Информационный материал для использования на родительских собраниях



ОСОБЕННОСТИ
ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]



I Подростковый возраст - сложный и во многом противоречивый период жизни ребенка. Резкие изменения, происходящие в физическом и психологическом облике, особенно бросаются в глаза родителям и педагогам.
Подростковый возраст - период «тяжелого кризиса» в развитии личности ребенка.
В этом возрасте особенно проявляется аутизм, т. е. «уход в себя»: потеря детской непосредственности, замкнутость, уход в субъективные переживания. Нередко преступления, совершаемые подростками, и случаи о самоубийствах, объясняются не чем иным, как возрасте Причины аутизма у подростков, следует искать не столько в полов* созревании, сколько в неправильных отношениях подростка со взрослыми, сверстниками, что в конечном счете обусловлено особенностями жизни подростка, его воспитанием в семье и школе.
Особенности личности подростка можно довольно точно охарактеризовать в двух словах - стремление к самостоятельности. Оно накладывает отпечаток на все стороны личности, поведение, чувства,
По сравнению с младшим школьником подросток фактически занимает новое положение и в семье, и в школе.
Его физические силы окрепли, жизненный опыт расширился. Например, мальчик-подросток благодаря своим знаниям и физическим возможностям может во многих случаях выполнить то, что его матери или старшей сестре оказывается недоступным или утомительным (изготовить нужную в хозяйстве вещь, починить электроприбор и т. п.).
Итак, подросток уже не ребенок, вместе с тем он еще не взрослый. Он не терпит ограничения своей самостоятельности, нередко проявляет резко отрицательное отношение к требованиям взрослых. Чаще всего конфликты подростка со взрослыми возникают в тех семьях, где родители не замечают повзросления сына или дочери, продолжают смотреть на них как «на маленьких».



Каким же должно быть отношение к подростку
со стороны взрослых?
Прежде всего, пристальное внимание к его поведению, твердое, неизменное руководство его поведением, а вместе с тем умение все это осуществить так, чтобы ребенок не чувствовал постоянной мелочной опеки над собой. Подростки любят строгих, но справедливых учителей, которые считаются с их новым положением в жизни, с тем, что они перестали быть «маленькими»
·,
Для подростка характерно разнообразие интересов, что при правильном воспитании может оказать серьезное влияние на развитие: его способностей и склонностей. Знания подростка углубляются, он начинает изучать научные дисциплины, у него появляется повышенный интерес к отдельным предметам. Более того, подросток может даже «специализироваться», стать юным техником, юным натуралистом и т. д. Нередко именно с этого начинается формирование профессиональных интересов, которые окончательно определяются в старших классах.
Подростки увлекаются многим: спортом, музыкой, туризмом, кино, театром, художественной самодеятельностью, коллекционированием плакатов с изображением своих кумиров, посещением фан- клубов. Во многих случаях интересы принимают характер страсти. При правильном распорядке дня и четкой организации времени подросток может хорошо учиться, заниматься различными внешкольными делами и находить достаточно времени для своих увлечений.
Для подростков, стоящих на пороге юности, характерен повышенный интерес к чувствам и переживаниям людей и, особенно к своему внутреннему миру, склонность к самоанализу.
Л.Н. Толстой в своей автобиографической трилогии дал психологически очень тонкое описание переживаний и размышлений подростка. «. ..стоя перед черной доской и рисуя на ней мелом разные фигypы , я вдруг был поражен мыслью: почему симметрия приятна для глаз? Что такое симметрия? Это врожденное чувство, отвечал я сам себе. На чем оно основано? Разве во всем в жизни симметрия?»
.. .Склонность моя к отвлеченным размышлениям до такой степени и неестественно развила во мне сознание, что часто, начиная думать о самой простой вещи, я впадал в безысходный круг анализа своих мыслей, я не думал уже о вопросе, занимавшем меня, а думал о том, о чем я думал. Спрашивая себя: о чем я думаю? Я отвечал: Я думаю, о чем я думаю. А теперь о чем я думаю? Я думаю, что я думаю, о чем я думаю, и так далее. Ум за разум заходил...» (Толстой Л.Н. Поли. собр. соч., т. 2. М.: Гослитиздат.)
Подобные «муки» самоанализа характерны для многих подростков. Но это не просто «болезнь» переходного возраста, а проявление роста самосознания ребенка, его умственных сил.
Самосознание - это осознание самого себя, осознание своих качеств и недостатков, своих способностей и возможностей, потребность в отчете о своих поступках. Высшим уровнем самосознания является ясное представление о своем месте в жизни, осознание себя
как личности.
В 12-13 лет появляется интерес к собственной жизни, к качествам своей личности. Этот интерес значительно возрастает, в юношеском возрасте.
Первоначально суждения подростка о себе в значительной степени повторяют суждения о нем других людей. На вопрос «Откуда ты знаешь о чертах своего характера?» подростки прямо отвечают, что они знают о своих качествах от родителей, учителей, товарищей, но позднее начинают замечать их и сами. Все же они раньше начинают оценивать других людей, чем самих себя.
В оценке других подростки часто допускают
некоторую поспешность и категоричность. Так, они часто оценивают людей по отдельным поступкам или отдельным качествам, распространяя эту оценку на личность в целом. В результате во многих случаях выносится неверное суждение о достоинствах человека, его положительных и отрицательных качествах. Суждения подростков также не всегда бываю объективными. Например, они говорят о грубости мим скрытности товарищей, но не замечают этого за собой. Далеко не все подростки самокритичны, отличаются умением честно и открыто признаваться в своих ошибках.
Подросток чувствителен к оценке его окружающими. Отсюда известная ранимость, колебания в его настроении. Случайная удача или похвала со стороны взрослых может привести подростка к переоценке себя, к излишней самоуверенности, к зазнайству. Даже временная, случайная неудача может вызвать неверие в свои силы, развить чувство неуверенности, робости, застенчивости. Поэтому требуется особый такт со стороны родителей, учителей и воспитателей при общении с подростками.
В подростковом возрасте обострена боязнь, прослыть слабым несамостоятельным, маленьким. Чтобы показать свою самостоятельность, подросток нередко проявляет упрямство и грубость, хотя oн и может осознать, что сам не прав.
Резкий, требовательный или неуважительный тон обращения, предписания взрослых, в которых можно усмотреть, что к подростку относятся как к маленькому; пренебрежение к их праву высказывать самостоятельное суждение по вопросу, в котором, как они считают, хорошо разбираются; выражение сомнения в их силах и возможности достигнуть высоких результатов (например, в области спорта) - вот те явления, которые обычно вызывают протест или другую ярко выраженную отрицательную реакцию подростка (из исследований М. Якобсона).
По сравнению с младшими школьниками подростки обнаруживают потребность в самовоспитании, что можно объяснить их возросшей сознательностью, а также стремлением походить на взрослых. Они уже в какой-то мере владеют такими средствами самовоспитания, как самоубеждение, самоприказ, самоконтроль, особенно стремятся к развитию физических и волевых качеств. Предоставленные самим себе, подростки не всегда идут по правильному пути самовоспитания, прибегая к весьма наивным, ребяческим средствам (например, подносят спичку к руке, чтобы испытать свое мужество и терпение или ложаться без пальто в снег, чтобы закалить себя и т.п.)Важно показать подростку, в чем заключается основной смысл самовоспитания i и какими средствами это достигается.
Подростковый возраст - в высшей степени сложный и противоречивый период становления человеческой личности, требующий от родителей и педагогов больших усилий, напряженного труда. В то же время это возраст неповторимой прелести: бурной энергии, жажди познания, страстного искания истины. Не случайно для многих педагогов это самый любимый возраст.

















Юношеский возраст - это период ранней зрелости в развитии личности человека.
Переход к юности означает приобретение той зрелости, которая необходима для вступления на самостоятельный жизненный путь.
В семье они занимают более ответственное положение, чем подростки. Если подростки хотят казаться более взрослыми, то юноши и девушки фактически приобретают многие права и обязанности взрослых: принимают участие в обсуждении домашних вопросов, помогают родителям в воспитании младших братьев и сестер и т. д.
Многие юноши и девушки начинают трудовую жизнь, стараются зарабатывать деньги, совмещая работу с обучением.
Ранняя юность - период расцвета физических сил и умственной деятельности. Юноши и девушки нередко сами отмечают, что они начали «быстро развиваться», то же подчеркивают родители и педагоги. Познавательные интересы юношей и девушек становятся более содержательными и устойчивыми. Это выражается, например, в избирательном отношении к гуманитарным, математическим, биологическим дисциплинам, к технике.
Все больше и больше растет интерес к глубокому изучению окружающего мира и общества, особенно к социально-экономическим, политическим вопросам. Молодежь настойчиво ищет ответа на вопросы, горячо их обсуждает, глубоко переживает.

В этом возрасте развиваются и проявляются умственные способности, особенно такие качества мышления, как широта, самостоятельность, критичность. В целом мышление по сравнению с подростком, характеризуется большей организованностью и основательностью. В этом возрасте сильное развитие получает творческое воображение. Старшеклассники - активные участники научных, технических, литературных кружков, где нередко создаются оригинальные продукты творчества. Важно, чтобы эти интересы были устойчивыми, выражали направленность личности, а не носили временный и тем более приспособительный характер. У юношей и девушек происходит серьезное развитие эстетического чувства , ярко проявляется тонкая чувствительность к красоте.
Юность -время самоопределения, выбора будущей профессии где немаловажное значение имеют семейные традиции, влияние он окружающих.
Знакомя учащихся с профессиями, надо стремиться раскрывать широкие перспективы развития каждой из них, возможность проявления творчества, своих способностей. Помогая в выборе жизненного_ пути, следует учитывать физические возможности юношей и девушек, наличие у них способностей, необходимых для успешного овладения некоторыми профессиями.
Жизненное самоопределение- сложный процесс, связанный с формированием личности, интересов, идеалов, целеустремленности. ,.,
Юношеский возраст - это возраст глубоких интимных переживаний, волнующих чувств. Большое место в жизни юношей и девушек занимают чувства дружбы и любви. Любовь и дружба - радостные, волнующие, возвышающие человека чувства, и этим они глубоко родственны между собой.
Особый характер в ранней юности приобретает интерес к другому полу, взаимная симпатия между юношами и девушками. Первая любовь часто оставляет воспоминания у человека на всю его жизнь. ,_
Первые еще не совсем осознанные чувства возникают у мальчиков и девочек в период полового созревания. Желание обратить на себя внимание того или той, к кому чувствуется симпатия, подчас приобретает своеобразный характер. Мальчики бравируют перед девочками, демонстрируют свое удальство, нередко подчеркивают свое «равнодушие» к «девчонкам» тем, что перестают участвовать в общих играх и развлечениях, не желают сидеть с ними за одними партами и т. д. девочки начинают больше обращать внимание на свою внешность. ,
По-иному, чем подростки, относятся к своим переживаниям? юноши и девушки. Чувство любви принимает более определенную' направленность, оно накладывает глубокий отпечаток на моральный' облик и может стать стимулом к преодолению у них недостатков, к выработке ценных качеств личности, помогает им учиться, пре одолевать трудности. Возводя любовь на высокий пьедестал, придавая ей, значение большой нравственной красоты и чистоты, юноши и девушки ищут; ответы на многие вопросы относительно взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Отсюда повышенный интерес к чтению книг, и которых раскрываются любовные отношения между полами. Их интересуют такие вопросы, как «Что такое любовь?», «Что надо делать, чтобы ты любила (любил) и тебя любили?», «Как узнать, любовь ли но?». Нередко подростки и юноши остаются разочарованными, неудовлетворенными после сухих, нравоучительных докладов о любви и дружбе. Разговор о любви должен быть задушевным и откровенным, отвечать лирической настроенности юных слушателей.
В этом отношении родители и педагоги не должны оставаться и стороне от вопросов любви и обязаны помочь юношам и девушкам и правильном их решении.



Картинка 67 из 240515