Внеклассное мероприятие, посвященное 215-летию со дня рождения В.И. Даля


СЦЕНАРИЙ
ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ, ПОСВЯЩЕННОГО
215- ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В. И. ДАЛЯ
 «… Даля оставленный след с человечеством будет всегда»

Автор
учитель русского языка и литературы
МОУ «Гусевская СОШ»
Шавкина Галина Сергеевна
Номинация
«Сценарий и презентация
4453890-127000внеклассного мероприятия»
2016 г.
Аннотация 
Внеклассное мероприятие, посвящённое творчеству В.И. Даля, предназначено для учащихся 5-6 классов. Мероприятие носит познавательный, занимательный и воспитательный характер. Сценарий составлен в форме устного журнала. В ходе мероприятия обучающиеся узнают о жизни В.И. Даля, его разносторонних интересах, дружбе с А.С. Пушкиным. Основное внимание уделяется работе Даля по составлению «Толкового словаря живого великорусского языка». С целью пробуждения и поддержания интереса обучающихся к содержанию мероприятия, активизации познавательной деятельности в сценарий включены задания в игровой форме. Особое внимание уделяется расширению и обогащению словарного запаса обучающихся и воспитанию любви к русскому языку.
Цель: познакомить обучающихся с жизнью и деятельностью В. И. Даля.
Задачи:
• способствовать развитию коммуникативных способностей, познавательного интереса, навыков выразительного чтения, внимания, памяти, творческого мышления;
• способствовать воспитанию бережного и уважительного отношения к слову, русскому языку.
Оборудование:  ноутбук, мультимедийный проектор, презентация, выставка книг, различные издания «Толкового словаря», небольшая корзинка для игры «Кузовок», карточки для задания «Собери “рассыпавшуюся” пословицу».Форма проведения: устный журнал.
Участники:  обучающиеся 5– 6классов.
Ожидаемые результаты:
Личностные освоение общекультурного наследия России;
совершенствование имеющихся знаний и умений, осознание своих трудностей и стремление к их преодолению.
Предметные формирование познавательного интереса к истории своей страны, своего народа;
приобщение к традициям и богатейшей культуре русского народа.
Метапредметные Регулятивные УУД
определение степени успешности своей работы и работы других
планирование в сотрудничестве с учителем и одноклассниками работы, решения действовать по плану
Познавательные УУД
осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета
осознанно строить речевое высказывание в устной форме
Коммуникативные УУД
умение грамотно формулировать высказывания
умение слушать
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми
Сценарий мероприятия.
Слово учителя: (слайд 1)
Дорогие друзья, мы пригласили вас сегодня на праздник поэтической культуры русского народа. Все кому дорого русское слово, с особым благоговением произносят имя Владимира Ивановича Даля, чей юбилей отмечаем мы сегодня. Даль всю свою жизнь посвятил России, русскому народу, русскому языку, русскому слову, русской культуре. Владимир Иванович обладал талантами в разных сферах - он был моряком, хирургом, проявил себя и как инженер, и как ученый. А ещё он всю жизнь собирал слова.  В составленном им « Толковом словаре живого великорусского языка»  более 200 тысяч слов.  Этот труд до сих пор остается непревзойденным. За этот словарь Даль был удостоен Ломоносовской премии Академии наук и звания Почетного академика. Сегодня мы все вместе отправимся в путь по страницам жизни и книг Владимира Ивановича  Даля.
Итак, открываю  1 страницу (слайд 2)
Страница  « Биографическая».
(Ведущие в народных костюмах рассказывают о жизни и деятельности В.И. Даля)(слайд 3)
1 вед.
Владимир Даль – лингвист, учёный –
Всем делом жизни стал «Словарь»
Труд в двести тысяч слов огромный
Потомкам он оставил в дар.
В его фамилии вся ширь
Полей, степных просторов,
А в имени – весь собран мир,
Казак Луганский всем нам дорог.
Он жил, работал и творил,
Срастаясь с русскою землёю
Людей и их язык любил
Всем сердцем, всей душою.
2 вед.
Даль! Как певуче широко
Звучит короткий этот слог!
Служить народу нелегко –
Казак Луганский этот смог!
Из века в век течёт ЛуганьИз дней минувших – в наши дни
Приходит к вам В. Даль –
Творец, писатель, гражданин!
И будет длиться его век
Пока жива его строка,
Берущая бессмертный бег
В душе родного языка.
1 вед. (слайд 4)
Владимир Иванович Даль родился 22ноября 1801 года в Луганске. Отец его происходил из датчан, был хорошо образованным человеком, знал медицину и много языков. Еще до рождения Володи принял русское подданство, был патриотом России и этому учил детей, преподавая им уроки истории и литературы. Мать – наполовину немка, наполовину француженка, знала пять языков. Благодаря матери и бабушке детство Даля было радостным.
2 вед. (слайд 5)
В. Даль учился в Морском кадетском корпусе в Петербурге. Именно здесь проявился у него интерес к русскому языку, он составил первый словарь, в который входило 34 слова кадетского жаргона. В 1819 году Даль поступил на службу морским офицером, сначала на Черноморский, а затем на Балтийский флот.
1вед. (слайд 6)
В 1826 году Даль меняет профессию и поступает на медицинский факультет Дерптского университета (ныне г. Тарту.) Именно здесь началась его дружба с выдающимся русским хирургом Н. И. Пироговым. Досрочно завершив образование, двадцатилетний хирург отправляется на русско-турецкую войну. Он не только оперирует солдат и офицеров, но и спасает гражданское население от эпидемии чумы.
2вед.
К этому времени у Владимира Ивановича накопилось столько записей, что чемодан стал тесен, и командование выделило Далю вьючного верблюда для перевозки груза. Однажды верблюд пропал, попал в плен к неприятелю. Даль был грустен: “Я осиротел без своих записей”. Но, к счастью, через неделю казаки отбили верблюда и привели его в лагерь. С тех пор он не расставался с записями, постоянно пополняя их новыми словами.
1вед. (слайд 7)
В 1831 году В.И. Даль в качестве полкового лекаря участвовал в военных действиях на территории Польши. Тут он поступил и как опытный инженер. Даль построил мост-переправу через реку Вислу из пустых бочек, лодок. Сооружение было с секретом. Как только русские войска переправились, мост был разрушен, неприятель остался на другом берегу. За этот подвиг Далю вначале объявили выговор, но позже царь Николай 1 наградил его орденом, Владимирским крестом с бантом.
2вед. (слайд 8)
С 1833 года по 1859 год Даль на правительственной службе. Он чиновник в Оренбурге, затем в Петербурге, затем в Нижнем Новгороде. В эти годы приходит к Далю литературная известность. Он знакомится с В. Жуковским, И. Крыловым, Н. Гоголем, В. Одоевским, А. Пушкиным. Известно, что Даль подарил Пушкину сюжет сказки о рыбаке и рыбке. Позже Пушкин подарил Далю свою знаменитую “Сказку о рыбаке и рыбке” с подписью: “ Твоя от твоих. Сказочнику Казаку Луганскому (таков был псевдоним Даля) - сказочник Александр Пушкин”. В.И. Даль находился у постели смертельно раненого Пушкина, стараясь облегчить его мучительные страдания. Перед смертью Пушкин подарил Далю свой старинный перстень – талисман с изумрудом.
1вед. (слайд 9)
Заботясь о полезном чтении народа, Даль писал повести и рассказы, очерки, сказки для детей. Он сознательно использует строй простонародной речи, тон доверительной беседы. Он хотел дать народу полезные для него знания. Вот, например, как выглядит “Таблица умножения” в изложении Даля:
Придет маслёна - будет блин,Одиножды – один.Волга Дону поширеДважды два – четыре. Хлеб жнем, а сено косим,Дважды четыре-восемь.Без закваски хлеб не месят,Дважды пять – десять.
2 вед. (слайд 10)
И все же смыслом жизни, самым главным для Даля стало составление “Толкового словаря живого великорусского языка”. Долгие годы он мечтал поселиться в Москве, и в 1859 году его мечта сбылась. Владимир Иванович собрал за свою жизнь более 200000 слов. Если их просто записать столбиком в тетрадь (без пояснений), то понадобится 450 ученических тетрадей в линейку. Поэт Михаил Матусовский написал об этом словаре такие строки:
То ловишь отзвук древнего напева, то говор поздних дней.
И слово состоит, подобно древу, из веток и корней.
Незыблема его первооснова на много тысяч лет.
Выходит так, что у любого слова есть запах, вкус и цвет.
Слова и фразы нижутся, как звенья, и так растет строка.
И можно различить сердцебиенье живого языка.
Сидят теперь четыре института над словарем одним,
А Даль все так же нужен почему-то, а Даль незаменим.
1вед.
Работа над словарем потребовала от составителя словаря энциклопедических знаний. Даль был любознательным и трудолюбивым человеком. Он понимал толк в земледелии и торговле, коневодстве и рыболовстве, судостроении, знал многие ремёсла. Он умел сколотить табурет, выточить на станке шахматы. Построить модель корабля и изготовить тончайшее украшение из стекла, Даль знал 12 языков. Кроме русского, он знал немецкий, французский, английский, а также украинский, белорусский и сербский, владел татарским, башкирским и казахским.
2вед. (слайд 11)
После выхода в свет словаря Даль катастрофически стал стареть, бездействие его тяготило, ему все время чего-то не доставало.22 сентября В. И. Даль умер. Говорят, что перед смертью он позвал дочь и попросил: “Запиши словечко”.
Учитель: А мы покидаем эту страницу и отправляемся дальше.
Сказки выстроились в ряд.
Встрече с Далем каждый рад.
Эй, ребята, кто за мной?
Сказок мир такой большой!
И, конечно, вам известно:
Сказки Даля интересны.
2 страница
« Сказочная страна Даля»
(слайд 12)
Учитель: Сегодня нас ждёт мир сказок Даля. (слайд 13) В 1832 был опубликован сборник "Русские сказки. Пяток первый", обработанный Владимиром Ивановичем. Ребята, какие сказки  В.И. Даля вы читали?
Ответы детей (« Привередница», « Девочка Снегурочка», « Война грибов с ягодами», « Лиса и заяц», « Медведь-половинщик», « Лиса и медведь», « Лиса-лапотница», « Старик - годовик»)
1 вед. Сейчас мы проверим, как хорошо вы знаете сказки В. Даля.
« Ударили по рукам. На другой день пашню заборонили, посеяли пшеницу, прошли по ниве бороной и ещё раз тут же помянули, что теперь медведю корешки, а мужичку вершки». Что за сказка?
 ( « Медведь-половинщик»)
Что досталось медведю - половинщику от урожая, который они собрали с мужиком? ( Вершки от репы и корешки от пшеницы)
 Кто  спас Снегурочку и привёл домой? ( жучка)
Кто пел песенку:
« Спи, наша Снегурочка,
Сдобная кокурочка,
Из вешнего снегу скатана,
Вешним солнышком пригретая!
Мы тебя станем поить,
Мы тебя станем кормить,
В цветно платье рядить!
Уму-разуму учить! ( старик)
Какие грибы приглашал гриб-боровик на войну с ягодами?
( Волнушки, опёнки, сморчки, грузди)
Кого просила о помощи  Малашечка, когда искала братца в сказке
« Привередница»? ( Печь, яблоню, речку, ежа)
Кто пытался выгнать лису из избушки зайца в сказке « Лиса и заяц»? ( Волк, бык, медведь, петух)
Кому удалось её выгнать? ( петуху)
Учитель: Кто – нибудь из вас может рассказать нам одну из этих сказок?
(заранее подготовленный ученик декламирует одну из сказок)
3 станция
« Загадочная»
(слайд 14)
Загадка получила определение со времен Аристотеля, который называл ее хорошо составленной метафорой. В. И. Даль писал, что загадка — это "иносказанье или намеки, окольная речь, обиняк, краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки". Загадка состоит из двух частей: загадки (вопроса) и отгадки (ответа), которые между собой связаны. В загадке тем или иным способом "зашифрована" отгадка.
2 вед.
Умеете ли вы отгадывать загадки? Сейчас мы это проверим.
Отгадайте  загадки:
1.Утка в море, хвост на заборе. (Ковш)
2.Вся дорожка обсыпана горошком. (Звезды на небе)
3.Что растёт без кореньев? ( Камень)
4.У семерых братьев по сестрице. Много ли сестриц? (Одна)
5. Белая кошка лезет в окошко. ( Свет)
6. Шёл долговяз, в сыру землю увяз.( Дождь)
7. Сестра к брату идёт, а он от неё пятится. ( День и ночь)
8. В воде родилась, а воды боится? (Соль)
9. Летит – воет, а сядет землю роет. ( Жук)
10. По сеням и так и сяк, а в избу никак. ( Дверь)
Следующая  4 станция
« Игровая»
(слайд 15)
1 вед.
«Игра - забава, установленная по правилам», - пишет Даль в своём словаре.
Поиграем в игру « Полетушки». 
Я называю слова. Если это летающее, то вы машете руками, если не летающее, то хлопаете в ладоши.
Муха, больница,
Голубь, синица,
Груша, вороны,
Комар, макароны,
Галка, треска,
Чибис, сова,
Слон, кукушка,
Аист, погремушка.
2 вед.
А теперь поиграем в игру « Кузовок». 
Передаём маленькую корзинку и называем слов, оканчивающееся  на ок . Например, замок и т.д. Вот тебе кузовок, клади  в  него, что есть на ок. Не заешь  слово - отдашь залог.
(Потом залоги разыгрываются.)
5 станция
«Скороговорки»
(слайд 16)
1 вед.
 В. И. Даль считал  скороговорки не просто забавой. “Их заучивают, чтобы натореть в чистом и скором говоре”. В старину скороговорку  называли ещё
« трещотка», « лепетун». Объявляем конкурс на лучшее произношение скороговорок.
От топыта копыт пыль по полю летит.Говори, говори, да не заговаривай.Ткёт ткач ткани на платок Тане.Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.
6 станция
« Игра пословиц»
(слайд 17)
2вед.
Даль собирал не только слова, загадки, но и пословицы. Даль изъездил всю Россию. Он записывал пословицы и поговорки от крестьян, ремесленников, солдат. В.И. Даль считал, что за пословицами и поговорками нужно идти в народ. В образованном и просвещенном обществе пословицы нет. В 1862 году вышел сборник В.И. Даля «Пословицы русского народа», включавший уже 30 000 пословиц и поговорок, которые были сгруппированы по тематике.
Многими из них мы пользуемся и сегодня. Давайте вспомним пословицы.
 Доскажи пословицу. (слайд 18)
Кто пахать не ленится/ у того и хлеб родится.Не спеши языком /торопись делом.Не пеняй на соседа/когда спишь до обеда.У ленивого, что на дворе / то и на столе.На печи лежать /так и хлеба не видать.Кто рано встает /тому бог подаетТруд человека кормит /а лень портитУ ленивой пряхи / и для себя нет рубахиТише едешь/ дальше будешь.
Правда в огне не горит / в воде не тонет.
1 вед.
Собери “рассыпавшуюся” пословицу.
Насмешишь, людей, поспешишь.
(“Поспешишь – людей насмешишь”)Не, рубить, чай, дрова, пить
(“Чай пить – не дрова рубить”)Потеряешь, за, погонишься, своё, чужим.
(“За чужим погонишься, своё потеряешь.”)День, коли, до, нечего, скучен, вечера, делать .(“Скучен день до вечера, коли делать нечего”)
7 станция
« Словарная»
(слайд 19)
« Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля - это сокровище русской народной мудрости.  
(Выступление школьного библиотекаря. Обзор представленной выставки книг В. Даля.)8 станция
« Знатоки» (рефлексия)
(слайд 20)
Учитель: Сейчас проверим, кто же был самым внимательным на нашем мероприятии.
Викторина.
Назовите город, где родился В. И. Даль. (Луганск)
Какими профессиями владел Даль? (моряк, военный врач, писатель, знаток языка и собиратель слов/лексикограф/)
Каким именем подписывал В. И. Даль свои книжки? (Казак Луганский)
Сюжет какой сказки подсказал Даль Пушкину? (“Сказка о рыбаке и рыбке”)
Как называется главный труд всей жизни В. И. Даля? (“Толковый словарь живого великорусского языка”).
Что означает слово “вёдро”? (Ясная погода)
Учитель:
Вот и подошло к концу наше путешествие по страницам нашего журнала. Много нового вы узнали сегодня о великом сыне земли Русской – Владимире Ивановиче Дале. Память о таких людях не должна умереть. Его труды не пропали даром. Даль передает сегодняшнему поколению всю свою любовь к русскому народу и его языку. Сохранить наш язык в его величии - одна из главных задач сегодняшнего времени.
(слайд 21)
Ученик:
Оставил  большое наследство
И этим нам многое дал
Истинно русский писатель
С короткой фамилией Даль.
Годы, века  пролетают,
Много уносит вода,
Но Даля оставленный след
С человечеством будет всегда.
Список литературы и источников информации.
Литературная игра «Посвящение В.И. Далю». Методическое пособие И.Н. Санниковой. Путь к книге. Оренбург, изд. ОГПУ, 2010.
«Собирал человек слова». Сценарий лингвистического вечера, посвященного автору «Толкового словаря живого великорусского языка» Л.А. Климчик.
http://www.metod-kopilka.ru/vneklassnoe_meropriyatie_po_russkomu_yazyku-16752.htmhttp://www.razumniki.ru/dal_tolkovuy_slovar_istoriya_doklad.html