Статья Ролевые технологии в формировании общих и профессиональных компетенций студентов-медиков


Ролевые технологии в формировании общих и профессиональных компетенций студентов-медиков
Ефремова Наталья Николаевна
преподаватель иностранного языка
ГБПОУ «Кропоткинский медицинский колледж»
г. Кропоткин, Краснодарский край
В России, как и за рубежом, в настоящее время большое внимание уделяется подготовке специалистов в системе среднего профессионального образования. Основная цель обучения иностранным языкам в медицинском колледже – формирование общих и профессиональных компетенций будущего специалиста-медика, позволяющее использовать иностранный язык как средство профессионального и межличностного общения.
Изучение иностранного языка может показаться совершенно скучным и неинтересным занятием, если этот процесс протекает монотонно, включает один вид деятельности и никак не мотивирует обучаемого. Задача преподавателя вызвать устойчивый интерес к иностранному языку, продолженное желание понимать язык и общаться на нем.
Для успешной реализации требований Федерального образовательного стандарта к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена, необходимо учитывать профессионально-ориентированную направленность дисциплины. Совершенствуя формы, методы и средства обучения, используя современные образовательные технологии, можно добиться реальной эффективности в повышении качества знаний обучающихся, активизации их познавательной деятельности, укреплении мотивации к изучению иностранного языка, формировании общих и профессиональных компетенций.
Мощным стимулом к овладению языком является ситуационно-ролевая игра, затрагивающая эмоциональную сферу обучающихся. Игровая деятельность создает комфортную среду обучения, активизирует восприятие и запоминание, помогает глубже понять и лучше почувствовать изучаемую ситуацию и позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным.
В ходе игровой деятельности обучающиеся раскрепощенно, без напряжения и волнения, без скованности, без страха сделать ошибку учатся делать правильный выбор, приобретают навыки решения проблемы, развивая критическое, логическое и независимое мышление.
Знания, приобретенные в игре, становятся, для каждого обучающегося личностно значимыми, эмоционально окрашенными, более прочными.
Ролевая игра – это речевая, игровая и учебная деятельность одновременно. С точки зрения обучающихся, ролевая игра – это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в разных ролях. Учебный характер игры ими часто не осознается. С позиций преподавателя цель игры - формирование и развитие речевых навыков и умений обучающихся, формирование общих и профессиональных компетенций. Ситуации, моделируемые в ролевой игре, позволяют приблизить речевую деятельность на занятиях к реальному общению, что соответствует основному принципу коммуникативного метода.
Ролевая игра – методический прием, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком. Игра – ориентирована на групповую активность, что вполне отвечает запросам современной методики. Игра также легко трансформируется в различные формы индивидуальной активности, давая возможность каждому обучающемуся попробовать себя в той или иной роли и проявить индивидуальные способности. Игра формирует способность принимать самостоятельные решения, оценивать свои действия, действия других, побуждает анализировать свои знания. Значимым преимуществом ролевой игры является то, что она дает возможность использовать неподготовленную речь. Основная цель любой ролевой игры - тренировка неподготовленной речи. В связи с этим, неизбежно встает вопрос об исправлении возможных ошибок и корректировки речи обучающихся. Твердо убеждена - лучше не прерывать ход «игры» на исправление ошибок, а записывать их, чтобы затем разобрать наиболее типичные.
В ролевой игре очень много положительных сторон, но этот метод требует особой организации, где необходимо учитывать некоторые методические аспекты. Во-первых, ее нужно хорошо подготовить с точки зрения, как содержания, так и формы. Очень важно, чтобы обучающиеся были убеждены в необходимости хорошо выполнять свою "роль". Для успешного проведения также важно, чтобы игра была принята всей группой, а для этого нужно создать доброжелательную, творческую атмосферу. Чем свободнее чувствует себя обучающийся в ролевой игре, тем инициативнее и более раскрепощенно он будет общаться.
Существенным преимуществом ролевой игры перед другими формами обучения является 100% занятость обучающихся, а также максимальная концентрация внимания участников в течение всей игры.
Виды применяемых ролевых технологий:
Контролируемая ролевая технология (controlled role – play)
Обучающиеся получают необходимые реплики.
Умеренно контролируемая ролевая игра (semi – controlled role-play)
Обучающиеся получают общее описание сюжета и описание ролей.
Свободная ролевая игра ( free role – play)
Обучающиеся получают ситуацию общения.
Эпизодическая ролевая игра (small – scale role – play)
Разыгрывается отдельный эпизод.
Длительная ролевая игра (large - scale role – play)
В течение длительного периода разыгрывается серия эпизодов.
Правила проведения ролевых игр:
Обучающемуся предлагается поставить себя в ситуацию, которая может возникнуть вне аудитории, в реальной жизни.
Обучающемуся необходимо адаптироваться к определённой роли в подобной ситуации. В одних случаях он может играть самого себя, в других – ему придётся взять на себя воображаемую роль.
Участникам ролевой игры необходимо вести себя так, как если бы всё происходило в реальной жизни; их поведение также должно соответствовать исполняемой роли.
Участники игры должны концентрировать своё внимание на коммуникативном использовании единиц языка, а не на обычной практике закрепления их в речи.
Ролевые игры представляют собой мощное образовательное средство.
Так, например, ситуативно-ролевые и деловые игры проблемной направленности дают возможность через ролевой сюжет проиграть возможные способы решения проблем. Это позволяет глубже вникнуть в проблему, пропустить ее как бы через себя, т. е. через персонаж, роль которого обучающийся на себя принимает. Одно дело изучить, например, по учебнику особенности течения той или иной болезни, и совсем другое дело в процессе ролевой игры ставить диагноз и «лечить» пациентов.
Наши студенты готовятся стать медиками, поэтому сценарии ролевых игр ведутся с учетом их профессиональной направленности. Студентам предлагается разыграть ситуации, где они выступают в роли врачей, пациентов, медсестер, фармацевтов, работников регистратуры и т.д. Ситуативно-ролевые игры моделируются и проводятся в рамках изучаемой тематики: «На приеме у врача», «В аптеке», «В поликлинике», «В регистратуре», «Вызов врача на дом», «Обсуждение диагноза двумя врачами», «Экстренная ситуация. Оказание неотложной помощи» и т.д. Ситуативно-ролевая игра способствует созданию благоприятного психологического климата на занятии, активизирует учебную деятельность, даёт возможность обучающимся использовать имеющиеся знания, опыт, навыки общения в профильно-ориентированных ситуациях, направленных на формирование общих и профессиональных компетенций.
Роль преподавателя в процессе игры постоянно меняется. На начальном этапе преподаватель может взять себе роль, однако не главную, чтобы игра не превратилась в традиционную форму работы под его руководством. Очень важен дифференцированный подход, т.к. не все обучающиеся обладают одинаковым уровнем знаний и способностью к самостоятельной работе. Для того, чтобы они не оказались «вне игры», необходимо подготовить ролевые карты-опоры с лексическим или грамматическим материалом для более слабых обучающихся. Когда же ролевая игра станет привычным упражнением, роль преподавателя изменится. Он становится больше наблюдателем, чем ведущим. Это неизбежно связано с тем, что акцент смещается с активной деятельности преподавателя на активную и самостоятельную деятельность обучающихся.
Ролевые технологии, создающие атмосферу эмоционального подъема в процессе учебной деятельности, не только обеспечивают эффективное усвоение изучаемого материала, но также способствуют дальнейшему росту мотивации и помогают сохранить устойчивый интерес к овладению иностранным языком на всех этапах обучения.