Образ родного дома в твррчестве поэта С. Есенина . Стихотворения Я покинул дом родимый!, Низкий дом с голубыми ставнями
Тема урока: С.А. Есенин «Низкий дом с голубыми ставнями»
«Я покинул родимый дом…» Образ родного дома в творчестве поэта.
Тип урока: Открытие нового знания.
Цели: Формирование у обучающихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, использование навыков проектной деятельности на уроке.
Задачи:
предметные: научиться анализировать поэтический текст, составлять схемы, краткие записи для презентации
личностные : воспитывать чувство гордости и уважения к культурному наследию своей страны; воспитывать самостоятельность, настойчивость, сознательное отношение к литературе как к духовной ценности, умение работать в коллективе, создать условия реализации учащегося как личности.
коммуникативные: развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, уверенность в своих силах, настойчивость.
Формировать УУД:
- Личностные УУД: самоопределение, способность к самооценке, уметь обосновывать ответ, следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям, адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности;
- Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, определять цели учебной деятельности, осуществлять итоговый контроль деятельности; волевая саморегуляция;
- Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы, слышать и понимать речь других;
- Познавательные УУД: анализировать, сравнивать; систематизировать ранее изученный материал, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, выдвигать гипотезы и их обосновывать.
Формы работы учащихся: фронтальная, самостоятельная, в группах.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Результат: коллективный электронный проект(презентация) по теме урока. «Макет» родного дома .
Моя лирика жива одной большой любовью,
любовью к Родине.
Чувство Родины – основное в моём творчестве.
С. Есенин
Ход урока
Организационный момент. Мотивация. Добрый день, ребята, уважаемые гости.
Ребята, какое у вас сегодня настроение? Поднимите смайлики.
Я рада, что у вас хорошее настроение.
-Давайте наш урок начнём с пожелания друг другу добра. Улыбнулись друг другу, пожелаем добра
2. Актуализация знаний. Постановка целей урока.
Сегодня на уроке мне потребуется ваша помощь. Мы будем вместе строить урок, как люди совместно строят дом.
Мы поговорим о домашнем очаге, о доме, наполненном уютом, теплом, любовью.
INCLUDEPICTURE "http://videouroki.net/img/files/uf/2014/10/98689862-1414423390.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://videouroki.net/img/files/uf/2014/10/98689862-1414423390.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://videouroki.net/img/files/uf/2014/10/98689862-1414423390.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://videouroki.net/img/files/uf/2014/10/98689862-1414423390.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://videouroki.net/img/files/uf/2014/10/98689862-1414423390.jpg" \* MERGEFORMATINET
- Запишите слово дом. Что он символизирует? Прочитаем слова на нашем рисунке.
- Обсудите в парах и запишите ассоциации к слову дом.
Мама, забота, грусть, чистота, зима, семья, берёза, радость, дождь, кошка, хлеб, журавль, уют.
- Используя собранные слова, расскажите , что такое дом.
Дом – это
Удивительно слово «дом». Произносишь его , и на душе становится тепло вспоминаются родные лица родных тебе людей, которые тебя любят и всегда ждут.
(ответы учащихся)
Представьте себе
Ты выходишь из этого дома и идёшь по улице.
Ты останавливаешься и любуешься природой, деревней
видишь дома, освещённые окна. В окнах горит тёплый свет.
В каждом окне - маленький мир. Уютный дом.
Теперь представьте, что где - то внутри тебя горит такой же маленький свет. Он даёт тебе уют и тёплый покой. Это Родной дом.
- Послушайте несколько строк из стихотворения. Кто автор этих строк?
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом
Точно серебром
- О чем же говорит поэт?
( О доме родном , о красоте природы)
Литературоведческий анализ стихотворения.
1) Формулирование темы урока.
- Посмотрите в учебник . С какими стихотворениями автора нам предстоит сегодня познакомиться?
« Низкий дом с голубыми ставнями»,
«Я покинул родимый дом»
- Что общего в названиях этих стихотворений? Слово Дом
- Какой образ автор создает в стихотворении? -Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Образ родного дома в творчестве поэта.
Определяем задачи урока.
– Сегодня мы познакомимся со стихотворениями Сергея Есенина .
Нам необходимо выяснить , какой образ дома создал автор в своих стихотворениях. Какие средства выразительности автор использовал для этого?
Чтобы решить поставленные задачи, мы будем работать в группах.
Тема родного дома звучит очень часто в русской литературе.
Вступление. Слово учителя. Эпиграфом нашего урока возьмем высказывание поэта.
«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство родины – основное в моём творчестве». Как вы понимаете эти есенинские слова? Что для него значил дом, родина?
2) Первичное восприятие стихотворения.
Презентация.
Сейчас я предлагаю вам перенестись в далекое прошлое и очутиться на Рязанской земле в селе Константинове. Здесь он начал свою жизнь – в деревне, где из окон бревенчатой избы были видны заливные луга без конца и без края, широкая Ока и опрокинутое над ней синее небо.
- Расскажите, что вы знаете о поэте?
Ученица:
Здравствуй, Сергей Есенин. Что тебе сказать? Как о тебе сказать? Сказать, как вздохнуть. Сказать с сердца. Сказать самой Россией. Да, в тебе мне видится Россия: синь просторов, поля , перелески.
Гой ты , Русь моя родная,
Хаты – в ризах образа…
Не видать конца и края –
Только синь сосет глаза
Ученик
Поэт твердо знает: в какие края ни забросила его судьба, он никогда не расстанется ни с родной землей, березками
Слова сами выстраиваются в ряд:
Если крикнет рать святая:
« Кинь ты Русь, живи в раю»
Я скажу : « Не надо рая,
Дайте родину мою».
Родился поэт 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской области.
1 ученик.
.Родители – потомственные рязанские хлеборобы. Мать Татьяна Федоровна была неграмотной, но многие стихи сына знала наизусть и их пела. Отец Александр Никитич был умным, грамотным.
2 ученик
С 2 до 9 лет воспитывался в семье деда Титова. Бабка рассказывала сказки, а дед знал множество духовных стихов наизусть и хорошо разбирался в них.
3 ученик Сергей любил ходить с деревенскими мальчишками на ночное пасти лошадей, купаться, собирать ягоды, грибы и всегда любовался родной природой.
4 ученик Ещё в школе начал писать стихи, его поэтический дар заметил учитель словесности Евгений Хитров и посоветовал заняться литературой, сблизиться с известными поэтами.
5 ученик. Из рязанской деревни поэт уехал совсем молодым, жил в Москве, Петербурге, за границей, в родную деревню приезжал как гость.
Презентация «Экскурсия в Константиново»
Экскурсоводы: 2 учащихся ( Осипова Полина и Федорова Татьяна
Слайд 1
Но более всегоЛюбовь к родному краю
Меня томила,
Мучила и жгла…
Слайд 2
Есенинское небо над Россией Раскинулось, как голубой шатер, А в поле василек хрустально-синий Ведет с ромашкой звонкий разговор.
Слайд 3
Рязань, рязанская земля... Места эти – исконно русские. Немало старинных сел разбросано среди полей и лесов этого раздольного края.
Слайд 4
Прямо перед глазами заливные луга, без конца и края до самого леса. По лугу широкой лентой раскинулась Ока. Синее небо чашей опрокинулось над нами. Тишина, простор
Слайд 5
Родина Сергея Есенина — село Константиново Рязанской области. Все лучшие произведения Есенина о родине связаны с отчим домом, красотой его природы,
жизнью односельчан.
Слайд 6
В самом центре села стоит обычный деревянный дом с окнами на речной простор. Здесь родился и жил известный русский поэт. Заглянем внутрь
Слайд 7
В красном углу – иконы. У окна – стол, накрытый белой скатертью. На нем букетик полевых цветов в малой вазочке, а на стене у стола – похвальный лист Есенина в связи с окончанием школы. Рядом – семейные фотографии.
Слайд 8
На его столе, за которым он работал, лежали книги, бумаги, карандаши (Сергей редко писал чернилами), стояла настольная лампа, пепельница, появлялись букеты цветов. В его комнате всегда был идеальный порядок...»
Слайд 9
Слева у окна – кровать, на ней когда-то спал Сергей Есенин. Здесь же на вешалке – одежда мамы поэта, которую она носила в последние годы жизни.
Слайд 10
Обычная русская печь занимает добрую четверть избы. Деревянная полка с глиняными горшками-махотками, чашками, ухваты, приставленные к очагу... А теперь пройдемся по селу…
Слайд 11
В этой церкви было зарегистрировано рождение Сергея Есенина, и мальчик, часто посещал ее.
Слайд 12
Рядом с домом Есениных расположена одноэтажная деревянная земская начальная школа, которую Сергей Есенин закончил в 1909 году с похвальным листом.
Слайд 13
Это класс, в котором учился Сергей, за такими партами сидел поэт.
Слайд 14
Не мог не родиться среди этой божественной красоты поэт, наделённый Божьим даром, прославивший «страну берёзового ситца», «шестую часть земли/ С названьем кратким “Русь”».
Его окружали духовные стихи, народные песни и сказки. Вот истоки его таланта.
«Страна берёзового ситца» - так называл поэт край, в котором он родился. За свою недолгую жизнь Есенин побывал во многих странах. Но где бы он ни был, его всегда тянуло в Россию, на рязанскую землю. В своих стихах он выражал собственные чувства и мысли о Родине.
Чтение отрывка из материала учебника «Поэзия Есенина…»
стр.52
Этап узнавания новых знаний
3. Чтение и анализ стихотворения «Я покинул родимый дом».
- Давайте познакомимся с одним из его стихотворений, обращённое к теме родного дома. «Я покинул родимый дом».
Сначала обратим внимание на дату его создания: 1918год.
- Сколько было лет Есенину? (23). Прошло 6 лет с тех пор, как поэт уехал из Константинова.
Звучит фонограмма стихотворения «Я покинул родимый дом…
- Вам понравилось стихотворение?
- Каким настроением проникнуто стихотворение?(грусть, разлука)
- Что мы представляем, когда читаем эти строки?
- Какой образ в конце стихотворения? (Клен – хранитель родного очага. 1924 год, май. Есенин приезжает домой и видит пепелище. И первое, что он предложил сестрам – посадить клен. После, по установившейся семейной традиции, они пили чай) - Проследим своеобразие стихотворения.
Прослушайте . Работа в группах.
Группам необходимо составить свой мини -проект. И выступающие от каждой группы защищают свой мини –проект.
От каждой группы по кирпичику: прочитайте слова , которые написаны у вас в домике.
Тепло
Доброта
Понимание
Уют
Забота
Уважение
Они являются фундаментом дома. Это самое главное о чем мечтает человек
Слайды Группы
Задания для групп . Вам необходимо кратко написать
1Гр. Центральные образы стихотворений. Выделить эпитеты
2гр Природа. Пейзажные зарисовки. Выделить олицетворения. Сравнения. Метафоры.
3 гр. Цветовая гамма. Звукопись
Чувства лирического героя к родному дому, краю
Самостоятельная работа. Учащиеся читают материал.
( На столе опорный материал для ребят)
Но сначала вспомним изобразительные средства, которые часто используются при написании художественных произведений:
(на столе) эпитет, метафора, олицетворение, звукопись, сравнение.
Метафора - переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому
Олицетворение - перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления
Сравнение - изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим
Эпитет - образное определение предмета, выраженного преимущественно прилагательным
Самостоятельное чтение стихотворения
Выделить слова, непонятные по смыслу
Словарная работа
Карточки – подсказки
Покинул – уехал
Березняк – берёзовый лес
Теплит – сохраняет, хранит
Распласталась – упала, легла
Пурга – вьюга, ветер
Выступление учащихся. Проверка мини – проекта.
1 группа Родимый дом
Голубая Русь
Образ матери
Образ отца
Низкий дом с голубыми ставнями
- Какие образы природы видит поэт, покинувший дом?
Выделите эпитеты.
2 группа
Длинными гирляндами выстраиваются поэтические образы
Березняк над прудом
Золотой лягушкой луна распласталась
Стережет голубую русь старый клен
Поле, лес, луга, принакрытые сереньким ситцем
Седые журавли
Березь да цвет
-Что вас удивило в этих образах? (неживая природа как живая)
- Как называется этот приём? (олицетворение)
- Выделите олицетворения. Обменяйтесь мнениями в парах.
Березняк теплит
Луна распласталась
Петь пурге
Стережет клен
Клен на меня похож
- Одушевленность природы – одна из главных черт поэтического мира Есенина.
- Для Есенина природа - это вечный источник красоты и гармонии мира. Когда ему становилось трудно, он уходил к озеру, в лес. Природа вдохновляла его, стихи помогали жить.
- Обратите внимание: поэт использует обычные, привычные слова, но возникает образ сказочной Руси.
- Какие средства языка помогают в этом?
(метафоры,)
-Найдите метафору? (золотою лягушкой луна…)
Найдите сравнение? С чем сравнивается седина отца, почему? (яблонный цвет)
3 группа
- Обратим внимание на цвета, используемые в этом стихотворении.
(голубой, золотой, бело - розовый)
- Это иконописные цвета. Вот почему мы увидели Русь сказочной, и вот почему она – Русь, а не Россия.
- Есть ли разница в значении прилагательных родной и родимый ? Почему поэт в качестве эпитета к слову дом использует прилагательное родимый? (Родной – прилагательное стилистически нейтральное, не окрашенное эмоционально. Эпитет «родимый» отражает чувство нежности и душевной близости, употребляется в разговорной речи)
- Какое настроение в стихотворении?
Звук в стихотворении.
Долго петь и звенеть пурге Звон
Листья целует дождь
Старый клен шумит Шум
Тихая вода тишина - Пройдут долгие шесть лет. В жизни Есенина произойдёт много хорошего и плохого. Но всегда поэт мысленно и наяву будет возвращаться в родимый дом, в «низкий дом с голубыми ставнями».
Чтение и анализ стихотворения «Низкий дом с голубыми ставнями…» (Звучит фонограмма стихотворения)
_ Когда написано стихотворение?
-Сколько лет прошло с момента создания стихотворения «Я покинул родимый дом»?
-Что же звучит в душе поэта, какая музыка?(Поэт говорит о любви к родине, но это любовь, близкая к горькому душевному переживанию, к страданию, поэт уже не восхищается родиной так, как прежде, но любит её ещё больше.)
- Какое слово непонятно?
Словарная работа
Карточки – подсказки
Ставни – деревянные затворы к окнам
Глушь – заросшее место
Курлыканье –издаваемые звуки журавлём
Березь – берёзовый лес, который может расти на небогатых почвах.
Цветь - неприхотливые, мелко цветущие растения.
Выть - пашня, вспаханное поле.
Ракитник – ракитовый куст
Работа парами.
- Какие картины увидел поэт, думая о доме? Обсуди в парах и подчеркни.
Дом, поле, луга, серенькие небеса, седые журавли, березы, кривой ракитник.
- Сравните настроение стихотворений «Я покинул родимый дом..» и «Низкий дом с голубыми ставнями». (Стихотворение «Я покинул родимый дом…» кажется более ярким, праздничным, чем второе – «низкий дом с голубыми ставнями…»)
-Найдите эпитеты в стихотворении. Как они окрашены?
(«Сереньким ситцем», «северных бедных небес», «нежность грустную», «седых журавлей», «в тощие дали», «сытных хлебов не видали», «ракитник. Кривой и безлистный». Эпитеты окрашены в тусклые, грустные, бледные тона.)
- Какие два эпитета повторяются в обоих стихотворениях? К каким существительным они относятся? («Голубая Русь» – «голубые ставни»: романтический образ словно противопоставлен простому бытовому образу. «Родимый дом» - «родимая выть»: представление о доме словно расширяется, «родимый дом» - это уже не только та изба, в которой жил поэт, но и вся земля, которая кормит русский люд и полита крестьянским потом, земля, на которой спето много радостных и горестных песен, - «родимая выть»)
- Какие особенности композиции стихотворения вы заметили? (Стихотворение начинается и заканчивается одинаковыми строками. Перед нами кольцевая композиция.)
Поэт как бы замыкает круг. Всё начинается и заканчивается домом, все дороги ведут к нему.
- А нет ли в слове «дом» «кольца»?
(буква «о»)
- Какое ещё слово, связанное с домом, начинается с этой буквы, мы его сегодня не раз произносили.
(очаг, согревающий дом)
- Семейный очаг, символизирующий особую атмосферу, то, что согревает душу.
- Кольцо – символ чего? Когда дарят кольцо?
(символ любви, верности)
- Кольцо – это оберег. Поэт говорит о своей любви к родине, родным. Он не только наполняет свою душу любовью близких, но и сам щедро делится ею.
И эти же чувства вы испытываете в своём доме.
- Так что же значил дом для поэта?
(тепло, уют, покой, любовь близких)
-А теперь давайте вернёмся к началу урока и ответим на вопрос: - Можно ли соотнести есенинские строки и с нашей «малой родиной»?
- А что называем мы своей «малой родиной»?
- Расскажите об этом.
У каждого человека своя родина . " Родня", " родник"," родной" , "народ". Из одного слова рождается бесконечное множество картин: белые березовые рощи, задумчивые и вековечный простор полей. Дорогие сердцу каждого человека картины.
У Вениамина Егоровича Петрова нашего односельчанина есть стихотворение, посвященное Родине, дому родному, нашей деревне. Это стихотворение " Мой Бишкаин".
«Мой Бишкаин».
На планете нашей древней
Средь предгорий и долин
Есть старинная деревня
Под названьем Бишкаин.
Не цветут в деревне розы
Нету каштановых аллей
Бишкаинские березы
Сердцу все-таки милей.
Окажусь я на чужбине
Людям с гордостью скажу:
«Я родился в Бишкаине Там, где высится Урал».
Вдруг односельчанин к звездам
Полетит на корабле.
Верю, покоряя звезды
Будет помнить о селе.
Бишкаин , родное село поэта . Взору открываются необъятный простор заливных лугов, убегающие вдаль перелески, а при въезде в деревню Березовая роща...
Мы видим наблюдательный взгляд поэта, он тоже передает свои ощущения , любовь к родине, к дому родному, людям нашего села. родному краю.
Удивительное искусство перед нами! Перед нами поэт-художник, он рисует.. .
Пейзаж становится волшебным, сказочным.
Не цветут в деревне розы,
Нет каштановых аллей.
Бишкаинские березы
Сердцу все - таки милей.
Береза ласковая, родная, милая, самая главная во всем мире, царственная…
. И название деревни нашей - " Пять берез".
И наши Бишкаинские березы дарят односельчанам СВЕТ!
В своих стихотворения Вениамин Егорович воспевает красоту родной земли, и тема родины звучит почти во всех его стихотворениях.
Также стихотворение Ольги Васильевны Савельевой пронизано любовью к «малой родине», к милому сердцу Бишкаина
Унеси меня дорожка,
В мой родимый край,
Где так быстротечна речка , Где растет курай.
Где под милым косогором
Таволга цветет,
По весне там ранним утром
Соловей поет.
Всё стихотворение Ольги Васильевны — это восхищенный восторг поэта!
Ольга Васильевна много пишет о природе, о людях, о добре, о счастье. И ее родной край: край васильков, одуванчиков , полей и рек. Читая ее стихотворения ,я узнаю свою деревню Бишкаин и любуюсь ее красотой.
Выразительное чтение стихотворений.
Стр.48-49
Творческая работа. Синквейн.
- А сейчас мне хотелось бы услышать ваше отношение к поэзии Есенина.
- Давайте попробуем составить синквейн к слову « поэт».
Поэт
Талантливый, наблюдательный.
Вдохновляет, волнует, завораживает.
Один из ярчайших проявлений русского гения.
Есенин.
4. Рефлексивно – оценочный этап
Наш урок подходит к концу. Я надеюсь, что наше сотрудничество прибавило вам тепла.
Итак, довольны ли своей работой? Если она вам принесла солнечное настроение , поднимите солнечные оранжевые домики., если чуть грустное настроение, зеленые домики.
Оцените пожалуйста свою работу.
Мне было легко…
Мне было трудно…
Я хочу похвалить своего одноклассника.
Я хочу поблагодарить..11. Домашнее задание. выучить наизусть одно из стихотворений.
Выставление оценок за урок.
М ы встретимся еще не раз на уроках с творчеством с Есенина. А сегодня мы прощаемся с ним.
До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
А вот , что он ответил бы нам поэт:
Много дум я в тишине продумал,
Много песен про себя сложил.
И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил.
« Живите так, как вас ведет звезда».
Ребята, яркое солнце всем светит, всех любит и греет.
Выберите домик.
Нарисуйте маленькую звездочку на домике. Направьте от нее лучики.
Лучик, который несёт любовь. Лучик с добром. И лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, нежность.
Наша звёздочка стала большой, как солнце. Она несёт тепло всем вам в ваши дома.
Я хочу с вами поделиться вот этими солнышками, чтобы вы сохранили тепло в ваших сердцах и согревали им свой дом, окружающих вас людей.
Приложение
Работа по пунктам 5,6,7
Средства художественной изобразительности (тропы).
Чувство любви к родному краю;Чувство родства (связи) со всем, что окружает лирического героя.– дом родимый (тепло говорит о доме);– композиция 1-го и 2-го четверостиший: сначала о природе, затем о матери и об отце (полное слияние с природой)– «старый клен головой на меня похож» «олицетворение наоборот»
Чувство любви, преданности своему дому.Он постоянно вспоминает дом, родину; живет этими воспоминаниями.– До сегодня еще мне снитсяНаше поле, луга и лес…– как бы я и хотел не любить,Всё равно не могу научиться.– композиция стихотворения кольцевая:Низкий дом с голубыми ставнями,Не забыть мне тебя никогда.(что бы ни случилось в жизни лирического героя, он всегда возвращается мыслями к родному дому – это его точка опоры).
Цвет в стихотворении.
– голубая Русь (дважды)Синий и голубой – любимые цвета поэта. Они усиливают ощущение необъятности просторов России.– золотою лягушкой;– березняк над прудом;– яблонный цвет. – серенький ситец небес;– седые журавли;– березь да цветь.
– березняк над прудом;– золотою лягушкой луна распласталась на тихой воде (сравнение);– стережет голубую Русь старый клен (олицетворение). – поле, луга и лес, принакрытые сереньким ситцем этих северных бедных небес (метафора, эпитеты);– седые журавли с курлыканьем в тощие дали;– березь да цветь; да ракитник, кривой и безлистный;– под дешевеньким ситцем родимая выть.
Звук в стихотворении.
Долго петь и звенеть пурге
Листья целует дождь
Старый клен шумит
Тихая вода Курлыканье журавлей
Слышались свисты
Шум ракитника