План-конспект урока обществознания 6 класс Виды межличностных отношений
Тема урока: «Виды межличностных отношений» (6 класс)
Дата проведения: 15.12.2016г.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цель урока: знать условия формирования межличностных отношений, определять виды межличностных отношений, сформировать самостоятельное представление об общении и его значении для человека.
Задачи:
Формирование умений анализировать полученные ранее знания, сопоставлять их с новым материалом урока.
Закрепления навыка работы в группах.
Формирование умения налаживать коммуникацию с одноклассниками и друзьями.
Планируемые образовательные результаты:
предметные: знать основные виды межличностных отношений и условия их формирования
личностные: воспитание уважительного отношения к людям, умения осознавать свои цели, позиции, интересы, формировать свое мировоззрение
метапредметные:
- регулятивные УУД: уметь выдвигать версии, выбирать средства достижения цели индивидуально и в группе;
- познавательные УУД: находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач;
- коммуникативные УУД: организовывать совместную деятельность, сотрудничество, давать самооценку.
Основные термины, понятия: межличностные отношения, знакомство, приятельство, товарищество, дружба, стереотип, симпатия, антипатия.
Оборудование: учебник Обществознание 6 класс под ред. Боголюбова Л.Н., Л.Ф.Иванова, Я.В.Хотеенкова рабочая тетрадь Обществознание 6 класс, презентация учителя, раздаточный материал
План урока.
1.Какие отношения называют межличностными.
2.Чувства – основа межличностных отношений
3.Виды межличностных отношений.
Ход урока
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Кто сегодня отсутствует? Мы с вами закончили изучение темы «Человек в социальном измерении». Теперь вы знаете, что человек не может развиваться без общества и все, что окружает его (семья, школа, друзья) влияет на него, воспитывает и формирует.
Актуализация.
Сегодня мы с вами начинаем новую тему. Посмотрите на слайд (Слайд 1). Что вы видите? Попытайтесь понять, о чем мы будем говорить, и сформулируйте тему урока.
Ответы детей:
-Мы видим людей, которые общаются.
- Мы видим разные отношения между людьми: кто-то ссорится, кто- то друг другу помогает.
-Мы будем говорить об отношениях между людьми. Тема урока «Межличностные отношения».
Запишите тему урока в тетрадь. (Слайд 2)
Какая цель нашего урока?
Скажите, а что же мы должны узнать о межличностных отношениях? Ответы учащихся:
-Какие бывают межличностные отношения.
-Какие чувства влияют на межличностные отношения.
-Чем отличаются отношения.
III. Усвоение новых знаний и способов действий.
Найдите в словаре с.108 определение межличностных отношений,
выпишите его в тетрадь.
Ученики выписывают определение в тетрадь. Межличностные отношения – взаимосвязи между людьми в процессе совместной деятельности и общения.
Посмотрите на слайд (Слайд 3), вы видите известное высказывание: «Близкое общение – вот откуда берут начало нежнейшая дружба и сильнейшая ненависть» А. Ривароль.
С чего же начинаются отношения между людьми?
Ответы учащихся:
-Отношения начинаются с общения.
Правильно: межличностные отношения начинаются с общения.
А что влияет на формирование отношений, отчего зависит, как складываются отношения?
Ответы учащихся:
-От обстоятельств.
-От разных чувств, которые испытывает человек при отношениях, общении.
Межличностные отношения во многом зависят от взаимных чувств и эмоций. Все чувства можно разделить на две группы:
-те, что вызывают положительное отношение, т.е. сближают людей, объединяют их;
-те, что мешают сотрудничеству, разъединяют людей, затрудняют отношения.
Работа с учебником: в учебнике на с.51 представлены различные чувства. Разделите их на две группы: положительные и отрицательные, и оформите в виде схемы. (Слайд 4). Можете добавить к каждой группе чувства, которые вы считаете нужными. (Работу можно выполнить по вариантам: 1 вариант – положительные чувства; 2 вариант – отрицательные чувства).
Чувства: гордость, тоска, благодарность, любовь, обида, восхищение, радость, удовольствие, зависть, гнев, нежность, уважение, безразличие.
Проверяем, что у вас получилось ( слайд 5):
-положительные чувства: благодарность, любовь, восхищение, радость, удовольствие, нежность, уважение;
-отрицательные чувства: гордость, тоска, обида, зависть, гнев, безразличие.
Чувства, которые условно могут быть отнесены к позитивным, чаще всего вызывают симпатию в отношениях между людьми. Прямо противоположное симпатии чувство – антипатия, следствие отрицательных чувств.
Предлагаю вам представить ситуацию, когда в класс приходит новый ученик и его первое появление может вызвать:
А) симпатию класса;
Б) антипатию класса.
Ученики показывают предложенные ситуации.
Я думаю, вы понимаете, что часто первое впечатление обманчиво, поэтому в межличностных отношениях не нужно спешить делать выводы.
Часто межличностным отношениях мешают стереотипы. Стереотип – это обобщенное и упрощенное представление об особенностях людей, принадлежащих к той или иной группе.
Например, все девочки плаксы, любят играть в куклы; мальчики – грубияны и драчуны. Помни, попав в плен стереотипа, легко ошибиться.
Итак, в основе межличностных отношений лежат: симпатии. Антипатии, стереотипы (Слайд 6)
Предлагается ситуация, которая поможет опровергнуть стереотип, сложившийся о классе.
Межличностные отношения бывают разные.
Работа в парах с учебником с.52-53, составление схемы «Виды межличностных отношений» (с примерами). Шаблон схемы раздается (слайд 7). Пары, по выбору учителя, представляют результаты своей работы.
Виды межличностных отношений: знакомство, приятельские отношения, товарищество, дружба (Слайд 8).
IV.Первичная проверка понимания изученного.Организация беседы по вопросам.
Какой из видов межличностных отношений кажется наиболее ценным и значимым? Почему?
Ответы учащихся:
-Дружба.
-Друг всегда придет на помощь, поддержит в трудную минуту.
-С другом можно поделиться тайной и он никогда не предаст и т.д.
-Дружба объединяет людей надолго, иногда на всю жизнь.
Назовите литературных героев или героев мультфильмов, которые вызывают у вас симпатию? Антипатию?
Ответы детей:
-Симпатию вызывают: Карлсон ,Чебурашка(Слайд 9)
-Антипатию вызывают: Баба-Яга, (Слайд 10)
Назовите литературных героев или героев мультфильмов кого можно назвать друзьями.
Ответы учащихся: Малыш и Карлсон, Чебурашка и крокодил Гена, Кай и Герда и т.д. (Слайд 11).
Выполнение задания №7 с.32-33 в рабочей тетради с последующей взаимопроверкой.
Рассказ об отношениях Пушкина и Пущина. Учащиеся должны определить вид межличностных отношений.
V. Итоги урока. Рефлексия.
1.Учитель проводит беседу по вопросам, обобщающим полученные знания:
-Что такое межличностные отношения?
-Какие виды межличностных отношений ты знаешь?
-Какие чувства могут вызвать симпатию к человеку?
-Что такое стереотип поведения?
-Какой тип межличностных отношений самый многочисленный?
2.Заполнение листа самооценки.
3.Учитель подводит итоги урока, благодарит учеников за проделанную работу, выставляет оценки.
VI. Информация о домашнем задании. (Слайд 12).
Два уровня домашнего задания:
Стандартный: параграф 6, ответить на вопросы рубрики «Проверим себя»
Повышенный: написать короткий рассказ по одной из следующих тем: 1) «Что мешает межличностным отношениям и как это преодолеть»;
2) «Литературный или исторический персонаж, который мне симпатичен»