Конспект урока по обществознанию на тему Виды межличностных отношений (5 класс)
Вспомните, о чём мы с вами вели разговор на прошлом уроке?
(«Межличностные отношения»)
Ребята, сейчас мы проверим как вы усвоили пройденный материал. Сделаем мы это при помощи кроссворда, решив который вы найдете ключевое слово, связанное с темой нашего сегодняшнего урока.
1А Н Т И П А Т И Я
2О Б О Ю Д Н Ы Й
3С Т Е Р Е О Т И П
4Ч У В С Т В О
5М Е Ж Л И Ч Н О С Т Н Ы Е
6Б Л А Г О Д А Р Н О С Т Ь
7И Н Д И В И Д У А Л Ь Н О С Т Ь
8С И М П А Т И Я
Разгадай кроссворд и определи ключевое слово:
Вопросы:
Отношение неприятия кого-либо или чего-либо
Отношения носят…характер
Обобщённое или упрощённое представление об особенностях людей, принадлежащих к той или иной группе.
Переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности.
Связи человека с окружающими людьми в процессе общения или деятельности – это отношения….
Чувство признательности за сделанное добро.
Неповторимые качества отдельного человека, своеобразные особенности, которые принадлежат только ему.
Внутреннее расположение, привлекательность.
А теперь, ребята, обменяйтесь листочками, проверьте друг друга и поставьте оценку.
(выполняют)
Какое ключевое слово загадано в кроссворде?
(дружба)
Что дружба?
(отношения между людьми, основанные на взаимной симпатии, привязанности, общности интересов и т.д.)
Как же «дружба» связана с темой, которую мы начали проходить?
(межличностные отношения – это связь между людьми, дружба – это и есть отношения, связь, возникающая между людьми)
А только лишь дружба может возникать между людьми?
(нет, между людьми возникает много связей и не только дружба)
Верно, между людьми существует множество разнообразных отношений, о которых мы сегодня узнать. Какую же тему мы запишем?
(предлагают: разнообразие межличностных отношений, типы межличностных отношений, виды межличностных отношений и т.д.)
Давайте остановимся на межличностных отношений и их видах. Запишите тему в маршрутный лист.
(записывают)
Что же мы должны выяснить? Какие цели поставим?
(познакомиться с видами межличностных отношений, выяснить их особенности)
А теперь запишите цель урока в маршрутный лист.
(записывают)
Молодцы, а познакомившись видами межличностных отношений и их особенностями мы ответим на проблемный вопрос: Почему человек не может обойтись без межличностных отношений?
Мы рассмотрим следующие вопросы:
1.Виды межличностных отношений и их особенности.
2. Стили межличностных отношений.
1.Ребята, представьте себе ситуацию Вы только что познакомились с человеком. Он вам стал привлекателен, вы здороваетесь при последующих встречах. Как можно назвать такие отношения?
(знакомство)
Это самый распространённый вид межличностных отношений. Какое определение дали бы вы этому понятию?
(отношения между людьми, основанный на узнавании)
Верно, а назовите круг ваших знакомых
(соседи, учащиеся школы, продавщица магазина и т.д. – это все, кого мы часто видим)
Верно, при таких отношениях личные чувства не имеют существенного значения. Люди здороваются и знают друг друга по имени. Могут поговорить на общие темы не более.
Следующая ситуация. Вы не только здороваетесь, но при встрече с удовольствием вступаете в непродолжительный разговор. Теперь вы…?
(приятели, приятельство)
Приятельские отношения возникают из круга знакомых. Но при каких условиях возникают? От какого слова происходит слово «приятель»?
(приятно)
Верно, когда людям приятно общаться с друг другом, тогда и возникает взаимная приязнь. Но у приятелей обычно нет общих глубоких интересов, чаще всего нет у них и серьезной заинтересованности судьбой друг друга. Приятельские отношения поддерживаются обменом мнениями по тому или иному поводу, взаимным доброжелательным расположением друг другу. Такие связи не имеют прочной основы, поэтому приятели легко расстаются, они заменяются другими. То есть какое определение «приятельства» мы дадим?
(отношения между людьми, основанные на взаимной приязни, но отношения, не имеющие прочной основы)
В вашем классе обучается … человек и все вы являетесь…?
(товарищами, товарищество)
Более близкими становятся отношения товарищества. Что объединяет товарищей?
(общая цель, деятельность)
Верно, часто они складываются между людьми в процессе их совместной деятельности. Товарищ - человек, близкий по взглядам, деятельности, условиям жизни и пр. Какое же определение мы дадим?
(отношения между людьми, основанные на общности их интересов)
А самая великая ценность в жизни, как и самый высокий уровень межличностных отношений – это … Догадались?
(дружба)
Дружба объединяет людей надолго, иногда на всю жизнь. Проверяется не только временем, но и различными испытаниями. Вы уже дали определение «дружбе», а что в дружбе является самым важным?
(Умение понять другого, выслушать его)
Мы выяснили виды межличностных отношений. Перечислите их.
(знакомство, приятельство, товарищество, дружба)
Запишем классификацию.
Виды межличностных отношений
А какой критерий, признак будет лежать в основе нашей классификации?
(отвечают; по длительности связей между людьми; пример)
Запишите в маршрутный лист, дайте определения.
(выполняют)
Виды межличностных отношений
(по длительности связей между людьми)
Знакомство Приятельство Товарищество Дружба
А теперь потренируемся различать виды межличностных отношений.
Примерные ситуации:
Женя и Сергей играют в одной команде по волейболу
У Тани есть соседка Света. Они здороваются при встрече
Катя всегда делится секретами с Аней
Галина и Полина, встречаясь, обмениваются новостями
Наташа разговорилась с девочкой в автобусе
Семен и Саша всегда готовы прийти друг другу на помощь
Максим и Юра одноклассники
Яна и Света вместе проводят свободное время
Молодцы, ребята, а чтобы вы поставили на первое место из всех четырёх видов межличностных отношений? Почему?
(Дружба, потому что она объединяет людей надолго, иногда на всю жизнь. С другом можно поделиться самым сокровенным, друг даст нужный совет, поддержит в трудную минуту…).
Конечно, дружбу ценили во все времена. Недаром народ сложил много пословиц и поговорок, писателями и поэтами создаются произведения и стихи о дружбе, есть и песни о дружбе. Первый и третий ряд называет какие пословицы и поговорки о дружбе вы знаете, а второй – вспомнит любую песню о дружбе и дружно ее споёт.
(проверка задания)
Кто любит лгать, того нельзя в друзья брать.
Старый друг лучше новых двух.
Нет друга - ищи, а нашел - береги.
Не имей 100 рублей, а имей сто друзей.
Друзья познаются в беде.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Ребята, молодцы! А скажите нужно ли учиться дружить? Бывает ли много друзей?
(Нет, настоящих друзей не так много, надо научиться быть хорошим другом)
Верно, и самым важным в дружбе является умение внимательно слушать друг друга. А каким еще должен быть друг?
(это близкий человек, который придет на помощь в любую минуту, с ним можно поделиться как радостью, так и бедой, своими секретами, он никогда не обманет, не предаст, по первому зову окажется рядом)
Хорошо, если вы сами поймете, что такое дружба, то сами сможете быть хорошими друзьями, обрести хороших друзей и сохранить крепкую дружбу.
9 июня — Международный день друзей. Международный день друзей создан для того, чтобы, независимо от жизненных обстоятельств, мы напомнили своим друзьям о том, как они важны для нас и порадовали их.
А теперь, поработаем с тексом учебника. Откройте стр. 54 и самостоятельно прочитайте «Путешествие в прошлое» и подумайте над вопросом: Можно ли отношения между А.С. Пушкиным и И.И. Пущиным назвать дружескими?
(читают)
Итак, ребята, можно ли отношения между А.С. Пушкиным и И.И. Пущиным назвать дружескими?
(А.С. Пушкин и И.И. Пущин были друзьями со времен учёбы в Лицее. Их можно назвать старинными друзьями. Узнав, что его друг в ссылке, Пущин не побоялся, что его настигнет та же участь, посетил его)
Молодцы! А есть еще особый вид отношений – это любовь. Её посвящено множество произведений. Во все времена она вдохновляла людей на творчество, благородные поступки. Человек бывает по-настоящему счастлив, когда его любят (идёт ли речь о дружеской любви, материнской или любви между мужчиной и женщиной)
Ребята, по стилю межличностные отношения делятся на 2 группы: личные (неофициальные, неформальные) и деловые (официальные, формальные). В чём же разница? Найдите на стр. 56 ответ. Кто найдёт, подымает руку.
(официальные связаны с соблюдением каких-либо формальностей, правил, установленных официальным лицом. Личные отношения не ограничены заданными формальными правилами)
Официальными (формальными) называют отношения, возникающие на должностной основе. В такие взаимоотношения люди вступают по должности, а не из личных симпатий или антипатий друг к другу. Деловые взаимоотношения возникают в связи с совместной работой людей. Личные складываются на основе частных взаимоотношений, т.е. в основе личных отношений лежат чувства, которые люди испытывают по отношению друг к другу. Ребята, определите по рис. стр.56 отношения официальные и личные.
(на первом рисунке – дружеские, на втором – официальные).
А попробуйте сами привести примеры личных и деловых отношений?
(личные – дружеские, семейные, а деловые – учитель и ученики, работник и работодатель и т. д.)
Ребята, запишите в маршрутный лист стили межличностных отношений, укажите примеры.
(выполняют)
Ребята, а от кого зависит успех в мире межличностных отношений?
(от самих людей, от их умения понимать друг друга, общаться)
Молодцы, а теперь вернёмся к проблема урока: Почему человек не может обойтись без межличностных отношений?
(человек – это существо социальное, общественное, он не может жить вне общества, ему жизненно необходимы любовь, дружба и признание его как личности, иначе он теряет смысл жизни)
Смогли ли мы разобраться в видах и стилях межличностных отношений? Выясним это, пройдя тест
(выполняют)
Вопросы:
1.Межличностные отношения – это
а) особые связи человека с окружающими людьми;
б) контакты человека с домашними любимцами;
в) работа со справочной системой Яндекс;
2. Наиболее распространенный вид межличностных отношений:
а) дружба; б) знакомство; в) приятельство.
3. Что из перечисленного является самым высоким уровнем межличностных отношений?
а) знакомство; б) товарищество; в) дружба.
4. Приятельство основано на:
а) деловых связях, где участников объединяют общая цель; б) узнавании; в) основе взаимной приязни.
5. Сергей и Алексей играют в одной команде по хоккею. Это отношения…
а) приятельство; б) товарищество; в) дружба.
6. По стилю межличностные отношения различают:
а) личные и деловые; б) деловые и вольные; в) личные и неофициальные.
Покажите, что у вас получилось. Если у вас улыбка, то значит вы на отлично усвоили новую тему, если же не получилось, значит, что-то не поняли. Соответствует ли улыбка вашему настроению?
(да)
А теперь выразите свое отношение к уроку, заканчивая фразу, начало которой я вам предложу:
«Для меня было новым …»;
«Я вижу пользу в том …»
«У меня вызвало трудности…»
(отвечают)
Молодцы, ребята, спасибо за работу. Сдайте свои маршрутные листы, чтобы я поставила оценки за урок.
Домашнее задание: параграф 6 пересказ, рабочая тетрадь
ФИ: ________________________________
Маршрутный лист по обществознанию для учащихся 6 класса
Тема урока _________________________________________________________
Цель урока __________________________________________________________
Самооценка
Повторение пройденного материала
1 2 3 4
5
...
6
… … … … … … … … … … … … …
7… … … … … … …
… … 8 Разгадай кроссворд и определи ключевое слово:
Вопросы:
1.Отношение неприятия кого-либо или чего-либо
2.Отношения носят…характер
3.Обобщённое или упрощённое представление об особенностях людей, принадлежащих к той или иной группе.
4.Переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности.
5.Связи человека с окружающими людьми в процессе общения или деятельности – это отношения….
6.Чувство признательности за сделанное добро.
7.Неповторимые качества отдельного человека, своеобразные особенности, которые принадлежат только ему.
8.Внутреннее расположение, привлекательность.
Фронтальная работа Виды межличностных отношений
(………………..………………………………………………)
…………….. ………………
..………………………………….
Какие пословицы/песни о дружбе вы знаете?
(работа в группах)
Стили межличностных отношений
..…………….. ………………
Тест
5121910412750044640503365500
1.Межличностные отношения – это
а) особые связи человека с окружающими людьми;
б) контакты человека с домашними любимцами;
4791075-32004000в) работа со справочной системой Яндекс;
2. Наиболее распространенный вид межличностных отношений:
а) дружба; б) знакомство; в) приятельство.
3. Что из перечисленного является самым высоким
уровнем межличностных отношений?
а) знакомство; б) товарищество; в) дружба.
4. Приятельство основано на:
а) деловых связях, где участников объединяют общая цель;
б) узнавании;
в) основе взаимной приязни.
5. Сергей и Алексей играют в одной команде по хоккею.
Это отношения…
а) приятельство; б) товарищество; в) дружба.
6. По стилю межличностные отношения различают:
а) личные и деловые;
б) деловые и вольные;
в) личные и неофициальные.
52851052921000Количество заработанных солнышек ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ