Методическая разработка «Использование методов проблемного обучения при изучении географии в условиях введения ФГОС второго поколения»
Методическая разработка
«Использование методов проблемного обучения при изучении географии
в условиях введения
ФГОС второго поколения»
учителя географии
Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа
№3 г. Йошкар – Олы»
Хабибрахмановой Радины БадутовныСодержание:
Введение …....................................................................................
Глава 1. Значение и роль проблемного подхода в обучении географии
1.1. Проблемное обучение в психолого-педагогической литературе……6
1.2. Сущность проблемного обучения……………………………………..9
1.3. Типы и способы создания проблемных ситуаций………. …… ….11
1.4. Условия и способы реализации проблемного обучения………... 13
Глава 2. Возможности использования приёмов технологии проблемного обучения на уроках географии…………...........................................................14
2.1. Опыт применения отдельных приёмов для работы на уроках………............................................................................................................14
2.2. Результаты использования приёмов технологии проблемного обучения в учебной деятельности………………………….................................................................21
2.3. Прогнозирование результатов использования приёмов технологии проблемного обучения.........................................................................................23
Заключение……………………………………………………………………....24
Список литературы……………………………………………………………...26
Приложения………………………………………………………………….…
Введение
В условиях принятия Федерального Государственного Образовательного Стандарта к современному образованию предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в потоке информации; творчески решать возникающие проблемы; применять на практике полученные знания, умения и навыки. Поэтому задача учителя - научить творчески мыслить школьников, т. е. вооружить таким важным умением, как уметь учиться. Выдающийся психолог В.В. Давыдов сказал, что «школа должна в первую очередь учить детей мыслить – причем, всех детей, без всякого исключения». География — единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно - общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества по-средством знакомства с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях. Школьный курс географии призван также способствовать предпрофильной ориентации обучающихся. При изучении географии перед учителем встаёт ряд проблем, которые требуют особого подхода к их решению. Во-первых, имея ограниченные возможности использования полученных по географии знаний вне класса, обучающиеся теряют интерес к её изучению. Во-вторых, при использовании традиционной методики с её идеей максимальной помощи детям в процессе обучения происходит снижения уровня самостоятельности обучающихся. Таким образом, возникает конфликт между целями учения и стилем преподавания, который мешает развитию способности ребёнка учиться.
В своей работе любому педагогу важно выработать такие подходы к обучению, которые являются результативными и одновременно интересными для обучаемых. Пирамида познания показывает, что чем больше степень участия обучаемых в процессе познания, тем больше информации и навыков усваивается ими.
Умение добывать знания и использовать их на практике, всегда было жизненной потребностью человека. Познавательная деятельность характеризуется рядом взаимосвязанных процессов, среди которых особенная роль отводиться мышлению. Развитие мышления обучающихся зависит как от характера знаний, которые приобретаются, так и от способов их усвоения. Перед школой стоит задача воспитать творческую личность, научить мыслить (т.е. учить делать пусть небольшие, но свои открытия) География имеет неограниченные возможности для формирования творческой личности.
Сегодня мы являемся свидетелями процесса перехода от «школы объяснения» к «школе развития». Важнейшей характеристикой новой школы является проблемное обучение. Совершенно очевидно, что ЗУНы не могут быть единственной педагогической целью: школа должна всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников и действенно, а не на словах, воспитывать взрослеющую личность. Значит, все должно быть по-другому: и психологическая атмосфера занятий, и учебное содержание, и методика преподавания. А в методике в первую очередь следует изменить часть, отвечающую за введение нового материала: ученики должны открывать знания, а не получать их в готовом виде. Проблемное обучение- будущее нашего образования!
Основой моей работы на уроке является стимулирование обучающихся к творчеству и познавательной деятельности, а также поддержка инициативы обучающихся. В ходе работы на уроке обучающие сами делают «открытия». Особенностью данного метода является то, что его применение приводит к созданию образовательной продукции, то есть творческому результату. Необходимо отбирать содержание учебного материала согласно критериям проблемности. Для творческого подхода к процессу обучения характерны следующие обращения: «сравни», «докажи», «выдели главное», «сделай выбор и аргументируй его», «предложи свой вариант», «объясни и сделай вывод». При таком стиле обучения деятельность обучающихся носит частично-поисковый, поисковый, проблемный и даже исследовательский характер.
На своих уроках я:
1) ставлю учебно-познавательные проблемы так, чтобы вызвать интерес к размышлению, анализу и сравнению известных факторов, событий и явлений;
2) стимулирую учащихся к поиску новых знаний и нестандартных способов решения задач и проблем;
3) поддерживаю ученика на пути к самостоятельным выводам и обобщениям.
Большую роль играют вопросы и задания, которые обеспечивают комплексное развитие памяти, внимания, речи, развивают интуицию, нестандартное творческое мышление. Это очень важно, так как память, внимание, мышление - это психические процессы, с помощью которых формируются образы окружающей среды. Мышление раздвигает границы человеческого познания. Память скрепляет все уровни познавательных процессов между собой в единую, целостную познавательную деятельность человека. Таким образом, такие задания повышают интерес не только к конечным результатам, но и - что особенно важно - к самому процессу познания.
Всё выше сказанное обусловило выбор темы моей работы: «Проблемное обучение на уроках географии». В условиях введения ФГОС проблемное обучение становится всё более актуальным, как такая форма организации учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их решению, в результате чего и происходит овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Цель проблемного типа обучения не только усвоение научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной активности ученика и развития его творческих способностей.
На уроках географии в соответствии с новыми стандартами, чтобы усилить мотивацию ребенка к познанию географии, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это необходимая подготовка к жизни, широко применяю технологию проблемного обучения. Именно технология проблемного обучения способствует вовлечению детей в процесс познания. Через ведение проблемного диалога учащиеся формулируют тему и цель урока. Проблемное обучение позволяет сформировать поисковый стиль мышления, привить интерес к решению проблем, развить способность доказательного рассуждения. Технология проблемного обучения позволяет мне создать такие условия для развития обучающихся, когда реализуется развитие мыслительных и творческих способностей, познавательной мотивации.
При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он доводит в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает обучающимся факторы и организует (проблемные ситуации) их учебно-познавательную деятельность так, что на основе анализа фактов обучающиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют с помощью учителя определенные понятия, законы. В результате у обучающихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний в жизнь, развивается внимание, воля, творческое воображение.
Цель данной работы: обобщая педагогический опыт, выяснить эффективность применения технологии проблемного обучения как средства развития интеллектуальных способностей обучающихся на уроках географии в условиях введения ФГОС.
Задачи:
1. Раскрыть сущность технологии развития проблемного обучения.
2. Показать на примере конкретных уроков целесообразность использования технологии проблемного обучения для формирования творческих способностей обучающихся.
3. Результаты использования технологии проблемного обучения на уроках.
4. Прогнозирование.
Таким образом, использование технологии проблемного обучения обеспечивается увеличением роли самих обучающихся в организации учебной деятельности, способствует углублённому осмыслению детьми учебного процесса.
Глава 1. Значение и роль проблемного подхода в географии.
1.1. Проблемное обучение в психолого-педагогической литературе. По вопросам проблемного обучения до сих пор ведутся острые споры и дискуссии: одни авторы рассматривают его широко, определяя как новый тип обучения (Лернер И.Я.,1974; Махмутов М.И., 1977), другие – как метод обучения (Оконь В.,1968), третьи относят проблемное обучение к категории принципа (Кудрявцев В.Г., 1991). В данной работе проблемное обучение понимается как дидактический подход, учитывающий психологические закономерности самостоятельной мыслительной деятельности человека.
Несмотря на разные точки зрения на проблемное обучение, общими для всех исследователей является создание проблемных ситуаций и решение проблем. Психологами доказано, что мышление возникает в проблемной ситуации и направлено на её разрешение. Проблемная ситуация означает, что в процессе деятельности человек натолкнулся на что-то непонятное, неизвестное. Проблемная ситуация в дидактике определяется почти так же, как и в психологии. По И.Я. Лернеру «проблемная ситуация представляет собой явно или смутно осознанное субъектом затруднение, пути преодоления которого требуют поиска новых знаний, новых способов действия». (Душина И.В., Понурова Г.А., 1986).
М.И. Махмутов проблемную ситуацию понимает как «психическое состояние интеллектуального затруднения, которое возникает у человека тогда, когда он в ситуации решаемой им проблемы не может объяснить новый факт при помощи имеющихся знаний или выполнить известное действие прежними знакомыми способами и должен найти новый способ действия».
Таким образом, главный элемент проблемной ситуации – неизвестное, новое, то, что должно быть открыто для правильного выполнения нужного действия. А.М. Матюшкин (1972) пишет, что « для того, чтобы создать проблемную ситуацию в обучении, нужно поставить учащегося перед необходимостью выполнить такое практическое или теоретическое задание, при котором подлежащее усвоению знание будет занимать место неизвестного».
Но не всякая проблемная ситуация неизбежно побуждает мышление. Мышление не возникает, если у субъекта нет потребности в разрешении проблемной ситуации, а также отсутствуют исходные знания, необходимые для начала поиска. Для возникновения этого начала надо проанализировать проблемную ситуацию.
В процессе анализа проблемной ситуации определяется тот элемент, который вызвал затруднение, Таким элементом считается проблема. (Махмутов М.И. ., 1977.)
Решение учащимися проблемы, пишет польский дидакт В.Оконь, имеет огромное преимущество перед простым заучиванием готовой информации. Преимущество заключается в том, что при решении проблемы учащийся активно мыслит. А это приводит не только к прочности и глубине знаний, приобретенных самостоятельно, но и к ценнейшему качеству ума – умению ориентироваться в любой ситуации и самостоятельно находить пути решения любой проблемы.
Развитие творческого мышления при проблемном методе обучения выражается в том, что увеличивается творческая активность детей в форме вопросов. Такое обучение влияет на развитие гибкости мышления детей. Развивать творческие способности ребенка - это значит развивать его воображение. Процесс обучения может протекать с различным приложением сил, познавательной активности и самостоятельности школьников. В одних случаях он носит характер подражательный, в других - поисковый, творческий. Именно характер учебного процесса влияет на его конечный результат - уровень приобретенных знаний, умений и навыков.
«Проблема, как подчёркивает Оконь В. (1968) – это трудность, требующая исследовательской активности, приводящей к решению».
Несмотря на различия в приведённых примерах определений, все они в той или иной степени подчёркивают важную особенность: проблема представляет собой трудность для человеческого познания. Однако, некоторые философы, психологи, педагоги считают, что не трудность как таковая есть проблема, а то, что в этой трудности должен быть обнаружен источник проблемы. Таковым, по мнению многих исследователей, является противоречие. По М.И.Махмутову, это « диалектическое противоречие между прежними знаниями ученика и новыми фактами, явлениями, для объяснения которых прежних знаний недостаточно, нужны новые». (Махмутов М.И.,1977)
В учебном процессе проблема может быть выражена в форме проблемного вопроса или задания. И проблемное задание, и проблемный вопрос имеют одно общее: в их содержании заложены потенциальные возможности для решения, возникновения проблемных ситуаций в процессе их выполнения.
Соподчинённость основных понятий проблемного обучения можно представить в виде простейшей структурной схемы, из которой видно, что сущность проблемного обучения составляют два понятия: «проблемная ситуация» и «проблема». Как уже было сказано, проблемное обучение понимается в данной работе как дидактический подход, основой которого является создание на уроках различных проблемных ситуаций, организация обучающихся на их анализ, обучение решению проблем, формирование у школьников умения видеть и формулировать проблему. Характерным признаком проблемного подхода является самостоятельная познавательная деятельность учащихся. (Панчешникова Л.М.,1983)
1.2. Сущность проблемного обучения
Согласно положениям дидактики проблемное обучение реализуется с помощью следующих методов: частично – поискового, проблемного изложения, исследовательского.
И.Я.Лернер (1974) считает, что в целях постепенного приближения учащихся к самостоятельному решению проблем их необходимо предварительно учить выполнению отдельных шагов решения, отдельных этапов исследования, формируя эти умения постепенно.
Процесс выполнения проблемных заданий и решение проблемных вопросов является наиболее сложным в теории проблемного обучения. Специально этим вопросом в методике обучения географии занимались мало. В ряде работ В.А. Щенева (1998) рассмотрены некоторые способы решения познавательных вопросов: нахождение причинно-следственных связей, группировка фактов, сравнение, обобщение и показаны пути формирования этих приёмов. Но понятие «познавательный вопрос» намного шире, чем понятие «проблемный вопрос». Ведь всякий проблемный вопрос является познавательным, но не всякий познавательный вопрос проблемный. Познавательный вопрос можно считать проблемным, если на его основе учителем на уроке будет создана проблемная ситуация, разрешение которой приведёт обучающихся к получению новых знаний.
Овладение опытом творческой деятельности происходит в процессе выполнения обучающимися проблемных заданий, построенных на содержании программного материала. В дидактике имеются разные подходы к построению системы проблемных знаний. В методике обучения географии нашел применение подход, разработанный И.Я. Лернером. В качестве основы для построения системы проблемных заданий приняты, во - первых, методы исследования, что позволяет наиболее полно отразить в обучении содержание учебного предмета, во-вторых, ведущие идеи географической науки, ее теория и проблемы, адаптированные к условиям средней школы. ( Панчешникова Л.М 1984)
Система проблемных заданий, разработанная с учетом вышеуказанных условий под руководством Л.М. Панчешниковой, получила широкую апробацию в методике обучения и практике школы.
В последние годы в теории проблемного обучения появилось понятие
« традиционного» и « реального» проблемного обучения. Традиционное проблемное обучение предполагает решение проблем, заимствованных из науки и адаптированных к возможностям обучающихся. Для облегчения усвоения учащимися логики решения проблемных вопросов им целесообразно предложить следующую памятку, с выделением этапов решения проблемы. (Махмутов М.И. ,1977)
I этап. Осознание проблемы, вскрытие противоречия.
На этом этапе необходимо выполнить следующие действия:
внимательно прочитать вопрос;
найти условия и требования вопроса;
определить, что дано в условии и что требуется найти;
вспомнить, что вы уже знаете об этом объекте или явлении, какие причинно-следственные связи его объясняют;
сопоставить ранее полученные знания и новую информацию;
выявить на основании такого сопоставления противоречия, скрытые в вопросе.
II этап. Формирование проблемы.
На этом этапе высказывают предположение о причинах возникновения явления или объекта, формулируют гипотезу.
III этап. Доказательство гипотезы:
ставится новый вопрос;
исходя из гипотезы, отвечают на этот вопрос;
по возможности проверяют ответ.
IV этап. Общий вывод:
На этом этапе необходимо ответить на вопросы:
какие новые знания вы получили;
что вы узнали нового о причинно- следственных связях, объясняющих это явление или объект.
Источник: Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. « Просвещение» ., 1991.
Реальная проблема имеет два признака: она личностно значима для учащихся и требует от школьников действия по сбору необходимой информации, поиску путей ее решения и, что считается особенно важным, деятельности, в соответствии с найденным решением.
Функции учителя состоят в том, чтобы координировать деятельность учащихся, помогать им, но не давать жестких указаний. В случае затруднения учителю рекомендуется поставить наводящие вопросы, дать дополнительные задания. (Андреева А.Ю., 1999)
1.3. Типы и способы создания проблемной ситуации.
Особенности организации процесса проблемного обучения в том, что основным элементом всех этапов учения становится проблемная ситуация – главное средство активизации мыслительной деятельности учащихся.
Л.М. Матюшкин (1972) сформулировал шесть правил создания проблемных ситуаций, четыре правила управления процессом усвоения в проблемной ситуации, пять правил, определяющих последовательность проблемных ситуаций. Выделяют следующие типы проблемных ситуаций.
Первый тип следует считать наиболее общим и распространенным: возникновение проблемной ситуации при условии, что учащиеся не знают способа решения проблемы, дать объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации.
Второй тип возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях.
Третий тип проблемная ситуация легко возникает в случае противоречия между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа.
Четвертый тип возникновение проблемной ситуации. При противоречии между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования.
Можно указать несколько основных способов создания проблемных ситуаций.
1.Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Это вызывает поисковую деятельность учащихся.
2.Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий в школе, дома, и т.д.
3.Задания на объяснение явлений или поиска путей их практического применения.
4.Побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, порождающее противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах.
5.Выдвижение гипотез, выводов и их проверка.
6.Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению фактов, явлений, в результате которых возникает проблемная ситуация.
7.Ознакомление учащихся с фактами, носящими как будто бы необъяснимый характер и приведшими в истории науки к возникновению научной проблемы. Обычно это объясняется недостаточностью прежних знаний учащихся.
8.Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов. Учащиеся получают задание рассмотреть некоторые факты, явления, содержащиеся в новом для них материале, сравнить с известными и сделать обобщение.
9.Организация предметных связей. Часто материал учебного предмета не обеспечивает создание проблемной ситуации и в этом случае следует использовать факты и данные наук, имеющие связь с изучаемым материалом.
10. Варьирование заданий, переформулировка вопросов.
(Матюшкин Л.М.,1972)
1.4. Условия и способы реализации проблемного обучения.
Для реализации проблемного обучения необходимо выполнить ряд условий:
отбор центральных проблем в системе обучения географии;
определение особенностей проблемного обучения в разных видах учебной работы;
построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических пособий и руководств;
личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать познавательную деятельность детей.
Так как главной структурной единицей проблемного подхода является проблемная ситуация, стоит выделить следующие критерии постановки ее на уроке:
эмоциональная окраска материала и формы его подачи, стремление вызвать у детей положительные эмоции, переходящие в устойчивые чувства, которыми определяется интерес;
опора на опыт и имеющиеся у ученика знания и умения, чтобы проблема была реально значимой;
творческий подход учителя к постановке проблемы и развитие творческого мышления учащихся;
учет возрастных и психологических особенностей учащихся при формировании проблемных ситуаций. (Панчешникова Л.М., 2000)
Глава 2. Возможности использования приёмов технологии проблемного обучения на уроках географии.
Опыт применения отдельных приёмов для работы на уроках.
На уроках географии в соответствии с новыми стандартами, чтобы усилить мотивацию ребенка к познанию географии, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это необходимая подготовка к жизни, широко применяю технологию проблемного обучения. Именно технология проблемного обучения способствует вовлечению детей в процесс познания. Через ведение проблемного диалога обучающиеся формулируют тему и цель урока. Проблемное обучение позволяет сформировать поисковый стиль мышления, привить интерес к решению проблем, развить способность доказательного рассуждения. Технология проблемного обучения позволяет мне создать такие условия для развития обучающихся, когда реализуется развитие мыслительных и творческих способностей, познавательной мотивации. Основная нагрузка в процессе обучения должна падать не на память обучающихся, а на их мышление. Другими словами, основой обучения должна быть не воспроизводящая деятельность, а творческая, когда большую часть знаний школьники должны усваивать не со слов учителя, а в процессе самостоятельного поиска информации и способов решения задач. Самостоятельное приобретение обучающимися новых знаний – это процесс творческий. Что же такое творческий процесс? Самая главная его характеристика – это умение, способность использовать имеющиеся знания в нестандартных ситуациях.
Какие же этапы помогают мне осуществить на практике такой подход? Безусловно, создание проблемной ситуации. И данный вид работы происходит с первых минут урока. Затем важно осознание сущности затруднения и постановка проблемы обучающимися. Важным моментом в организации урока в условиях ФГОС является самостоятельность обучающихся в нахождении способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы. Учителю важно не только создать проблемную ситуацию, но и суметь подвести обучающихся к решению вопроса.
Эффективный приём – создание противоречий и поиск способа их разрешения. Задания проблемного характера побуждают обучающихся не только сравнивать, но и обобщать, делать выводы. Технология проблемного обучения- это такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании обучающихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности обучающихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыкам. В рамках ФГОС обучение уже предполагает самостоятельный поиск решения.
На уроках географии формирую задания так, что на уроках нового знания обучающиеся получают результат в ходе решения теоретических и практических проблем; в процессе работы они преодолевают все трудности, самостоятельность достигает высокого уровня. Повышается активность обучающихся, а это способствует развитию позитивных мотивов, результаты обучения относительно высокие и устойчивые.
Цель моей работы на уроке не показать путь решения проблемы, а активизировать обучающихся, поднять уровень мыслительной деятельности ученика и обучать его не отдельным операциям, а привести в систему порядок умственных действий.
Опыт работы в старших классах позволяет мне отметить, что проблемное обучение - наиболее эффективное средство формирования взгляда на мир. Уроки географии позволяют формировать критическое мышление, и самостоятельное решение проблем, превращает знания в убеждения, так как только проблемный и поисковый подход к анализу всех процессов и явлений действительности формирует у детей систему прочных и глубоких убеждений.
Механизм организации проблемного обучения состоит из трёх этапов:
Название
Содержание Результат
1.Постановка проблемы. Возникновение проблемной ситуации.
Методы: «диалог»; «яркое пятно» и «актуальность».
Осознание противоречия.
Формулирование проблемы. Развитие коммуникативной компетентности.
2.Поиск решения Методы поиска решения: наблюдение и побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог, подводящий к знанию диалог. Развитие образовательной, коммуникативной и информационной компетентности.
3.Выражение решения. Результат – вывод, самостоятельно сформулированный. Продукт – новое знание и формирование ключевых компетентностей.
В условиях введения ФГОС урок географии должен быть направлен на формирование метапредметных и личностных результатов. А это проблемно – диалогический урок. При подготовке к такому уроку обязательно продумываю свои действия на каждом этапе с учетом возможных ситуаций. Организуя урок географии в 6 классе, я пришла к выводу, что если я сделаю обязательные шаги по построению урока, он будет успешным и результативным. Что же это за шаги?
1 шаг. Какое открытие мы сделаем сегодня, то есть - определение нового. Это может быть новое географическое понятие, термин, природное явление.
2 шаг. Создание проблемной ситуации. Заранее продумывая ситуацию, я не могу предвидеть и то, что она может на уроке импровизировано возникнуть. Считаю, наивысшей точкой пилотажа в работе учителя, если урок, сочетаясь с планом, может повернуть в импровизированное русло, но результат при этом достигается. Важно, чтобы ученики самостоятельно сформулировали проблему урока в виде темы, цели или вопроса. И это как раз новые подходы в обучении по ФГОС. Механизм этого этапа заключается в том, что я это организую двумя способами: «с затруднением» или «с удивлением». Первый способ - обучающиеся получают задание, которое невозможно выполнить без новых знаний. В ходе проблемного диалога я подвожу их к осознанию того, что знаний не хватает и необходимо искать путь к получению нового. Второй способ — это сравнительный анализ двух фактов, мнений, предположений. Когда обучающиеся сравнивают, находят несовпадения, противоречия, это ведёт к удивлению – и как итог – формулирование проблемы.
3 шаг. Планирование работы обучающихся. Проблема четко обозначена, и здесь важно применить такие приёмы и способы, которые бы привели обучающихся к разрешению противоречия.
4 шаг. Планирование результата. На уроке по изучению темы «Погода» дети наблюдали, оценивали, спорили, доказывали, делали вывод. Новым смыслом наполняется урок, когда дети самостоятельно через спор, анализ и наблюдение двигаются к решению.
Технологию проблемного обучения использую на многих уроках географии уже много лет, но впервые я подошла с позиции требований ФГОС. Можно с уверенностью сказать, что проблемное обучение будет актуальным всегда. Сочетаясь с поисковым и исследовательскими методами, оно позволяет решать основные задачи географического образования в школе.
Так изучение геологического строения, рельефа и полезных ископаемых России можно целенаправить на решение проблемы: «Установить какие причины обусловили разнообразие и особенности расположения крупных форм рельефа на территории России», а уроки, посвященные изучению пояса гор Южной Сибири, объединить проблемой «Можно ли все эти горные системы, разнообразные по орографии и возрасту, рассматривать как один природно-территориальный комплекс?»В результате у обучающихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание, воля, творческое воображение.
В своей работе реализую исследовательский подход (с учетом возрастных особенностей обучающихся) в обучении на уроках и во внеурочной деятельности. Практическую направленность исследовательского подхода реализую несколькими путями: Введение в урок анализа реальных жизненных ситуаций, например, в 9-м классе по географии при изучении темы "Население" предлагаю исследовать вопрос о демографических проблемах своего города. Вопросы: Почему в школе сокращается численность обучающихся? Почему исчезают с карты нашей Республики населенные пункты? Почему у вас нет брата или сестры?
Выполнение обучающимися опережающего домашнего задания. Такая работа выполняется самостоятельно с использованием дополнительной литературы. Задание представляются в виде докладов, рефератов, творческих работ, картосхем и представляются для обсуждения всему классу. Использование технологии проблемного обучения предполагает организацию групповых форм работы обучающихся, работу в парах. Работа в группах над определенной проблемой повышает заинтересованность, углубляет мотивацию обучающихся в учебной деятельности. Здесь создаются условия для раскрытия познавательных, мыслительных, интеллектуальных способностей каждого ученика. Одной из наиболее эффективных форм групповой работы для обучающихся являются, на мой взгляд, дискуссии, дебаты, помогающие школьникам определиться в своих взглядах («За и против глобализации» - 11класс; «Демографическая политика: благо или зло» - 10 класс; «Плюсы и минусы в работе Чебоксарской ГЭС» 9 класс; «Положительное и отрицательное в техническом прогрессе» 10 класс). Так как в географии карта – это второй учебник, то, владея умениями работать с ней, можно получить много информации. Так, готовясь к изучению темы «Климат Африки», я начала планировать урок с формирования ряда приёмов чтения климатической карты. Главный из них – составление по карте характеристики климата любой территории: климатического пояса, области, части материка. Этот сложный приём состоит из ряда более частных: определение средней температуры января и июля по изотермам, годовое количество осадков – по окраске. Умение работать с климатическими картами на первом уроке закрепляются при изучении климата других материков. После приобретения этих умений ребятам можно предложить проблемные вопросы и ситуации. Почему в пустыне Сахара осадков выпадает меньше, чем в Калахари? Почему в более удаленном от экватора тропическом поясе t в июле выше, чем в экваториальном поясе? При изучении темы: « Освоение России», предлагаю обучающимся задания, в основе которых лежит разрыв в логике, идущий вразрез с привычными научными или бытовыми представлениями (например, известно, что чем севернее, природные условия в Сибири более суровые.) Однако в XV веке освоение этого региона русскими землепроходцами происходило именно с севера на юг.
Так, при изучении темы «Металлургический комплекс» объясняю ребятам, что это «грязная отрасль». После изучения темы предлагаю составить проблемную ситуацию, используя следующий текст учебника: «Важное направление развития чёрной металлургии – строительство автоматизированных мини-заводов. Они работают на металлоломе, экологически относительно чисты, быстро реагируют на изменения спроса». В этом тексте ученики должны увидеть фразу, которая противоречит имеющимся у них знаниям, и составить проблемную ситуацию примерно следующего содержания: «Известно, что металлургические предприятия являются сильными загрязнителями окружающей среды. Предприятия чёрной металлургии выбрасывают в атмосферу до 15 % вредных веществ, а цветной – до 22%. Почему часть предприятий данного комплекса считают экологически чистыми? На производстве чего они специализируются?»
Таким образом, технология проблемного обучения предполагает систему учебных занятий с основной целью – создать условия, при которых обучающиеся открывают новые знания, овладевают новыми способами поиска информации, развивают проблемное мышление. Особое значение придаётся различным формам продуктивной деятельности обучающихся и их самоорганизации в процессе обучения. В связи с этим изменяется и позиция учителя, который из преподавателя становится организатором деятельности обучающихся и консультантом. На сегодняшний день все новые подходы и методы обучения, по сути, сводятся к одному – поиску таких форм организации занятий, в которых обучающийся мог бы максимально проявить свои способности, овладеть соответствующими компетенциями в условиях самостоятельной работы. Мой принцип обучения построен на индивидуально-личностном подходе к каждому ребенку. Я стараюсь акцентировать внимание на положительных результатах и достижениях, а свой урок построить таким образом, чтобы на нем было интересно и сильным ученикам, и ученикам с проблемами в обучении. Для меня каждый ученик - личность, которая заслуживает уважительного отношения. И на своих уроках я стараюсь научить их уважительно относиться друг к другу, умению выслушать и сопереживать, умению работать в парах и группах не подавляя, а поддерживая друг друга.
2.2 Результаты использования приёмов технологии проблемного обучения в учебной деятельности.
В использование технологии проблемного обучения очевидны положительные результаты. Это подтверждается следующими фактами:
В классах, где я работаю, снизилось количество обучающихся, работающих на репродуктивном уровне, а количество обучающихся, способных выполнять задания творческого и исследовательского характера, возросло.
Наблюдается тенденция роста качества знаний обучающихся (процент обучающихся на «4» и «5» составляет 52% при 100 % успеваемости).
Максимальное использование самостоятельности обучающихся в добывании знаний и овладении способами действий обеспечило рост их учебных достижений. Повысился интерес обучающихся к исследовательской и общественной деятельности. Обучающиеся активно участвуют в научно-практических конференциях, в городских, областных и Всероссийских конкурсах исследовательских и творческих работ.
-«Молодежный чемпионат по географии» (2009-2012 уч. годы, всероссийский уровень);
- Школьная научно-практическая конференция «Старт в науку» (ежегодные конференции среди обучающихся 5-11 классов на уровне школы)
-Обучающиеся 6 класса Зыков Вячеслав, Михайлов Евгений приняли участие в IVреспубликанской научно-практической конференции обучающихся«Корифеи» с исследовательской работой на тему «Живые барометры вокруг нас».
-Выступления обучающихся на предметных олимпиадах различного уровня-Участие во Всероссийских конкурсах: «Осенний марафон», «Мульти тест», «Альбус».
Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что активные методы обучения школьникам очень нравятся. Они дают им возможность активно включаться в познавательную деятельность, проявлять свое творчество и индивидуальность, применять знания на практике.
2.3. Прогнозирование результатов использования приёмов технологии проблемного обучения на уроках географии.
Ребятам, окончившим школу, необходимо адаптироваться в сложном современном мире, им, скорее всего, нужна не столько сумма полученных знаний на уроках географии, сколько умение их находить самим, ощущение себя компетентными людьми в любой области, творчески мыслящими. В результате моей педагогической деятельности я пришла к выводу, что добиться хороших успехов в обучении можно только путем повышения интереса к своему предмету, развивая интеллектуальные способности обучающихся.
В целях дальнейшего развития интеллектуальных способностей обучающихся, а значит и повышения результативности обучения, необходимо выявлять уровень сформированности развития мыслительной деятельности обучающихся на каждом этапе обучения, а также правильно подбирать и использовать различные методы и приемы, позволяющие активизировать и стимулировать процесс мышления и развития творчества обучающихся. Я надеюсь, что представленные в работе методы и приемы технологии проблемного обучения позволят мне добиться стабильного повышения качества и уровня обученности учащихся.
Для повышения культуры чтения обучающихся использовать разнообразные приемы и методы работы с текстом.
Продолжать пополнять педагогическую копилку разработками, приёмами и методами, развивающими интеллектуальные способности обучающихся.
Описанные мной формы и методы данной технологии позволяют мне выстраивать бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь переживать вдохновение творчества, превращать образовательный процесс в результативную созидательную работу.
Заключение
Результаты моей работы показывают, что использование технологии проблемного обучения эффективны и имеют ряд достоинств при обучении географии. Это в первую очередь большие возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления, активизации познавательной деятельности учеников; оно развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления, осторожность и решительность и т.п. Кроме того, что очень важно, проблемное обучение обеспечивает прочность приобретаемых знаний, ибо они добываются в самостоятельной деятельности.Проблемное обучение имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционным, так как: 1) учит мыслить логично, научно, диалектически, творчески; 2) делает учебный материал более доказательным, способствуя тем самым превращению знаний в убеждения; 3) как правило, более эмоционально вызывает глубокие интеллектуальные чувства, в том числе чувство радостного удовлетворения, чувство уверенности в своих возможностях и силах, поэтому увлекает школьников, формирует серьезный интерес учащихся к научному знанию; 4) установлено, что самостоятельно «открытые» истины, закономерности не так легко забываются, а в случае забывания самостоятельно добытые знания быстрее можно восстановить.
Проблемное обучение связано с исследованием и поэтому предполагает растянутое во времени решение задачи. Ученик попадает в ситуацию, подобную той, в которой находится деятель, решающий творческую задачу или проблему. Он постоянно думает над ней и не выходит из этого состояния, пока ее не решит. Именно за счет этой незавершенности и формируются прочные знания, навыки и умения.
К недостаткам проблемного обучения можно отнести то, что оно всегда вызывает затруднение у ученика в учебном процессе, поэтому на его осмысление и поиски путей решения уходит значительно больше времени, чем при традиционном обучении. Кроме того, как и при программированном обучении, разработка технологии проблемного обучения требует от преподавателя большого педагогического мастерства и много времени. Видимо, именно эти обстоятельства не позволяют широко применять проблемное обучение. Вместе с тем проблемное обучение отвечает требованиям современности: обучать исследуя, исследовать обучая. Только так и можно формировать творческую личность, т. е. реализовать основную задачу педагогического труда. Технологию проблемного обучения не только можно, но и нужно развивать на каждой ступени обучения. Повышается успеваемость, уровень усвоения и качество знаний, а самое главное - повышается мотивация школьников к учению. На мой взгляд, это важная проблема современного образования, которая с успехом может быть разрешена. Разработанные и проведённые мной уроки наглядно показывают продуктивность использования приёмов технологии проблемного обучения.
Список литературы
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. Москва 1996 г.
Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. — М.: «Знание», 1991. — 80с.
Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов / Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. - М.,2010.
Лернер И. Я. Проблемное обучение. — М.: «Знание», 1974.
Лернер И.Я. Развитие мышления школьников в процессе обучения истории: Пособие для учителей – М. Просвещение, 1992.
Матюшкин А. М. Актуальные вопросы проблемного обучения.— М.: «Просвещение», 1968. -203с.
Махмутов М., Матюшкин А. М. Актуальные вопросы проблемного обучения.— М.: «Просвещение», 1968. -203с.
Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. — М.: «Просвещение», 1977. — 240с.
Мельникова Е.Л. Проблемный урок или Как открывать знания с учениками. - Москва, 2006.
Оконь В. Основы проблемного обучения. Пер. с польского— М.: «Просвещение», 1968. — 208с
Панчешникова Л.М. Проблемные задания по географии. – География в школе. – № 1.
Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. –М. Просвещение, 1991.
Федеральный государственный образовательный стандарт. – М., 2010.
http:// www.noudo.ru http:// www.uroki.net.