Конспект классного часа по теме День народного единства



Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
“Борисовский агромеханический техникум”

Методическая разработка классного часа.
Тема:
«День народного единства»










Подготовила куратор группы № 103 трактористов:
Шилова Тамара Ивановна

Студенты 3курса.
Профессия: «Тракторист машинист
с/х производст

Борисовка, 2016г.



Аннотация.
Методическая разработка предназначена для проведения классных часов по тематике патриотического воспитания студентов среднего профессионального образования. Данная методическая разработка классного часа направлена на формирование представлений о новом российском празднике, его истоках и значении; раскрыть значение и роль праздника как дня сохранения единства народа, начала государственности, завершение смуты на Руси.
Информационно-познавательный классный час проводится в форме беседы, с элементами интеллектуального творческого взаимодействия между куратором и воспитанником. При подготовке и проведении классного часа использованы не только традиционные формы работы, но инновационные: коммуникационные и мультимедийные технологии. Работа направлена на активизацию личностного сопереживания, анализ и оценку понятия Родина и всего, что связано с этим понятием. Классный час сопровождается презентацией, насыщенной иллюстрациями и информационным материалом, которая является его лаконичным мультимедиа сопровождением.
Целью написания данной методической разработки классного часа является оказание практической помощи в совершенствовании методического мастерства кураторам образовательных учреждений среднего профессионального образования.














Введение.
«Очень важно для любой страны, для любого народа, а для такой сложной страны и многообразной страны как Россия, с ее многонациональным, многоконфессиональным составом, важно остановиться раз в году, вспомнить, что и когда с нами было, что и когда с нами происходило, что связано с нашими победами и триумфами, а что - с поражениями и трагедиями» Президент России Путин
День народного единства имеет большую историю и огромный исторический и патриотический смысл. В сознании народов России праздничный ноябрьский день прошел небывалую трансформацию от праздника «великого октября-красного дня календаря» до дня единства праздника, когда надо вовремя задуматься и сделать выводы о сути патриотизма и духе российского народа и страны. Именно в юном возрасте должно прийти правильное осознание не только истории праздника, но и основ патриотизма. Именно куратор группы может и должен сыграть важнейшую роль при изучении истории этого дня при проведении классных часов. Основу понимания событий, предшествующих появлению Дня народного единства, несомненно, составляет его история.
Этот праздник был установлен в честь исторических событий, произошедших в России четыре века назад. Сегодня многих людей интересует красная дата календаря – 4 ноября, и для чего современности России вдруг понадобилось это самое «народное единство».
В разработке классного часа раскрыт процесс последовательности возникновения праздника «4 ноября – День народного единства», способствующий формированию и развитию патриотических чувств, гражданской позиции, любовь к Родине, интерес к истории Российского государства; любознательность и любопытство к традициям и обычаям своей страны. Отражены воспитательные моменты у молодежи возродить гордость, что мы родились и живем в России; чувство уважения к защитникам государства и ответственность за судьбу Родины; призывает молодежь осознанно защищать нашу Державу от врагов, держаться вместе, быть едиными и только тогда, мы сильны и непобедимы!








Информационно-познавательный час, посвященный Дню
народного единства.
Тема: «День народного единства»
Цели: формирование представлений о новом российском празднике, его истоках и значении; раскрыть значение и роль праздника как дня сохранения единства народа, начала государственности, завершение смуты на Руси.
Задачи:
Обучающие: пояснить смысл и значение нового государственного праздника, введённого в Российской Федерации; способствовать нравственному и патриотическому воспитанию на примерах героев Народного ополчения 1611 – 1612 года.
Развивающие: развивать чувство гражданственности и патриотизма, любовь к Родине, интерес к истории Российского государства; любознательность и любопытство к традициям и обычаям своей страны
Воспитательные: воспитывать у молодежи гордость, что мы родились и живем в России; интерес к изучению истории своей страны, чувство уважения к защитникам государства и ответственность за судьбу Родины.
Технические средства обеспечения:
ПК
Проектор
Презентация в MS Power Point.

Методы: использование ИКТ, словесный (сообщения, чтение стихотворения), наглядный (просмотр презентации и видеоролика)
Формы: Информационно-познавательный час.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация, звукозапись гимна России, видеоролик, вопросы викторины.
Изображение государственного герба и флага.
Эпиграф:
«Сильна Россия, только тогда, когда она едина!»
(Патриарх Московский и всея Руси Алексий)
Источники информации:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - информация о празднике 4 ноября;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - информация об Иване Сусанине;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - информация о празднике ДЕНЬ народного единства;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Князь Дмитрий Михайлович Пожарский;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - стихотворения о празднике.


Ход классного часа.

I. Организационный момент
Проверить готовность участников к классному часу
II .Вступительная часть. Сообщение темы и цели.
1. Вступительное слово.
Куратор. Здравствуйте уважаемые друзья! Прежде, чем мы начнем классный час. Давайте выясним какой праздник в ноябре совсем недавно наша страна отмечала? (4 ноября – День народного единства)
Итак, тема классного часа: «День народного единства». Сегодня мы поговорим о новом российском празднике, его истоках и значении.
Путеводителем классного часа послужат слова Патриарха Московского и всея Руси Алексия «Сильна Россия, только тогда, когда она едина!»
- Может быть кто- то из вас знает, что символизирует этот праздник?
- Почему возникла необходимость возродить этот праздник?
- Какие события стали основой народного единения, и кто был во главе национального единства? (студенты высказывают свои предположение о празднике)
Я вижу вы затрудняетесь дать полный ответ на данные вопросы.
Эти и другие вопросы нам предстоит рассмотреть на классном часе.
Сегодня кто-то из вас узнает что-то для себя новое, кто-то вспомнит, что знал уже ранее. Будьте внимательными к той информации, которую вы услышите.
Классный час, посвященный Дню народного единства предлагаю начать с исполнения Гимна Российской Федерации, как символ государственного единства. (Звучит Гимн Российской Федерации. Студенты стоя прослушивают песню)
Прошу всех садиться.
III. Основная часть.
Куратор: День народного единства - один из самых молодых праздников нашей страны. 16 декабря 2004 года президент России   В. В. Путин подписал Федеральный Закон "О внесении в статью 1 Федерального закона "О днях воинской славы (победных днях) России", в котором 4 ноября объявлялся Днем народного единства. Непосредственной причиной введения нового праздника была запланированная отмена празднования 7 ноября, которое в сознании людей связано с годовщиной октябрьской революции 1917 года.
Этот праздник единение России установлен в память о событиях 4 ноября 1612 года, россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру.
В день 4 ноября мы чтим память о военном подвиге наших предков, спасших в 1612 году от гибели русское государство и продемонстрировавших образец героизма и сплоченности независимо от происхождения, вероисповедания и положения в обществе. Так было и во время войны с Наполеоном, в сражениях с немецко-фашистскими захватчиками. Сыны отечества не раз показывали примеры самопожертвования ради своей Родины.

Мы не должны забывать простую истину: мы сильны тогда, когда мы едины. Только став единым народом, можно сохранить свободу и могущество государства.
Студент 1. С историей не спорят,  С историей живут,
Она объединяет На подвиг и на труд.
1) История праздника.
Куратор. На протяжении всей истории Россия много раз подвергалась испытанию на прочность, не раз переживала времена, когда нарушалось единство, когда в стране царили распад, хаос, вражда, анархия, катастрофа. Смутные времена нередко потрясали Россию до самого основания. Но страна снова и снова вставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам.
Студент 2. Русь опоясана реками,                
    И дебрями окружена.                
    С болотами и журавлями,                
    И   смутным временем в веках.
2) Смутное время
Куратор. 1610–1613 годы – это годы междуцарствия, лихолетья, смуты. Мор, голод, кровавые междоусобицы, вражеские нашествия разорили страну дотла. Смутным временем называли русские люди лихую годину. Это самый тяжелый период в русской истории после монголо - татарского ига. Страна осталась без царя и без царской династии, которая объединяла народ в государство, державу.
Студент 3. Ушли в историю года, Цари менялись и народы, Но время смутное, невзгоды Русь не забудет никогда!
Куратор. Сегодня мы вспомним тех, кто в трудное для страны время проявил беззаветную любовь к Отечеству, величайшую доблесть и героизм, способность выдержать тяжелейшие испытания и отстоять свою независимость.
Студент 4. Едино государство, Когда един народ, Когда великой силой Он движется вперед.
3) Национальные герои.
Кузьма Минина и Димитрий Пожарский. Куратор. Так случилось, что войска польской шляхты хозяйничали на русской земле. Не отставали от них и шведские интервенты. Они захватили Новгород и ближние к нему города и сёла. Английские дельцы готовились отторгнуть северную часть России. Дым пожарищ стлался по русской земле, заброшенные поля заросли сорняком. Спасаясь от насилия, крестьяне бежали в леса. Под угрозой находилось само существование независимой России.
И тем не менее нашлись здоровые силы - и в простом народе, и среди правящей элиты. Мы помним их предводителей - Кузьму Минина и князя Димитрия Пожарского, они объединились, чтобы спасти страну. В 1611 году в Нижнем Новгороде земский староста Кузьма Минин обратился с призывом отдать последнее ради спасения страны, созвал народное ополчение. В него вошли представители всех сословий. Об этом отрывок из фильма.
(Отрывок из фильма "Кузьма Минин собирает ополчение")
4 ноября (по новому стилю) 1612 года ополченцы под предводительством Кузьмы Минина и Димитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, польский гарнизон отступил в Кремль. Князь Пожарский вступил в Китай-город с Казанской иконой Божьей Матери и поклялся построить храм в память этой победы.
Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Козьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой ратник.
Два месяца осаждал Москву Пожарский. Вскоре поляки сдались, Пожарский с торжеством вступил в город.
4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года вражеское войско сдалось на милость победителей.
Когда настали мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского. Петр 1 называл Кузьму Минина "спасителем Отечества". Но лучшей наградой стала память народная. 20 февраля 1818 года в Москве на Красной площади в торжественной обстановке был открыт памятник героям Смутного времени - Кузьме Минину и Димитрию Пожарскому.
Перед вами портреты настоящих героев. Они сумели объединить народ вокруг идеи служения Отечеству. Они заговорили о братской любви и жертвенности. И они совершили невозможное, победили врага, полонившего страну.
Студент 5. Добрый памятник поставлен
 Двум героям всей страной
 В знак того, что был избавлен
 От бесчестья край родной.

   Иван Сусанин.
Куратор. Поистине, национальным героем того сурового времени стал Иван Осипович Сусанин. В начале 1613 года, когда Москва уже была освобождена от польских интервентов, отряды захватчиков еще бродили по русской земле в надежде переломить исход войны. Один из таких отрядов хотел захватить в плен только что избранного русского царя Михаила Федоровича Романова, жившего неподалеку от Костромы. Тогда-то и совершил свой знаменитый подвиг крестьянин из села Домнино, расположенного близ Костромы Иван Осипович Сусанин. Враги пытались сделать его своим проводником, а он завел захватчиков в глухой лес, погубил их, но погиб при этом сам.  Доказательством реальности подвига Ивана Осиповича Сусанина является царская грамота о даровании Богдану Сабинину (зятю Сусанина) половины деревни за подвиг покойного тестя.
В 1851 году памятник крестьянину Ивану Сусанину  монумент, воздвигнутый в Костроме в честь легендарного подвига во время Смутного времени. Ивану Сусанину и его подвигу посвящены произведения музыкального, изобразительного и словесного искусства: опера М. И. Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»), опера К. А. Кавоса («Иван Сусанин»), дума К. Ф. Рылеева «Иван Сусанин», драма Н. А. Полевого «Kocтромские леса», картина М. И. Скотти «Подвиг Ивана Сусанина». 
Студент 5. Врага он побеждает,
Объединившись в бой,
И Русь освобождает,
И жертвует собой.
Куратор. Попытка интервентов воспользоваться тяжелым положением России и поставить ее на колени была остановлена силой русского оружия, пронизанного духом единства, веры и искренней любви к Родине.
Поэтому освобождение русской столицы 4 ноября 1612 г. стало символом не только воинской славы, но и духовного единства нашего народа.
Студент 6.Победой вписана строка, 
И славит стих былых героев,     Поверг народ врагов-изгоев,     Обрел свободу на века!
Куратор. 4 ноября мы празднуем как день сохранения и спасения не только русского государства, но и русского народа, которого бы просто не было, если бы Смутное время не удалось преодолеть.
Это и есть, по сути, Праздник спасения нашей страны! Не только от польской интервенции, но и от внутреннего разложения. Для нас День 4 ноября - праздник объединения общества, взаимопонимания и уважения к своей истории, к людям, которые ее создают, и напоминание о том, что только в единении наша сила и залог процветания России, ее величия и могущества.
Студент 7. Во славу тех героев Живем одной судьбой,
Сегодня День единства Мы празднуем с тобой!


4) Россия сегодня.
Куратор. Сегодняшняя Россия далека от процветания и благоденствия. Ведь мы тоже пережили времена Смуты, современная Россия тоже находилась на грани распада и хаоса, но выстояла, потому что «Велика Россия, но сила ее в единстве».
Давайте вспомним тяжелые периоды лихолетья для страны, когда нарушилось единство.
Об этом нам расскажут студенты ( Ф.И.студентов)
Студент8.
Армения.
В 1988 год – землетрясение в Армении. Эта беда унесла тысячи жизней. На развалинах городов и деревень героически, днем и ночью трудились спасатели-добровольцы, приехавшие из всех республик тогдашнего Советского Союза, из многих стран мира.
Пострадавших принимали во всех уголках СССР, как родных. Люди слали деньги, вещи, медикаменты.
2.Чернобыль
26 апреля 1986 год – эта дата навсегда вошла в историю. В этот день произошла крупнейшая авария на Чернобыльской атомной станции.
3. Крымск
6 июля 2012 года – на города и поселки Краснодарского края обрушилась страшная трагедия - наводнение. Сильнее всего пострадал г. Крымск.
4.Дальний восток
Сентябрь 2013 года - на Дальнем Востоке крупномасштабное наводнение. Тонут Хабаровский и Приморский край, Амурская и Магаданская области, Республика Саха и Еврейская автономная область. Выше всего вода поднялась в населённых пунктах на берегах Амура.
Студент. 9
5.Северная Осетия
Захват бесланской школы №1 - это террористический акт, совершенный в г. Беслан 1 сентября 2004 года. Почти три дня террористы-смертники держали в заложниках более тысячи человек. где погибли безвинные дети, взрослые. Цель террористов – разобщить народ, запугать, посеять вражду, смуту, нарушить единство.
6.Украина
Весь мир следил за событиями, которые происходили на Украине. Мы не даем оценку политической ситуации, но никто из нас не остался равнодушным к беде украинского народа. В поселке Борисовка, как и в других населенных пунктах России, был сбор гуманитарной помощи. Мы встречали беженцев, и по сей день помогаем им как можем.
7. Сирия.
А теперь идет война в Сирии.
Гражданская война в Сирии длится уже без малого четыре года. Она унесла жизни более 220 000 человек.
Куратор. Но есть в истории любого государства события, оценка которых не подлежит сомнению, не изменяется веками и не изменится никогда.
Но в нашей истории много светлых и славных страниц, но увы, не меньше – темных и скорбных. Но хочется верить, что впереди у нашего Отечества счастливая судьба. Ведь в русской истории не раз бывало, когда тяжелые годы бед и невзгод оставались позади, и жизнь потихоньку налаживалась и входила в свою колею. Но и в наши дни народ горячо любит свою Родину и готов постоять за нее. Помните и вы: вместе нам надо держаться, помогать друг другу, быть терпимыми, толерантными, уважать чужие интересы, уметь прощать, забывать обиды. Давайте крепко возьмемся за руки и дружно все вместе произнесем такие слова:
Главное – вместе! Главное – дружно!  Главное – с сердцем горящим в груди!  Нам равнодушных в жизни не нужно!  Злобу, обиду прочь гони!
Запомните это чувство единения и удивительной приподнятости и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных предков.
5) Викторина.
Куратор. А   сейчас, ребята, давайте   мы проверим, как вы усвоили полученную информацию на классном часе, в ходе викторины. После озвучивания вопроса вы поднимаете руки. Прошу отвечать быстро и громко.
Викторина «По тропинкам истории».
Какое историческое событие произошло 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года? (Ополчение во главе с Мининым и Пожарским взяло Китай-город, освободив Москву от польских интервентов)
В каком году и где был установлен первый памятник Минину и Пожарскому?
(На Красной площади в Москве в 1818 году был установлен памятник Минину и Пожарскому.)
Какие страницы истории свидетельствуют о единении народов?
(Полтавская битва, война с Наполеоном, ВОВ, стихийные бедствия)
С какого года День народного единства стал государственным праздником?
( с 16 декабря 2004 Госдума РФ приняла одновременно в трех чтениях поправки в федеральный закон «О днях воинской славы», одной из которых было введение нового праздника – Дня народного единства – 4 ноября.)
6. Как звали национального героя того времени? (Иван Сусанин)
7. Как называется государственный праздник, который мы отмечаем 4 ноября? (День народного единства).
IV. Заключительная часть.
Куратор. А теперь подведем итоги классного часа.
1.Подведение итогов.

·              К чему призывает нас этот праздник? Новый праздник призван напомнить о том, что мы россияне, принадлежащие к разным социальным группам, национальностям и вероисповеданиям – единый народ с общей исторической судьбой и общим будущим.

·              В чем состоит суть дня народного единства? День народного единства, проникнутый идеями национального согласия, сплочения общества, упрочнения российской государственности, взаимопонимания, милосердия, заботы о людях. День народного единства является свидетельством единения людей, служения обществу.

·              Для чего нам нужно единство? Для того, чтобы строить Россию вместе. Когда у нас будет доверие друг к другу, когда наша дружба будет крепка, мы сможем защитить нашу Родину от любой опасности.

·              Какие еще названия имеет этот праздник? День воинской славы России. День добрых дел. В этот день мы оказываем помощь несчастным и нуждающимся, то есть занимаемся благотворительностью.
Рефлексия.
-Какие чувства у вас вызвал классный час? Чувства гордости, что мы родились и живем в России; чувство уважения к защитникам государства и ответственность за судьбу Родины.
- Какие главные слова прозвучали на нашем классном часе?
Родина, народ, единство, Отчизна, патриот
3.Заключительное слово.
Дорогие друзья! Вот и подошел к концу наш информационно-познавательный час, посвященный Дню народного единства. От всей души благодарю вас за участие в организации классного часа, искренне и сердечно желаю вам крепкого здоровья, счастья, радости, наилучших успехов в работе и службе.
А напоследок хочется сказать,
Что Родина - это как вторая мать.
Ее не выбирают и не губят,
А просто берегут и любят.
Ребята, всегда интересуйтесь тем, что происходит в нашей стране, не будьте безучастны к ее истории. Одним словом, будьте достойны своих славных предков. «Когда мы едины, мы непобедимы!»

В заключение исполняется гимн России
Заключение
Проведение классного часа по данной теме помог воспитанникам приобрести теоретические знания, которые в дальнейшем они смогут применить в самостоятельной жизни, понять, что армия становится неотъемлемой частью каждого юноши достигшего возраста 18 лет.
Знания, полученные на классном часе помогут сделать воспитанникам правильный выбор.
При таком построении и организации работы открываются возможности у воспитанников: для формирования определенных моральных ценностей, служащих базой для развития патриотических чувств;
для активной жизненной позиции и проверке личных способностей каждого воспитанника. 

Фотоматериал к классному часу
Студенты группы № 103 « Тракторист – машинист с/х производства»
Делают сообщения, читают стихи, произносят лозунг:
«Главное – вместе! Главное – дружно!  Главное – с сердцем горящим в груди!  Нам равнодушных в жизни не нужно!  Злобу, обиду прочь гони!