Рабочая программа учебного предмета «Математика» для 3 класса начального общего образования (очно-заочная форма обучения) на 2015– 2016 учебный год
Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края
краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 2»
Рассмотрено:
на МО учителей
естественнонаучного цикла
Протокол № 1 от 23.08.2015 г.
Согласовано:
Зам. директора по МР
Протокол № 1 от 25.08.2015 г.
Утверждено:
Приказ директора школы
№ 18 от 31.08.2015 г.
Рабочая программа
учебного предмета «Математика»
для 3 класса
начального общего образования
(очно-заочная форма обучения)
на 2015– 2016 учебный год
Составитель: учитель Ванина В.А.
Шипуново 2015
Содержание программы:
1.Пояснительная записка _________________________________________________2
2.Общая характеристика учебного предмета _________________________________4
3.Место предмета в учебном плане_________________________________________7
4. Планируемые образовательные результаты_________________________________7
5.Содержание учебного предмета__________________________________________10
6.Календарно-тематическое планирование (приложение)_______________________13
7.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение________________35
8.Лист внесения изменений в рабочую программу_____________________________36
1. Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Математика» 3 класс разработана на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений «Математика» Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С .В. и др. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Школа России». 1-4 классы.- М.:Просвещение, 2014.
Нормативная основа
-Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089);
-фундаментальное ядра содержания начального общего образования;
-учебный план КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2» (утвержден приказом директора школы от 31.08.2015 г. № 18);
-годовой календарный график школы (принят на заседании педсовета протокол №1 от 28 августа 2015г.);
-Положение о рабочей программе КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2 (утверждено приказом директора школы от 31.08.2015 г. № 18);
-Федеральный перечень учебников на 2014-2015 учебный год (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 30.03.2014 г. № 253);
-Письмо Минобрнауки России от 01.04.2005 г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений»;
-основная образовательная программа начального общего образования КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2» (утверждена приказом директора школы от 31.08.2015 г. № 18);
-Положение о промежуточной и итоговой аттестации учащихся КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2 (утверждено приказом директора школы от 30.08.2013 г. № 21);
-примерная программы начального общего образования по математике 1-4 классы (стандарты второго поколения) М.: Просвещение, 2012 г.
-Программа развития и формирования универсальных учебных действий;
-Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а так же являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
Основными целями начального обучения математике являются:
Математическое развитие младших школьников.
Формирование системы начальных математических знаний.
Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
развитие пространственного воображения;
развитие математической речи;
формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
развитие познавательных способностей;
воспитание стремления к расширению математических знаний;
формирование критичности мышления;
развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:
- формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
- формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
уважения к окружающим умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
- развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;
– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
- развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
- развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей;
– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать результаты труда других людей.
2. Общая характеристика учебного предмета
Общая характеристика курса
Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».
Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования.
Основа арифметического содержания представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел. Учащиеся научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с целыми неотрицательными числами в пределах миллиона; узнают, как связаны между собой компоненты и результаты арифметических действий; научатся находить неизвестный компонент арифметического действия по известному компоненту и результату действия; усвоят связи между сложением и вычитанием, умножением и делением; освоят различные приёмы проверки выполненных вычислений. Младшие школьники познакомятся с калькулятором и научатся пользоваться им при выполнении некоторых вычислений, в частности при проверке результатов арифметических действий с многозначными числами.
Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.
Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Как показывает многолетняя школьная практика, такой материал в начальном курсе математики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует более глубокому осознанию взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий, расширяет основу для восприятия функциональной зависимости между величинами, обеспечивает готовность выпускников начальных классов к дальнейшему освоению алгебраического содержания школьного курса математики.
Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения.
Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознанно выбирать правильное действие для её решения. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных в них взаимосвязей между данными и искомым.
Решение текстовых задач связано с формированием целого ряда умений: осознанно читать и анализировать содержание задачи (что известно и что неизвестно, что можно узнать по данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос задачи); моделировать представленную в тексте ситуацию; видеть различные способы решения задачи и сознательно выбирать наиболее рациональные; составлять план решения, обосновывая выбор каждого арифметического действия; записывать решение (сначала по действиям, а в дальнейшем составляя выражение); производить необходимые вычисления; устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность её решения; самостоятельно составлять задачи.
Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к её изучению. Сюжетное содержание текстовых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи, класса, школы, событиями в стране, городе или селе, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности; способствует их духовно-нравственному развитию и воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям; развивает интерес к занятиям в различных кружках и спортивных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни.
При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных математических понятий, отношений, взаимосвязей и закономерностей. Работа с текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметических действий и математических отношений, пониманию взаимосвязи между компонентами и результатами действий, осознанному использованию действий.
Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный угольник, циркуль). В содержание включено знакомство с простейшими геометрическими телами: шаром, кубом, пирамидой. Изучение геометрического содержания создаёт условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.
Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры и т. д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами, формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в изменённые условия.
Знание и понимание математических отношений и взаимозависимостей между различными объектами (соотношение целого и части, пропорциональные зависимости величин, взаимное расположение объектов в пространстве и др.), их обобщение и распространение на расширенную область приложений выступают как средство познания закономерностей, происходящих в природе и в обществе. Это стимулирует развитие познавательного интереса школьников, стремление к постоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий.
Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления младших школьников. Программа предусматривает формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата. Развитие алгоритмического мышления послужит базой для успешного овладения компьютерной грамотностью.
В процессе освоения программного материала младшие школьники знакомятся с языком математики, осваивают некоторые математические термины, учатся читать математический текст, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои достижения в изучении этого предмета.
Овладение математическим языком, усвоение алгоритмов выполнения действий, умения строить планы решения различных задач и прогнозировать результат являются основой для формирования умений рассуждать, обосновывать свою точку зрения, аргументировано подтверждать или опровергать истинность высказанного предположения. Освоение математического содержания создаёт условия для повышения логической культуры и совершенствования коммуникативной деятельности учащихся.
Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.
Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.
Математические знания и представления о числах, величинах, геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и познания законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы, многочисленных памятников культуры, сокровищ искусства.
Обучение младших школьников математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь). Дети научатся не только самостоятельно решать поставленные задачи математическими способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты, планировать, контролировать и оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность. Освоение курса обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продвижению учащихся начальных классов в познании окружающего мира.
Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий.
Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач даёт возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.
Логика изложения и содержание рабочей программы полностью соответствуют авторской программе и требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.
3. Место учебного предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 136 часов, из расчёта 4 часа в неделю для обязательного изучения математики в 3-м классе начальной школы.
4.Планируемые образовательные результаты
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты
Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
Осознание роли своей страны в мировом развитии; уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
Целостное восприятие окружающего мира.
Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; творческий подход к выполнению заданий.
Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установленияаналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесение к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные результаты
Использование приобретенных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а такжеоценки их количественных и пространственных отношений.
Овладение основами логического и алгоритмического мышления,пространственного воображения и математической речи, основами счета, измерений, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с «меню», находить информацию по заданной теме, распечатывать ее на принтере).
КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Контроль уровня подготовки обучающихся зафиксирован в учебно-тематическом плане. Материалы контроля включают систему контролирующих измерителей, позволяющих оценить уровень и качество предметных, метапредметных результатов обучающихся на входном, текущем и итоговом этапах изучения учебного предмета.
Критерии и нормы оценки умений и знаний обучающихся, которые определяются применительно к формам контроля.
Методическое письмо №1561\14-15 от 19.11.98.
Методическое письмо разработано с учётом современных требований к деятельности учителя начальных классов в 4-х летней начальной школе по контролю и оценке результатов обучения, реализует принципы гуманизации и индивидуализации обучения.
Оценка письменных работ по математике
Работа, состоящая из примеров:
«5» - без ошибок.
«4» -1 грубая и 1-2 негрубые ошибки.
«3» - 2-3 грубые и 1-2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых ошибки.
«2» - 4 и более грубых ошибки.
«1» - все задания выполнены с ошибками.
Работа, состоящая из задач:
«5» - без ошибок.
«4» - 1-2 негрубых ошибки.
«3» - 1 грубая и 3-4 негрубые ошибки.
«2» - 2 и более грубых ошибки.
«1» - задачи не решены.
Комбинированная работа:
«5» - без ошибок.
«4» - 1 грубая и 1-2 негрубые ошибки, при этом грубых ошибок не должно быть в задаче.
«3» - 2-3 грубые и 3-4 негрубые ошибки, при этом ход решения задачи должен быть верным.
«2» - 4 грубые ошибки.
«1» - все задания выполнены с ошибками.
Контрольный устный счет:
«5» - без ошибок. «4» -1-2 ошибки. «3» - 3-4 ошибки.
Грубые ошибки:
1.Вычислительные ошибки в примерах и задачах.
2. Ошибки на незнание порядка выполнения арифметическихдействий.
3. Неправильное решение задачи (пропуск действия, неправильный выбор действий, лишние действия).
4. Не решенная до конца задача или пример.
5. Невыполненное задание.
Негрубые ошибки:
1.Нерациональный прием вычислений.
2. Неправильная постановка вопроса к действию при решениизадачи.
3. Неверно сформулированный ответ задачи.
4. Неправильное списывание данных (чисел, знаков).
5. Недоведение до конца преобразований.
За грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается.
За неряшливо оформленную работу, несоблюдение правил каллиграфии оценка по математике снижается на 1 балл, но не ниже «3».
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, отметка выставляется в соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания
Отметка
91 – 100%
Отлично «5»
76 – 90 %
Хорошо «4»
51 – 75 %
Удовлетворительно «3»
менее 50%
Неудовлетворительно «2»
5.Содержание учебного предмета
Содержание курса «Математика»3 класс
Числа и величины
Счет предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 1000000. Десятичные единицы счёта. Разряды и классы. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Измерение величин. Единицы величин: массы (грамм, килограмм, центнер, тонна); вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).
Арифметические действия
Сложение, вычитание, умножение и деление. Знаки действий. Названия компонентов и результатов арифметических действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Взаимосвязь арифметических действий (между сложением и вычитанием, между умножением и делением). Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Свойства сложения и умножения: переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания. Числовые выражения. Порядок действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождения значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий и правил о порядке выполнения действий в числовых выражениях. Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначных чисел на однозначное, двузначное и трехзначное число. Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратные действия, взаимосвязь компонентов и результатов действий, прикидка результата, проверка вычислений на калькуляторе).
Элементы алгебраической пропедевтики. Выражения с одной переменной вида а+28, а-28, 8·b, c :2, cдвумя переменными вида а+b, a – b, a · b, c : d (dне равно 0). Использование буквенных выражений при формировании обобщений 1и 0(1
· а = а, 0
· с = 0 и др.). Уравнение. Решение уравнений (подбором значения неизвестного, на основе соотношений между целым и частью, на основе взаимосвязей между компонентами и результатами арифметических действий).
Работа с текстовыми задачами
Задача. Структура задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задач.
Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление). Текстовые задачи, содержащие отношения «больше на (в) », «меньше на (в) ». Текстовые задачи, содержащие зависимости, характеризующие процесс движения (скорость, время, пройденный путь), расчёта стоимости (цена, количество, общая стоимость товара), изготовления товара (расход на один предмет, количество предметов, общий расход) и др. Задачи на определение начала, конца и продолжительности события. Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.
Решение задач разными способами.
Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи, в таблице, на диаграмме.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше ниже, слева справа, за - перед, между, вверху внизу, ближе дальше и др.).
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная; многоугольник (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник и т.д.).
Свойства сторон прямоугольника.
Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Виды треугольников по соотношению длин сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний).
Окружность (круг). Центр, радиус окружности (круга).
Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) для выполнения построений.
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, пирамида, шар.
Геометрические величины
Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Соотношения между единицами длины. Перевод одних единиц длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Периметр. Вычисление периметра многоугольника, в том числе периметра прямоугольника (квадрата).
Площадь. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр). Точное и приближённое (с помощью палетки) измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника (квадрата).
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; анализ и представление информации в разных формах: в форме таблицы, столбчатой диаграммы. Чтение и заполнение таблиц, чтение и построение столбчатых диаграмм.
Интерпретация данных таблицы и столбчатой диаграммы.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур и др. по заданному правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации.
Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («верно/неверно, что », «если , то », «все», «каждый» и др.). 6. Календарно – тематическое планирование 3 класс
Учебно-тематический план 3 класс
№
п/п
Разделы
Количество часов
Вид занятий (количество часов)
Проверочные работы
Контрольные работы
Проекты
1.
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание. (Повторение изученного)
8ч
2.
Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление.
Повторение
Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок
Зависимости между пропорциональными величинами
Таблицы умножения и деления с числами 4,5,6,7. Таблица Пифагора.
28ч
Из них:
5ч
2ч
12ч
9ч
1 (тест)
1
1
3.
Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление (продолжение).
Таблица умножения и деления с числами 8 и 9.
Доли.
28ч
Из них:
19ч
9ч.
1 (тест)
1
4.
Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление.
Приёмы умножения для случаев вида 23*4, 4*23
Приёмы деления для случаев вида 78:2, 69:3.
Деление с остатком.
28ч
Из них:
6ч
11ч
11ч
1 (тест)
1
4.
Числа от 1 до 1000. Нумерация.
12ч
1 (тест)
1
5.
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание.
Приёмы устного сложения и вычитания в пределах 1000.
Алгоритмы письменного сложения и вычитания в пределах 1000.
11ч
Из них:
4ч
7ч
1 (тест)
6.
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление
Приёмы устных вычислений
Приёмы письменного умножения и деления на однозначное число.
15ч
Из них:
5ч
10ч
7.
Итоговое повторение
5
8
Проверка знаний
1
1
Итого
136
5
4
2
Календарно-тематический план.
3 класс
Дата
план
Дата факт
№ п/п
Тема, кол-во часов
Планируемые результаты
Характеристика деят-ти
уч-ся
Предметные знания
УУД
Личностные результаты
Сложение и вычитание. (8 часов)
1
Устные и письменные приёмы сложения и вычитания.
Использовать последовательность чисел в пределах 100.
Решать уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого на основе знаний о взаимосвязи чисел при сложении и вычитании.
Обозначать геометрические фигуры буквами.
Л: -ценностно-смысловая ориентация учащихся;
- знание моральных норм;
- умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами;
- умение выделять нравственный аспект поведения.
Р:Целеполагание;
- Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;
Адекватная мотивация учебной деятельности
Выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100.
Решать уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого на основе знаний о взаимосвязи чисел при сложении, при вычитании. Обозначать геометрические фигуры буквами. Выполнять задания творческого и поискового характера.
2
Устные и письменные приёмы сложения и вычитания.
Адекватная мотивация учебной деятельности.
Умение создавать спокойную атмосферу на уроке, не создавать конфликтов.
3
Решение уравнений с неизвестным слагаемым на основе взаимосвязи чисел при сложении.
Адекватная мотивация учебной деятельности.
4
Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым, на основе взаимосвязи чисел при вычитании.
Адекватная мотивация. Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивацией.
5
Решение уравнений с неизвестным вычитаемым на основе взаимосвязи чисел при вычитании
Мотивация учебной деятельности, принятие образа «хорошего» ученика.
6
Решение уравнений
Готовность следовать нормам здоровье сберегающего поведения
7
Обозначение геометрических фигур буквами.
Развитие чувства симпатии, как понимание чувств других людей и сопереживания им.
8
«Странички для любознательных». Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».
Развитие чувства симпатии, как понимание чувств других людей и сопереживания им.
Табличное умножение и деление (продолжение) (28 часов)
9
Связь умножения и деления: таблицы умножения и деления с числами 2,3;
Понимать таблицу умножения и деления однозначных чисел.
Пользоваться изученной математической терминологией.
Решать текстовые задачи арифметическим способом.
Понимать правила порядка выполнения действий в числовых выражениях.
Вычислять значение числового выражения, содержащего 2 и 3 действия (со скобками и без них);
проверять правильность выполненных вычислений.
Понимать состав и значение единиц измерения.
Понимать таблицу умножения и деления однозначных чисел.
Прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.
П: - поиск и выделение необходимой информации;- выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности.
- анализ с целью выделения признаков;
-синтез– составление целого из частей;
-установление причинно-следственных связей;
Адекватная мотивация. Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивацией.
Применять правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок при вычислениях значений числовых выражений.
Вычислять значения числовых выражений в 2 – 3 действия со скобками и без скобок.
Использовать математическую терминологию при чтении и записи числовых выражений.
Использовать различные приёмы проверки правильности вычисления значения числового выражения (с опорой на свойства арифметических действий, на правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях).
Анализировать текстовую задачу и выполнять краткую запись разными способами, в том числе и в табличной форме.
Моделировать с использованием схематических чертежей зависимости между пропорциональными величинами.
Решать задачи арифметическими способами.
Объяснять выбор действий для решения.
Сравнивать задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц и в несколько раз, приводить объяснения. Составлять план решения задачи.
Действовать по предложенному или самостоятельно составленному плану.
Наблюдать и описывать изменения в решении задачи при изменении условия, и, наоборот, вносить изменения в условие(вопрос) задачи при изменении в её решении.
Выполнять задания творческого и поискового характера.
10
Таблицы умножения и деления с числами 2 и 3.
Мотивация учебной деятельности, принятие образа «хорошего» ученика
11
Таблицы умножения и деления с числами 2 и 3.
Адекватная мотивация учебной деятельности.
Умение создавать спокойную атмосферу на уроке, не создавать конфликтов.
12
Числа чётные и нечётные.
Адекватная мотивация учебного материала
13
Зависимость между пропорциональными величинами: цена, количество, стоимость.
Адекватная мотивация. Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивацией.
14
Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок.
15
Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок.
16
Зависимость между пропорциональными величинами: расход ткани на один предмет, количество предметов, расход ткани на все предметы.
Адекватная мотивация. Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивацией.
17
Зависимость между пропорциональными величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов.
Адекватная мотивация: уметь задавать себе вопрос: какое значение и какой смысл имеет для меня учение и уметь на него отвечать
18
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились»
19
Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения»
Тест.
Адекватная мотивация учебной деятельности.
Умение создавать спокойную атмосферу на уроке, не создавать конфликтов.
20
Умножение 4, на 4, и соответствующие случаи деления.
Адекватная мотивация: уметь задавать себе вопрос: какое значение и какой смысл имеет для меня учение и уметь на него отвечать
21
Текстовые задачи на увеличение числа в несколько раз.
22
Текстовые задачи на уменьшение числа в несколько раз.
Адекватная мотивация учебной деятельности.
Умение создавать спокойную атмосферу на уроке, не создавать конфликтов.
23
Умножение 5, на 5, и соответствующие случаи деления.
24
Текстовые задачи на кратное сравнение чисел.
Адекватная мотивация учебного материала
25
Текстовые задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз.
Решать текстовые задачи арифметическим способом.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.)
-установление причинно-следственных связей;
-построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
К: -постановка вопросов;
-разрешение конфликтов;
-управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка его действий;
умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации;
-владение монологической и диалогической формами речи.
Адекватная мотивация: уметь задавать себе вопрос: какое значение и какой смысл имеет для меня учение и уметь на него отвечать
Воспроизводить по памяти таблицу умножения и деления с числами 2-7.
Применять знания таблицы умножения при вычислении значений числовых выражения.
Находить число, которое в несколько раз больше (меньше) данного.
Работать в паре. составлять план успешной игры.
Составлять сказки с использованием математических понятий, отношений, взаимозависимостей, геом. фигур.)
Выполнять задания творческого и поискового характера.
Собирать и классифицировать информацию.
Работать в парах, оценивать ход и результат работы.
26
Текстовые задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз.
27
Умножение 6, на 6, и соответствующие случаи деления
28
Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз.
Формирование этических чувств, прежде всего доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости
29
Текстовые задачи на нахождение четвёртого пропорционального
30
Текстовые задачи на нахождение четвёртого пропорционального.
Адекватная мотивация. Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивацией.
31
Умножение 7, на 7, и соответствующие случаи деления.
Адекватная мотивация учебной деятельности.
Умение создавать спокойную атмосферу на уроке, не создавать конфликтов.
32
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились»
Адекватная мотивация. Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивацией.
33
Контрольная работа по теме «Табличное умножение и деление»
Адекватная мотивация учебной деятельности.
Умение создавать спокойную атмосферу на уроке, не создавать конфликтов.
34
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились»
35
Наш проект «Математические сказки»
Адекватная мотивация. Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивацией.
36
«Страничка для любознательных»- задания творческого и поискового характера.
Числа от 1 до 100.Табличное умножение и деление (продолжение) (28 часов)
37
Таблица умножения и деления с числом 8.
Распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку (с помощью линейки и от руки);– вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата).
Сравнивать величины по их числовым значениям;выражать данные величины в различных единицах.
Решать текстовые задачи арифметическим способом (не более двух действий)
Выполнять вычисления с единицей и нулем.
Выполнять деление числа на это же число; делить нуль на число.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной конструкторской деятельности
(с учетом возможностей применения разных геометрических фигур).
Л:-ценностно-смысловая ориентация учащихся;
- знание моральных норм;
- умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами;
- умение выделять нравственный аспект поведения.
Р:- Целеполагание;
- Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;
П:- поиск и выделение необходимой информации;
- выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности.
- анализ с целью выделения признаков ;
-синтез– составление целого из частей;
-установление причинно-следственных связей;
К: -постановка вопросов;
-разрешение конфликтов;
-управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка его действий;
умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации;
-владение монологической и диалогической формами речи.
Адекватная мотивация. Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивацией.
Воспроизводить по памяти таблицу умножения и деления с числами. Применять знания таблицы умножения при вычислении значений числовых выражения.
Сравнивать геометрические фигуры по площади. Вычислять площадь прямоугольника разными способами.
Анализировать задачи, устанавливать зависимости между величинами, составлять план решения задачи.
Умножать числа на 1 и 0.
Выполнять деление 0 на число, не равное 0.
Решать текстовые задачи разных видов.
Находить долю величины и величину по её доли.
Чертить окружность (круг) с использованием циркуля.
Решать текстовые задачи разных видов.
Описывать явления и события с использованием величин времени.
Выполнять задания творческого и поискового характера.
Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.
38
Таблица умножения и деления с числом 8.
Адекватная мотивация учебной деятельности.
Умение создавать спокойную атмосферу на уроке, не создавать конфликтов.
39
Таблица умножения и деления с числом 9.
Адекватная мотивация. Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивацией.
40
Сводная таблица умножения.
Адекватная мотивация учебной деятельности.
Умение создавать спокойную атмосферу на уроке, не создавать конфликтов.
41
Площадь. Способы сравнения фигур по площади.
Адекватная мотивация учебного материала
42
Единицы площади. Квадратный сантиметр.
Адекватная мотивация. Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивацией.
43
Площадь прямоугольника
44
Площадь прямоугольника.
45
Единицы площади. Квадратный дециметр.
Адекватная мотивация. Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивацией.
46
Единицы площади. Квадратный метр.
Развитие чувства эмпатии, как понимание чувств других людей и сопереживания им.
47
«Странички для любознательных» - задания творческого и поискового характера: задачи-расчёты.
Адекватная мотивация учебной деятельности.
Умение создавать спокойную атмосферу на уроке, не создавать конфликтов.
48
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».
49
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».
Развитие чувства эмпатии, как понимание чувств других людей и сопереживания им.
50
Умножение на 1 и на 0.
Адекватная мотивация учебной деятельности.
Умение создавать спокойную атмосферу на уроке, не создавать конфликтов.
51
Деление вида: а:а; 0 : а при а
·0.
Адекватная мотивация. Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивацией.
52
Текстовые задачи в три действия.
Адекватная мотивация учебной деятельности.
Умение создавать спокойную атмосферу на уроке, не создавать конфликтов.
53
Текстовые задачи в три действия.
Мотивация учебной деятельности, принятие образа «хорошего» ученика.
54
Текстовые задачи в три действия.
Мотивация учебной деятельности, принятие образа «хорошего» ученика.
55
«Странички для любознательных» - задания творческого и поискового характера: изображение предметов на плане комнаты; работа на усложнённой вычислительной машине.
Адекватная мотивация учебной деятельности.
Умение создавать спокойную атмосферу на уроке, не создавать конфликтов.
56
Доли. Образование и сравнение долей.
Развитие чувства эмпатии, как понимание чувств других людей и сопереживания им.
57
Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле.
Адекватная мотивация учебной деятельности.
Умение создавать спокойную атмосферу на уроке, не создавать конфликтов.
58
Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр).
Готовность следовать нормам здоровьесберегающего поведения
59
Вычерчивание окружностей с помощью циркуля.
Адекватная мотивация учебной деятельности.
Умение создавать спокойную атмосферу на уроке, не создавать конфликтов.
60
Единицы времени: год, месяц.
Готовность следовать нормам здоровьесберегающего поведения
61
Единицы времени: сутки.
Адекватная мотивация. Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивацией.
62
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». «Странички для любознательных» - задания творческого и поискового характера: задания, содержащие высказывания с логическими связками.
Развитие чувства эмпатии, как понимание чувств других людей и сопереживания им.
63
Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения». Тест. Анализ результатов.
Адекватная мотивация. Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивацией.
64
Контрольная работа по теме: «Табличное умножение и деление».
Числа от 1 до 100.
Внетабличное умножение и деление (28 часов).
65
Приёмы умножения и деления для случаев вида20x3, 3x20, 60:3
Умножение суммы на число разными способами в ходе решения текстовых задач. Соотнесение примеров с ответами; знакомство с новым приёмом деления поисковым методом; решение текстовых задач.
Взаимосвязь умножения и деления; деление двузначного числа на однозначное с опорой на алгоритм; решение текстовых и логических задач.
Замена чисел суммой разрядных слагаемых; работа над алгоритмом деления; подбор недостающих данных в задаче.
Составление выражений; решение текстовых задач; отработка вычислительных навыков.
Л: -ценностно-смысловая ориентация учащихся;
- знание моральных норм;
- умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами;
- умение выделять нравственный аспект поведения.
Р:- Целеполагание;
- Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;
П: - поиск и выделение необходимой информации;
- выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий;
Адекватная мотивация учебной деятельности.
Умение создавать спокойную атмосферу на уроке, не создавать конфликтов.
Мотивация учебной деятельности, принятие образа «хорошего» ученика.
Готовность следовать нормам здоровьесберега
ющего поведения
Адекватная мотивация. Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивацией.
Адекватная мотивация учебной деятельности.
Умение создавать спокойную атмосферу на уроке, не создавать конфликтов.
Готовность следовать нормам здоровьесберега
ющего поведения
Адекватная мотивация. Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивацией.
Развитие чувства эмпатии, как понимание чувств других людей и сопереживания им.
Адекватная мотивация.
Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивацией.
Выполнять внетабличное умножение и деление в пределах 100 разными способами.
Использовать правила умножения суммы на число при выполнении внетабличного умножения и правила деления суммы на число при выполнении деления.
Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный.
Использовать разные способы для проверки выполненных действий умножение и деление.
Вычислять значения выражений с двумя переменными при заданных значениях входящих в них букв, используя правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, свойства сложения, прикидку результата.
Решать уравнения на нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя.
66
Приёмы деления для случаев вида80:20
67
Умножение суммы на число
68
Приёмы умножения для случаев вида 23x4, 4x23
69
Приёмы умножения для случаев вида 23x4, 4x23
70
Решение задач.
71
Выражения с двумя переменными вида a+b, a-b
72
Деление суммы на число.
73
Деление двузначного числа на однозначное.
74
Связь между числами при делении.
75
Проверка деления умножением.
76
Приём деления для случаев вида 87:29, 66:22
77
Проверка умножения делением.
78
Решение уравнений на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления.
79
«Страничка для любознательных»- задания творческого и поискового характера.
80
Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились»
81
Деление с остатком.
82
Приёмы нахождения частного и остатка
Знакомство с методом подбора при выполнении деления с остатком; решение и составление задач, обратных данной.
Наблюдение над соотношением остатка и делителя.
П:- поиск и выделение необходимой информации;
- выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности.
- анализ с целью выделения признаков;
-синтез– составление целого из частей;
-установление причинно-следственных связей;
Адекватная мотивация учебной деятельности.
Умение создавать спокойную атмосферу на уроке, не создавать конфликтов.
Мотивация учебной деятельности, принятие образа «хорошего» ученика
Адекватная мотивация. Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивацией.
Разъяснять смысл деления с остатком, выполнять деление с остатком и проверять его.
Решать задачи арифметическими способами.
Выполнять задания творческого и поискового характера.
Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.
83
Приёмы нахождения частного и остатка
84
Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального.
85
Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального.
86
Проверка деления с остатком.
87
«Страничка для любознательных»- задания творческого и поискового характера.
88
«Странички для любознательных»- задания творческого и поискового характера. Наш проект: «Задачи-расчёты».
89
Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились»
90
Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились»
91
Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились»
92
Проверочная работа « Проверим себя и оценим свои достижения». Тест. Анализ результатов.
Числа от 1 до 1000.
Нумерация (12 часов)
93
Устная нумерация чисел в пределах 1000.
Числа натурального ряда от 100 до 1000;
деление с остатком; решение текстовых задач.
Десятичный состав трёхзначных чисел;
работа на счётах;
составление и решение уравнений.
Работа над чтением и записью трёхзначного числа;
десятичный состав чисел; составление задачи по выражению;
сравнение площадей и периметров квадратов.
Приём увеличения, уменьшения числа в 10, 100 раз;
арифметический диктант;
решение уравнений;
изменение вопроса задачи в соответствии с изменением способа решения
Л: -ценностно-смысловая ориентация учащихся;
- знание моральных норм;
Р:- Целеполагание;
- Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;
П:- поиск и выделение необходимой информации;
- выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности.
К: -постановка вопросов;
-разрешение конфликтов;
-управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка его
действий;
умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами
и условиями коммуникации;
-владение монологической и диалогической формами речи.
Адекватная мотивация учебной деятельности.
Умение создавать спокойную атмосферу на уроке, не создавать конфликтов.
Мотивация учебной деятельности, принятие образа «хорошего» ученика.
Готовность следовать нормам здоровьесберега
ющего поведения
Адекватная мотивация.
Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивацией.
Читать и записывать трёхзначные числа.
Сравнивать трёхзначные числа и записывать результат сравнения
Заменять трёхзначное число суммой разрядных слагаемых
Упорядочивать заданные числа.
Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа.
Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному основанию.
Переводить одни единицы массы в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними.
Сравнивать предметы по массе, упорядочивать их.
Выполнять задания творческого и поискового характера: читать и записывать числа римскими цифрами; сравнивать позиционную десятичную систему
счисления с римской
непозиционной системой записи чисел.
Читать записи, представленные римскими цифрами, на циферблатах часов, в оглавлении книг, в обозначении веков.
94
Образование и название трёхзначных чисел.
95
Разряды счётных единиц.
96
Натуральная последовательность трёхзначных чисел.
97
Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз.
98
Замена трёхзначного числа суммой разрядных слагаемых.
99
Сравнение трёхзначных чисел.
100
Определение общего числа единиц (десятков, сотен) в числе.
101
Единицы массы: килограмм, грамм. Соотношение между ними.
102
Странички для любознательных»- задания творческого и поискового характера. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились»
103
Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» Тест. Анализ результатов.
104
Контрольная работа по теме: «Нумерация».
Числа от 1 до 1000.
Сложение и вычитание (11 часов)
105
Приёмы устных вычислений вида 300+200, 800-600.
Вычисление значений выражений удобным способом; деление с остатком; решение текстовых задач по составленной программе.
Разбор разных способов вычислений; дополнение именованных чисел до данного; составление и решение задачи.
Разные виды работы над задачами: дополнение данных, составление выражений и подбор вопросов; варианты решения; отработка вычислительных навыков.
Л:-ценностно-смысловая ориентация учащихся;
- знание моральных норм;
-умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами;
- умение выделять нравственный аспект поведения.
Р:- Целеполагание;
- Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;
Адекватная мотивация.
Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивацией.
Адекватная мотивация учебной деятельности.
Умение создавать спокойную атмосферу на уроке, не создавать конфликтов.
Адекватная мотивация.
Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивацией.
Выполнять устно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, используя различные приёмы устных вычислений.
Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный.
Применять алгоритмы письменного сложения и вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1000.
Контролировать пошагово правильность применения алгоритмов арифметических действий при письменных вычислениях.
106
Приёмы устных вычислений вида 450+30, 380+20, 620-200
107
Приёмы устных вычислений вида 470+80, 560-90.
108
Приёмы устных вычислений вида 470+80, 560-90.
109
Приёмы письменных вычислений.
110
Алгоритм письменного сложения трёхзначных чисел.
111
Алгоритм письменного вычитания трёхзначных чисел.
112
Виды треугольников: разносторонний, равнобедренный равносторонний
113
«Странички для любознательных»
114
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились»
Применение ранее полученные знания при выполнении работы, анализировать свои действия и управлять ими
115
Взаимная проверка знаний: «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху» Работа в паре. Тест
Умножение и деление (15 часов)
116
Умножение и деление трёхзначных чисел, оканчивающихся нулями.
Знакомство с устными приёмами умножения и деления чисел, оканчивающихся нулями. Решение задач и выражений.
Устные вычисления с числами больше 100.
Знакомство учащихся с разными видами треугольников (по видам углов). Решение задач. Отработка вычислительных навыков.
Знакомство с приемом письменного умножения трехзначного числа на однозначное без перехода через разряд. Отработка устных и письменных вычислений.
Знакомство с алгоритмом умножения трехзначных чисел на однозначное число. Решение задач.
Применение алгоритма. Решение задач.
П:- поиск и выделение необходимой информации;
- выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности.
- анализ с целью выделения признаков;
-синтез– составление целого из частей;
-установление причинно-следственных связей;
К: -постановка вопросов;
-разрешение конфликтов;
-управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка его действий;
умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации;
-владение монологической и диалогической формами речи.
Мотивация учебной деятельности, принятие образа «хорошего» ученика.
Готовность следовать нормам здоровьесберега
ющего поведения
Адекватная мотивация.
Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивацией.
Адекватная мотивация учебной деятельности.
Умение создавать спокойную атмосферу на уроке, не создавать конфликтов.
Готовность следовать нормам здоровьесберега
ющего поведения
Адекватная мотивация.
Использовать различные приёмы проверки правильности вычислений.
Различать треугольники по видам( разносторонние и равнобедренные, а среди равнобедренных – равносторонние) и называть их.
Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях.
Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища.
Использовать Сравнивать разные способы вычислений. Проводить проверку правильности вычислений с помощью калькулятора.
117
Умножение и деление суммы на число.
118
Нахождение частного при деление двузначного числа на двузначное.
119
Виды треугольников: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный.
120
«Странички для любознательных»
121
Приём письменного умножения на однозначное число.
122
Приём письменного умножения на однозначное число.
123
Алгоритм умножения трёхзначного числа на однозначное.
124
Закрепление изученного.
125
Приём письменного деления на однозначное число.
126
Алгоритм деления трёхзначного числа на однозначное.
127
Проверка деления умножением.
128
Проверка деления умножением.
129
Знакомство с калькулятором.
130
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились»
Итоговое повторение «Что узнали. Чему научились в 3 классе». (5 часов) Проверка знаний-1 час.
131
Сложение и вычитание.
Решение задач, уравнений, отработка вычислительных навыков.
Применение ранее полученные знания при выполнении работы, анализировать свои действия и управлять ими
Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивацией.
Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища.
Использовать и сравнивать разные способы вычислений.
132
Табличное умножение и деление.
Адекватная мотивация.
133
Внетабличное умножение и деление.
134
Нумерация
135
Задачи.
Развитие чувства эмпатии, как понимание чувств других людей и сопереживания им.
136
Итоговая контрольная работа.
7.Учебно-методическое и материально техническое обеспечение
Учебно-методический комплект
Методические материалы
Наглядные пособия
ЦОР/ЭОР
Учебно-практическое оборудование
Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. и др. Математика. Учебник. 3 класс. В 2 частях 2-е изд. М.: Просвещение, 2012. (Школа России).
Моро М. И., Волкова С. И. Математика. Рабочая тетрадь. 3класс. В 2 частях Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. В 2 ч. 2-е изд. М.: Просвещение, 2012. (Школа России).
Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С .В. и др. Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Школа России». 1-4 классы.: М.: Просвещение, 2011. (Школа России).
Волкова С. И. Математика. Проверочные работы. 3 класс. М.: Просвещение, 2011. (Школа России).
Волкова С. И. Математика. Контрольные работы. 1-4 классы
Волкова С. И., Степанова С. В., Бантова М. А. и др. Математика. Методические рекомендации. 3 класс
Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения. Карточки с заданиями по математике для 1 - 4 классов (в том числе многоразового использования с возможностью самопроверки)
Электронное приложение к учебнику «Математика», 3 класс, авт. Моро М. И. (1 CD). М.: Просвещение, 2012. (Школа России).
Презентации к урокам
Проектор, интерактивная доска, демонстрационный чертежный треугольник, палетка
Лист внесения изменения
в рабочую программу учебного предмета «Математика» в 3 классе
№ п/п
Название раздела, темы
Дата проведения по плану
Причина корректировки
Корректирующие мероприятия
Реквизиты документа, которым закреплено изменение
Дата проведения по факту
ц