Рабочая программа учебного предмета «Математика» для 2 класса начального общего образования (заочная форма обучения) на 2015– 2016 учебный год
Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края
краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 2»
Рассмотрено:
на МО учителей
естественнонаучного цикла
Протокол № 1 от 23.08.2015 г.
Согласовано:
Зам. директора по МР
Протокол № 1 от 25.08.2015г.
Утверждено:
Приказ директора школы
№ 18 от 31.08.2015 г.
Рабочая программа
учебного предмета «Математика»
для 2 класса
начального общего образования
(заочная форма обучения)
на 2015– 2016 учебный год
Составитель: учитель Ванина В.А.
Шипуново 2015
Содержание программы:
1.Пояснительная записка _________________________________________________2
2.Общая характеристика учебного предмета _________________________________4
3.Место предмета в учебном плане_________________________________________6
4. Планируемые образовательные результаты_________________________________6
5.Содержание учебного предмета__________________________________________9
6.Календарно-тематическое планирование (приложение)_______________________13
7.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение________________34
8.Лист внесения изменений в рабочую программу_____________________________35
1. Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Математика» 2 класс разработана на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений «Математика» Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С .В. и др. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Школа России». 1-4 классы.- М.:Просвещение, 2014.
Нормативная основа
-Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089);
-фундаментальное ядра содержания начального общего образования;
-учебный план КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2» (утвержден приказом директора школы от 31.08.2015 г. № 18);
-годовой календарный график школы (принят на заседании педсовета протокол №1 от 28 августа 2015г.);
-Положение о рабочей программе КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2 (утверждено приказом директора школы от 31.08.2015 г. № 18);
-Федеральный перечень учебников на 2014-2015 учебный год (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 30.03.2014 г. № 253);
-Письмо Минобрнауки России от 01.04.2005 г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений»;
-основная образовательная программа начального общего образования КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2» (утверждена приказом директора школы от 31.08.2015 г. № 18);
-Положение о промежуточной и итоговой аттестации учащихся КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2 (утверждено приказом директора школы от 30.08.2013 г. № 21);
-примерная программы начального общего образования по математике 1-4 классы (стандарты второго поколения) М.: Просвещение, 2012 г.
-Программа развития и формирования универсальных учебных действий;
-Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а так же являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
Основными целями начального обучения математике являются: -Математическое развитие младших школьников. -Формирование системы начальных математических знаний. - Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Программа определяет ряд задач.
Решение данных задач направлено на достижение основных целей начального математического образования: формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умений устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения); развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления; развитие пространственного воображения; развитие математической речи; формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач; формирование умения вести поиск информации и работать с ней; формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности; развитие познавательных способностей; воспитание стремления к расширению математических знаний; формирование критичности мышления; развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других. Решение названных задач обеспечит усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:
- формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
- формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
уважения к окружающим умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
- развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;
– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
- развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
- развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей;
– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать результаты труда других людей.
2. Общая характеристика учебного предмета
Общая характеристика курса
Числа и величины
Счет предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 1 000 000. Десятичные единицы счёта. Разряды и классы. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Измерение величин. Единицы величин: массы (грамм, килограмм, центнер, тонна); вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).
Арифметические действия
Сложение, вычитание, умножение и деление. Знаки действий. Названия компонентов и результатов арифметических действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Взаимосвязь арифметических действий (между сложением и вычитанием, между умножением и делением). Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Свойства сложения и умножения: переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания. Числовые выражения. Порядок действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождения значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий и правил о порядке выполнения действий в числовых выражениях. Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначных чисел на однозначное, двузначное и трехзначное число. Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратные действия, взаимосвязь компонентов и результатов действий, прикидка результата, проверка вычислений на калькуляторе).
Элементы алгебраической пропедевтики. Выражения с одной переменной вида а +28, а-28, 8 ·b, c :2, cдвумя переменными вида а+b, a – b, a · b, c : d (dне равно 0). Использование буквенных выражений при формировании обобщений (1
· а = а, 0
· с = 0 и др.). Уравнение. Решение уравнений (подбором значения неизвестного, на основе соотношений между целым и частью, на основе взаимосвязей между компонентами и результатами арифметических действий).
Работа с текстовыми задачами
Задача. Структура задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задач. Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление). Текстовые задачи, содержащие отношения «больше на (в) », «меньше на (в) ». Текстовые задачи, содержащие зависимости, характеризующие процесс движения (скорость, время, пройденный путь), расчёта стоимости (цена, количество, общая стоимость товара), изготовления товара (расход на один предмет, количество предметов, общий расход) и др. Задачи на определение начала, конца и продолжительности события. Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле. Решение задач разными способами.
Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи, в таблице, на диаграмме.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше ниже, слева справа, за - перед, между, вверху внизу, ближе дальше и др.).
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная; многоугольник (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник и т.д.).
Свойства сторон прямоугольника.
Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Виды треугольников по соотношению длин сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний).
Окружность (круг). Центр, радиус окружности (круга).
Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) для выполнения построений.
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, пирамида, шар.
Геометрические величины
Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Соотношения между единицами длины. Перевод одних единиц длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Периметр. Вычисление периметра многоугольника, в том числе периметра прямоугольника (квадрата).
Площадь. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр). Точное и приближённое (с помощью палетки) измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника (квадрата).
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; анализ и представление информации в разных формах: в форме таблицы, столбчатой диаграммы. Чтение и заполнение таблиц, чтение и построение столбчатых диаграмм.
Интерпретация данных таблицы и столбчатой диаграммы.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур и др. по заданному правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации.
Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («верно/неверно, что », «если , то », «все», «каждый» и др.).
3. Место учебного предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 136 часов, из расчёта 4 часа в неделю для обязательного изучения математики во 2-м классе начальной школы.
Согласно учебного плана школы на изучение предмета отведено 3 часа в неделю, 105 часов в год согласно календарному учебному графику. Изучение курса планируется за счёт уплотнения материала и самостоятельной подготовки учащихся.
4.Планируемые образовательные результаты
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России. Осознание роли своей страны в мировом развитии; уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру. Целостное восприятие окружающего мира. Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; творческий подход к выполнению заданий. Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими. Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
- способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно – познавательных и практических задач; - использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; - использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесение к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика»; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика»;Предметные результаты Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений. Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерений, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов. Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач. Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные. Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с «меню», находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).
Контроль уровня подготовки обучающихся.
Способы проверки и оценки результатов обучения учащихся.
Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы, математического диктанта или тестовых заданий. Желательно, чтобы работы для текущего контроля состояли из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения (например, умения сравнивать натуральные числа, умения находить площадь прямоугольника и др.).
Тематический контроль по математике проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и др.
Среди тематических проверочных работ особое место занимают работы, с помощью которых проверяются знания табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. Для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит 30 примеров (соответственно по 15 на сложение и вычитание или умножение и деление). На выполнение такой работы отводится 5-6 минут урока.
Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера (они содержат арифметические задачи, примеры, задания геометрического характера и др.). В этих работах сначала отдельно оценивается выполнение задач, примеров, заданий геометрического характера, а затем выводится итоговая отметка за всю работу. При этом итоговая отметка не выставляется как средний балл, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основными.Контроль уровня подготовки обучающихся зафиксирован в учебно-тематическом плане.
Материалы контроля включают систему контролирующих измерителей, позволяющих оценить уровень и качество предметных, метапредметных результатов обучающихся на входном, текущем и итоговом этапах изучения учебного предмета.
Критерии и нормы оценки умений и знаний обучающихся, которые определяются применительно к формам контроля.
Методическое письмо №1561\14-15 от 19.11.98.
Методическое письмо разработано с учётом современных требований к деятельности учителя начальных классов в 4-х летней начальной школе по контролю и оценке результатов обучения, реализует принципы гуманизации и индивидуализации обучения.
Оценка письменных работ по математике
Работа, состоящая из примеров:
«5» - без ошибок.
«4» -1 грубая и 1-2 негрубые ошибки.
«3» - 2-3 грубые и 1-2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых ошибки.
«2» - 4 и более грубых ошибки.
«1» - все задания выполнены с ошибками.
Работа, состоящая из задач:
«5» - без ошибок.
«4» - 1-2 негрубых ошибки.
«3» - 1 грубая и 3-4 негрубые ошибки.
«2» - 2 и более грубых ошибки.
«1» - задачи не решены.
Комбинированная работа:
«5» - без ошибок. \_
«4» - 1 грубая и 1-2 негрубые ошибки, при этом грубых ошибок не должно быть в задаче.
«3» - 2-3 грубые и 3-4 негрубые ошибки, при этом ход решения задачи должен быть верным.
«2» - 4 грубые ошибки.
«1» - все задания выполнены с ошибками.
Контрольный устный счет:
«5» - без ошибок. «4» -1-2 ошибки. «3» - 3-4 ошибки.
Грубые ошибки:
1.Вычислительные ошибки в примерах и задачах.
2. Ошибки на незнание порядка выполнения арифметических действий.
3. Неправильное решение задачи (пропуск действия, неправильный выбор действий, лишние действия).
4. Не решенная до конца задача или пример.
5. Невыполненное задание.
Негрубые ошибки:
1.Нерациональный прием вычислений.
2.Неправильная постановка вопроса к действию при решениизадачи.
3. Неверно сформулированный ответ задачи.
4. Неправильное списывание данных (чисел, знаков).
5. Недоведение до конца преобразований.
За грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается.
За неряшливо оформленную работу, несоблюдение правил каллиграфии оценка по математике снижается на 1 балл, но не ниже «3».
5. Содержание учебного предмета
Содержание курса «Математика» 2 класс
Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал. Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».
Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования.
Основа арифметического содержания представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел. Учащиеся научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с целыми неотрицательными числами; узнают, как связаны между собой компоненты и результаты арифметических действий; усвоят связи между сложением и вычитанием, умножением и делением; освоят различные приёмы проверки выполненных вычислений. Младшие школьники познакомятся с калькулятором и научатся пользоваться им при выполнении некоторых вычислений, в частности при проверке результатов арифметических действий с многозначными числами. Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время), их измерением, с единицами однородных величин и соотношениями между ними. Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Как показывает многолетняя школьная практика, такой материал в начальном курсе математики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует более глубокому осознанию взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий, расширяет основу для восприятия функциональной зависимости между величинами, обеспечивает готовность выпускников начальных классов к дальнейшему освоению алгебраического содержания школьного курса математики. Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения.
Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознанно выбирать правильное действие для её решения. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных в них взаимосвязей между данными и искомым. Решение текстовых задач связано с формированием целого ряда умений: осознанно читать и анализировать содержание задачи (что известно и что неизвестно, что можно узнать по данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос задачи); моделировать представленную в тексте ситуацию, видеть различные способы решения задачи и сознательно выбирать наиболее рациональные; составлять план решения, обосновывая выбор каждого арифметического действия; записывать решение (на первых порах по действиям, а в дальнейшем составляя выражение); производить необходимые вычисления; устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность её решения; самостоятельно составлять задачи. Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к её изучению. Сюжетное содержание текстовых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи, класса, школы, событиями в стране, городе или в селе, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности; способствует их духовно-нравственному развитию и воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям; развивает интерес к занятиям в различных кружках и спортивных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни. При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных математических понятий, отношений, взаимосвязей и закономерностей. Работа с текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметических действий и математических отношений, пониманию взаимосвязи между компонентами и результатами действий; осознанному использованию действий. Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный угольник, циркуль). В содержание включено знакомство с простейшими геометрическими телами: шаром, кубом, пирамидой. Изучение геометрического содержания создаёт условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе. Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания; создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию. Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи. Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры и т. д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами; формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в изменённые условия.
Знание и понимание математических отношений и взаимозависимостей между различными объектами (соотношение целого и части, пропорциональные зависимости величин, взаимное расположение объектов в пространстве и др.), их обобщение и распространение на расширенную область приложений выступают как средство познания закономерностей, происходящих в природе и в обществе. Это стимулирует развитие познавательного интереса школьников, стремление к постоянному расширению знаний совершенствованию освоенных способов действий. Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления младших школьников. Программа предусматривает формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата. Развитие алгоритмического мышления послужит базой для успешного овладения компьютерной грамотностью.
В процессе освоения программного материала младшие школьники знакомятся с языком математики, осваивают некоторые математические термины, учатся читать математический текст, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои достижения в изучении этого предмета.
Овладение математическим языком, усвоенные алгоритмы выполнения действий, умения строить планы решения различных задач и прогнозировать результат являются основой для формирования умений рассуждать, обосновывать свою точку зрения, аргументировано подтверждать или опровергать истинность высказанного предположения. Освоение математического содержания создает условия для повышения логической культуры и совершенствования коммуникативной деятельности учащихся.
Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.
Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.
Математические знания и представления о числах, величинах,геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и познания законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы, многочисленных памятников культуры, сокровищ искусства.
Обучение младших школьников математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь). Дети научатся не только самостоятельно решать поставленные задачи математическими способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты, планировать, контролировать и оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность. Освоение курса обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продвижению учащихся начальных классов в познании окружающего мира.
Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создает хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий.
Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведенных до автоматизма, навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач дает возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.
6. Календарно – тематическое планирование 2 класс
Учебно-тематический план 2 класс
№
Раздел
Количество часов
Контрольные работы
Проверочные работы
Проекты
1
Нумерация
12ч
(П)
2
Сложение и вычитание
50ч
"Сложение и вычитание".
"Устные приемы сложения и вычитания".
(П)
(П)
"Математика вокруг нас"
"Оригами"
3
Умножение и деление
32ч
"Умножение и деление".
(П)
(П)
4
Итоговое повторение
10ч
5
Проверка знаний
1ч
Итоговая
Итого
105ч
Используются материалы Волковой С.И. Математика. Контрольные работы 1- 4 кл. М., - Просвещение. 2014г;
Волкова С. И. Математика. Проверочные работы. 2 класс. М.: Просвещение, 2011г.
Календарно-тематический план.
2 класс
№ урока
Дата
план
Тема (раздел),
Кол-во часов
Планируемые результаты
Возможные виды деятельности обучающихся
Дата
факт
Основные предметные понятия
Универсальные учебные действия
Личностные
результаты
Числа от 1 до 100. Нумерация – 12ч.
1
Повторение. Числа от 1 до 20.
Вычислительные навыки в пределах 10
Регулятивные : применять установленные правила в планировании деятельности.
Познавательные: моделировать способ действий, удерживать учебную задачу.
Коммуникативные : умение слушать, задавать вопросы.
Адекватная мотивация учебной деятельности
Образовывать, называть и записывать числа
в пределах 100.
Сравнивать числа и записывать результат сравнения.
Упорядочивать заданные числа.
Устанавливать правило, по которому
составлена числовая последовательность, продолжать ее или восстанавливать пропущенные в ней числа.
Классифицировать (объединять в группы) числа по заданному или самостоятельно установленному правилу.
Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними.
Выполнять сложение и вычитание вида: 30 + 5, 35 – 5, 35 – 30 .
Заменять двузначное число суммой разрядных слагаемых.
Переводить одни единицы длины в
другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними.
Сравнивать стоимость предметов в пределах 100 р.
Решать задачи поискового характера, в том числе задачи-расчеты.
Соотносить результат проведенного самоконтроля с поставленными целями при изучении темы, оценивать их и делать выводы.
2
Числа от 1 до 100. Счет десятками. Образование, чтение и запись чисел от 20 до 100.
Уметь считать десятки как простые единицы
Р: принимать и сохранять учебную задачу.
П: строить логическое рассуждение.
К: умение слушать собеседника
Адекватная мотивация учебной деятельности.
Умение создавать спокойную атмосферу на уроке, не создавать конфликтов.
3
Поместное значение цифр.
Уметь записывать и читать числа от 21 до 99
Р: принимать и сохранять учебную задачу.
П: строить логическое рассуждение.
К: умение слушать собеседника
Адекватная мотивация учебной деятельности.
4
Однозначные и двузначные числа.
Определять поместное значение цифр, знать математические понятия «однозначные» и «двузначные» числа
Р: ставить и формулировать в сотрудничестве с учителем учебную задачу, создать алгоритм деятельности при решении учебной проблемы.
П: извлекать необходимую информацию.
К: формулировать свое мнение, уметь обращаться за помощью.
Адекватная мотивация. Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивацией.
5
Число 100.
Выполнять чертеж в новой единице, уметь преобразовывать в более крупные единицы
Р.: применять установленные правила в планировании деятельности.
П.: моделировать способ действий, удерживать учебную задачу.
К.: умение слушать, задавать вопросы.
Мотивация учебной деятельности, принятие образа «хорошего» ученика.
6
Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых.
Уметь определять десятичный состав чисел
Р: принимать и сохранять учебную задачу.
П: строить логическое рассуждение.
К: умение слушать собеседника
Готовность следовать нормам здоровье сберегающего поведения
7
Сложение и вычитание вида: 30+5, 35-5, 35-30
Уметь сравнивать и преобразовывать именованные числа
Р: ставить и формулировать в сотрудничестве с учителем учебную задачу, создать алгоритм деятельности при решении учебной проблемы.
П: извлекать необходимую информацию.
К: формулировать свое мнение, уметь обращаться за помощью.
Развитие чувства симпатии, как понимание чувств других людей и сопереживания им.
8
Сложение и вычитание вида: 30+5, 35-5, 35-30
Уметь сравнивать и преобразовывать именованные числа
Р: ставить и формулировать в сотрудничестве с учителем учебную задачу, создать алгоритм деятельности при решении учебной проблемы.
П: извлекать необходимую информацию.
К: формулировать свое мнение, уметь обращаться за помощью.
Развитие чувства семпатии, как понимание чувств других людей и сопереживания им.
9
Сложение и вычитание вида: 30+5, 35-5, 35-30
Уметь заменять двузначное число суммой разрядных слагаемых, складывать и вычитать, зная десятичный состав чисел
Р.: различать способ деятельности и результат.
П.: удерживать учебную задачу
К.:
строить понятные для партнера высказывания, умение слушать собеседника.
Адекватная мотивация. Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивацией.
10
Миллиметр. Метр. Таблица единиц длины.
Уметь заменять двузначное число суммой разрядных слагаемых, складывать и вычитать, зная десятичный состав чисел
Р.: применять установленные правила в планировании деятельности.
П.: моделировать способ действий, удерживать учебную задачу.
К.: умение слушать, задавать вопросы.
Мотивация учебной деятельности, принятие образа «хорошего» ученика
11
Единицы стоимости: рубль, копейка.
Странички для любознательных. Что узнали. Чему научились.
Уметь вести расчет монетами разного достоинства
Р: принимать и сохранять учебную задачу.
П: строить логическое рассуждение.
К: умение слушать собеседника
Адекватная мотивация учебной деятельности.
Умение создавать спокойную атмосферу на уроке, не создавать конфликтов.
12
Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения»
Тест.
Уметь читать, записывать, сравнивать числа в пределах 100. решать текстовые задачи; представлять двузначные числа в виде суммы разрядных слагаемых
Р.:различать способ деятельности и результат.
П.: удерживать учебную задачу
К.:
строить понятные для партнера высказывания, умение слушать собеседника.
Адекватная мотивация учебного материала
Сложение и вычитание – 48ч.
13
Задачи на нахождение неизвестного слагаемого.
Решать задачи нового типа
Регулятивные : применять установленные правила в планировании деятельности.
Познавательные: моделировать способ действий, удерживать учебную задачу.
Коммуникативные : умение слушать, задавать вопросы.
Адекватная мотивация. Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивацией.
Составлять и решать задачи, обратные заданной.
Моделировать на схематических чертежах.
зависимости между величинами в задачах
на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого.
Объяснять ход решения задачи.
Обнаруживать и устранять ошибки в ходе решения задачи и в вычислениях при решении задачи.
Отмечать изменения в решении задачи при изменении ее условия или вопроса.
Определять по часам время с точностью до минуты.
Находить длину ломаной и периметр многоугольника.
14
Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого.
15
Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого.
16
Время. Единицы времени: час, минута. Соотношения между ними.
Уметь переводить часы в минуты
Р: ставить и формулировать в сотрудничестве с учителем учебную задачу, создать алгоритм деятельности при решении учебной проблемы.
П: извлекать необходимую информацию.
К: формулировать свое мнение, уметь обращаться за помощью.
Адекватная мотивация. Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивацией.
17
Длина ломаной.
Периметр многоугольника
Нахождение длины ломаной двумя способами
Уметь составлять условия задач по кратким записям
Р: принимать и сохранять учебную задачу.
П: строить логическое рассуждение.
К: умение слушать собеседника
Р.: различать способ деятельности и результат.
П.: удерживать учебную задачу
К.: строить понятные для партнера высказывания, умение слушать собеседника.
Адекватная мотивация: уметь задавать себе вопрос: какое значение и какой смысл имеет для меня учение и уметь на него отвечать
18
Числовое выражение. Сравнение числовых выражений.
Знать понятия «выражение», «значение выражения»
Р: принимать и сохранять учебную задачу.
П: строить логическое рассуждение.
К: умение слушать собеседника
Адекватная мотивация: уметь задавать себе вопрос: какое значение и какой смысл имеет для меня учение и уметь на него отвечать
19
Порядок выполнения действий в числовых выражениях. Скобки.
Научиться решать выражения со скобками
Р.:применять установленные правила в планировании деятельности.
П.: распознавать объекты по форме, выделять существенные признаки.
К.: формулировать собственное мнение.
Адекватная мотивация учебной деятельности.
Умение создавать спокойную атмосферу на уроке, не создавать конфликтов.
Читать и записывать числовые выражения в два действия,
Находить значения выражений со скобками и без них, сравнивать два выражения.
Применять переместительное и сочетательное свойства сложения при вычислениях.
Работать (по рисунку) на вычислительной машине.
Собирать материал по заданной теме.
20
Свойства сложения.
Знать
Переместитель
Ное свойство
сложения
Р.: различать способ деятельности и результат.
П.: удерживать учебную задачу
К.: строить понятные для партнера высказывания, умение слушать собеседника.
Адекватная мотивация: уметь задавать себе вопрос: какое значение и какой смысл имеет для меня учение и уметь на него отвечать
21
Применение переместительного и сочетательного свойств сложения.
22
Свойства сложения.
Умение находить значения выражений (простых и составных)
Р: ставить и формулировать в сотрудничестве с учителем учебную задачу, создать алгоритм деятельности при решении учебной проблемы.
П: извлекать необходимую информацию.
К: формулировать свое мнение, уметь обращаться за помощью.
Адекватная мотивация учебной деятельности.
Умение создавать спокойную атмосферу на уроке, не создавать конфликтов.
Определять и описывать закономерности в отобранных узорах. Составлять узоры и орнаменты.
Составлять план работы.
Распределять работу в группе, оценивать выполненную работу.
Работать в парах, в группах.
Соотносить результат проведенного самоконтроля с
поставленными целями при изучении темы, оценивать их и делать выводы.
Моделировать и объяснять ход выполнения устных действий сложение и вычитание в пределах 100.
Выполнять устно сложение и вычитание чисел в пределах 100 (табличные,
нумерационные случаи, сложение и вычитание круглых десятков, сложение двузначного и однозначного числа и др.)
23
Странички для любознательных.
Умение находить значения выражений (простых и составных)
Р: принимать и сохранять учебную задачу.
П: строить логическое рассуждение.
К: умение слушать собеседника
Адекватная мотивация учебной деятельности.
Умение создавать спокойную атмосферу на уроке, не создавать конфликтов.
24
Проект «Математика вокруг нас. Узоры на посуде».
Знание нумерации в пределах 100, сложение и вычитание в пределах 100, решение задач.
Регулятивные : применять установленные правила в планировании деятельности.
Познавательные: моделировать способ действий, удерживать учебную задачу.
Коммуникативные : умение слушать, задавать вопросы.
Адекватная мотивация учебного материала
25
Что узнали. Чему научились.
26
Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание»
27
Подготовка к изучению устных приемов сложения и вычитания
Уметь сравнивать выражения, решать текстовые и геометрические задачи
Р: ставить и формулировать в сотрудничестве с учителем учебную задачу, создать алгоритм деятельности при решении учебной проблемы.
П: извлекать необходимую информацию.
К: формулировать свое мнение, уметь обращаться за помощью.
Адекватная мотивация: уметь задавать себе вопрос: какое значение и какой смысл имеет для меня учение и уметь на него отвечать
28
Приемы вычислений для случаев вида 36 + 2, 36 + 20, 60 + 18
29
Приемы вычислений для случаев вида 36 – 2, 36 – 20
Уметь решать выражения вида 36-2, 36-20
Р.: различать способ деятельности и результат.
П.: удерживать учебную задачу
К.:
строить понятные для партнера высказывания, умение слушать собеседника.
Формирование этических чувств, прежде всего доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости
30
Приемы вычислений для случаев вида 26 + 4, 30 – 7
Уметь решать выражения вида 26+4, 30-7
Р.: применять установленные правила в планировании деятельности.
П.: распознавать объекты по форме, выделять существенные признаки.
К.: формулировать собственное мнение.
Адекватная мотивация. Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивацией.
Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный.
Записывать решения составных задач с помощью выражения
Выстраивать и обосновывать стратегию игры; работать в паре
31
Приемы вычислений для случаев вида 60 – 24
Уметь решать выражения вида 60-24
Р: принимать и сохранять учебную задачу.
П: строить логическое рассуждение.
К: умение слушать собеседника
Адекватная мотивация учебной деятельности.
Умение создавать спокойную атмосферу на уроке, не создавать конфликтов.
32
Решение текстовых задач. Запись решения выражением
Решать задачи на нахождение суммы, числовые выражения вида 50-34, 48+2, 70+15; сравнивать единицы длины
Р.: применять установленные правила в планировании деятельности.
П.: распознавать объекты по форме, выделять существенные признаки.
К.: формулировать собственное мнение.
Адекватная мотивация. Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивацией.
33
Приемы вычислений для случаев вида 26 + 7, 35 – 8
Познакомиться и применять на практике приемы вычислений вида 26+7
Познакомиться и применять на практике приемы вычислений вида 35-7
Р: принимать и сохранять учебную задачу.
П: строить логическое рассуждение.
К: умение слушать собеседника
Адекватная мотивация учебной деятельности.
Умение создавать спокойную атмосферу на уроке, не создавать конфликтов.
Выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100 (табличные,
нумерационные случаи, сложение и вычитание круглых десятков, сложение двузначного и однозначного числа и др.)
34
Устные приемы вычислений. Закрепление.
35
Что узнали. Чему научились.
Странички для любознательных.
Совершенствование вычислительных навыков и умения решать задачи
Р: применять установленные правила в планировании деятельности.
П: распознавать объекты по форме, выделять существенные признаки.
К: формулировать собственное мнение.
Адекватная мотивация. Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивацией.
26
Буквенные выражения
Познакомиться с новым математическим понятием «буквенное выражение», уметь решать буквенные выражения
Р. : применять установленные правила в планировании деятельности.
П.: моделировать способ действий, удерживать учебную задачу.
К.: умение слушать, задавать вопросы.
Адекватная мотивация учебного материала
37
Уравнение
Познакомиться с новым математическим понятием «уравнение», решать уравнения способом подбора
Р.: применять установленные правила в планировании деятельности.
П.: распознавать объекты по форме, выделять существенные признаки.
К.: формулировать собственное мнение.
Адекватная мотивация. Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивацией.
Находить значение буквенного выражения при заданных значениях буквы, использовать различные приемы при вычислении значения числового
выражения, в том числе, правила о порядке действий в выражениях, свойства сложения, прикидку результата.
Решать уравнения вида: 12 + х = 12, 25 – х = 20, х – 2 = 8, подбирая значение неизвестного.
Выполнять проверку правильности вычислений.
Использовать различные приемы проверки правильности выполненных вычислений.
38
Уравнение
Р: принимать и сохранять учебную задачу.
П: строить логическое рассуждение.
К: умение слушать собеседника
Адекватная мотивация учебной деятельности.
Умение создавать спокойную атмосферу на уроке, не создавать конфликтов.
39
Проверка сложения вычитанием
Учиться проверять вычисления, выполненные при сложении
Р.: применять установленные правила в планировании деятельности.
П.: распознавать объекты по форме, выделять существенные признаки.
К.: формулировать собственное мнение.
Адекватная мотивация. Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивацией.
40
Проверка вычитания сложением
Учиться проверять вычисления, выполненные при вычитании
Р: принимать и сохранять учебную задачу.
П: строить логическое рассуждение.
К: умение слушать собеседника
Адекватная мотивация учебной деятельности.
Умение создавать спокойную атмосферу на уроке, не создавать конфликтов.
41
Решение задач. Закрепление.
Знание нумерации в пределах 100, сложение и вычитание в пределах 100, решение задач.
Р.: применять установленные правила в планировании деятельности.
П.: моделировать способ действий, удерживать учебную задачу.
К. : умение слушать, задавать вопросы.
Адекватная мотивация учебного материала
42
Что узнали. Чему научились.
Совершенствование вычислительных навыков и умения решать задачи
Р: применять установленные правила в планировании деятельности.
П: распознавать объекты по форме, выделять существенные признаки.
К: формулировать собственное мнение.
Адекватная мотивация. Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивацией.
43
Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения»
Тест.
44
Контрольная работа по теме «Устные приемы сложения и вычитания»
Оценивать результаты продвижения по теме, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.
Выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100 (табличные,
нумерационные случаи, сложение и вычитание круглых
десятков, сложение двузначного и однозначного числаи др.)
45
Письменные вычисления. Сложение вида 45 + 23Письменные вычисления. Вычитание вида 57 – 26
Учиться записывать и решать примеры, записывая столбиком
Р: ставить и формулировать в сотрудничестве с учителем учебную задачу, создать алгоритм деятельности при решении учебной проблемы.
П: извлекать необходимую информацию.
К: формулировать свое мнение, уметь обращаться за помощью.
Адекватная мотивация. Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивацией.
46
Проверка сложения и вычитания
Отработка навыков письменных приемов сложения и вычитания
Закрепление вычислительных навыков
Р. : применять установленные правила в планировании деятельности.
П.: моделировать способ действий, удерживать учебную задачу.
К. : умение слушать, задавать вопросы
Развитие чувства эмпатии, как понимание чувств других людей и сопереживания им.
47
Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой
Познакомиться с прямым углом, учиться находить прямой угол
Р: принимать и сохранять учебную задачу.
П: строить логическое рассуждение.
К: умение слушать собеседника
Адекватная мотивация учебной деятельности.
Умение создавать спокойную атмосферу на уроке, не создавать конфликтов.
Различать прямой, тупой и острый угол.
Чертить углы разных видов на клетчатой бумаге.
Выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100
48
Решение задач
49
Письменные вычисления. Сложение вида 37 + 48, 37 + 53
Познакомиться с новым письменным приемом и использовать его при решении примеров
Р: применять установленные правила в планировании деятельности.
П.: моделировать способ действий, удерживать учебную задачу.
К. : умение слушать, задавать вопросы.
Развитие чувства эмпатии, как понимание чувств других людей и сопереживания им.
50
Прямоугольник
Познакомиться с прямоугольником, выучить понятие о геометрической фигуре
Строить фигуры с прямыми углами, закреплять навыки устного счета
Р: ставить и формулировать в сотрудничестве с учителем учебную задачу, создать алгоритм деятельности при решении учебной проблемы.
П: извлекать необходимую информацию.
К: формулировать свое мнение, уметь обращаться за помощью.
Адекватная мотивация учебной деятельности.
Умение создавать спокойную атмосферу на уроке, не создавать конфликтов.
Выделять прямоугольник (квадрат) из множества четырехугольников.
Чертить прямоугольник (квадрат) на клетчатой бумаге.
51
Сложение вида 87 + 13
Решение примеров вида 87+13
Решение примеров, используя все изученные приемы вычислений
Р: ставить и формулировать в сотрудничестве с учителем учебную задачу, создать алгоритм деятельности при решении учебной проблемы.
П: извлекать необходимую информацию.
К: формулировать свое мнение, уметь обращаться за помощью.
Адекватная мотивация. Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивацией.
Применять письменные приемы сложения и вычитания двузначных чисел с записью вычислений столбиком,
выполнять вычисления
Применять письменные приемы сложения и вычитания двузначных чисел с записью вычислений столбиком,
выполнять вычисления
52
Решение задач
Решение примеров, используя все изученные приемы вычислений
Р: принимать и сохранять учебную задачу.
П: строить логическое рассуждение.
К: умение слушать собеседника
Адекватная мотивация учебной деятельности.
Умение создавать спокойную атмосферу на уроке, не создавать конфликтов.
53
Письменные вычисления: сложение вида 32 + 8, вычитание вида 40 – 8 .
Знакомство с новым приемом вычитания и использование его при решении примеров
Р: применять установленные правила в планировании деятельности.
П: моделировать способ действий, удерживать учебную задачу.
К: умение слушать, задавать вопросы
Мотивация учебной деятельности, принятие образа «хорошего» ученика.
54
Странички для любознательных.
Знакомство с новым приемом вычитания и использование его при решении примеров
Р: применять установленные правила в планировании деятельности.
П: моделировать способ действий, удерживать учебную задачу.
К: умение слушать, задавать вопросы
Мотивация учебной деятельности, принятие образа «хорошего» ученика.
55
Письменные приёмы сложения и вычитания. Закрепление.
Проект «Оригами».
Решение примеров, используя все изученные приемы вычислений
Р: принимать и сохранять учебную задачу.
П: строить логическое рассуждение.
К: умение слушать собеседника
Адекватная мотивация учебной деятельности.
Умение создавать спокойную атмосферу на уроке, не создавать конфликтов.
Применять письменные приемы сложения и вычитания двузначных чисел с записью вычислений столбиком,
выполнять вычисления
Применять письменные приемы сложения и вычитания двузначных чисел с записью вычислений столбиком,
выполнять вычисления
56
Вычитание вида 52 – 24
Знакомство с новым приемом вычитания и использование его при решении примеров
Р: ставить и формулировать в сотрудничестве с учителем учебную задачу, создать алгоритм деятельности при решении учебной проблемы.
П: извлекать необходимую информацию.
К: формулировать свое мнение, уметь обращаться за помощью.
Развитие чувства эмпатии, как понимание чувств других людей и сопереживания им.
57
Свойство противоположных сторон прямоугольника
Познакомиться с прямоугольником, выучить понятие о геометрической фигуре
Строить фигуры с прямыми углами, закреплять навыки устного счета
Р: ставить и формулировать в сотрудничестве с учителем учебную задачу, создать алгоритм деятельности при решении учебной проблемы.
П: извлекать необходимую информацию.
К: формулировать свое мнение, уметь обращаться за помощью.
Адекватная мотивация учебной деятельности.
Умение создавать спокойную атмосферу на уроке, не создавать конфликтов.
Выделять прямоугольник (квадрат) из множества четырехугольников.
Чертить прямоугольник (квадрат) на клетчатой бумаге.
Читать знаки и символы, показывающие как работать с бумагой при изготовлении изделий по технике «Оригами».
Собирать информацию по теме «Оригами» из различных источников, включая Интернет.
Читать представленный в графическом виде план изготовления изделия и работать по нему изделие.
Составлять план работы.
Работать в группах, анализировать и оценивать ход работы и ее результат.
Работать в паре.
58
Квадрат.
Знакомство со свойствами квадрата, решение задач на нахождение суммы длин сторон квадрата
Р: принимать и сохранять учебную задачу.
П: строить логическое рассуждение.
К: умение слушать собеседника
Готовность следовать нормам здоровьесберега
ющего поведения
59
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».
Решение примеров, используя все изученные приемы вычислений
Р: принимать и сохранять учебную задачу.
П: строить логическое рассуждение.
К: умение слушать собеседника
Адекватная мотивация учебной деятельности.
Умение создавать спокойную атмосферу на уроке, не создавать конфликтов.
60
Взаимная проверка знаний: «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху» Работа в паре по тесту «Верно? Неверно?»
Знание нумерации в пределах 100, сложение и вычитание в пределах 100, решение задач
Р.: применять установленные правила в планировании деятельности.
П.: моделировать способ действий, удерживать учебную задачу.
К. : умение слушать, задавать вопросы.
Готовность следовать нормам здоровьесберега
ющего поведения
Числа от 1 до 100. Умножение и деление – 34 ч
61
Конкретный смысл действия умножение
Знакомство
с новым
действием –
умножением
Р: ставить и формулировать в сотрудничестве с учителем учебную задачу, создать алгоритм деятельности при решении учебной проблемы.
П: извлекать необходимую информацию.
К: формулировать свое мнение, уметь обращаться за помощью.
Адекватная мотивация. Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивацией.
62
Прием умножения с использованием сложения
Уметь
заменять
сложение
умножением
Р. : применять установленные правила в планировании деятельности.
П.е: моделировать способ действий, удерживать учебную задачу.
К. : умение слушать, задавать вопросы
Развитие чувства эмпатии, как понимание чувств других людей и сопереживания им.
Моделировать действие умножение.
Заменять сумму одинаковых слагаемых
Произведением, произведение - суммой одинаковых слагаемых (если возможно).
Находить периметр прямоугольника.
Умножать 1 и 0 на число.
Использовать переместительное свойство умножения при вычислениях.Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия умножение.
Решать текстовые задачи на умножение.
Искать различные способы решения одной и той же задачи.
Моделировать действие деление.
63
Задачи, раскрывающие смысл действия умножения
Знакомство с задачами на нахождение произведения
Р: ставить и формулировать в сотрудничестве с учителем учебную задачу, создать алгоритм деятельности при решении учебной проблемы.
П: извлекать необходимую информацию.
К: формулировать свое мнение, уметь обращаться за помощью.
Адекватная мотивация. Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивацией.
64
Периметр прямоугольника
Учиться находить периметр прямоугольника по формулам
Р. : применять установленные правила в планировании деятельности.
П.: моделировать способ действий, удерживать учебную задачу.
К.: умение слушать, задавать вопросы
Адекватная мотивация учебной деятельности.
Умение создавать спокойную атмосферу на уроке, не создавать конфликтов.
65
Приемы умножения единицы и нуля
Познакомиться с приемами умножения на нуль и единицу
Р. : применять установленные правила в планировании деятельности.
П.: моделировать способ действий, удерживать учебную задачу.
К. : умение слушать, задавать вопросы
Мотивация учебной деятельности, принятие образа «хорошего» ученика.
66
Названия компонентов и результата действия умножения
Выучить названия компонентов умножения
Р: ставить и формулировать в сотрудничестве с учителем учебную задачу, создать алгоритм деятельности при решении учебной проблемы.
П: извлекать необходимую информацию.
К: формулировать свое мнение, уметь обращаться за помощью.
Готовность следовать нормам здоровьесберега
ющего поведения
67
Переместительное свойство умножения
Познакомиться с переместительным свойством умножения, применять свойство при решении примеров, решение задач на нахождение произведения
Р. : применять установленные правила в планировании деятельности.
П: моделировать способ действий, удерживать учебную задачу.
К. : умение слушать, задавать вопросы.
Адекватная мотивация. Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивацией.
68
Конкретный смысл действия деление
Знакомство с действием деления, решение задач на деление
Р: ставить и формулировать в сотрудничестве с учителем учебную задачу, создать алгоритм деятельности при решении учебной проблемы.
П: извлекать необходимую информацию.
К: формулировать свое мнение, уметь обращаться за помощью.
Адекватная мотивация учебной деятельности.
Умение создавать спокойную атмосферу на уроке, не создавать конфликтов.
Решать текстовые задачи на деление.
Выполнять задания логического и поискового характера.
Работать в паре. Излагать и отстаивать свое мнение,
аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища.
Использовать связь между компонентами и результатом умножения для выполнения деления.
69
Задачи, раскрывающие смысл действия деления
70
Задачи, раскрывающие смысл действия деления
71
Название чисел при делении
Странички для любознательных.
Выучить название компонентов при делении
Р.: применять установленные правила в планировании деятельности.
П.: моделировать способ действий, удерживать учебную задачу.
К. : умение слушать, задавать вопросы.
Готовность следовать нормам здоровьесберега
ющего поведения
72
Что узнали. Чему научились. Взаимная проверка знаний: «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху» Работа в паре по тесту «Верно? Неверно?»
Нахождение произведения разными способами, решение простых задач на умножение и деление
Р: ставить и формулировать в сотрудничестве с учителем учебную задачу, создать алгоритм деятельности при решении учебной проблемы.
П: извлекать необходимую информацию.
К: формулировать свое мнение, уметь обращаться за помощью.
Адекватная мотивация. Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивацией.
Работать в паре. Излагать и отстаивать свое мнение,
аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища.
73
Контрольная работа по теме «Умножение и деление».
74
Связь между компонентами и результатом действия умножения
Знакомство со связью между компонентами и результатом умножения, решение задач
Р: ставить и формулировать в сотрудничестве с учителем учебную задачу, создать алгоритм деятельности при решении учебной проблемы.
П: извлекать необходимую информацию.
К: формулировать свое мнение, уметь обращаться за помощью.
Развитие чувства эмпатии, как понимание чувств других людей и сопереживания им.
75
Прием деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения
Знакомство с приёмом деления, основанном на связи между компонентами и результатом умножения
Р.: применять установленные правила в планировании деятельности.
П.: моделировать способ действий, удерживать учебную задачу.
К.: умение слушать, задавать вопросы.
Адекватная мотивация. Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивацией.
76
Приемы умножения и деления на 10
Научиться умножать и делить на 10
Р: ставить и формулировать в сотрудничестве с учителем учебную задачу, создать алгоритм деятельности при решении учебной проблемы.
П: извлекать необходимую информацию.
К: формулировать свое мнение, уметь обращаться за помощью.
Адекватная мотивация учебной деятельности.
Умение создавать спокойную атмосферу на уроке, не создавать конфликтов.
77
Задачи с величинами: цена, количество, стоимость
Учиться решать задачи нового типа
Р: применять установленные правила в планировании деятельности.
П: моделировать способ действий, удерживать учебную задачу.
К: умение слушать, задавать вопросы.
Мотивация учебной деятельности, принятие образа «хорошего» ученика.
Решать задачи с величинами: цена, количество, стоимость.
Решать задачи на нахождение третьего слагаемого.
Выполнять умножение и деление с числами 2
Прогнозировать результат вычислений.
Решать задачи логического и поискового характера.
Оценивать результаты продвижения по теме, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.
78
Задачи на нахождение третьего слагаемого
Познакомить с задачами на нахождение неизвестного третьего слагаемого
Р: принимать и сохранять учебную задачу.
П: строить логическое рассуждение.
К: умение слушать собеседника
Готовность следовать нормам здоровьесберега
ющего поведения
79
Задачи на нахождение третьего слагаемого
80
Проверим себя и оценим свои достижения.
81
Табличное умножение и деление. Умножение числа 2 и на 2
Составить и учить таблицу умножения на 2
Р: применять установленные правила в планировании деятельности.
П.: моделировать способ действий, удерживать учебную задачу.
К. : умение слушать, задавать вопросы
Адекватная мотивация. Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивацией.
Выполнять умножение и деление с числами 2
Прогнозировать результат вычислений.
Решать задачи логического и поискового характера.
Оценивать результаты продвижения по теме, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.
82
Табличное умножение и деление. Умножение числа 2 и на 2
83
Табличное умножение и деление. Умножение числа 2 и на 2
84
Приемы умножения числа 2
Познакомить с приёмами умножения числа 2
Р: ставить и формулировать в сотрудничестве с учителем учебную задачу, создать алгоритм деятельности при решении учебной проблемы.
П: извлекать необходимую информацию.
К: формулировать свое мнение, уметь обращаться
за помощью.
Адекватная мотивация учебной деятельности.
Умение создавать спокойную атмосферу на уроке, не создавать конфликтов.
85
Деление на 2
Построить таблицу деления на 2; учить табличные случаи умножения и деления
Р. : применять установленные правила в планировании деятельности.
П.: моделировать способ действий, удерживать учебную задачу.
К. : умение слушать, задавать вопросы.
Мотивация учебной деятельности, принятие образа «хорошего» ученика
86
Деление на 2
87
Деление на 2
88
Умножение числа 3 и на 3
Составить и учить таблицу умножения на 3
Р: ставить и формулировать в сотрудничестве с учителем учебную задачу, создать алгоритм деятельности при решении учебной проблемы.
П: извлекать необходимую информацию.
К: формулировать свое мнение
Адекватная мотивация. Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивацией.
Выполнять умножение и деление с числами 3
Прогнозировать результат вычислений.
Решать задачи логического и поискового характера.
Оценивать результаты продвижения по теме, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.
89
Умножение числа 3 и на 3
90
Деление на 3.
Построить таблицу деления на 3; учить табличные случаи умножения и деления
Р. : применять установленные правила в планировании деятельности.
П.: моделировать способ действий, удерживать учебную задачу.
К.: умение слушать, задавать вопросы.
Адекватная мотивация учебной деятельности.
Умение создавать спокойную атмосферу на уроке, не создавать конфликтов.
91
Странички для любознательных.
Уметь решать примеры и задачи, используя табличное умножение и деление на 2,3
Р: принимать и сохранять учебную задачу.
П: строить логическое рассуждение.
К: умение слушать собеседника
Мотивация учебной деятельности, принятие образа «хорошего» ученика.
92
Что узнали. Чему научились.
93
Что узнали. Чему научились.
94
Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения»
Тест.
Итоговое повторение «Что узнали, чему научились во 2 классе» - 10ч
95
Нумерация. Числа от 1 до 100.
Запись двузначных чисел, сложение и вычитание в пределах 100 (устные и письменные приемы вычислений), решение составных задач, составление обратных задач
Р: ставить и формулировать в сотрудничестве с учителем учебную задачу, создать алгоритм деятельности при решении учебной проблемы.
П: извлекать необходимую информацию.
К: формулировать свое мнение, уметь обращаться за помощью.
Адекватная мотивация. Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивацией.
Образовывать, называть и записывать числа
в пределах 100.
Сравнивать числа и записывать результат сравнения.
Упорядочивать заданные числа.
Устанавливать правило, по которому
составлена числовая последовательность, продолжать ее или восстанавливать пропущенные в ней числа.
Классифицировать (объединять в группы) числа по заданному или самостоятельно установленному правилу.
Выполнять умножение и деление с числами2 и 3
Прогнозировать результат вычислений.
Решать задачи логического и поискового характера.
Оценивать результаты продвижения по теме, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.
96
Числовые выражения. Равенство. Неравенство.
Р : применять установленные правила в планировании деятельности.
П: моделировать способ действий, удерживать учебную задачу.
К : умение слушать, задавать вопросы.
Адекватная мотивация учебной деятельности.
Умение создавать спокойную атмосферу на уроке, не создавать конфликтов.
97
Буквенные выражения. Уравнение.
Р: ставить и формулировать в сотрудничестве с учителем учебную задачу, создать алгоритм деятельности при решении учебной проблемы.
П: извлекать необходимую информацию.
К: формулировать свое мнение, уметь обращаться за помощью.
Адекватная мотивация. Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивацией.
98
Сложение и вычитание. Устные приемы.
99
Сложение и вычитание. Письменные приемы.
100
Задачи с величинами.
101
Длина отрезка. Единицы длины.
102
Геометрические фигуры.
103
Умножение и деление на 2.
104
Умножение и деление на 3.
105
Итоговая контрольная работа
Уметь решать самостоятельно простые задачи на деление, решение уравнений.
Р : применять установленные правила в планировании деятельности.
П: моделировать способ действий, удерживать учебную задачу.
К : умение слушать, задавать вопросы
Готовность следовать нормам здоровьесберега
ющего поведения
7.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
7.Учебно-методическое и материально техническое обеспечение
Учебно-методический комплект
Методические материалы
Наглядные пособия
ЦОР/ЭОР
Учебно-практическое оборудование
Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. и др. Математика. Учебник. 2 класс. В 2 частях 2-е изд. М.: Просвещение, 2012. (Школа России).
Моро М. И., Волкова С. И. Математика. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 частях Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. В 2 ч. 2-е изд. М.: Просвещение, 2012. (Школа России).
Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С .В. и др. Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Школа России». 1-4 классы.: М.: Просвещение, 2011. (Школа России).
Волкова С. И. Математика. Проверочные работы. 2 класс. М.: Просвещение, 2011. (Школа России).
Волкова С. И. Математика. Контрольные работы. 1-4 классы
Волкова С. И., Степанова С. В., Бантова М. А. и др. Математика. Методические рекомендации. 2 класс
Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения. Карточки с заданиями по математике для 1 - 4 классов (в том числе многоразового использования с возможностью самопроверки)
Электронное приложение к учебнику «Математика», 2 класс, авт. Моро М. И. (1 CD). М.: Просвещение, 2012. (Школа России).
Презентации к урокам
Интерактивная доска, проектор
Лист внесения изменения
в рабочую программу учебного предмета «Математика» во 2 классе
№ п/п
Название раздела, темы
Дата проведения по плану
Причина корректировки
Корректирующие мероприятия
Реквизиты документа, которым закреплено изменение
Дата проведения по факту
Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 5Заголовок 615