Методическая разработка урока русской литературы на тему Философское осмысление лирики природы в поэзии Тютчева


Урок русской литературы в 10 классе. Философская лирика Тютчева.Тема урока: Философское осмысление лирики природы в поэзии Тютчева.
Цель урока: Знакомство с особенностями философской лирики. Освоение
навыков анализа философской лирики.
Оборудование: Запись стихотворения «Осенний вечер» в исполнении М.
Царева. Романс: «Что ты клонишь над водами» (Г. Кушелев –
Безбородко – Ф. Тютчев) в исполнении В. Агафонова.
Ход урока.
Проверка домашнего задания.
1.Краткое сообщение учащихся о жизненной и творческой судьбе поэта.
Слово учителя. Эмоциональный настрой.
1.Повторение и обобщение изученного в предыдущих классах.
Викторина.
Цель: вспомнить то или иное стихотворение, оживить в памяти образный строй лирики Тютчева.
Вопросы:
По поводу какого стихотворения Некрасов писал: «Читая их,
чувствуешь весну»
«Когда сам не знаешь, почему делается легко и весело на душе, как
будто несколько лет свалилось с плеч»?
«Весенние воды»
Какое стихотворение о природе написано 31 декабря?
«Чародейкою Зимою»
В каком стихотворении Тютчев изображает победу весны над зимою,
используя сказочный сюжет?
«Люблю грозу в начале мая»
Какое стихотворение имеется в виду в следующем высказывании:
«Мы дивимся и восхищаемся тому, как мог аристократ, проживший в
городе и довольно долго в заграничье, почувствовать душу земли
подобно истинному земледельцу – труженику, ибо предзимнее,
«отдыхающее» поле только почувствовать, а не увидеть»
«Есть в осени первоначальной»
Вывод учителя:
Стихи Тютчева о природе прочно вошли в нашу жизнь. Кажется, нет человека, который бы со школьной скамьи не знал «Весенней грозы», «Чародейкою Зимою»…Для одних читателей на этом заканчивается знакомство с поэтом, для других – названные стихи становятся началом более глубокого общения с Тютчевым.
Я надеюсь, что сегодняшний урок позволит нам углубить и расширить свои представления о поэте.
Тютчев – певец природы.
Учитель. В чем своеобразие лирики Тютчева?
Творческая работа. (учащимся предлагаются карточки с отпечатанной первой частью стихотворения «Фонтан». Эпитеты пропущены)
Чтение стихотворения в целом.
Вопросы:
а) Что же дает такой продуманный отбор эпитетов.
б) Какой смысл в этом стихотворении приобретает живописное описание фонтана?
в) Какой прием использует Тютчев для передачи чувств, мыслей?
(образный параллелизм)
Звучит стихотворение «Осенний вечер» в исполнении М. Царева.
Найдите сравнение.
Тютчев уподобляет фонтан лучу. Учащиеся называют, что «кроткая улыбка» увядающей природы сравнивается со «стыдливостью страданья». Отмечают диалектическое единство состояние человека и природы, которое так мастерски передает поэт.
Прослушивание стихотворения «Что ты клонишь над водами…»
Анализ стихотворения:
Какое состояние ивы и струи передано в стихотворении?
(десятиклассники рисуют картину описания природы: яркий солнечный день, стремительный поток воды; над водой склонилась плакучая ива. Она несчастна).
Завершается анализ прослушиванием романса в исполнении В. Агафонова.
Вывод урока.
Слова учителя.
Постижение мира человека путем сопоставления его с миром природы нашло своё специфическое выражение в поэтике тютчевских стихов философского характера.
Задание на дом.
Выбрать наиболее близкое стихотворение Тютчева, выучить наизусть и уметь отыскать в нём характерные тютчевские темы, образы, художественные приемы.