Конспект занятия по проектной деятельности «Чтение текста с маркированием. Работа с терминами и понятиями »

Конспект занятия по проектной деятельности
«Чтение текста с маркированием. Работа с терминами и понятиями »
6 класс

Пояснительная записка
На разных этапах проектной деятельности от учеников требуются те или иные умения и навыки подбора и обработки информации. Одним из них является умение работать с терминами и понятиями, умение читать текст с маркированием. Учащийся получает навыки добывания информации, ее сравнения, классификации, анализа и синтеза, общения с другими людьми.
Обработка полученной информации требует от учащегося понимания ее, умения интерпретировать факты, составление выводов.
В основу организации занятия положен деятельностный подход. Используются различные формы организации познавательной деятельности учащихся (фронтальная, парная, групповая).

Цели: - развивать творческое мышление, воображение;
- формировать умение читать текст с маркированием;
- способствовать развитию коммуникативных, рефлексивно-оценочных умений и навыков;
- воспитывать доброжелательное и толерантное отношение друг к другу.

ХОД ЗАНЯТИЯ

- Здравствуйте, дети! Начинаем наше занятие. Будьте активны, внимательны и у вас всё получится.
- Скажите, пожалуйста, над каким проектом мы работаем? («Пионеры - герои»).
- Давайте вспомним основные этапы проекта, назовите их.
(Это: проблема; планирование; поиск информации; продукт; презентация)
- Мы уже знаем, что проект – это пять «П».
-Какие этапы мы уже преодолели? (Преодолели этап «Проблема», «Планирование»)
- Давайте вспомним, в чём состоит проблема нашего проекта. (9 мая – День Победы. В этом году 70-летие Победы, и в этой войне наравне со взрослыми и воевали и дети)
А кто помнит, что такое план? (Это заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки проведения работ).
- А на каком этапе проекта мы сейчас работаем? (На этапе «Поиск информации»)
- Так какова же тема нашего занятия? (Поиск информации)
- Чему вы будете учится на данном занятии? Поставьте для себя цели. (Учиться читать текст с маркированием, работа с терминами и понятиями).
- В нашем проекте очень много разных дел, которые нам ещё предстоит выполнить. Так давайте мы с вами сейчас попытаемся распределить наши дела, связанные с выполнением проекта на более или менее важные и срочные.
I. Задание для самостоятельной работы (работа в паре).

- На доске таблица: «Важно. Срочно»

Срочно
Не срочно

Важно
1
2

Не важно
3
4


- Перед вами таблица.
- Назовите, какие дела находятся в таблице под номерами 1; 2; 3; 4?
- В таблице заполняются поля:
1) важно, срочно;
2) важно, не срочно;
3) не важно, но срочно;
4) не важно, и не срочно.
- А сейчас я вам предлагаю поработать в паре. Посмотрите, какие дела вам нужно распределить в таблице.
Вариант задания (вперемешку даны следующие дела):
Подготовка презентации;
Умение работать с текстом
подобрать стихи и песни;
подготовить буклет.
Дети работают в парах. Затем проходит коллективное обсуждение выполнения задания.
Какое из предложенных дел вы считаете важным и срочным? Почему?
По какому критерию вы себя будете оценивать? (По критерию правильности заполнения таблицы и по качеству работы в паре)
Итак, подходим к нашей главной задаче. Поиск информации и работе с текстом. Научимся работать с текстом, новыми понятиями и терминами.
Давайте поиграем в игру «Попробуй найти!», в ходе сообщается название главы и параграфа и зачитать несколько строк. (Положительные и отрицательные числа) Сложение чисел с разными знаками.
Теперь попробуем найти термин «Пропорция».
2. Умение читать текст с маркированием. Для справки. Чтение текста с маркированием - самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления
Чтение – это многофункциональный процесс. С одной стороны, умения грамотного чтения необходимы при работе с большим объемом информации. Это обеспечивает успешность для взрослых в работе, а для детей в учебе. С другой стороны, чтение играет важную роль в социализации обучающихся. И наконец, чтение выполняет воспитательную функцию, формируя оценочно-нравственную позицию человека.
С точки зрения психологов, в процессе, направленном на понимание текста, сливаются внимание и память, воображение и мышление, эмоции и воля, интересы и установки читателя. Поэтому одна из основных психологических задач обучения смысловому чтению – активизация психических процессов ученика при работе с текстом. А.А. Леонтьев пришел к выводу, что содержание текста всегда имеет множество степеней свободы: разные люди понимают один и тот же текст по-разному в силу своих индивидуальных особенностей и опыта.
Процесс чтения состоит из трех фаз. Первая фаза (предчтение) это восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла, своеобразная расшифровка, когда из отдельных слов, фраз, предложений складывается общее содержание. В этом случае чтение включает: просмотр, установление значений слов, нахождение соответствий, узнавание фактов, анализ сюжета, воспроизведение и пересказ. Вторая фаза (чтение) это извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста. Здесь происходит упорядочивание и классифицирование, объяснение и суммирование, различение, сравнение и сопоставление, группировка, анализ и обобщение, соотнесение с собственным опытом, размышление над контекстом и выводами. Третья фаза (постчтение) - это создание собственного нового смысла, то есть присвоение добытых новых знаний как собственных в результате размышления.
Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста. Ставят значки по ходу чтения текста, на полях делают пометки. Прочитав один раз, возвращаются к своим первоначальным предположениям. Отмечают, что знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится. Следующим шагом может стать заполнение таблицы ("Инсерт"), количество граф которой соответствует числу значков маркировки. Этот прием работает на стадии осмысления. Для заполнения таблицы необходимо вновь вернуться к тексту, таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение.
Знак
Значение знака

V
отмечается в тексте информация, которая уже известна

+
отмечается новое знание, новая информация


отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у представлениями, о чем вы думали иначе

?
отмечается то, что осталось непонятным и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее


Технологический прием "Инсерт" и таблица "Инсерт" сделают зримыми процесс накопления информации, путь от "старого" знания к "новому". Важным этапом работы станет обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста.
В ходе обсуждения выяснение, уточнение последующих шагов. Например, где можно найти ответы по вопросам интересующей нас темы?

III. Физкультминутка

IV. Работа в парах с текстом. У каждого на партах лежат текст из Википедии «Кто такой пионер».
Пионер – член детской организации в СССР и ряда детских организаций в некоторых других странах (толковый словарь русского языка С. И. Ожегов).
Пионер (от фр. - первонач. «пехотинец») - первый в чём-то, первопроходец.
Пионерское движение и история развития.
Пионерское движение движение детских коммунистических организаций в СССР и в других социалистических странах.
Изначально пионерские отряды создавались в качестве организаций при городских Домах воспитания, своего рода прообразах будущих Домов пионеров. В 19251926 годах пионерские организации стали повсеместно формироваться на базе школ. К началу 1925 года в СССР по официальным данным насчитывалось до полутора миллионов пионеров.
Пионерская организация в СССР была массовой. В пионеры, как правило, принимались дети, начиная с 9-летнего возраста, и состояли в ней до 13-14 летнего возраста, когда начинался приём в комсомол. В первую очередь пионерами становились отличники и активисты, затем остальные дети. Формально приём осуществлялся на добровольной основе, однако в 1950-1980-х фактически все школьники по достижению соответствующего возраста принимались в пионеры. Не брали в пионеры редко, обычно только отпетых хулиганов. Случались отказы по религиозным соображениям.
С пионерами в СССР были связаны пионерские лагеря места массового летнего отдыха детей, дома и дворцы пионеров дома творчества детей. Самые известные пионерские лагеря обычно располагались на морском побережье это всесоюзные: «Артек» (Крым) , всероссийский лагерь «Орлёнок» (Кавказское побережье).
Издавалась газета «Пионерская правда».
У пионеров проводились различные организационные мероприятия: смотры, концерты, спортивные соревнования, походы. Большую популярность приобрела военизированная детская игра «Зарница».
У пионеров была своя форма. Она состояла из обязательного ношения красного пионерского галстука и пионерского значка. Была и общая форма одежды. Она состояла из белой или голубой рубашки с погончиками и нашивкой на рукаве и синих брюк для мальчиков и юбки для девочек, летом у мальчиков брюки заменялись на шорты обычно синего цвета. В дополнение был специальный пионерский ремень обычно светло-коричневого цвета. В парадных случаях надевались белые носки или гольфы.
В 1922 году в Москве при Центральном комитете комсомола начинается работа по созданию детского коммунистического движения. Жуков по приглашению Надежды Крупской активно в ней участвовать. Именно он предлагает назвать участников новой детской организации «пионерами», ввести девиз «Будь готов!» и ответное «Всегда готов!», и многое, очень многое переносит от скаутов к пионерам.
19 мая 1922 года было принято решение о повсеместном создании пионерских отрядов. Символика пионеров. Неотъемлемой атрибутикой самого пионера, является красный галстук и пионерский значок.
Красный галстук. Частица революционного красного знамени, символ нерушимой связи трех поколений: коммунистов, комсомольцев и пионеров. Красный галстук – символ пионерской чести. Он ежедневно напоминают пионеру о необходимости достойно выполнять Торжественное обещание и Законы пионеров.
Пионерский значок. Символ верности заветам В. И. Ленина и готовности бороться за дело Коммунистической партии Советского союза.
Салют. Приветствие и традиционный знак верности пионеров идеям коммунизма и пролетарского интернационализма. Салютуя, пионер поднимает над головой правую руку с плотно сжатыми пальцами, что символизирует пролетарское единство детей трудящихся пяти континентов. Знамя дружины. Символ чести и сплочённости пионеров, их верности делу революции, Коммунистической партии, Социалистической Родине. Флаг отряда. Символ чести и сплочённости пионеров их к конкретному пионерскому коллективу. Пионерский костер. Изображается тремя языками пламени. Три языка пламени характеризуют нерушимую связь трёх поколений коммунистов, комсомольцев и пионеров.
Горн. Атрибут пионерского отряда, служит для подачи установленных в пионерской организации сигналов: «Слушайте все!», «Побудка», «Сбор», «Обед», «На знамя», «Подъем флага», «Тревога», «Походный марш».
Барабан. Атрибут пионерского отряда, предназначен для сопровождения пионерского строя во время походов, шествий.
Торжественное обещание пионера Советского союза.
Я, Белобородкин Женя, вступая в ряды Всесоюзной ордена Ленина пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: горячо любить свою Родину, жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия, всегда выполнять законы пионеров Советского союза.
Законы пионеров Советского союза.
Пионер предан Родине, партии, коммунизму.
Пионер готовиться стать комсомольцем.
Пионер держит равнение на героев борьбы и труда.
Пионер чтит память павших борцов и готовится стать защитником Родины.
Пионер настойчив в учении, труде и спорте.
Пионер – честный и верный товарищ, всегда смело стоит за правду.
Пионер – товарищ и вожак октябрят.
Пионер – друг пионерам и детям трудящихся всех стран.


Ответить на вопросы:
Кто такие пионеры?
С какого возраста принимали в пионеры?
Какая пионерская символика ?
Какие законы пионеров?
Сходство пионерской организации и нашей школьной организации «Спарта»?
Знаменитые пионерские лагеря.
- А на следующих занятиях мы будем продолжать составление конкурсной программы.
- Спасибо всем за работу.

V. Итог занятия.
- Подведём итог нашей работы.
- Чему вы учились на этом занятии?
- Как вы думаете, достигли вы поставленных целей?
- А можете ли вы утверждать, что хорошо научились работать с текстом(Нет)
Тогда, какую цель вы перед собой должны поставить? (Продолжать учиться работать с текстом и обработки информации))

VI. Рефлексия «Звёздное небо».
- А сейчас я предлагаю вам оценить свой личный вклад в это занятие с помощью звёзд.


- «Красный гигант» - вклад значительный.






- «Жёлтый карлик» - вклад незначительный.



- «Чёрная дыра» - что-то не получилось.


- Благодарю вас за хорошую работу.
- На этом наше занятие по проектной деятельности окончено.
Домашнее задание. Приготовить материалы по теме «Пионеры герои Великой Отечественной войны».










15