Рефлексивный отчет о состоянии школы до внесения изменений в практику школы, включающий доказательства, собранные во время этапа «Практика в школе»


Рефлексивный отчет о состоянии школы до внесения изменений в практику школы, включающий доказательства, собранные во время этапа «Практика в школе»
Подрастающее поколение – это наше завтра. Одним из важнейших на сегодняшний день задач является воспитание учащихся, которые будут уважать законы страны, свободу и права личности, с уважением относиться к традициям и культуре народов, проживающих на планете земля и быть всесторонне развитым человеком. Поэтому я считаю, что школа – это неповторимый и единственный мир, в котором каждый человек учится, растёт, воспитывается и развивается. Нашей главной задачей, как учителей первого уровня, становится выяснить, что поможет школе развиваться и какие формы работы для нее окажутся наиболее полезными. Но даже если говорить о необходимости изменения и реформации школьного преподавания и обучения, то нельзя сказать, что у наших школ совершенно нет никаких достижений и положительных результатов. Просто перед нами стоят глобальные задачи выхода на мировой уровень, а значит, велик и объем предстоящей работы. Для того, чтобы определиться с темой исследования и видами вмешательств, мной были изучены следующие документы:
- паспорт школы;
- рабочий план учебно-воспитательной работы за 2014-2015 уч.год;
- анализ работы школы за 2013-2014 уч.г.
Также проведен сбор данных путем анкетирования среди учителей, учеников и родителей. В частности, меня интересовало, какова модель нашей школы и какой тип учащихся в ней превалирует.
Государственное учреждение «Новочеркасская средняя школа» Астраханского района, учителем которой я являюсь, достигла больших успехов в вопросах воспитания и образования подрастающего поколения. Школа была образована в 1971 году, является общеобразовательным учебным заведением. В большей степени здесь преобладает традиционная система обучения, но сейчас наблюдаются изменения в связи с увеличением числа учителей, прошедших уровневые курсы. Школа носит статус смешанной, имеется 16 комплект классов, а также в здании школы находится предшкола и мини-центр. Следует отметить, что наполняемость классов при этом средняя. На данный момент в школе обучается 174 человека, включая предшколу. С каждым годом количество детей снижается. Так еще в 2010-2011 уч. году в школе обучалось 210 человек, следовательно, количество учащихся сократилось на 19%. Чаще всего это связано с переменой места жительства. Также необходимо отметить, что профильным направлением нашей школы является естественно-математическое. А так как в селе школа одна, то дети не имеют самостоятельного выбора профильного направления. Как следствие, в старших классах, у тех детей, кому тяжело даются точные предметы, падает мотивация к обучению. Многие, учитывая этот фактор, а также испытывая страх перед ЕНТ, поступают в колледжи, в связи с чем наполняемость классов в 10-11 классах низкая (10 класс – 7 человек, 11 класс– 9).
Школьный коллектив насчитывает 32 человека. Из них высшее образование у 28, средне-специальное – 4 человека. В основном это количество дают приходящие в школу молодые специалисты, которых на данный момент в школе насчитывается 5 человек. Также, если говорить о качестве кадрового состава, нужно отметить, что 6% учителей имеют высшую категорию, 38% - 1 категорию, 38% - 2 категорию, 18% - без категории. При этом средний возраст учителей составляет 43 года. Это характеризуется тем, что очень низок приток молодых специалистов, некоторые вакансии, из-за нехватки специалистов, ложатся дополнительной нагрузкой на других учителей. Здесь сразу хотелось бы отметить, что при анализе тарификационного плана мной было отмечено равномерное распределение часов между учителями. В этом играет большую роль внимание администрации к учителям. В целом считаю, что коллектив может расти профессионально, имеются определенные достижения. Учителя нашей школы постоянно повышает свое профессиональное мастерство, посещая различные курсы и семинары. За период с 2012 по 2014 год курсы повышения квалификации прошли 22 человека, из них 8 человек – уровневые курсы: 2 учителя прошли курсы 1 уровня, 6 учителей – 3 уровня. Именно этих учителей я и решила впоследствии привлечь к своей работе в состав фокус-группы. Также, проанализировав анкеты учителей, мы определили, что учителя относят школу к модели «Углубление знаний и их индивидуализация» (45%), чуть меньший процент пришелся на модель «Углубление, обобщение и популяризация знаний» (30%) (приложение 1). Значит, наши учителя готовы к обмену опытом, сотрудничеству с коллегами, но в некоторых случаях им не хватает возможностей или даже лидерских качеств, на основе чего могу предположить, что нужно усилить работу школьного профессионального сообщества, чтобы помочь учителям показать свои возможности, наработки и результаты, достигнутые ими в процессе преподавания.
В данное время школа работает над следующей проблемой: «Овладение и внедрение эффективных технологий в учебно-воспитательный процесс в рамках формирования базовых компетенций учащихся». Исходя из этого, вытекает методическая тема школы: «Комплексное использование современных подходов к организации учебно-воспитательного процесса с целью развития личностных способностей учащихся». Администрацией школы и группой инициативных учителей, куда входят сертифицированные учителя, были разработаны следующие цели и задачи школы:
- Повышение педагогического мастерства учителя путем освоения обучения и воспитания современных технологий;
- Мотивация педагогов на освоение и внедрение современных технологий обучения и воспитания;
- Пересмотреть и совершенствовать деятельность учителя в организации и внедрении проектной деятельности, научно-исследовательского анализа и психолого – педагогической диагностики;
- Улучшить работу с одаренными и талантливыми детьми через организацию инициативных групп учителей, проводящих мониторинг качества обученности.  
Данные цели и задачи школы показывают, что коллектив находится в поиске эффективных методов и подходов для развития личности учащегося, и здесь одним из решений является внедрение идеи семи модулей в практику преподавания учителей. Так сертифицированные учителя работают сейчас над внедрением групповой работы в повседневную практику, которая нашла отражение в программе развития школы на 2014-2020 г. Также повышается уровень заинтересованности учащихся в проектной деятельности, и здесь нужно отметить, что школа добилась определенных результатов в данном направлении. Этому способствует и материально-техническое оснащение. Школа оснащена мультимедийным кабинетом и кабинетом химии новой формации. Имеется 24 компьютера, 2 проектора и 2 интерактивные доски, имеется интернет, но при этом наблюдение за уроками и анализ анкет учителей и детей показывает, что в школе еще недостаточно идет работа с ИКТ. Так, материалы к уроку в интернете ищут 85% педагогов, а вот проводят уроки с использованием компьютерной техники только 35% (приложение 3). Данный процент говорит о том, что учителя умеют и работают с ИКТ, но не приобщают к этому детей, по моему мнению, это во многом помогло бы им разнообразить свои уроки. Но тут же в «защиту» учителей хочется сказать, что в нашей школе уже третий год проводится научно-исследовательская конференция. Это означает, что дети под руководством учителей разрабатывают проекты, готовят презентации и успешно выступают с ними на конференциях. Итогом таких школьных конкурсов становятся выступления на районных и областных конференциях. В 2013-2014 уч.г. на областной конференции выступал ученик 10 класса с проектом по физике, а в 2014-2015 уч.г. на областной конференции «Зерде» выступили ученики 7 класса с проектом по литературе.
Кроме этого, можно отметить большое количество призовых мест учащихся в районных, республиканских и международных конкурсах и олимпиадах. А мы знаем, что все это является показателями работы с одаренными и талантливыми, это также находит отражение в задачах работы нашей школы. Но при этом нет систематичности такой работы. В частности, на вопрос дают ли учителя дифференцированные задания для слабых и сильных учеников, учителя ответили – «часто», 77%, а дети – «никогда», 49% (приложение 4). Но нужно отметить, что в школе проводится кружковая работа и ведутся вариативные часы по углубленному изучению предметов: «Развитие математической логики», «Страноведение», «Краеведение» и другие. Именно благодаря достижениям учащихся в интеллектуальных конкурсах наша школа в 2014 году была удостоена звания «Лучшая школа района». В дальнейшем школа собирается продолжить данную работу, повышая активность учащихся к участию в данных мероприятиях, а мы, как учителя – лидеры, будем способствовать этому, повышая их мотивацию.
По прибытии в школу мной была проведена беседа с администрацией школы (приложение 2). В целом выяснилось, что с Программой курсов завуч и директор знакомы, так что объяснять необходимости не было. Были уточнены лишь некоторые вопросы, которые касались работы учителей первого уровня, к чему она ведет и какую пользу школе они могут оказать. Далее директор и завуч заверили меня в своей поддержке. После этого был проведен круглый стол с педагогами с целью вовлечения их в «Исследование в действии». Здесь совместно был определен состав фокус-группы, а также проведено анкетирование. Для того, чтобы определиться с классами, на основе которых я буду проводить свое исследование, я с членами фокус-группы обратилась непосредственно к анализу документации, в частности к показателям качества знаний учащихся за последние три года. Данные показали следующую тенденцию: 2012-2013 уч.г. – 58%, 2013-2014 уч.г. – 57%, 1 полугодие 2014-2015 уч.г. – 56% (приложение 6). Заметен спад качества знаний, при этом результаты ЕНТ остаются довольно высокими: 2012-2013 уч.г. – 73%, 2013-2014 уч.г. – 80%. Ниже среднего наблюдаются результаты учащихся среднего звена (в 7 классе – 41%). Таким образом, исследование было решено провести в среднем звене. Мной были составлены анкеты для учащихся, а также проведен опрос классных руководителей 5-7 классов для выявления типа учеников. Далее, совместно с психологом школы, был проведен анализ полученных данных, который показал, что в нашей школе преобладает процент «Принимающих учеников» - 51%, затем, по степени уменьшения, тип «Воздействующий ученик» - 43% (Приложение 5). Меня очень радует, что дети положительно относятся к школе (91%) и учителям (89%), при этом показатель все же неравномерен. Так на утверждение «Мне нравятся школьные уроки» ответ «часто» в 7 классе дали только 38% учащихся, а на вопрос «Я рассказываю родителям о том, что делал в школе» 57% учащихся отвечают «редко». Также учащиеся имеют слабое представление о целях урока (45%) и не знают критериев оценивания заданий (66%), еще большее затруднение вызвали критерии успеха (40%), здесь идет расхождение с анкетами учителей (Приложение 7 и 8). На основе данных можно предположить, что детям интересно и хочется проводить время в школе, но вот уроки и школьные дела не вызывают у них интереса, а в связи с этим падает и уровень учебной мотивации. Также большинство детей не знает, как и за что выставляет им оценки учитель. Для более детального анализа, необходимо было учесть и мнение родителей в этом вопросе, поэтому помимо сбора данных внутри школы, мной были составлены анкеты и для родителей. В анкетировании приняли участие родители учеников исследуемых классов. При обработке анкет отметила, что большинство родителей хорошо относятся как к школе, так и к учителям (Приложение 9). Настораживают же данные ответов родителей, которые касаются непосредственно заинтересованности детей в учебном процессе. Считаю, что здесь родители, как сторонние участники процесса, лучше могут оценить данный процесс. Так на утверждение «Мой ребенок считает, что учеба в школе очень увлекательна» ответ «совершенно верно» дают лишь 44% родителей, 67% положительно оценивают высказывание «Учителя уважительно относятся к моему ребенку», а вот на то, что «Учителя дают четкие критерии для выставления оценок» утвердительно высказались лишь 37% родителей. Учитывая полученные результаты, а также проведенные беседы с представителями родительского комитета, пришла к выводу, что мотивация детей в среднем звене действительно падает, увеличиваясь к 10-11 классу, когда происходит выбор ребенком будущей профессии и, соответственно, начинается активная подготовка к ЕНТ. Возможно, это связано с непониманием правил оценивания учащегося, а значит и того, к чему ему нужно стремиться и что исправлять.
Но также, после обработки данных, пришла к выводу, что не все вопросы анкеты мной были составлены правильно, нужна была более точная корректировка вопросов, поэтому учитываю тот факт, что не все данные могут быть достоверными. В частности, хочется привести пример того, что на вопрос «Проводится ли у вас групповая работа» ответ «часто» выбрали 54% учащихся, а на вопрос «Сидите ли вы на уроке лицом друг к другу» ответ «часто» выбрали уже 6%. Здесь вполне возможно недопонимание вопроса или необходимость его конкретизации.
Также во многом к выбору в качестве темы формативного оценивания меня подтолкнуло и посещение уроков, где в большей части преобладала традиционная форма. Дети на таких уроках вели себя пассивно, редко проявляли инициативу, скорее ожидали, кого из них учитель может спросить. Даже при активном участии некоторых учеников, большая часть предпочитала отмалчиваться. Примеры групповой работы и ее активные формы я смогла увидеть на уроке, который проводила учитель 3 уровня. Здесь заметна и оживленность детей, умение рассуждать и аргументировать свои ответы. Но, к сожалению, на уроке так и не была озвучена цель урока, необходимая ученикам для понимания того, что от них хочет учитель, а также не озвучены критерии оценивания практической работы. Все это является элементами формативного оценивания, призванного «концентрировать внимание на полученных данных о том, на каком этапе обучения находятся ученики». (Руководство для учителя/ стр. 127)
Здесь нужно отметить, что из всего числа учителей-уровневиков в среднем и старшем звене работает 4 человека, соответственно, работа такого плана происходит у детей редко. Считаю, что это число недостаточно и что в дальнейшем данные курсы пройдет еще несколько человек, в частности молодые и инициативные педагоги, которые смогут с помощью Программы уровневых курсов внести свой вклад в статус школы. Данный потенциал присутствует в педагогах нашей школы, что, несомненно, радует.
Следующее на что я обратила внимание, это возможность педагогов к сотрудничеству и к организации педагогического сообщества. Так учителя отмечают, что активно вводят в свою практику инновационные технологии (69%), обмениваются опытом с коллегами (92%), при этом менее опытным учителям помогают всего 31%, а обсуждают с коллегами планирование и проведение уроков 38% (приложение 10). Здесь могу сделать вывод, что показатель по готовности к обмену опытом является завышенным и не соответствует действительности. А значит, здесь для себя, как лидера школы, вижу перспективы по усилению работы в формировании профессионального сообщества школы.
На основе изученного стартового потенциала школы можно выделить такую проблему, как снижение мотивации учащихся к обучению и как следствие – падение качества знаний. Данная проблема для 5-7 классов является очень актуальной, поэтому считаю, что повышению мотивации учащихся сможет способствовать введение элементов формативного оценивания, в частности критериев успеха и успешности, что облегчит им понимание того, к чему следует стремиться. Из это вытекает тема моего исследования: «Повышение мотивации учащихся через использование критериев успешности как элемента формативного оценивания».
Использованная литература:
1. Руководство для учителя/ «Оценивание для обучения и оценивание обучения» стр.126-128.
2. Анализ учебной работы за 2013 - 2014 учебный год ГУ «Новочеркасская средняя школа».
3. Сборник по диагностике // ЦПМ/ стр. 3, 89, 148, 159
4. Задания для выполнения в период практики в школе. Первый (продвинутый уровень). Второе издание./ стр. 21-25

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Интервью с директором школы

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Приложение 8



Приложение 9


Приложение 10