Конспект выступления Система профориентационной работы в школе-интернате


Система профориентационной работы
в школе – интернате
социальный педагог Быкова Н.В.
Свое выступление мне хотелось бы начать со слов Алексея Николаевича Граборова: «…Труд во вспомогательной школе можно рассматривать как средство подготовки учащихся к жизни, как средство профессионального образования учащихся.»Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья с самого раннего возраста нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения. Формирование необходимого уровня адаптивности к условиям социума, готовности к жизни в обществе и к выполнению общественно полезного труда требуют усилий многих специалистов.
Система профориентационной работы в школе-интернате - это широкий спектр деятельности многих специалистов:
Классные руководители проводят классные часы по профориентации.
Воспитатели – воспитательские занятия.
Педагог-психолог помогает ребенку сделать правильный выбор будущей профессии.
Социальный педагог помогает трудоустроиться как самостоятельно, так и с помощью Центра занятости населения.
Привлечение социума способствует формированию трудовых навыков и умений, развитию творческих способностей детей.
Трудовое обучение в нашей школе-интернате представлено следующими профилями:
- цветоводство
-сельскохозяйственный труд
- ручной труд
-столярное дело
-швейное дело
-слесарное дело
Итак, выпускник может выбрать для себя 3 пути дальнейшего жизненного маршрута:
Продолжить образование
Трудоустроиться
Остаться неорганизованным
Как показывает практика, большинство ребят продолжают обучение.
Вот список учебных заведений профессионального образования двери, которых открыты для наших выпускников:
ГБОУ СПО «Ветлужский лесоагротехнический техникум»
ГБОУ СПО «Спасский агропромышленный техникум»
ГБОУ СПО «Семёновский индустриально - художественный техникум»
Рабочие профессии, которые могут освоить дети с интеллектуальной недостаточностью, это:
Штукатур – маляр
Овощевод
Плотник
Столяр
Швея
Дворник
Подсобный рабочий
Уборщик служебных помещений
Грузчик
Но, к сожалению, зачастую, наши выпускники имеют затруднения при трудоустройстве, здесь и:
- психологическая неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;
- отсутствие ясной жизненной перспективы, одной из причин которой является чувство социальной незащищенности;
- неадекватная самооценка и недостаточно сформированная способность оценки возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии;
- неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к преодолению трудностей и др.
Таким образом, существует ряд серьёзных проблем, нерешенность которых препятствует профессиональной интеграции в общество лиц с интеллектуальным недоразвитием.
Поэтому, работа специалистов должна быть направлена на выполнение основных задач профориентации:

Изучение динамической структуры личности обучающегося с целью осуществления коррекционного воздействия на её развитие и определение наиболее подходящей сферы трудовой деятельности.
Подготовка обучающихся к самостоятельной трудовой деятельности, оказание содействия процессу профессионального и личностного самоопределения.
Содействие формированию уверенного поведения старшеклассников.
Всестороннее изучение профессионально-трудовых возможностей обучающихся и оказание содействия в их развитии.
Формирование трудовых навыков и умений, развитие творческих способностей детей.
Решение некоторых личностных проблем обучающихся, препятствующих правильному выбору профессии и успешной социально-профессиональной адаптации.
Процесс реализации профориентационной работы в школе-интернате включает в себя:
- профессиональное просвещение лиц с интеллектуальным недоразвитием (через расширение общего кругозора обучающегося, знакомство с конкретными специальностями);
-изучение и классификация профессий (знакомство с элементарными, практически используемыми классификациями профессий);
- пропаганда профессий, наиболее востребованных обществом и овладение которыми доступно для выпускников с ограниченными возможностями здоровья;
- индивидуальные консультации с целью оказания помощи конкретному обучающемуся в выборе профессий (работа педагога-психолога и соц.педагога);
- профессиональные пробы заключаются в выполнении обучающимися конкретного вида деятельности, связанного с какой-либо профессией (прохождение производственной практики на базе швейной фабрики АО «Меридиан», трудоустройство через Центр занятости населения).
Немаловажную роль играют мероприятия, направленные на профессиональную ориентацию обучающихся:Уроки по трудовому обучению
Различные конкурсы профессионального мастерства, наши девочки под руководством своего педагога Юхлиной Веры Анатольевны ежегодно принимают участие в районном фестивале «Лысковская модница»
Творческие конкурсы
Предлагаемая система работы позволяет:
- создать систему профориентационной работы в школе-интернате;
- активизировать познавательную деятельность обучающихся в поисках «своей» профессии;
- всесторонне изучить индивидуально-психологические особенности и возможности обучающихся, оказать помощь обучающимся в оценке своих способностей и качеств, применительно к конкретным видам трудовой деятельности;- сформировать профессиональную направленность личности и общественно значимые мотивы выбора профессии;
- скорректировать некоторые личностные особенности старшеклассников и оказать им помощь в правильном выборе профессии.