципы построения программы:
- научность: отбор материала основывается на достижениях современной психологической и педагогической науки с сопоставлением различных авторских позиций;
- культуросообразность: воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры;
- практикоориентированность: отбор содержания, направленного на решение практических задач и жизненных проблем.
Срок реализации: 4 года ( с 1 по 4 класс)
Программа реализуется в рамках урочной, внеурочной, внешкольной деятельности.
Возраст детей: 7–10 лет
Принципы духовно-нравственного воспитания
Содержанием духовно-нравственного воспитания обучающихся на ступени начального образования являются ценности, хранимые в культурных, семейных, религиозных, этнических, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению. Традиционными источниками нравственности являются следующие ценности:
•патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
•социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, справедливость, милосердие, честь, достоинство);
•гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, свобода совести и вероисповедания);
•человечность (мир во всем мире, принятие и уважение многообразия культур и народов мира, равенство и независимость народов и государств мира, международное сотрудничество);
•семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших);
•любовь (к близким, друзьям, школе и действия во благо их);
•дружба;
•здоровье (физическое и душевное, психологическое, нравственное, личное, близких и общества, здоровый образ жизни);
•труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
•наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
•традиционные российские религии ( Ислам,христианство). Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий осваиваются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;
•искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
•природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля).
Содержание программы
Развитие просветительной работы с родителями способствует активизации их познавательной деятельности, "подталкивает" к творческому поиску, развивает способности анализировать, принимать решения в различных проблемных жизненных ситуациях.
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности.
Особенности активных методов обучения:
•групповая форма организации работы участников;
•использование деятельностного подхода;
•практическая направленность деятельности;
• творческий характер;
•включение в работу разнообразных коммуникаций, диалога.
С помощью активных методов обучения можно развить в родителях способность работать в команде, осуществлять совместную проектную и исследовательскую деятельность, отстаивать свои позиции, обосновывать собственное мнение и толерантно относиться к чужому, принимать ответственность за себя и команду.
Рассмотрим особенности некоторых форм работы, основанных на использовании активных методов обучения.Формы работы с родителями
- беседы, родительские лектории, собрания, подготовка внеклассных мероприятий для детей;
-педагогические беседы с родителями;
- участие в акциях помощи людям
-тематические консультации;
-конференции с родителями;
-совместные досуги;
- экскурсии, музеи, посещение мечети
-посещение семьи;
- обсуждение положительных и отрицательных поступков детей;
- моделирование и выполнение проектов, сочинений, рисунков, создание альбомов о замечательных людях - наших родственниках, героях войны;
-работа с родительским активом класса;
- встречи с интересными людьми;
-«Родительская почта» и «Телефон доверия»;
- спортивные соревнования и праздники
- выпуск стенных газет;
- конкурс семейных талантов;
- портфолио семейного успеха;
-семейные проекты "Наша родословная";
- субботники, трудовые десанты.
Консультации
Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей , имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны (обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие, например, на тему «Как учить с детьми стихотворение»).
Семинары-практикумы
Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном и др.
Родительские собрания
Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения). Собрания организуются каждый месяц (классные) и 4 раза в год(общешкольные). На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общее собрание можно пригласить врача, детского писателя. Предусматриваются выступления родителей.
Беседы (индивидуальные, групповые)
Необходимо четко определить цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.
Совместная экскурсия
Проведение совместных с родителями экскурсий могут планироваться как на будние дни, так и на выходные. На экскурсиях, организованных классом не обязательно присутствие родителей всех детей, достаточно того, чтобы все события экскурсии были отражены в фото или видеорепортаже, которые потом можно размножить для всех семей.
Игры-инсценировки
позволяют разыграть какую-либо проблемную ситуацию в определенной обстановке.
Ситуация: совместно с детьми готовится праздник 8 Марта.
Родители (чем их больше, тем лучше), задействованные в подготовке детей, обсуждают сценарий праздника. Их задача – с одной стороны, сделать так, чтобы дети получили удовольствие от праздника, с другой – показать остальным родителям, что все дети успешно освоили программу, выучили стихи и т.д.
При проведении совместных мероприятий используются игры между родителями и детьми.
Игра «Найди друга»
Дети и родители делятся на две группы. Одной группе завязывают глаза, дают возможность походить по помещению, затем предлагают найти и узнать друг друга. Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. При узнавании говорят, за что ценят друга, перечисляя его качества друга. Когда друг найден, игроки меняются ролями
Игра «Внутренний мир»
Учитель предлагает нарисовать друг друга детям и родителям. Дети могут нарисовать своих родителей в виде людей, и в виде животных, птиц, цветов, деревьев и т.пр., а родители детей. После выполнения задания дети и родители обсуждают рисунки и отвечают на вопрос: «Кто здесь нарисован? Почему нарисован именно в этом виде?»
Проект «Правила дружбы», способствующий тому, чтобы общение протекало без ссор и конфликтов.
- Помогай товарищу, если умеешь что-то делать – научи и его.
- Если товарищ попал в беду, помоги ему, чем можешь.
- Делись с товарищем, играй так, чтобы самое лучшее хотелось отдать другу.
- Останови товарища, если он делает что-то плохое.
- Умей порадовать успехами товарища.
- Умей спокойно принять помощь, советы от других ребят.
-Формы работы с учащимися и родителями
-Факультативные, индивидуально-групповые занятия, беседы, игры нравственного и духовного содержания;
-Творческая художественная деятельность детей: рукоделие, рисование, создание предметов декоративно-прикладного творчества, развитие способностей сольного пения;
-Проведение праздников и мероприятий;
-Использование мультимедийных технологий (заочные экскурсии, создание презентаций);
-Исследовательская деятельность учащихся;
-Экскурсии;
-Организация выставок;
-Участие в смотрах-конкурсах, концертах.
-Родительские собрания на духовно-нравственные темы;
-Выставки, конкурсы;
-Анкетирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
-Информационные стенды для родителей, выставки детских работ;
-Совместно организованные с родителями праздники.
Ожидаемые результаты
1.Знание и понимание учащимися истоков отечественной материальной и духовной культуры, осознание духовных основ татарской культуры, способность к творчеству, умение жить по законам гармонии и красоты .
2.Духовно-нравственный потенциал подрастающего поколения. Высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей.
3.Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
4.Взаимодействие и сотрудничество семьи, школы, общественности в процессе духовно-нравственного воспитания детей.
Выводы
Важно, чтобы родители понимали, что ребенок должен научиться любить Родину, свой город, своё село, научиться охранять природу, добросовестно трудиться, узнал цену честности и доброты, вежливости, научился помогать другому и не оставлял товарища в беде. Ребенок – зеркало родителей. От того, как ведем себя мы, взрослые, зависит поведение наших детей.
Очень важно воспитывать в себе и в своих детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни и стремление сделать нашу землю еще лучше. Главное, что все эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым.
Качественно образовать человека – значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, самим собой, Богом, природой, культурой, цивилизацией.
Тематическое планирование
Направление: Духовно- нравственное воспитание подрастающего поколения .
Цель: формирование духовности и культуры подрастающего поколения в контексте национальной культуры; формирование моральных качеств человека на основе исламских ценностей
№ п/п Содержание работы Время реализации ответственные
1. Библиотечные уроки исламской тематики с1 по 4 класс Библиотекарь
Классный руководитель
2. Классные часы:
- Нравственные ценности ислама: сотворение добра, дружба, взаимопомощь.
- Традиции гостеприимства и др.
- «Давайте говорить друг другу комплименты»
-«О дружбе, доброте и отзывчивости»
-«Доброта, вежливость, дружба»
-«Халяль-харам» (дозволенная, запретная)
с1 по 4 класс
Классный руководитель
3. Проектно-исследовательская
работа:
-«История мечети моей деревни»
-«Моя родословная» ( семейный проект)
3класс
4 класс Классный руководитель
родители
4. Акции милосердия
- ко дню пожилого человека,
- ко дню инвалидов с1 по 4 класс Классный руководитель
5. Творческая работа:
- «Шамаиль»-исламская коллеграфия с1 по 4 класс Классный руководитель
6 Встреча с паломником Хизбуллиным Русланом «Великий Хадж», просмотр фотографии 3 класс Классный руководитель
7 Беседа с имам-хатыбом центральной мечети Высокой Горы Фарит хазратом 3класс Классный руководитель
8 Чтение и обсуждение произведения Кул Гали «Кыйссаи Юсуф» 4класс Классный руководитель
Направление : «Здоровье»
Цель: формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни; формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому образу жизни, сохранение и укрепление здоровья учащихся, физическое совершенствование, пропаганда здорового образа жизни.
№ п-п Мероприятия Время реализации Ответственные
1 Спортивные конкурсы, соревнования между классами, спартакиады, олимпиады, марафоны с1 по 4 класс
Классный руководитель
родители
2 Встречи:
- со спортсменами –старшеклассниками
-победителями спортивных соревнований,
-родителями и семьями, активно занимающимися спортом с1 по 4 класс
Классный руководитель
родители
3 Классные часы:
-Спорт в моей жизни
-Великие спортсмены моей страны и мира.
-История видов спорта.
-Спортивные столицы мира.
-Спорт в нашей семье.
-Как заниматься спортом без ущерба здоровью.
-Вредные привычки. Как от них избавится?
- Гигиена питания. Понятие о витаминах.и др. с1 по 4 класс
Классный руководитель
родители
Воспитатель в ГПД
4 Дни здоровья с1 по 4 класс
Каждый месяц Классный руководитель
родители
5 Встречи с медицинскими работниками :
- «О рациональном питании»
- «О профилактике гриппа и ОРВИ»
с1 по 4 класс
Классный руководитель
Мед.работник
6 Обсуждение газетных и журнальных публикаций,
просмотр видео и художественных фильмов с1 по 4 класс
Классный руководитель
Воспитатель в ГПД
Направление: «Отечество»
Цель: формирование осознанного отношения к ценностям Отечества: его прошлому, настоящему и будущему; формирование чувства собственного достоинства, самостоятельности, начиная с умения использовать свои школьные права ,выполнять школьные обязанности.
№ п/п Мероприятия Срок реализации Ответственные
1 Встреча с ветераном Великой Отечественной войны Мулековым Мансуром
с1 по 4 класс
Зам. директора по УВР
классные руководитель
руководитель музея
родители
2 Уроки Мужества:
- « Наш земляк, герой Афганской войны, Бариев Ильфат»
-«Ради жизни на земле»
3 класс
4 класс Классные руководитель
родители
3 Конкурс рисунков «Мой папа – самый, самый…» с1 по 4 класс
Воспитатель в ГПД
Классные руководитель
родители
4 А ну-ка, парни!
с1 по 4 класс
Классные руководитель
Родители (папы)
5 Смотр строя и песни,
посвящённый Дню Защитника Отечества с1 по 4 класс
Классные руководитель
Родители (папы)
6 Литературно-игровая программа, посвященная Дню защитника Отечества 2 класс Классные руководитель
7 Игра-конкурс «Защитникам Отечества» 3 класс Классные руководитель
родители
8 Устный журнал «Наши защитники» С 3 по 4 класс Классный руководитель
9 «Наши рекорды – защитникам Отечества!» ( спортивные соревнования) с1 по 4 класс
Классные руководитель,
учитель физической культуры
родители
13 Операция «Ветеран живет рядом!»
( поздравление ветеранов с праздником) с1 по 4 класс
Классные руководитель
14
Тематические классные часы:
-«Я имею право…» ,
-« Мои права и обязанности» 4 класс Классные руководитель
15 День Конституции Республики Татарстан и Российской Федерации с1 по 4 класс
Классные руководитель
Направление : «Семья»
Цель: формирование культуры семейных отношений, круга семейных ценностей, возрождение традиций семьи
.

п\п Мероприятия Срок реализации Ответственные
1 Родительские собрания:
-"Единство школы и семьи–залог успеха в формировании личности ребенка.»
-«Как слово взрослых отзовется в детских душах?»
-«Современное образование глазами родителей» и др.
с1 по 4 класс
Классные руководитель
родители
Воспитатель в ГПД
2 Час общения «Моя семья» с1 по 4 класс
Классные руководитель
родители
3 Конкурсная программа «Традиции нашей семьи» 4 класс Классные руководитель
учащиеся
4 Тематические классные часы,
посвященные семейным корням:
-«Моя семья –чудесное место для жизни»
-«Моя родословная»
-«Наши любимые дедушки и
бабушки»
-«День семьи»
-«Как научиться жить в мире людей»
-«Люди,на которых хотелось быть
похожими»
-«Давайте уважать старших»
-«Пожилые в нашей семье»
- «Мир дому твоему»
- «Моя семья – моя радость»
- « Моя семья в истории моей страны»
- «История моей семьи в фотографиях» с1 по 4 класс
Классный
руководитель
Воспитатель в ГПД
родители
5 Весёлые старты с участием пап и мам 3 класс Классный руководитель
родители
6 Конкурс рисунков «Папа, мама, я – дружная семья» 1 класс Воспитатель в ГПД
Классный руководитель
родители
7 Мини-сочинение «Вечер в нашем доме» 3 класс Классный руководитель
8 Праздники, посвященные знаменательным
датам календаря:
-День матери
-23 февраля
-8 марта и
Знаменательным датам школы:
-1ое сентября
-День учителя
-Последний звонок с1 по 4 класс
Классный
руководитель
9 Индивидуальные и групповые
консультации, беседы с детьми и родителям Классный руководитель
10 Конкурс сочинений
- «Моя семья»
- «Война в истории моей семьи» 3 класс
4 класс Классный руководитель
родители
11 Походы, экскурсии, викторины, интеллектуальные марафоны
родителей и детей. с1 по 4 класс
Классный руководитель
Направление: «Я и труд»
Цель: Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;формирование положительного отношения к учебе, развитие познавательной активности, интеллектуальное развитие личности подростка, развитие трудовых навыков и умений.

п\п Мероприятия Срок реализации Ответственные
1 Классный час:
-«Деньги в доме – результат труда родителей».
-«Все профессии важны».
-«Профессии моих родителей» с1 по 4 класс
Классный руководитель
2 Конкурс «Дары осени».
с1 по 4 класс
Классный руководитель
родители
3 Акция «Мастерская Деда Мороза».
с1 по 4 класс Классный
руководитель
4 Конкурс рисунков «Наши родители на работе».
2 класс Классный руководитель
родители
5 Акции по сбору макулатуры «Помоги дереву сохранить жизнь»
с1 по 4 класс
Классные руководитель
родители
6 Акция «Чистота вокруг нас»- уборка помещений и территории с1 по 4 класс
Классный руководитель
7 Конкурс презентаций
- «Труд нашей семьи»
- «Мир профессий» Со 2 по 4 класс
Классный руководитель
родители
8 Ознакомительная видеоэкскурсия:
-«Какие бывают виды труда».
-«Виды профессий».
с1 по 4 класс
Классный руководитель
Направление: «Я И ПРИРОДА»
Цель: Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде; популяризация экологических знаний, участие школьников в решении экологических проблем.
№ п-п мероприятия Срок реализации Ответственные
1 Классные часы:
-«Правила поведения на природе».
-«Нужно ли охранять домашних животных?».
-«Что такое экологическая безопасность».
- «Путешествие с комнатными растениями по странам света».
-«Какие профессии нужны природе?».
-«Экологические праздники».
с1 по 4 класс
Классный руководитель
2 Видеоэкскурсии:
- «С кем дружат деревья?».
-«В Зоопарк – животные из Красной книги».
-«Поле, как сообщество почвы, растений и животных».
-«Время посадки деревьев и кустарников».
с1 по 4 класс
Классные руководитель
3 Экскурсии:
-Краеведческий музей, Высокая Гора 1, 3 класс Классный руководитель
родители
4 Экологические акции:
-«Вырасти цветы»
-«Убери свой участок».
-«Соберем лекарственные травы ».
-«Развесим кормушки пернатым друзьям».
с1 по 4 класс
Классный
руководитель
5 Целевые прогулки:
-«В лес» - осень в лесу
-в поле-знакомство с культурными растениями
-организация походов выходного дня (проект «Семейный выходной»).
с1 по 4 класс
Классный руководитель
6 Конкурсы:
-Конкурс рисунков «Осень »
-Конкурс рисунков «Весна идёт»
с1 по 4 класс
Классный руководитель
Литература
1.Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина РФ.
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
3. Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 года».
4. « Здоровье» учебно-методическое пособие для учителей 1-11 классов авторы: В.Н.Касаткина, Л.А. Щеплягиной , Казань-2013
5.Министерство образования РТ « Воспитание подрастающего поколения: идеалы, ценности, ориентиры» материалы 1 Республиканского семинара-совещания классных руководителей Казань -2004