Конспект урока по предмету окружающий мир Наша Родина — Россия

Урок окружающего мира в 1-м классе: "Наша родина - Россия"
Цели: создать условия для:
формирования системных представлений о государственных символах России;
воспитания чувства любви к родному Отечеству;
того, чтобы каждый ребенок почувствовал, что он является частичкой нашей Родины -России;
формирования активной позиции гражданина России.
Оборудование:
слайдовая презентация;
фонограмма гимна России,
альбомные листы,
краски (красная, синяя), кисточки
Карта России из учебника
Учебник «Наш мир» 1 класс (программа «Перспективная начальная школа»)
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель: – Здравствуйте, ребята! Давайте начнем наш урок с пожелания добра друг другу.
Я желаю вам сегодня добра. Вы желаете мне сегодня добра. Мы желаем друг другу сегодня добра.
Учитель: – Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся.
– Все мы с вами живем в огромной стране, которая называется (РОССИЯ).
Как вы думаете о чём пойдёт речь сегодня на уроке?
Тема нашего урока: «Наша Родина – Россия».
II. Основная часть урока.
Чтение рассказа К. Д. Ушинского.
Послушайте рассказ, который я прочитаю, и скажите, как по-другому автор рассказа К. Д. Ушинский называет нашу страну – Россию:

Карта России из учебника «Наш мир» с. 64 – 65.

Посмотрите на карту, как велика наша страна! Это самая большая страна от Северного Ледовитого океана до Чёрного моря, от Балтийского моря, до Тихого океана.

Маша и Миша приглашают нас сесть в вертолёт и с вертолёта посмотреть на Россию.
Что вы увидите с вертолёта?
(можно увидеть только, что текут реки, растут хвойные леса и лиственные деревья, а
вдали видны горы. А всю страну не увидишь- она очень большая).


Найдите у себя в учебнике на карте Северный Ледовитый океан, Чёрное море, Балтийское море, Тихий океан.
Страна наша очень большая, поэтому кроме русских живут в ней много других народов: это татары, марийцы, башкиры, русские, коми, чуваши, удмурты, евреи, украинцы, белорусы, ненцы и многие другие всего 128 народов. Нас очень много 145 миллионов. У каждого народа есть свои традиции, праздники, костюмы. Смотрим на слайде и в учебнике дети в народных костюмах
Кто скажет, какой город является главным в России?
Да, столицей нашей Родины является – Москва (о Москве мы будем говорить на отдельном уроке).
5. Учитель: – Родина начинается с символов страны. Что такое символы?
Из толкового словаря: “Символы – это знаки отличия нашей страны от других стран”.
- - - Продолжите ряд: гимн (флаг, герб).
- - - Гимн России – торжественная песня о стране, которая исполняется в особо торжественных случаях: во время государственных праздников, подъёма государственного флага Российской Федерации, на торжественных собраниях, во время спортивных соревнований. Новый год в нашей стране начинается с Государственного гимна России. Автор самой торжественной мелодии – композитор Александр Александров, а автор текста – Сергей Михалков.
- - - Сергей Михалков написал для вас стихи, рассказы. Посмотрите Кто заинтересовался может взять эти книги в нашей библиотеке и почитать.
(Слайд-выставка книг С. Михалкова).
- - - При исполнении гимна страны люди встают по стойке «смирно» и слушают его молча, мужчины снимают шапки. Так они проявляют уважение к гимну.
(Звучит грамзапись первого куплета гимна, который предлагаю учащимся прослушать стоя).
- - - Найдите среди предложенных флагов – флаг Российского государства
6. Рассматривание флага России.
- - - “Флаг России – трехцветный: бело-сине-красный.
С 21 августа 1991 года официальным флагом Российской Федерации считается полотнище из равных по величине горизонтальных полос: белой, синей и красной ”.
Белый цвет символизирует мир, чистоту, благородство.
Синий – мирное небо, верность, веру. В историческом смысле – распространение госуд. власти на морские просторы.
Красный – символизирует отвагу, героизм, огонь, смертный бой, готовность отстаивать землю в подвиге.
Как красивы эти цвета в природе:
Синий – небо над головой, вода в озёрах, реках, морях, океанах;
Красный – цветущие растения, поспевшие плоды, красивые насекомые;
Белый – цвет чистого-пречистого снега.
Чтение стиха на слайде!
III. Практическая работа
Перед каждым из вас стоит на парте баночка с чистой водой, краски, кисточка.
(Учащимся раздаются альбомные листы с разлинованными равновеликими тремя горизонтальными полосками. На нижней полосе листа парафином заранее написано имя ребенка, который получает этот лист).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Верхнюю полоску оставляем белой. Закрасьте среднюю полосу аккуратно синей краской. Далее закрасьте нижнюю полоску. (Учитель все это проделывает на листе ватмана прикрепленного к доске, где парафином написано заранее его имя, например: Юлия Евгеньевна).
(При закрашивании нижней полосы красным цветом проявляются буквы, которые обозначают имя учащегося. Как правило, все дети умеют печатными буквами читать и писать свое имя. Прочитав свое имя они приходит в восторг. Таким образом, они приходят к заключению, что получилось изображение флага России, на котором написано его собственное имя).
Учитель: – Все люди дорожат флагом и хранят как большую ценность.
7. Рассматривание герба России.
- - - Найдите среди предложенных гербов – герб Российского государства
- - - Герб России – отличительный знак нашего государства.
- - -“Каждое государство имеет свой герб. Наш герб очень красивый. Он похож на солнце с лучами-крыльями гордой ни от кого не зависящей птицы с двумя головами. Золотой двуглавый орёл правой лапой сжимает скипетр – жезл – символ власти, в его левой лапе – земной шар. Над головой орла мы видим короны. Наш герб – это символ единого Российского государства, объединяющего всех россиян.
IV. Итог
Вопросы: 1. Как называется наша Родина?
2. Назовите столицу России.
3. Какие символы есть у нашего государства?
Все работы по очереди прикрепляются к стенду или доске вокруг плаката с изображением флага России.

Учитель: – Вы, ребята, должны знать и дорожить символами своей страны. Каждый из нас – частичка России. И от всех нас зависит будущее нашей Родины.

Копия Scan10064Копия Scan10050 Заголовок 1 Заголовок 315