Доклад на тему Развитие коммуникативной компетенции учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках чтения, письма и развития речи, способствующее успешной социальной адаптации учащихся коррекционной школы

Развитие коммуникативной компетенции учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках чтения, письма и развития речи, способствующее успешной социальной адаптации учащихся коррекционной школы.

Коммуникативная компетенция в современной модели образования названа одной из базовых компетентностей современного человека (умение эффективно сотрудничать с другими людьми). Успешная социальная адаптация учащихся с ОВЗ невозможна без речевого общения и взаимодействия. При отставании в развитии речи возникают проблемы, связанные с общением, появляются трудности коммуникативного поведения.
Проблема формирования коммуникативной компетенции детей с ограниченными возможностями здоровья как средство наиболее полной и успешной социализации учащихся, имеет огромную значимость и актуальность.
Речевое недоразвитие учащихся, слабость побудительных к речи мотивов вызывают затруднения в общении с окружающими людьми. В.Г. Петрова справедливо замечает, что ребенок с ОВЗ (умственно отсталый ребенок), владея в той или иной степени речью, «редко участвует в беседах, на вопросы отвечает односложно и далеко не всегда правильно».
Вместе с тем установлено, что целенаправленное воздействие на речь приводит к ее совершенствованию, к более точному выражению мыслей, адекватному ведению диалога и даже монологического высказывания. Именно эта закономерность требует, чтобы педагогическая деятельность учителя была нацелена на коррекцию недостатков всех сторон речи детей, на ее развитие и активизацию в той степени, в какой она может быть использована как средство общения.
Специальная методика организации уроков позволяет повысить уровень коммуникативных возможностей учащихся с ОВЗ.
Для этого нужно использовать приемы, методы, формы организации учебной деятельности которые позволили бы пробудить интерес учеников к уроку, побудить их высказываться по поводу обсуждаемых вопросов, вовлекли бы их в активную работу. Уроки чтения и письма создают условия для общения школьников, как с учителем, так и с одноклассниками, в процессе обсуждения и анализа литературного произведения. Условия создания ситуаций живого общения с помощью учебника чтения самые разные. Очень нравятся детям уроки с использованием разных форм сотрудничества. Например - работа в парах, группах. При формировании коммуникативных умений на уроке основное внимание уделяется тексту, его свойствам, характеристикам и структуре. Текст - центральный компонент структуры языкового учебника, именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, воспитательная. Весь материал урока организуется вокруг текста, работает на него. Текст является единицей обучения, единицей содержания обучения, единицей контроля. В ходе этих уроков формируется ряд важных качеств, которые должны быть присущи ситуации общения.
К этим качествам, прежде всего, относятся:
проявление интереса к беседе;
желание общаться;
умение ориентироваться в речевой ситуации;
обеспечение внимания к собеседнику;
умения вести беседу, не перебивая собеседника, последовательно переходя с позиции говорящего на позицию слушающего и обратно;
строить речь грамматически правильно;
точно отбирать слова для выражения мыслей;
придавать речи соответствующую интонационную окраску.
Работая над развитием коммуникативной функции речи учащихся, следует особое внимание уделять обучению школьников умению самостоятельно составлять и задавать вопросы к тексту. Например: Игра «Спроси у товарища».
Задай вопрос, который бы начинался со слова «почему». Задай как можно больше вопросов к предложению (абзацу).
Для овладения умелой, искусной речевой деятельностью практикуются разные формы устной речи:
-ответы на вопросы к рассказу,
-подробный или выборочный пересказ,
-подробный и сжатый пересказ содержания прочитанного по плану,
- составление творческих рассказов с изменением лица рассказчика от имени одного из героев произведения,
-построение простейших предложений по схемам,
-устное рисование картинок к тексту,
- составление характеристик персонажей произведения.
Для активизации речевой деятельности обучающихся на базе имеющихся у них знаний и умений использую работу с опорными схемами.
Опорные схемы значительно облегчают работу с обучающимся и учителю. Пользуясь ими, обучающиеся извлекают нужную информацию при ответах на вопросы учителя и в практической деятельности. Кроме того обращаясь к схеме, внимательно рассматривая ее школьники имеют возможность вспомнить материал. Опорные схемы используются, в основном, при устных ответах.
Работа над рассказом с опорой на схему, способствует развитию речи, учит отвечать доказательно, используя в качестве иллюстрации необходимый языковой материал.
Имея перед глазами схему, школьники учатся последовательно излагать сведения, имеющихся у них по данной теме. Им предлагаются такие вопросы как, например: «Расскажи все об имени существительном», «Расскажи о склонении имен существительных» и т.д.
С опорными схемами можно работать в парах, обучающиеся задают друг другу вопросы по схемам. Им нравится этот вид работы, им интересно услышать ответ товарища, он прост, чтобы отвечающий приводил примеры.
Таким образом, идет развитие диалогической и монологической речи детей, корригируется интонационная ее сторона, закрепляются полученные знания.
Одной из главных работ на уроке письма в коррекционной школе является словарная работа, которая проводится на каждом уроке и способствует развитию лексической стороны речи учащихся и ее грамматическому оформлению.
Из своего опыта делаю вывод, что только систематическая словарная работа способствует формированию не только общеучебных и специальных умений и навыков, но и коррекции речи, памяти, внимания, мышления. Проведение словарной работы зависит не только от характера лексического материала, но и  возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Над работой со словарным словом решаются такие задачи:
1.Обогащение словарного запаса речи обучающихся.
2. Уточнение значений слов, усвоенных детьми, но употребляемых не вполне верно.
3. Активизация словарного запаса  речи обучающихся

Работа над  словарным словом  состоит из  2х частей:
1. Словарная работа на уроке с отдельным словом (номинативная функция- конкретизация предметов, действий, признаков и т.д.);
2. Работа на  уроках по составлению предложений и  рассказов по вопросам учителя, по картине, серии картинок, материалам наблюдений, ответов на вопросы (коммуникативная функция);
В работе над словом я использую различные упражнения – как устные, так и письменные. Среди них большое место занимают словарно-грамматические (подбор синонимов, антонимов) и словарно-логические (определение предмета на основе различных признаков, классификация предметов по одному из признаков или действию и т. д.). Здесь работа продумывается так, чтобы не происходила замена в дальнейшем знакомыми словами новых слов, чтобы слова употреблялись верно.
Большую помощь в работе над словом оказывают дидактические игры, коррекционно-развивающие упражнения, пословицы и поговорки; поговорки, усложнённые ребусами и многое другое.
В результате работы над словом происходит концентрация внимания учащихся и наряду с развитием и коррекцией психических процессов происходит активизация словаря учащихся. Это можно проследить по творческим и проверочным работам учащихся, по включению в речь детей новых слов.
Эффективность процесса обучения повышает использование на уроках информационных технологий. Компьютерные презентации, используемые на уроках чтения, письма и развития речи помогают обучающимся увидеть ситуацию, о которой они будут говорить или писать, расширяет и углубляет их представления об окружающем мире, об изучаемом объекте. Занятия становятся более интересными, эффективными. Учитель может наглядно представить то, что трудно и скучно объяснять словами. Применение компьютерных технологий расширяет адаптивные возможности обучающихся, повышает возможности успешной социализации в обществе.
Для развития коммуникативных умений следует предлагать учащимся как можно больше заданий для самостоятельной работы. Для этого нужно создавать такие ситуации, которые вызывали бы у детей интерес к изучаемой теме, желание высказаться и поделиться своим жизненным опытом; проявить настойчивость в отстаивании своего мнения. Содержание учебного материала должно быть максимально приближено к процессу естественного общения.
Так же необходимо учитывать различный уровень речевого и психофизического развития учащихся, степень сформированности коммуникативных умений. Нужно подбирать индивидуальные задания с различной степенью трудности, содержания, выбирать адекватные приемы работы с каждым школьником.
Работа над формированием коммуникативной компетенции должна осуществляться в комплексе, в системе уроков. Успешность этой работы зависит от общей организации урока, от правильного применения методов и приемов, стимулирующих общение учащихся в процессе работы. Использование различных приемов коррекционного воздействия позволяет обогатить детей знаниями и развить умения, необходимые для успешной речевой и социальной адаптации в современном мире. Это умение реально оценивать свои речевые навыки, проявлять инициативу при ведении диалога, активно и эмоционально участвовать в диалоге, внимательно слушать собеседника, уместно и последовательно задавать вопросы и отвечать на заданные вопросы, грамматически правильно оформлять свои высказывания.






Литература
1. Особенности образовательного процесса в классах коррекции: технологии, уроки развития/авт. -сост. Л.В.Афанасьева.  Волгоград: Учитель, 2010.
2. Русский язык и чтение. 5-7 классы: речевые разминки, зрительные диктанты, игровые упражнения/ авт. -сост. М.Е.Прокопенко. Волгоград: Учитель, 2009.
3.Ефименкова Л.Н. Формирование связной речи у детей-олигофренов-М., 1970
4. Ильина С. Ю. Речевое развитие умственно отсталых старшеклассников на основе коммуникативно-ориентированной модели обучения русскому языку// Дефектология -2003
5.Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе-Москва «Просвещение»,1994

















‡ђ Заголовок 1‡ђ Заголовок 215