Урок литературы в 10 классе по теме: Тема природы в поэзии Ф.И. Тютчева


КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ
Класс: 10
Тема урока: «Тема природы в поэзии Ф.И.Тютчева»
Цели и задачи урока:
Создать условия для формирования умений аспектного анализа поэтического текста;
Содействовать развитию исследовательских навыков; расширению кругозора обучающихся;
Способствовать всестороннему эстетическому воспитанию школьников.
Тип урока: урок-исследование
Формы работы: фронтальный опрос; индивидуальная работа; работа в группе; самостоятельная работа
Методы и приемы работы: погружение в тему; проблемная ситуация; словарная работа; работа с учебником; рефлексия.
Оборудование: мультимедийная презентация к уроку; учебник литературы 10 кл (автор Г.Меркин); тексты произведений, раздаточный материал (таблицы, тексты, тесты).
ХОД УРОКА
Оргмомент. Создание эмоционального настроя СЛАЙД 1
Человек – удивительное существо. Для плодотворной работы помимо его желания порой необходимо что-то еще, что и объяснить не всегда возможно. И это наше настроение. От того, с каким настроением мы пришли сегодня на урок, во многом будет зависеть его результат.
СЛАЙД 2
Итак, что вы ожидаете от урока?
Будет интересно
Узнаю что-то новое
Расширится кругозор
Будет возможность для работы мысли
Ничего не жду
Свой вариант
Спасибо за ваши ответы. Я постараюсь оправдать ваши ожидания и учесть их в определении характера работы для каждого из вас.
А что такое настроение? (Внутреннее состояние души человека)
Что может изменить наше внутреннее состояние? (Общение с другими людьми, т.е. новости; музыка, природа, искусство и т.д)
Сообщение темы и целей урока
СЛАЙД 3
Вы верно назвали среди факторов, влияющих на внутреннее состояние души, природу. Мы будем сегодня говорить о ней с точки зрения поэзии. Быть может, кто-то попробует сформулировать тему нашего сегодняшнего урока с учетом того, что узнали на прошлом занятии.
(Учащиеся формулируют тему урока: «Тема природы в лирике Ф.И.Тютчева»). Молодцы, спасибо.
СЛАЙД 4
Цель нашего занятия:
СЛАЙД 5
Актуализация знаний учащихся
Каждый воспринимает природу по-своему. Для кого-то она – предмет любования, для кого-то – предмет вдохновения, для кого-то – просто среда обитания. Давайте вспомним, какой прием изображения природы мы используем чаще всего? (Описание)
Что такое описание с точки зрения литературы? (изображение того, что видим перед собой).
Как в изобразительном искусстве называется картина природы? (пейзаж)
Как в литературе называют поэтические произведения с описанием картин природы? (пейзажная лирика)
Какие художественные средства используют художники слова в таких произведениях?
(Эпитет, метафора, олицетворение, сравнение)
Дайте определения данным понятиям
СЛАЙД 6
Эпитет – определение, придающее выражению образность и эмоциональность, подчеркивающий один из признаков предмета или одно из впечатлений о предмете.
Метафора – это переносное значение слова, основанное на уподоблении предмета или явления другому по сходству или по контрасту.Олицетворение – изображение неодушевленного предмета как одушевленного.
Сравнение – это форма поэтической речи, основанная на сопоставлении одного явления или предмета с другим.
СЛАЙД 7
Чтобы понять, как природу воспринимал великий поэт Федор Иванович Тютчев и какие средства использовал для её изображения, достаточно лишь услышать следующие его строки, которые мы взяли эпиграфом к нашему уроку:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Как вы понимаете эти строки?
(Тютчев считает природу чем-то одушевленным, наделяет её человеческими качествами)
Как вы думаете, какие из перечисленных нами художественных средств выразительности он использовал в своей пейзажной лирике?
(Олицетворение и сравнение)
СЛАЙД 8
Чтобы доказать или опровергнуть эту гипотезу, в дальнейшем прибегнем к анализу его произведений о природе, делая аспект на средствах художественной выразительности.
СЛАЙД 9
Индивидуальная работа над аспектным анализом стихотворений (по выбору или дифференцированно). Возможно, пейзажи русских художников и классическая музыка помогут в вашей работе. Время на работу – 6-7 минут
Слайд 10
* * *
День вечереет, ночь близка,
Длинней с горы ложится тень,
На небе гаснут облака...
Уж поздно. Вечереет день.
Но мне не страшен мрак ночной,
Не жаль скудеющего дня,-
Лишь ты, волшебный призрак мой,
Лишь ты не покидай меня!..
Крылом своим меня одень,
Волненья сердца утиши,
И благодатна будет тень
Для очарованной души.
Кто ты? Откуда? Как решить,
Небесный ты или земной?
Воздушный житель, может быть,-
Но с страстной женскою душой.
* * *
Как хорошо ты, о море ночное!
Здесь лучезарно, там сизо, темно
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит и дышит, и блещет оно.
На бесконечном, на полном простореПлеск и движенье, грохот и гром…
Тусклым сияньем облитое море,
Как хорошо ты в безлюдье ночном!
Зыбь ты великая, зыбь ты морская,
Чей это праздник так празднуешь ты?
Волны несутся, гремя и сверкая,
Чуткие звезды глядят с высоты.
В этом волненье, в этом сиянье
Весь, как во сне, я потерян стою
О, как охотно бы в их обаянье
Всю потопил бы я душу свою.
* * *
Как сладко дремлет сад темно-зеленый,
Объятый негой ночи голубой!
Сквозь яблони, цветами убеленной, Как сладко светит месяц золотой!..
Таинственно, как в первый день созданья,
В бездонном небе звездный сонм горит,
Музыки дальной слышны восклицанья,
Соседний ключ слышнее говорит...
На мир дневной спустилася завеса,
Изнемогло движенье, труд уснул...
Над спящим градом, как в вершинах леса,
Проснулся чудный еженощный гул...
Откуда он, сей гул непостижимый?..
Иль смертных дум, освобожденных сном,
Мир бестелесный, слышный, но незримый,
Теперь роится в хаосе ночном?..
* * *
Тени сизые смесились,
Цвет поблекнул, звук уснул-
Жизнь, движенье разрешились
В сумрак зыбкий, в дальный гул...
Мотылька полет незримый
Слышен в воздухе ночном...
Час тоски невыразимой!..
Все во мне и я во всем!..
Сумрак тихий, сумрак сонный,
Лейся в глубь моей души,
Тихий, темный, благовонный,
Все залей и утиши.
Чувства мглой самозабвенья
Переполни через край!..
Дай вкусить уничтоженья,
С миром дремлющим смешай!
* * *
Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворен,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоен.
Но и в избытке упоенья
Нет упоения сильней
Одной улыбки умиленья
Измученной души твоей...
Заполнить таблицы примерами из текста
Средства художественной выразительности
Краски природы (цветопись)
Звуки природы (звукопись)
Движение (или его отсутствие)
Явления природы
Эпитет
Метафора
Сравнение
Олицетворение
СЛАЙД 11
Представление результатов исследований текстов. 8-18 минут
(Чтение самого произведения, приведение примеров учащимися)
Каких средств художественной выразительности встретилось больше всего?
Какой вывод мы можем сделать?
СЛАЙД 12
ВЫВОД: Наиболее излюбленными средствами художественной выразительности в изображении природы у Тютчева были сравнение и олицетворение, что подтверждает эпиграф нашего урока.
Чем отличаются описания природы у Тютчева? Являются ли они описанием в чистом виде?
(Тютчев не только описывает природу, но и передает состояние человека, его внутренний мир)
Какое определение для поэта вы бы дали после прочтения его пейзажной лирики: Созерцатель или Мыслитель?
(В нем умело сочетаются оба).
СЛАЙД 13
Докажем и эту гипотезу. Для этого мы снова обратимся к текстам.
СЛАЙД 14
Найдите в них примеры, характеризующие состояние человека и определите, каким состоянием природы оно вызвано. 4 минуты
Внутреннее состояние человека, Состояние природы
Представление – 5 минут
СЛАЙД 15
В представленных произведениях очень часть встречаются слова одного корня, характеризующие состояние. Что это за слова?
(Групповой поиск, сравнение результатов)
Зыбь – зыбкий и др.
Словарная работа.
Что означает этот корень? Обратитесь к словарю, если оно вызвало у вас затруднения.
Как вы считаете, почему это слово автор успешно использует и для описания состояния природы, и для описания состояния человека?
(Человек и природа очень близки, состояние природы часто влияет на состояние человека, поэт наделяет природу человеческими качествами)
СЛАЙД 16
ВЫВОД: Природа и человек у Тютчева - живые существа, неразрывно соединенные и понимающие друг друга. Природа заставляет человека мыслить, вызывает у него определенные эмоции и состояния.
СЛАЙД 17
Прошу вас обратиться еще к одному стихотворению Тютчева
Природа - сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.
На дом вам было дано задание: узнать значение слова сфинкс. Без этого нам не будет понятен смысл стихотворения.
(Сфинкс - мифологическое крылатое чудовище с львиным туловищем и головой женщины, задававшее путникам неразрешимые загадки и убивавшее их за ошибочные ответы).
Как вы понимаете смысл данного стихотворения? Дайте свою интерпретацию прочитанного.
СЛАЙД 18
А теперь сравните её с предложенным в учебнике толкованием. Выпишите главную мысль в виде тезиса.
Работа со статьей учебника с.9-11.
«Природа вечна, она не имеет такого измерения, как время. Человек смертен, вся история человечества укладывается в определенный отрезок времени. Поэтому в их взаимоотношениях нет и не может быть равенства, поэтому человек так жаждет понять окружающий мир и себя, свое место в нем. Природа загадочна, как сфинкс, она искушает слабого земного человека самой возможностью найти скрытый смысл в ее и своем существовании, живую связь между краткосрочным бытием смертной личности и вечностью природы».Существуют ли противоречия в отношениях Тютчева с природой? (Нет)
Каким словом можно охарактеризовать отношения Ф.И.Тютчева с природой? (Гармония)
СЛАЙД 19
ВЫВОД: Тютчев своим творчеством доказывает, что следует жить в гармонии с окружающим миром. Такой взгляд называется в литературе натурфилософией.
СЛАЙД 20
Домашнее задание:
Конспект статьи с.9-17.
Выучить наизусть одно из стихотворений Тютчева о природе
Инд.: подготовить сообщение о Музах Тютчева.
СЛАЙД 21
Рефлексия.
Оправдались ли ваши ожидания от урока?
СЛАЙД 22
В заключение урока я предлагаю прослушать стихотворениЕ «Как океан…» и ответить на вопрос, какие эмоции – позитивные или негативные – оно вызвало.
Если остается время – тест.
Тестовые задания по биографии Тютчева
Когда родился Тютчев?
1800 2) 1799 3) 1803 4) 1805
В каком университете учился?
В Казанском 2) в Московском 3) В Петербургском 4) В Мюнхенском
Какой профессии посвятил себя поэт?
врач 2) учитель 3) судья 4) дипломат
В каком году вышел первый сборник стихотворений Тютчева?
1854 2) 1812 3) 1862 4) 1864
Назовите имя последней возлюбленной поэта.
Эрнестина 2) Амалия 3) Елена 4) Элеонора
Назовите основные темы лирики Ф.И. Тютчева