Метод проектов как средство формирования общих и профессиональных компетенций у студентов


«Метод проектов как средство формирования общих и профессиональных компетенций у студентов колледжа Бокситогорского института (филиала) ГАОУ ВО ЛО «ЛГУ им. А.С.Пушкина»»
Автор: преподаватель естествознания
Суслова Людмила Александровна
В современном обществе востребованы молодые специалисты, профессиональная подготовка которых соответствует требованиям и ожиданиям работодателей и потребителей. Обучаясь в колледже, выпускники осваивают общеобразовательные и профессиональные компетенции по разным специальностям. Напомню некоторые: осуществление и поиск, анализ и оценка информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; использование информационно-коммуникационных технологий; работа в коллективе и команде; самостоятельное определение задач профессионального и личностного развития; самообразование; осуществление профессиональной деятельности в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий; оформление документации; оформление разработок в виде отчетов, выступлений; участие в исследовательской и проектной деятельности.
По современным образовательным стандартам СПО учебные дисциплины объединены в модули. Основу содержательных подходов модульного обучения составляют три центральных принципа:
обучение происходит в процессе деятельности и, следовательно, является обучением на основе опыта;
обучение базируется на целостном (технологическом) подходе к личности обучающегося;
обучение предполагает интеграцию теории и практики.
Исходя из данных принципов, при реализации модульных программ, основанных на компетенциях, становится актуальным применение активных методов обучения. Одним из таких методов является учебный проект.
Метод проектов - не новость в мировой педагогике: он начал использоваться в практике обучения раньше выхода в свет известной статьи американского педагога В. Килпатрика "Метод проектов" в 1918 году, в которой он определил это понятие как "от души выполняемый замысел". В России метод проектов был известен еще в 1905 году. Под руководством С.Т. Шацкого работала группа российских педагогов по внедрению этого метода в образовательную практику. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской. В 1931 г. постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов.
Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении обучающимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Проект представляет собой технологию обучения, в которой реализуются исследовательские, поисковые, проблемные методы, творческие по своей сути. Это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность студентов - партнеров, имеющая общую цель, согласованные способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. При реализации проектов студенты приобретают все необходимые компетенции в процессе спланированной исследовательской деятельности.
"Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
Минусы метода заключаются в трудоемкости его реализации на практике. Во-первых, преподаватель должен быть готов к тому, что данная работа от него потребует больших душевных и временных затрат, т.к. студенты не всегда оказываются готовы исследовать самостоятельно, у них может отсутствовать желание и умение работать с литературой и Интернет ресурсами, они не все могут выдерживать интенсивный ритм работы, находить конструктивные пути решения возникающих проблем. Преподаватель становится основным координатором процесса и сам активно вовлекается в работу проектных групп или отдельных студентов. Меняется его роль. Из носителя знаний, он превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников. Поэтому, преподавателю важно проявлять собственный интерес к работе над решением проблем исследования и уметь поддерживать поисковый интерес в проектных группах, а так же координировать самостоятельную исследовательскую деятельность студентов.
Помочь в преодолении проблем может грамотное выполнение всех структурных этапов проекта:
1. Планирование работы над проектом:
- высказывание пожеланий и возможных путей разрешения спорных вопросов;
- обсуждение возникших идей;
- перечисление интересующих студентов тем проектов;
- формулирование темы проекта для или группы студентов.
2. Аналитический этап (этап исследовательской работы студентов и самостоятельного получения новых знаний):
- уточнение намеченной цели задач;
- поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта;
- обмен информацией с другими лицами (учащимися, преподавателями, родителями, консультантами);
- интерпретация данных;
- сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.
3. Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков):
- систематизация полученных данных;
- построение общей логической схемы выводов для подтверждения итогов (в виде рефератов, конференций, видеофильмов, мультимедийной презентации и т.д.).
4. Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности):
- осмысление полученных данных и способов достижения результата;
- обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом (на уровне колледжа, округа, города и т.д.)
Организуя проектную деятельность, я предлагаю студентам придерживаться следующего алгоритма   действий:
Выбор темы проекта.
Ставим цель. Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь? Записать ответы. Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение - гипотезу. Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему? Записать ответы.
Выбираем метод. Что нужно сделать, чтобы получить результат? Записать план своих действий.
Собираем данные (изучаем литературу, ставим эксперименты, собираем необходимую информацию).
Получаем результаты. (Если что - то не удалось - это тоже результат).
Анализируем результаты. Сравниваем полученное с данной гипотезой.
Делаем выводы. Планируем дальнейшую деятельность. Даем оценку действиям в группе.
Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.
Поиск эффективных форм, методов и приемов работы, позволяют сделать проектную деятельность интересной и доступной для студентов. Например, применение системы INTEL, может помочь преподавателям разрабатывать и проводить учебные проекты. Графические средства компьютера, ресурсы Интернета, позволяют качественно и интересно оформлять продукты проектной деятельности.
Я осуществляю проектную деятельность с 2009 года. В начале освоения этого метода я применяла опыт учителей начальной школы-сада №9 города Пикалево, на базе которой была создана экспериментальная образовательная площадка по внедрению метода проектов в школьное образование. Первый проект был реализован при изучении дисциплины «Естествознание с методикой преподавания» по специальности «Преподавание в начальных классах». Тема проекта: «Организация интегрированных уроков окружающего мира в начальной школе». Данную технологию я применяю регулярно при обучении студентов разных специальностей. В 2014 году был организован проект по возрастной анатомии, физиологии и гигиене: «Организация питания детей дошкольного возраста в семьях и детских садах с учётом анатомических и физиологических особенностей пищеварения» со студентами 2 курса специальности «Дошкольное образование». Цель проекта: определить принципы организации питания детей дошкольного возраста в семьях и детских садах с учётом возрастных особенностей строения и физиологии пищеварительной системы; в ходе исследовательской групповой работы создать электронный журнал «Здоровье ребёнка», посвящённый проблеме организации питания в семьях и детских садах. Презентация проекта прошла в рамках открытого урока. При работе над проектом применялись технологии: проект, игровая технология в форме элементов веб-квеста, технология развития критического мышления, интерактивные технологии (веб-дизайн, список веб-адресов для проведения исследования, Интернет, MSPublisher, MSWordOffice, интерактивная доска), кейс технология (демонстрация презентации).
В колледже введен предмет по выбору для 1 курса «Основы учебной исследовательской деятельности (проектная деятельность)». Первокурсники выполняют учебные проекты и представляют их на конференции.
В колледже студенты 3 и 4 курсов выполняют исследовательские проекты в ходе написания курсовых и дипломных работ.
Квалификационный экзамен по специальности «Дошкольное образование» по ПМ 01 «Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие» проводится в форме защиты индивидуальных проектов.
В перечне КИМ по учебным дисциплинам, также, предлагается форма сдачи зачетов, дифференцированных зачетов и экзаменов в виде проектов.
Любая творческая работа студентов при подготовке концертных номеров, участие в конкурсах, может быть представлена, как проектная деятельность.
Таким образом, работа над проектами позволяет вместе со студентами вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из рутины в результативную созидательную творческую работу и формировать общие и профессиональные компетенции в соответствие с требованиями Стандартов.