Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе по теме: Глаголы переходные и непереходные
Технологическая карта урока
Предмет – русский язык. Класс – 6. Учитель – Мишина В.А.
Тема урока: «Переходные и непереходные глаголы».
ТДЦ:
Обучающий компонент: способствовать овладению обучающимися понятиями «переходность и непереходность глагола», к нахождению переходных и непереходных глаголов в тексте, к умению образовывать словосочетания с переходными и непереходными глаголами.
Развивающий компонент: способствовать развитию у обучающихся навыка работы по алгоритму, работы с таблицей, с учебником (рисунки), с КИМами, с презентацией, с ребусом, с «Листом контроля», с синквейном.Воспитывающий компонент: способствовать воспитанию уважения к труду и людям труда (воспитательный аспект связного текста, других материалов урока); воспитанию уважения к родному языку, его богатству (многообразию языковых явлений, в т. ч. переходности глагола).
Формируемые УУД и способы деятельности.
Предметные.
Актуализация знаний по теме «Глаголы 1 и 2 спряжения, разноспрягаемые глаголы», освоение понятия переходности и непереходности глаголов; освоение лексического значения и правописания словарных слов, освоение и закрепление навыка определения переходности и непереходности глаголов на готовом материале, на осложненном материале, в связном тексте, в нестандартных ситуациях, в ситуациях на уровне творчества.
Метапредметные.
Регулятивные: способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить коррективы в их выполнение.
Познавательные: развитие умения ориентироваться в своей системе знаний; развитие познавательного интереса к языку через использование занимательных заданий, связного текста, нестандартных учебных ситуаций, ситуаций для применения знаний на уровне творчества.
Коммуникативные: обучение сотрудничеству со сверстниками и учителем, обучение умению высказывать свою точку зрения, делать выводы, сравнивать, правильно оформлять свое высказывание, слушать и адекватно воспринимать позицию других; развитие умения пользоваться ПК и адекватно воспринимать полученную на компьютере оценку, развивать способность к самооценке и выбору правильного выполнения действия на уровне адекватной оценки.
Условия реализации урока.
Информационные ресурсы Учебная литература Методические ресурсы Оборудование
Презентация к уроку 1. Русский язык. 6 класс. Часть 2. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А Ладыженская и др. М, ВАКО, 2014.
Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русскому языку. 6 класс. М, ВАКО, 2015. 1. ПК
Электронный тренажер для контроля домашнего задания 2. КИМ. Русский язык. 6 класс. М, ВАКО, 2015.
2. Мультимедиапроектор3. Дидактический материал. Русский язык. 6 класс. М, ВАКО, 2015. КИМ
Ребус
Рисунки
Таблица
Карточки для синквейнаЛист контроля
Ключевые понятия: переходные и непереходные глаголы.
Словарные слова: профессия, специальность, мастерство; маляр, штукатур; синонимы: строить, сооружать, воздвигать, возводить. Ход урока.
Этапы урока (название, время, цель) Деятельность учителя Деятельность обучающихсяПланируемые предметные результаты Планируемые метапредметные результаты
1.Организационный момент. 1 мин.
Цель: определить готовность к уроку, настроить на работу
2.Мотивация к учебной деятельности. 3 мин.
Цель: создать у обучающихся внутреннюю потребность к учебной деятельности, установить тематические рамки урока, составление и корректировка плана действий .3.Актуализация знаний и пробное учебное действие. 7 мин.
Цель: выявить уровень усвоения материала прошлого урока.
4.Выявление места и причин затруднения.
1 мин.
Цель: смотивировать обучающихся на освоение нового материала.
5.Построение проекта выхода из затруднения.
2 мин.
Цель: обеспечение овладения приемами целеполагания, планирования своей деятельности.
6. Физкультминутка.
3 мин.
7.Реализация построенного проекта.
15 мин.
Цель: овладение приемами анализа, сравнения, обобщения, выделения ключевых понятий при выполнении действий для реализации цели; обеспечение условий для применения знаний в разных ситуациях.
8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 9 мин.
Цель: обеспечение закрепления умения определять переходность глаголов.
9.Рефлексия учебной деятельности. 3 мин.
Цель: обеспечение овладения приемами рефлексии и самооценки собственной учебной деятельности.
10.Домашнее задание.
1 мин.
Цель: обеспечение закрепления и усвоения изученного материала. Обзорный просмотр принадлежностей к уроку, выявление отсутствующих.
Демонстрация слайда 2 (девиз).
Демонстрация слайда 3
( тематические рамки, план).
Комментирование заданий на карточках и в КИМах.
Постановка проблемного вопроса.
Демонстрация слайда 4
Постановка вопроса: почему таблица не может быть заполнена до конца?
Демонстрация слайда 5.
Беседа.
Комментирование заданий.
Консультирование по возникающим вопросам.
Постановка наводящих вопросов при составлении синквейна.
Комментирование задания.
Консультирование по возникающим вопросам.
Наблюдение за работой учащихся.
Предложение о выполнении заданий:
упр 538 (высокий уровень).
упр. 533 (повышенный уровень),
упр. 532 (низкий уровень)- по выбору.
Организация рабочего места, настрой на работу
Выражение согласия-несогласия с девизом (Знаешь – говори, не знаешь – слушай).
Определение типа урока.
Выражение согласия-несогласия с тематическими рамками и планом действий. Свои предложения.
Выполнение заданий на карточке (проверка домашнего задания).
Ответ на проблемный вопрос
Устный рассказ по таблице.
Ответ на вопрос.
Возникшее затруднение
( проговаривание).
Постановка цели.
Формулировка и запись темы.
Составление плана действий.
Сравнение с материалом учебника стр. 109-111.
Вставка в таблицу признака переходности.
Составление алгоритма определения переходности (работа в группе).
Сравнение с алгоритмом учебника.
Выбор алгоритма (выступление 1 учащегося от группы).
Упр. 527 (устно) – применение знаний на готовом материале.
Упр. 528 (письм. с проверкой в парах) – применение знаний на осложненном материале.
Упр. 529 (письм., словарная работа и работа со связным текстом) –применение знаний в нестандартных ситуациях.
Упр. 537 (ребус) – применение знаний на уровне творчества.
Коллективное составление синквейна по теме.
Выполнение варианта № 22 КИМов с самопроверкой по ответам.
Проверка на электронном тренажере с компьютерной оценкой и анализом ошибок (работа по цепочке).
Самооценка – заполнение «Листа контроля».
Запись домашнего задания.
Видение границ темы.
Умение различать глаголы 1 и 2 спряжения, а также разноспрягаемые глаголы.
Определение грамматических признаков глагола (кроме переходности) .Формулировка темы, анализ собственных затруднений при выполнении задания, постановке цели урока.
Освоение понятия «переходность и непереходность глагола», умение применять знания в разных ситуациях.
Определение переходности глаголов.
Заполнение «Листа контроля».
Умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, выражать свое мнение, быть готовым к сотрудничеству с учителем и сверстниками.
Выявление уровня усвоения языковых понятий, умение использовать в своих ответах, в т. ч. в ответе на проблемный вопрос.
Обеспечение осознания значимости углубления собственных знаний для успешного решения поставленной задачи.
Определение цели учебной деятельности, организация поиска средств ее осуществления, планирование.
Обучение умению добывать новые знания, умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, умение работать по коллективно составленному алгоритму, умение применять знания в разных ситуациях и на разном уровне .Самостоятельное применение знаний с проверкой по ответам и компьютерной проверкой, умение пользоваться КИМами и ПК
Овладение приемами рефлексии.