Нет трудных детей, есть трудное понимание детей


Рассуждения на тему: «Нет трудных детей, есть трудное понимание детей»
Наугольных К.В.
Г.Новоуральск
МАОУ «СОШ № 48»
В России годы неуклонно растет число семей, оказавшихся в трудной жизненной как социально-экономической, так и психологической ситуации. Принимая во внимание то, что семья вносит огромный вклад в процесс социальной адаптации ребенка, перед государством встает задача оказания социально-психологической помощи не только т.н. «трудному» ребенку, но и семье в целом. В то же время, несмотря на поддержку государства, родителям требуется немало личных усилий для того, чтобы принять известие о проблемах в поведении ребенка, справиться с негативными чувствами и к собственному ребенку и к социуму, и адаптироваться к жизни в обществе с т.н. «трудным» ребенком. В современной литературе трудными обычно называют тех детей, чьё поведение резко отклоняется от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию.
Чтобы найти способ взаимодействия с трудными детьми и с их семьями нужно, прежде всего, надо понять, что т.н. «трудные» дети – это не просто дети, с которыми, взрослым, трудно, а это дети, которым трудно. Т.н. «трудные» дети – особенно нуждающиеся в индивидуальном подходе, внимании родителей, учителей, участии всех окружающих. Это не плохие, безнадёжно испорченные ребята, а дети, требующие особого внимания и участия окружающих.Это, по определению Л. С. Выготского, – «трудные дети в массовой школе».
Им очень трудно жить среди нас, т.к. их душа «обкрадена» любовью и добром со стороны взрослых, чаще всего родителей. Лишенная отцовской и материнской ласки, родительской поддержки и любви, детская душа не может развиваться нормально, она ослабевает, болеет, озлобляется и деформируется.
Длительно сохраняющееся у родителей психо-эмоциональное напряжение формирует особую модель семейных взаимоотношений, выраженных проявлениями тревоги, формированием у детей чувства своей ненужности в семье, а, значит и в школе и в обществе, что оказывает негативное влияние на его дальнейшее развитие и социализацию.
Если у родителей есть социально-психологические проблемы – отсутствие работы, алкоголизм, неприятие социумом из-за противоправного поведения, то у таких родителей воспитание ребенка ассоциируется с тяжелой работой, а выполнения детско-родительских функций требует от них больших усилий, по сравнению с наличием обязанностей в обычной семье. Неблагоприятные семейно-бытовые отношения, отсутствие контроля за поведением детей, чрезмерная занятость матерей в сфере общественного производства и частного предпринимательства, эпидемия разводов ведут к серьезным проблемам семейного воспитания.
Решение проблемы детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации является одной из важнейших задач государства и социума на всех уровнях.
Организация комплексной работы школы с семьями и детьми, оказавшимися в трудной, кризисной жизненной ситуации должна быть направлена также и на преодоление негативного отношение в т.н. «трудным» детям, к родителям таких детей в момент их нахождения в трудной жизненной ситуации, на включение т.н. «трудных» детей и их родителей в социум за счет их вовлечения в школьные, общегородские, культурно-досуговые мероприятия, формирование у них «веры в себя».
Включение в систему социальных отношений городского социума т.н. «трудного» ребенка и его семьи имеет своей целью их самореализацию в качестве автономного субъекта социальной жизни.