Тема: «Отработка профессиональных навыков на лабораторно-практических занятиях как показатель успеха участия студентов на профессиональных конкурсах»
Круглый стол в рамках проведения регионального этапа Всероссийской олимпиады профессионального мастерства по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания учреждений СПО Краснодарского края
Тема: «Отработка профессиональных навыков на лабораторно-практических занятиях как показатель успеха участия студентов на профессиональных конкурсах»
Основная задача среднего профессионального учебного заведения-это подготовка студентов к предстоящей трудовой деятельности. Подготовка к труду включает в себя, с одной стороны, вооружение основными знаниями, необходимых в труде, с другой стороны-формирование профессиональных умений и навыков. Одной из основных дисциплин специальности «Технология продукции общественного питания» является междисциплинарный курс.
Задача этой дисциплины – дать студентам знания по приготовлению и отпуску различных блюд. Читая лекции, преподаватель не знает, как тот или иной студент усваивает преподносимый материал, хотя, присутствует систематическая обратная связь от аудитории к преподавателю. Сложно осуществить принцип индивидуализации работы со студентами. т.е. проконтролировать, как каждый из них усваивает материал.
В нашем техникуме большое внимание уделяется инновационным методам, которые создают такие условия в обучении, когда обучающиеся не могут не научиться, стимулируют творческие способности обучающихся, помогают приблизить учёбу к практике повседневной жизни, формируют не только знания, умения и навыки, но и активную жизненную позицию.
Сохраняя лучшие традиции, педагогический коллектив нашего техникума ищет новые формы и пути подготовки специалистов. Творческая обстановка в техникуме нацеливает деятельность преподавателя на внедрения в учебный процесс новых методов преподавания.
Сегодня преподавателю техникума недостаточно владеть знаниями в области преподаваемой дисциплины, он должен владеть современными методами преподавания и быть готовым к осуществлению инновационной деятельности на практике.
Для решения профессиональных компетентностей большое внимание в техникуме уделяется выполнению и контролю лабораторно-практических занятий.
Лабораторно - практические занятияявляются составной частью профессиональной образовательной программы. На лабораторно-практических занятиях преподаватель создает условия для выработки способностей студентов быстро ориентироваться в различных производственных условиях, применять полученные знания и использовать ранее полученные профессиональные умения и навыки, а также выявить способных студентов.
Методы проведения лабораторно - практических занятий - это способы деятельности преподавателя, с помощью которых формируются умения и навыки у обучающихся по специальности, а также способы их деятельности по усвоению и закреплению профессиональных умений и навыков.
К наиболее часто используемым методам при проведении лабораторно - практических занятий относят:
устное изложение
беседа
демонстрация
тестирование
самостоятельная работа обучающихся.
Организуя самостоятельную работу, преподаватель стремится обеспечить максимальную мотивацию обучающихся. Самостоятельная работа – это основной этап работы обучающихся на лабораторно - практических занятиях, который способствует выработке умений и навыков или их закреплению. Преподаватель продумывает или разрабатывает для обучающихся такие задания, для выполнения которых потребуется умение и определенный навык работы со справочниками, методическими указаниями к выполнению.
Основной метод работы на этом этапе - это решение ситуационных задач, которые стимулируют творческое отношение к учебной деятельности. Главная цель использования ситуационных задач – развитие у обучающихся навыков решения комплексных задач на базе теоретических и практических навыков, полученных в процессе обучения. Работая над ситуационной задачей, обучающийся должен определить проблему, выбрать нужную информацию, сгруппировать ее для четкой характеристики проблемы, сформулировать возможные пути ее решения, выбрать и обосновать применение. Метод ситуационного обучения способствует развитию находчивости, умения решать проблемы, развивать способности проведения анализа и диагностики проблем.
Решением таких задач стало занятие с группой 3-13Т по дисциплине «Организация хранения и контроль запасов и сырья». Тема занятия «Хлеб, хлебобулочные изделия. Дефекты хлеба» Обучающимся было предложено выявить дефекты хлебобулочных изделий, причины-от чего они могли получиться. Студенты ранее изучили виды дефектов и им предстояло выявить их на натуральных образцах. Работа проходила в микрогруппах. После выявления дефектов ребята написали отчет, в котором и указали из-за чего мог появиться тот или иной дефект, а также пути его недопущения или устранения.
Роль преподавателя состоит в привлечении студентов к активному изучению предложенных им ситуационных задач, установлении обратной связи при обсуждении проблемы.
На лабораторно - практических занятиях важно умело использовать деловые игры. Деловая игра – это средство моделирования проблемных ситуаций в различных областях деятельности человека, позволяющие найти оптимальные пути решения этих проблем. Деловая игра представляет собой управленческую игру, в ходе которой участники, имитируя деятельность того или иного специалиста среднего звена, на основе анализа данной ситуации, принимают решения. Она направлена на развитие у обучающихся умений анализировать конкретные практические ситуации и принимать решения. Содержание деловой игры должно отвечать следующим требованиям: деловая игра – профессиональная игра. Она направлена на формирование таких умений и навыков, которые потребуются специалисту среднего звена, поэтому в основе ее создания должен лежать анализ профессиональной деятельности специалиста именно этого уровня подготовки.
Деловая игра должна содержать игровую и учебную задачи.
Игровая задача – выполнение играющим определенной профессиональной деятельности. Учебная задача - овладение знаниями и умениями. На лабораторно - практических занятиях деловая игра позволяет обучающимся раскрыть свои профессиональные качества, они более ответственно выполняют поставленные задачи и гордятся достигнутыми результатами.
Таким занятием сталаделовая игра в группе 3-14-1Т по теме «Заправочные супы», где в роли главного эксперта (судьи) был Бузынный Никита, который проводил анализ правильности ответов обучающихся.
Для разнообразия форм и методов обучения проводим уроки - конкурсы между командами как внутри группы, так и между группами.
Так в группе 3-13Т проводилась викторина по теме «Холодные закуски и салаты». Группа разделилась на четыре команды. Вопросы студенты составляли сами по заранее заданной теме. Вопросы и ответы радовали и ребят и преподавателя.
В группе 3-14-2Т проводили конкурс «Картофельные игрища». Обучающиеся соревновались в правильной нарезке картофеля и других овощей, выполняя простую и фигурную нарезку. Отрабатывали такие навыки нарезки как турнет, жульен, обтачивание овощей.Очень хорошо получилась спираль у студента Мамо Юрия, ее длина составила - 25 см., из которой он собрал розочку.
Конкурсы профессионального мастерства по специальности «Технология продукции общественного питания» воспитывают в студентах интерес к выбранной профессии. Для формирования у студентов профессиональных умений при проведении лабораторно-практических работ, больше внимания уделяется: - самостоятельной работе студентов - умению последовательно вести технологических процесс приготовления блюд - составлению технологических карт - правильности проведения бракеража готовых блюд
- теоретически обосновывать выполняемое задание - ориентированию студентов на самоконтроль (т.е. бракераж проводит один из студентов). Результаты проведенных лабораторно-практических занятий оценивается не только преподавателем, но и студентами. Оценка выставляется за каждую работу, которая складывается из результата наблюдения лабораторно – практической части, проверки отчета, беседы в ходе работы или после нее.
При этом большое воспитательное значения имеет гласность и аргументацию каждой оценки т.к. это оказывает положительное влияние на последующую работу обучающихся.
Проверка результатов выполненной лабораторно - практической работы предусматривает, какие умения и навыки ими получены, а также выполняет функции: контрольную, обучающую, развивающую, воспитательную.
Контроль включает - наблюдение за работой обучающихся, анализа их деятельности, дифференцированный подход к знаниям, умениям каждого из них, на основе контрольных работ, тестов, самостоятельных работ, презентаций.
В заключении хотелось бы отметить, что лабораторно – практические занятия являются важным показателем успеха участия студентов на профессиональных конкурсах.
Литература:
1.Курбанова В.Ф. О самостоятельной работе студентов // Специалист. №8. 2012.
2. Матвеева Э.Х. Организация лабораторно- практических работ//Специалист. №2.2012.
3. Новые педагогические технологии. Под общей ред. В.С. Кукушкина, 2014.