Использование инновационных форм и методов работы с учащимися с целью подготовки к ЕГЭ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ В ЦЕЛЯХ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ
Л.С. Лопатина,
учитель математики
МОУ «Весёлолопанская СОШ»
Белгородского района
Белгородской области
nino969@mail.ruМатематика – один из самых сложных школьных предметов, её изучение вызывает трудности у многих учащихся. Как сделать так, чтобы каждый ребенок развил свой потенциал и был успешен на итоговой аттестации по математике? Хотелось бы поделиться опытом своей работы по подготовке выпускников к итоговой аттестации по математике.
Передо мной стояла цель – использовать такие методы и формы работы, которые могли бы заинтересовать учащихся, ускорили их развитие, подготовили их к итоговой аттестации технически, а также психологически. И именно инновационная деятельность способствует мотивации учащихся к учебному труду, развитию у них способностей самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формированию нешаблонного мышления, максимальному раскрытию их способностей [1].
Подготовка к ЕГЭ начинается на уроке, продолжается на занятиях элективных курсов, индивидуальных консультациях, в ходе исследовательской и проектной деятельности.
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее приемлемыми, с моей точки зрения, являются групповая технология, технология проектной деятельности.
Часто перед учениками стоит проблема общения ученик-учитель. Им трудно бывает задать вопрос, попросить объяснить снова из-за индивидуальных особенностей личности. У одноклассников проще получить в нужный момент помощь. Этому способствует групповая форма работы. Учащиеся организованы в группы с разным уровнем развития, при этом идёт обсуждение, опрос друг друга. Затем группа должна защитить перед классом свое решение. Я направляю работу, частично помогаю, корректирую.
Работа учащихся в группах может применяться на различных этапах урока, на различных стадиях изучения темы.
Групповой способ обучения требует серьёзной подготовки со стороны учителя. Такое занятие должно быть разработано во всех деталях. Учитель обязан чётко сформулировать основные и дополнительные задания для групп, тщательно продумать организацию работы (состав групп в классе, время выполнения заданий, виды контроля и т.д.), учесть возможные неполадки [2].
Групповое обучение дает хорошие результаты в образовательном и в воспитательном отношении. В процессе такого обучения сплачивается и развивается ученический коллектив класса. Почти все учащиеся проявляют интерес к групповой форме обучения, которая прививает школьникам навыки делового общения в учебной деятельности. На любом традиционном уроке подсказки, желание помочь товарищу решительно пресекаются, а при работе в группе одной из целей ставится развитие сотрудничества. Работа организуется так, чтобы ученик чувствовал себя в группе комфортно и смог достичь поставленной цели. Цель, поставленная учителем, должна совпадать с целью ученика. Работа организуется так, чтобы в группе каждый выполнял какое-то, посильное ему задание, научился выполнять с помощью одноклассников более сложное, чувствовал частичку своего труда в команде, радовался успехам команды и своим.
При изучении новой темы выбранный материал разбивается на части по числу групп. Каждая группа изучает самостоятельно свою часть, задает вопросы консультанту или учителю, если нуждается в помощи.
Переход к практической части осуществляется после обмена информацией всех групп по изученной теме. Набор заданий для группы включает в себя всю тему урока. Каждая карточка содержит задания разной сложности, причём ученик может начать работу с задания любой сложности и выполнять задания в разной последовательности, то есть каждая карточка должна являться самостоятельным вводом в тему. Задача перед группой состоит в том, чтобы каждый ученик в группе научился решать все задания. В карточках могут содержаться образцы заданий, могут быть даны теоретические сведения: выписаны формулы, основные термины, признаки и.т.д.
Во время групповой работы я контролирую ход работы в группах, отвечаю на вопросы, регулирую споры, порядок работы, в случае крайней необходимости оказываю помощь отдельным учащимся или группе. Очень важным в такой деятельности является психологический фактор: надо, чтобы дети видели в учителе надёжного помощника, доверяли ему, шли навстречу требованиям и установкам учителя и, естественно, верили в свои силы, в возможность достижения лучших результатов.
Групповая форма работы оправдывает себя и при повторении ранее изученного материала. Работа учащихся в группах на этом этапе обучения способствует повышению их активности. Повторение превращается в процесс репродуктивно-поисковой деятельности, позволяющей сформировать глубокие знания у всех учащихся [3].
На уроке алгебры в 10 классе по теме «Наибольшее и наименьшее значения функции» учащиеся разбиваются на творческие группы: технологи, экономисты и дизайнеры. Учащиеся, опираясь на свои знания по теме, должны решить технологические проблемы авиационного завода: при каких размерах бака самолёта на его изготовление потребуется наименьшее количество металла. Экономисты решают, из какого металла целесообразней сделать топливный бак, просчитывают расход материала. Технологи продумывают технологию изготовления бака. Дизайнеры выполняют рисунок бака. Для выполнения предложенного задания использовался принцип добровольности. При групповой работе каждый ученик выполняет свое задание с последующим объединением результатов. В ходе решения задачи у учащихся формируется опыт применения знаний в условиях, имитирующих технологический процесс
На уроке алгебры в 11 классе «Общие методы решения логарифмических и показательных уравнений» класс делится на редакционные группы по шесть человек, учащиеся превращаются в творческих работников. Работа в группах строится разнообразно – совместная работа всей группы, работа в парах, индивидуальная работа. Поощряется взаимопомощь. Итогом урока должно стать создание сборника задач по теме. Каждая группа внесла лепту в создание сборника. Редакторы оценивают работу каждого члена группы в зависимости от его активности, уровня выполненного задания.
При проведении урока алгебры в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений» групповая форма работы использовалась при проверке домашнего задания. Класс разделен на 3 группы, каждая группа выполняла индивидуальное задание. Представители каждой группы с помощью презентации домашнего задания показывают теоретические и практические знания методов решения показательных уравнений.
Исследовательская и проектная деятельность являются эффективными формами работы с учащимися при подготовке к ЕГЭ.
Метод проектов как частный случай проектной деятельности нацелен на формирование способностей, обладая которыми выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах. Учебные проекты сочетаются с традиционной системой предметного классно-урочного обучения, дополняют её, позволяют отрабатывать межпредметные связи и вместе с этим работают на повышение качества образования. Метод проектов, являясь одним из основных методов обучения, способствует развитию основных компетенций: информационных, коммуникационных, учебно-познавательных. Но, в отличие от научного исследования, главной целью которого является получение новых знаний, обучающиеся, которые занимаются исследовательской работой, получают новые и личностно значимые для себя знания. Результатом научной работы является защита проекта. Проекты, имеющие наибольшую практическую значимость, сопровождаются созданием и выпуском методических пособий (буклетов) к исследованию той или иной темы [4].
При выполнении проекта «Параметр как форма описания и метод познания действительности» учащиеся 11 класса проанализировали характер заданий с параметром в материалах по подготовке к ЕГЭ по математике, убедились в практической значимости материала.
В результате работы по выбранной теме учащиеся решили поставленные задачи: изучили основные принципы решения линейных уравнений с параметром, квадратных и тригонометрических уравнений с параметрами; учились решать задания с параметром, входящие в ЕГЭ.
Подготовиться к успешной сдаче ЕГЭ – это, прежде всего, хорошо знать программу за курс средней школы, но структура экзамена ЕГЭ предполагает также знания учебной программы, соответствующей профильным классам с математической направленностью. Так задание 18 - это планиметрическая задача, в большинстве случаев требующая знаний дополнительных теорем геометрии. Теорема Чевы и теорема Менелая не входят в школьный курс математики основной школы, включены в программу профильного курса изучения геометрии в 10 классе. При этом обе они имеют интересные и многочисленные приложения. Выполнение исследовательской работы по теме «Дополнительные теоремы геометрии» позволило учащимся легко и изящно решать целый класс задач, тогда как традиционные подходы приводили к громоздким и утомительным доказательствам. Знание теоремы Менелая – просто находка для решения стереометрических задач. Она может оказаться очень полезной при изучении темы «Объемы тел» в курсе геометрии 11 класса.
При выполнении проекта «Логарифмы вокруг нас» перед учащимся была определена цель - изучить прикладное значение логарифмической функции в различных областях естествознания: физике, химии, биологии, даже музыке. А вот использование этих знаний в экономике банковского дела и производства оказалось наиболее ценным, так как многие учащиеся свою будущую профессию связывали именно с данным видом деятельности.
Результатом деятельности учащихся 10 класса над проектом «Тригонометрия вокруг нас» стало построение моделей биоритмов учеников, что вызвало во время публичной защиты проекта огромный интерес присутствующих, а также породило немало вопросов о последствиях несовпадений биологических, физических и интеллектуальных биоритмов. И как результат – в основном все учащиеся успешно справляются с заданиями на чтение диаграмм, таблиц, графиков функций.
Таким образом, внедрение инновационных педагогических технологий позволяет решать проблемы развивающего, дифференцированного, личностно-ориентированного обучения. Школьники учатся думать, творить, высказывать свою точку зрения и защищать её. Система работы с использованием инновационных форм и методов работы, как на уроках, так и внеурочное время, помогает моим учащимся добиваться хороших результаты при итоговой аттестации..
Литература
1. Байбородова, Л.В. Индивидуализация образовательного процесса в школе: Монография /Л.В. Байбородова. – Ярославль: Изд-воЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2011.
2. Дьяченко, В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие /В.К. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1989. – 156 с.
3. Утеева, Р.А. Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке / Р.А. Утеева //Математика в школе. – 1985. -№ 2. С. 33-35.
4. Утеева, Р.А.Формы учебной деятельности учащихся на уроке / Р.А. Утеева //Математика в школе. – 1995. - № 2. С. 57-61.