Технологическая карта урока химии в 9 классе по теме Переходные элементы
Технологическая карта урока химии
ОУ: МБОУ «Гимназия № 7 «Ступени» г. Верхний Уфалей, Челябинская область
Учитель: Карманова Галина Александровна
Предмет: химия
Класс: 9 класс
Тема: Переходные элементы
Цель урока:
Создание условий для формирования универсальных учебных действий (УУД) в процессе познавательной деятельности при изучении темы «Переходные элементы».
Задачи урока:
Образовательные: ввести понятие «амфотерность», расширить знания о характере химических соединений (оксидов и гидроксидов); познакомить со способом определения принадлежности нерастворимого гидроксида к конкретному классу неорганических соединений; развитие навыков составления химических уравнений, развитие навыков работы со справочной литературой.
Развивающие: развитие навыков самостоятельной работы, коммуникативных компетенций; развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, умения наблюдать, анализировать, исследовать, делать выводы; развитие навыков самооценки и самоконтроля.
Воспитательные: воспитание толерантности, воспитание аккуратности, повышение предметной мотивации, формирование научно-материалистических представлений о разнообразии свойств веществ, их зависимости от состава.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: проблемно-эвристический, исследовательский
Оборудование и реактивы: компьютер, проектор, презентация «Амфотерные гидроксиды», на столах учащихся набор посуды, стеклянная палочка, штатив для пробирок, растворы хлорида цинка, гидроксида натрия, соляной кислоты, твердый гидроксид меди и промытая, свежеполученная кремневая кислота На столе учителя маркированные пробирки с растворами кислоты, щелочи, лакмус, универсальный индикатор, набор справочной литературы, толковый словарь русского языка.
Этапы урока
Ход урока Время (мин) Деятельность учителя Деятельность
учащихся Ожидаемые результаты
предметные метапредметные1.Организационный момент 1 Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания учащихся. Включение в деловой ритм урока Актуализация знаний учащихся
2.1.Проверка выполнения домашнего задания
с. 8 упражнение № 2 15 Вызывает к доске 2-х учащихся:
Записать уравнения реакций, характеризующих свойства оксида магния и оксида серы (VI)
Записать уравнения реакций, характеризующих свойства гидроксида магния и серной кислоты Сравнивают выполнения домашнего задания на доске и в своей тетради, анализируют правильность выполнения, оценивают свою работу. Повторение понятий: оксиды, основания, кислоты; развитие навыков составления уравнений реакций Развитие навыков самоконтроля, самооценки, навыков сравнения
Решение экспериментальной задачи № 1
Решение экспериментальной задачи № 2 (групповая форма работы или в парах) Вызывается 1 ученик для решения экспериментальной задачи:
определить в какой из пробирок находится серная кислота, а в какой гидроксид натрия.
Решите экспериментальную задачу № 2:
доказать, что нерастворимый гидроксид меди является основанием, а нерастворимая кремневая кислота кислотой. Наблюдают за ходом решения экспериментальной задачи, дают оценку правильности решения, правильности техники выполнения опыта.
Делают вывод: если гидроксиды не растворимы в воде, то индикатором их обнаружить невозможно. Доказать их основный или кислотный характер можно только в процессе химических реакций: основание хорошо растворяется в кислоте, а кислота в щелочи. Повторение понятия: индикатор; повторение изменения окраски индикатора в зависимости от характера среды; развитие навыка работы с лабораторным
оборудованием. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера;
Планирование учебного сотрудничества со сверстниками, планирование способов взаимодействия;
2.4. Подведение итогов этапа актуализации знаний учащихся, оценка ответов учащихся Сделайте вывод: как зависит характер оксида и гидроксида от характера простого вещества и как можно определить характер растворимого и нерастворимого гидроксида металла и неметалла экспериментально? Делают вывод:
Оксиды и гидроксиды типичных металлов имеют основный характер, а оксиды и гидроксиды неметаллов – кислотный. Характер растворимых гидроксидов металлов и неметаллов (оснований и кислот) можно определить по изменению окраски индикаторов. Характер нерастворимых гидроксидов можно определить по их взаимодействию с кислотами или щелочами. Установление причинно-следственных связей, построение логической цепочки рассуждений;
Коррекция – внесение необходимых дополнений;
Изучение нового материала. Постановка проблемы. Выделение предмета учебного познания. 20 Химия наука о веществах, их свойствах и превращениях. Мы изучаем эту науку, чтобы грамотно и безопасно использовать окружающие нас предметы и вещества, из которых они состоят.
Задает вопросы:
1.Можно ли варить кислые щи и хранить квашеную капусту в алюминиевой посуде? Почему?
2.Можно ли мыть алюминиевую посуду щелочными растворами? Почему?
Чтобы ответить на эти вопросы мы должны разобраться с теми элементами, которые нельзя отнести ни к металлам, ни к неметаллам
Рассмотрите внимательно ПС.
1.В какой цвет окрашены типичные металлы и неметаллы?
2. Какие еще элементы присутствуют в ПС?
3. Как определить характер этих простых веществ: это металлы или неметаллы?
Эти элементы называются переходными. И мы особенности этих элементов сегодня изучаем.
Запись темы урока «Переходные элементы».
Поставьте цели урока
4.Предложите способ для определения характера этих простых веществ, для этого составьте формулы оксидов и гидроксидов таких элементов, например, бериллия, цинка, алюминия. Проверьте растворимость гидроксидов по таблице растворимости.
5. Выполните лабораторный опыт № 1 с. 10
Напоминает о правилах техники безопасности при работе с растворами кислот и щелочей
Такие вещества, которые в зависимости от условий ведет себя как основание или как кислота называются амфотерными.
5.Что обозначает корень слова амфо?
Давайте пошлем экспедицию с целью узнать значение этого корня.
6.В это время другие учащиеся составляют формулы оксидов и гидроксидов переходных элементов по ПС, записывают формулы гидроксидов этих элементов в виде основания и в виде кислоты.
Судя по греческой частице «амфо» или «амфи» что означает с двух сторон; и то и другое, это вещества, которые проявляют свойства и те и другие.
Сформулируйте понятие амфотерные вещества.
Дополнение учителя: если элемент проявляет разные степени окисления (работа со схемой учебника на с. 12 или со слайдом презентации). Рассматривают ПС, отвечают на вопросы:
1. Металлы обычно окрашены в черный цвет, а неметаллы в красный.
2. Часть элементов окрашены в зеленый цвет, они находятся между типичными металлами и неметаллами.
3. Если это металл, то его оксид и гидроксид будут основными, а если неметалл, то характер соединений будет кислотный. Значит можно определить при помощи индикаторов.
Ставят цели урока: познакомиться с переходными элементами, научиться определять характер оксидов и гидроксидов этих элементов, научиться записывать химические реакции с участием оксидов и гидроксидов этих элементов.
4. Составляют формулы, убеждаются в их нерастворимости. Предлагают проверить, как будут взаимодействовать гидроксиды этих элементов с кислотами и щелочами.
5.Выполняют ЛО в парах. Делают вывод о том, что гидроксид цинка ведет себя как основание и как кислота. Записывают уравнения реакций.
Группа учащихся из 3-х человек работают за отдельным столом со справочной литературой и словарями. Затем докладывают о результатах поиска.
Амфора – древний глиняный сосуд для жидких и сыпучих продуктов
Амфибии – земноводные, живущие двоякой жизнью: и на суше и в воде
Амфитеатр – места для зрителей, расположены полукругом на возвышенности с двух сторон от артистов.
Амфибрахий – стихотворный размер, при котором ударный слог расположен между двумя неударными.
Запись уравнений реакций получения гидроксида цинка, его взаимодействия с кислотой и щелочью.
Выбор наиболее эффективных способов решения познавательных задач;
анализ объектов с целью выделения существенных признаков;
Развитие навыка составления формул оксидов и гидроксидов; развитие навыков работы с таблицей растворимости;
Развитие навыков работы с лабораторным оборудованием и реактивами;
развитие навыков составления уравнений химических реакций; Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того. что известно и усвоено, и того. что ещё не известно;
Самостоятельное выделение и формулирование познавательных задач;
Познавательные УУД:
поиск и выделение необходимой информации из доступных источников, работа со справочной литературой;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
Этап закрепления знаний 10 Выполните тестовые задания (со слайдов)
Организация взаимо- или самопроверки
Задает вопросы:
1.Можно ли варить кислые щи и хранить квашеную капусту в алюминиевой посуде? Почему?
2.Можно ли мыть алюминиевую посуду щелочными растворами? Почему?
Подведение итогов урока. Выполняют тестовые задания, меняются вариантами, проверяют.
Отвечают на вопросы. Регулятивные УУД:
Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция, оценка, саморегуляция;
Домашнее задание Параграф 2. Выполнить упражнение № 2
По желанию подготовить сообщения по теме