Печатная публикация Использование различных форм и методов работы на уроках математики с целью успешной подготовки учащихся к итоговой аттестации
Использование различных форм и методов работы на уроках математики
с целью успешной подготовки учащихся к итоговой аттестации.
ПоповаА.В.
Муниципальная бюджетная организация –
средняя общеобразовательная школа №11
город Белгород.
Не один учебный предмет не подвергается таким экспериментам, как математика. За столько лет сдачи экзаменов в новой форме можно бы уже на чём-то остановиться, чтобы была хоть какая-то стабильность. Каждый год учителя математики, накопившие опыт по предыдущим испытаниям, вынуждены вновь и вновь перенастраиваться и успеть правильно направить обучающихся на подготовку к предстоящему экзамену. Как бы сложно не было ориентироваться в столь быстрых переменах, мы должны правильно психологически настроить ребят и вселить в них уверенность в том, что знания математики в целом поможет сориентироваться в пространстве, времени и различных формах, предлагаемых на экзаменационных испытаниях.
Математика является не только очень важным учебным предметом общеобразовательной школы, но и весьма сложным, так как математическими способностями обладают не многие школьники, а обучать математической грамоте и готовить к экзаменам в форме ЕГЭ надо всех.
По разным причинам уровень готовности к сдаче экзамена у учащихся различен, а материалы экзамена содержат задания и вопросы нескольких лет обучения. Необходимость систематического повторения материала, изученного ранее и более продуктивного изучения нового, рассчитанного на долговременную память, определяет потребность учителей математики в поиске путей для реализации индивидуального подхода к каждому ребёнку, а также воспитании дружелюбия, терпения и уважения учащихся друг к другу, несмотря на различный уровень знаний и умений.
Проблема качественной подготовки школьников к выпускному экзамену в условиях реорганизации современной школы актуальна, так как учащиеся 11-х классов после окончания школы, сдавая единый государственный экзамен, поступают в вузы, в которых предъявляются достаточно высокие требования к математической подготовке абитуриентов и студентов. В соответствии с Концепцией модернизации образования обучение математике с использованием различных форм на основе индивидуальных особенностей и учета целей развития каждого ребенка способствует не только повышению качества знаний учащихся, но и их саморазвитию, самореализации, что является одной из важнейших целей современного образования.
Мы, учителя математики, применяем в своей работе различные формы и методы работы с обучающимися.
Мы учим детей работать с тестами.
Отечественные тестологи справедливо отмечают, что тестирование – это одна из эффективных форм проверки знаний. Но с помощью тестов нельзя проверить умение рассуждать, способность ребёнка нестандартно и творчески мыслить. И поэтому использовать только такую форму на уроках математики мы не можем.
2) Устная работа даёт возможность охватить большие объёмы повторяемого материала. При фронтальном опросе надо разрешать говорить всем, кто знает ответ на поставленный вопрос, а затем давать разъяснение индивидуально. Это несколько шумно, но учителя математики знают, как важно видеть сколько обучающихся тебя слышат и понимают и чем активнее дети, тем радостнее на душе.
Очень удобно использовать при устной работе обратную связь с помощью пластиковых планшетов или обыкновенных пластиковых дощечек. С помощью обратной связи удобно проверять запоминание формул и их элементарное применение. Этим способом удобно быстро проверить выполнение домашних заданий, изменив данные. Если дома обучаюшийся решал самостоятельно, он быстро сориентируется и включится в работу, если нет-надо бить тревогу и своевременно оказывать необходимую помощь.
3)Вот здесь очень уместна работа в парах (слабый – сильный). Хорошие результаты даёт работа в парах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища. На уроках удобно систематически проверять усвоение изученного материала в работе по парным карточкам. Одни и те же задания выполняют сразу два ученика: сильный за I-ой партой, слабый – у доски. Таких пар может быть две и более (в зависимости от возможностей доски и длительности последующей самостоятельной работы, во время которой идёт проверка работы по карточкам). Сильный ученик, выполняя задание за партой, следит за работой более слабого одноклассника; слабый может обращаться за помощью к товарищу столько раз, сколько ему необходимо для полного понимания решаемого номера, но при этом теряет балы. Если обращается много раз, но всё же понял, что выясняется в ходе проверки, он получает заслуженную «3». Время работы по таким карточкам ограничено и обычно совпадает с устной работой класса (10 минут). Этого времени хватает, чтобы разобрать обязательный уровень.
По содержанию карточки составлены дифференцированно, т. е. за обязательным уровнем следуют задания более сложные, которые должен решить учащийся, претендующий на «4» и «5», а также дополнительные вопросы по теоретическому материалу.
Проверка происходит следующим образом: сильный проверяет слабого, одновременно учитель проверяет тетрадь сильного, затем оба отвечают на дополнительные вопросы из карточки. Оценки получают сразу после ответа.
Трудно было ребятам понять, что если они обратятся за помощью к товарищу непосредственно в ходе выполнения того или иного задания, то это не будет наказуемо. Понять, разобраться даже в одном примере гораздо важнее, чем просто списать три или просидеть, ничего не делая. Поначалу у учащихся возникало желание подойти и списать как можно больше, чтобы не выглядеть глупо. Но ситуация складывалась так, что много списав, ученик ничего не успевал понять и любой вопрос по решению показывал, что время потрачено зря. Затем понимали и начинали принимать условия учителя, осознавая вкус победы над собой.
Сильный учится работать и контролировать одновременно, ориентироваться во времени, приходить на помощь товарищу, обучая передавать свои навыки и умения в решении другому.
Результаты даёт и работа в парах одного уровня на местах: сильным – задания посложнее, средним – с комментариями, самым слабым – по образцу или с инструкцией пошаговых действий – памяткой. Часто бывает, решая в одиночку, ученик не может подступиться к заданию, теряется, боится не успеть и ищет глазами помощь, а то и вовсе отчаивается, не верит в себя. Но вдвоём становится спокойнее, чувствуется поддержка, вместе читают задание, вместе разбирают образец и начинают искать пути решения, так как надеяться не на кого (у других учеников свои задания).
4)Эффективной является работа в малых группах. Для изучения берется небольшая тема или подтема. Учебный материал для изучения его по данной методике учитель может подготовить на карточках или по учебнику. Выбранный материал разбивается на «порции» и каждая «порция» оформляется на одной карточке. Набор карточек, содержащий материал всей темы, называют блоком заданий. Создают малую группу в зависимости от назначения урока.
На уроках закрепления и комплексного применения знаний задание группе даются соответственно уровня: сильным - сложные задания, требующие творчества; средним - задания со ссылкой на какие-то теоремы, формулы; слабым – с пояснениями, возможно, с образцом решения подобного задания. На работу групп отводится столько времени, сколько нужно слабым ученикам, сильные выполняют дополнительные задания.
На уроках обобщающего повторения удобно готовить блок заданий из нескольких карточек, соответствующих количеству детей в группе. Но группы надо формировать разноуровневые. Каждый ученик в такой группе сначала работает над своим заданием, затем объясняет своим товарищам по группе. Каждый выступает в роли учителя с заданием по силам
5)Можно внутри группы организовать работу в парах сменного состава. В паре учащиеся могут помогать друг другу усваивать новые знания, тренировать один другого. Каждый ученик получает возможность передать товарищу то, чему научился и что узнал сам.
Пары сменного состава, больше подходят для работы в профильном классе, где дети более способны и приучены к самостоятельному изучению материала, а тем более его передаче материала товарищу. В профильных классах целесообразно формировать группу из одарённых детей и давать им задания части С или олимпиадного характера в то время, когда другие дети ещё работают над закреплением материала коллективно.
Терпения, сил и учеников, способных принимать все ваши идеи и замыслы при подготовке к экзамену.