Использование ЭОР на современном уроке в условиях ФГОС НОО



Использование электронно-образовательных ресурсов
на современном уроке в условиях ФГОС.
Выступление учителя начальных классов Черниковой А.А.
В настоящее время происходит пересмотр социальных требований к образованию. "Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире" (Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа")http://президент.рф.
Без использования современных средств информационно-коммуникационных технологий уже невозможно представить образовательный процесс, отвечающий требованиям современного информационного общества. В Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования речь идет не только об освоении младшими школьниками системы опорных знаний и умений, но, прежде всего, об их успешном включении в учебную деятельность, становлении учебной самостоятельности.
Поэтому одна из основных задач заключается в создании таких условий обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Дальнейшее развитие начального образования будет связано с более глубоким внедрением ИКТ-технологий для развития познавательной способности младших школьников.
Основная цель обучения в начальной школе - научить ребёнка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромное количество информации.
"Дитя мыслит образами, звуками, красками". Следуя этому тезису К.Д. Ушинского, учителю начальной школы всегда приходилось самому делать много наглядных материалов к урокам. Сейчас ситуация кардинально меняется. Согласно ФГОС НОО http://standart.edu.ru, введенному в действие 1 сентября 2011 года, ряд требований к результатам образования прямо связан с необходимостью использования информационных технологий.
Сегодня оснащение кабинета начальных классов и рабочего стола учителя - не только компьютер и проектор, но и интерактивная доска, цифровые микроскопы, видеокамеры и другое современное оборудование. Использование ИКТ на уроке имеет целый ряд преимуществ по сравнению с другими техническими средствами. Мультимедийные технологии позволяют более эффективно организовать познавательную, информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность учащихся, обеспечивают возможность самостоятельной учебной деятельности. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц.
Обучение в начальной школе - это тот фундамент, на котором будет строиться вся дальнейшая деятельность человека. Важно научить ребенка младшего школьного возраста за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности большие объемы информации. Способствует этому сочетание традиционных методов обучения и современных информационных компьютерных технологий. Компьютер служит средством для развития ребенка, для формирования у него качественно новых практических знаний и умений. Использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, индивидуальным и дифференцированным.
Для плавного перехода от преимущественно игровой деятельности к учебной используются возможности игровых компьютерных технологий в сочетании с дидактическими возможностями, такими, как наглядное представление информации, обеспечение обратной связи между учебной программой и ребенком, широкие возможности поощрения правильных действий, индивидуальный стиль работы и т.д. Современные компьютерные системы обучения ставят перед ребенком реальную, понятную, вполне достижимую цель. Например, выполнишь правильно задание - откроешь картинку, или вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя.
Богато своими разнообразными игровыми материалами электронное пособие к учебнику «Русский язык» Канакиной. После изучения нескольких тем дается игра «Кто вперед». Играть могут от 1 до 4 учащихся. Каждый ученик выбирает себе героя и продвигается вперед, кидая кубик, на столько клеточек, сколько точек выпадает на кубике. При этом каждый раз он должен ответить на вопросы, предлагаемые ему по изученным темам. Если ответил неправильно, остаешься на месте, ответил верно - продвинулся вперед. Таких игр - тестов в электронном приложении для 2 класса 4. Дети с удовольствием играли во 2 классе, и сейчас в 3 классе играют в эту игру, выбирая сами уровень сложности.
На уроках математики в 3 классе при изучении темы «Связь между величинами: цена, количество, стоимость» можно использовать электронное приложение к учебнику. Объяснение новой темы раскрывается в занимательной форме «Поиграем в магазин»:
раскрывается смысл понятий «цена, количество, стоимость»;
выводится правило нахождения каждой из величин;
показывается, как изменяется, например, стоимость при увеличении или уменьшении цены или количества товара;
дается таблица для краткой записи условия задачи;
рассматриваются обратные задачи.
Для закрепления материала урока дается несколько задач и несколько вариантов ответов. Задание: подбери к каждой задаче выражение для ее решения.
Чтобы проверить, как учащиеся усвоили данную тему, дается условие задачи и схема ее решения. Задание: расставить числа и знаки в схему, чтобы решить задачу. Таких вариантов задач несколько.
Для проверки усвоения материала по математике в 3 классе дается 10 тестов по 3 варианта, которые можно выполнить на компьютере, можно распечатать и дать каждому учащему. Ученик, который выполняет задание на компьютере, сразу видит количество правильных ответов, полученный балл и может сам оценить свою работу. Распечатанный же вариант проверяет, как правило, учитель.
На уроке окружающего мира в 3 классе при изучении темы «Как разрушаются камни» учащимся дается объяснение нового материала, сопровождающееся показом небольшого фрагмента, где учащиеся видят, что и как приводит к разрушению камней.
Затем учащимся предлагается ответить на вопрос «Что способствует расширению трещин в скалах?» и дается несколько вариантов ответов.
Занимательный материал по теме урока знакомит с одним из чудес России: в Республике Коми находятся столбы, которые образовались вследствие природных разрушений. Что же придало им такую причудливую форму?
Благодаря нескольким страничкам электронного приложения учащиеся узнали новый материал – научное объяснение явления, проверили свои знания и узнали об одном из чудес России.
Электронное приложение к учебнику «Технология» Роговцевой содержит полностью конспект урока. Здесь дается и объяснение нового материала, порядок работы над изделием (технологическая карта), показаны материалы и инструменты, необходимые при работе, само изделие и инструкции по технике безопасности.
Электронное приложение к учебнику «Немецкого языка» можно считать самоучителем. Здесь дается материал по разделам, темам и урокам. Раскрыв файл урока, мы видим практически все упражнения урока: текст или слова, рифмовки и считалочки читаются диктором, учащиеся повторяют или следят по учебнику, песенки исполняются на немецком языке, затем дается только музыка, чтобы учащиеся смогли спеть самостоятельно. Благодаря ЭОР учащиеся слышат правильную речь, учатся правильно произносить сами.
Таким образом, в процессе игры у ребенка возникает положительная мотивация усвоения знаний. Использование знаний, навыков и умений учащихся в игровой компьютерной среде приводит к их актуализации, а желание играть - к мотивации их приобретения.
Развивающих программ для помощи учащихся в обучении сейчас разработано в большом количестве различными фирмами. Компьютер делает значимым, ярким содержание усваиваемого материала, что не только ускоряет его запоминание, но делает его более осмысленным и долговременным. В процессе этих занятий улучшаются память и внимание детей. Детская память от непроизвольной, когда дети не могут сознательно обращать внимание на тот или иной материал, переходит к произвольной. Дети учатся концентрировать внимание, при этом растет их усидчивость, целеустремленность.
Программное обеспечение и наличие качественных содержательных электронно-образовательных ресурсов с высоким коэффициентом наглядности позволяет учителю экономить время при подготовке учебного материала и вносит разнообразие в его подачу.Электронно-образовательные ресурсы можно скачать в Интернете, купить на CD дисках или создать самим. В Интернете много  ЭОР в открытом доступе. Большое количество качественных образовательных ресурсов по всем предметам и классам размещено на сайтах федерального центра информационных образовательных ресурсов  (ФЦИОР) http://www.fcior.edu.ru   и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (ЕК ЦОР) http://school-collection.edu.ru, федеральном портале  «Российское образование» http://www.edu.ru  и на прочих образовательных порталах. Большая подборка ссылок на ресурсы, ценных для образовательной деятельности, находиться на сайте  «Цифровое образование» http://digital-edu.ru/. 
Большое разнообразие ресурсов для учителей содержится на официальных сайтах издательств, например на сайте издательства БИНОМ Лаборатория знаний (http://www.metodist.lbz.ru). Они включают видеолекции авторов учебников, наборы ЭОР к ним, программное обеспечение и интерактивные тесты.
Для отработки навыков решения задач для учеников начальной школы есть математический on-line тренажёр "Мат-Решка" http://www.maths-whizz.ru/.
Каждый преподаватель, владея определенным навыком использования технических средств и располагая собственной медиатекой электронных ресурсов по преподаваемому предмету, может создать электронно-образовательный продукт для индивидуального использования на уроке. Для этого он должен соблюдать требования, предъявляемые к ЭОР и к мультимедиа средствам.
При отборе  ЭОР  уроку необходимо строго следовать следующим критериям:
• соответствие ЭОР целям и задачам урока;
основным требованиям к ЭОР (обеспечение всех компонентов образовательного процесса, интерактивность, возможность удаленного (дистанционного) обучения);
научно-педагогическим требованиям к ЭОР;
•научность и достоверность предоставленной информации.
Демонстрация хороша на этапах сообщения нового материала. Использование интерактивных моментов особенно актуально при активизации учеников, обсуждении материала, контроле полученных знаний, самостоятельной работе. 
Однако чрезмерное увлечение интерактивными технологиями и электронными образовательными ресурсами без соответствующей методической подготовки может приводить к педагогическим ошибкам, снижающим эффективность их применения.
Наиболее типичными педагогическими ошибками являются:
недостаточная методическая подготовленность учителя в части использования информационно-коммуникационных и мультимедийных технологий на конкретном уроке;
неправильное определение их дидактической роли и места на уроке;
несоответствие выразительных возможностей мультимедиа их дидактической значимости;
бесплановость, случайность применения ИКТ;
перегруженность урока демонстрациями (прослушиванием), превращение урока в зрительно-звуковую, литературно-музыкальную композицию.
На таком уроке, по сути, отсутствует учебно-воспитательная работа учителя, нарушаются элементарные дидактические требования, преобладает пассивное восприятие учебной информации учащимися, нерационально тратится учебное время. Непродуманное применение компьютера влияет на здоровье детей. Непрерывная длительность занятий с ПК не должна превышать для учащихся:
1 классов - 10 минут;
2 - 4 классов - 15 минут.
При подготовке к уроку необходимо продумать, насколько оправданным является применение ПК. Компьютеризация должна касаться лишь той части учебного процесса, где цифровые образовательные ресурсы применить необходимо.