Методическое пособие «Ролевые игры на уроках английского языка»


КГКП «Ясли-сад №20 города Аксу»
Методическое пособие
«Ролевые игры на уроках английского языка»
Автор:
Мизикова О.В.
преподаватель английского языка
г.Аксу2015 год
Одним из основных стимулов к обучению является игра. Поэтому в своей практике я использую ролевые игры как метод повышения мотивации воспитанников. Ведь ролевые игры на уроках английского языка являются наиболее информативными и результативными методами обучения с точки зрения восприятия. В процессе игры ребенок преодолевает свою скованность и тревожность. Использование различных игр на уроке английского помогает овладеть им в занимательной форме, развивать память, внимание, смекалку, поддерживать интерес к английскому языку как таковому.
Таким образом, мы рассматриваем игру как ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реально-речевому общению с присущими ему признаками- эмоциональностью, целенаправленностью, речевого воздействия. Конечной целью любой ролевой игры на уроках английского языка является получение новых знаний и отработка их до навыков.
За несколько лет работы по ролевым играм у меня накопился определенный опыт, которым мне захотелось поделиться.
Это методическое пособие может быть полезным для начинающих учителей, а так же учителям, которые интересуются использование ролевых игр на своих уроках.
Мизикова О.В.
СодержаниеВведение
Как использовать ролевые игры
Использование игр- один из приемов повышения интереса учащихся к уроку иностранного языка
Место и время игры на уроке
Практическая часть
Описание разных видов игр
Заключение
Список использованной литературы.
Введение
Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Понять природу игры, её поразительный воспитательный потенциал – это понять природу счастливого детства.
Игры помогают детям стать творческими личностями, учат творчески относиться к любому делу. Творчески относиться к делу – значит выполнять его качественно, на более высоком уровне. Творчество – это постоянное совершенствование и прогресс в любой деятельности.
Их использование даёт хорошие результаты, повышает интерес ребят к занятию, позволяет сконцентрировать их внимание на главном – овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации, общения во время игры.
Планируя свои уроки, я думаю не только о том, чтобы дети запомнили новые слова, ту или иную структуру, но и стремлюсь создать все возможности для развития индивидуальности каждого ребенка. Чтобы поддержать интерес детей к своему предмету, стараюсь понять, какие приёмы работы могут увлечь ребят. Мы, учителя иностранного языка, постоянно ищем резервы повышения качества и эффективности обучения иностранному языку. Считаю, что наша главная задача – добиваться того, чтобы не пропал интерес к изучению иностранного языка.
Большую помощь в решении данных вопросов оказывают игры. Их использование даёт хорошие результаты, повышает интерес ребят к занятию, позволяет сконцентрировать их внимание на главном – овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации, общения во время игры.
Как использовать ролевые игры
Использование игр – один из приемов повышения интереса
детей к уроку иностранного языка.
… в игре человек испытывает такое же наслаждение
от свободного обнаружения своих способностей,
какое художник испытывает во время творчества.Ф.Шиллер.
Что такое игра и почему ребёнок тянется к ней? Откуда у ребёнка столько энергии? Почему он не может израсходовать её в одной игре, а с удовольствием начинает всё новые и новые игры? Зачем ему такое разнообразие игр? Видимо, с ответа на эти вопросы и следует начать объяснение психологической природы игры, иначе станет действительно непонятно, почему ребёнок с таким упорным постоянством переключается с одной игры на другую, почему конфликтует, когды взрослый приостанавливает или насильно прерывает игру.
Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Одни и те же игры могут выполняться по-разному, принимать разные формы, но в основе всех их лежит импровизация. Понять природу игры, её поразительный воспитательный потенциал – это понять природу счастливого детства, понять своего ребенка, своих питомцев.
Ребенок, играя, все время стремится идти вперед, а не назад. В играх дети как бы делают все втроем: их подсознание, их разум, их фантазия работают синхронно.
Ролевая игра как способ организации речевого взаимодействия детей на уроках английского языка может быть использована на любом этапе обучения. В зависимости от сформированных у детей коммуникативных умений и навыков на английском языке будут варьироваться типы и содержание игр.
Как известно, движущей силой говорения является мотив. Создание мотива говорения – самый трудный компонент деятельности преподавателя при организации ролевой игры. Для того, чтобы проникнуть в сферу интересов воспитанников, я на своих занятиях создаю личностный мотив к участию в ролевой игре и тем самым правильно составляю задания к ролевым играм. Ведь ролевые игры в группе детей имеют неисчерпаемые возможности воссоздания самых различных отношений, в которые вступают люди в реальной жизни.
Игра всегда предполагает принятия решений – как поступить, что сказать, как выиграть. Желание решить эти вопросы убыстряет мыслительную деятельность играющих. В игре все равны. Она посильна даже детям со слабыми знаниями. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – всё это даёт возможность ребятам преодолевать стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения – оказывается, я могу говорить наравне со всеми.
Таким образом, игры способствуют выполнению следующих методических задач:
создание психологической готовности детей к речевому общению;
обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
тренировка детей в выборе нужного речевого варианта.
Место и время проведения игр
Место игр на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов подготовки детей, изучаемого материала, целей и условий урока и т.д. Следует помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо соблюдать чувство меры, иначе они утомятся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.
Как известно, движущей силой говорения как вида речевой деятельности является мотив. Создание мотива говорения- самый важный компонент деятельности преподавателя при организации ролевых игр.
Игровая форма работы, проводимая в кабинете, так же может вызывать интерес детей к иностранному языку, способствовать активизации их мыслительной деятельности, а так же развитию речевой деятельности. Например, для работы с подготовительной группой наряду с обычным алфавитом можно поместить на передвижном стенде таблицу с буквами, расположенными не в алфавитном порядке, а вразброс, и предложить ребятам произносить их в правильной последовательности.
Ребенок от рождения наделен определенными, генетически закрепленными функциями, силами, возможностями. Они тесно взаимосвязаны с игровой деятельностью. Внутренние силы, функции таят в себе импульсы к действию. Этот момент переживается ребенком больше всего как потребность в игре. «Хочу играть!» в действии обозначает, что функциональные силы направляют ребёнка к свободной деятельности и означает, что эта группа функций в данный момент исчерпала свою «энергию» и требует временного отдыха.
Таким образом, учителю следует проводить ролевые игры учитывая возрастные и психологические особенности ребенка, его интересы и потребности. В своей практике я провожу ролевые игры во всех возрастных группах. Но четко подбираю и выделяю определенное время для игр.
Практическая часть
Описание разных видов игр
В своей работе я опираюсь на теорию М.Ф.Стронина, который в своей книге «Обучающие игры на уроках английского языка» подразделяет игры на следующие категории:
лексические игры;
грамматические игры;
фонетические игры;
орфографические игры;
творческие игры.
Все ролевые игры, которые использую в своей практике я подразделяю именно по вышеперечисленным категориям, что помогает правильно и рационально применять их, в зависимости от тем и возрастных особенностей детей.
Заключение
Игра… Она входит в жизнь ребёнка с первых полусознательных движений. Без неё немыслимо детство. Через игру ребёнка можно не только научить читать и считать, закаливать не только физически, но и нравственно. Ибо для ребёнка игра – не развлечение, а сама жизнь.
Использование различных игр на уроке иностранного языка способствует овладению языком в занимательной форме, развивать память, внимание, сообразительность, поддерживать интерес к иностранному языку.
Игры на уроках иностранного языка можно и нужно использовать также для снятия напряжения, монотонности, при отработке языкового материала, при активизации речевой деятельности. Конечно же, при этом нужно учитывать, что каждый возрастной период характеризуется своим типом ведущей деятельности.
Игры лучше всего использовать в середине или в конце занятия, с тем, чтобы снять напряжение. Важно, чтобы работа с играми приносила положительные эмоции и пользу, и кроме того, служила действенным стимулом в ситуации, когда интерес или мотивация детей к изучению иностранного языка начинает ослабевать.
При планировании занятий и подборе к ним различных игр я стараюсь учитывать не только возрастные особенности детей, но и уровень их развития и информированности, в некоторых случаях – опору на родной язык.
Использование игр на уроках иностранного языка помогает преподавателю глубже раскрыть личностный потенциал каждого ребёнка, его положительные личные качества (трудолюбие, активность, самостоятельность, инициативность, умение работать в сотрудничестве и т.д.), сохранить и укрепить учебную мотивацию.
Давайте запомним все – и учителя, и воспитатели, и родители – что точно так же, как и взрослый человек обязан работать, ребёнку необходима игра.
Использованная литература:
И.Е.Коптелова – «Игры со словами» (журнал «Иностранные языки в школе», №1-2003).
И.П.Гладилина – «Некоторые приемы работы на уроках английского языка» (журнал «Иностранные языки в школе», №3-2003).
Е.Кашина – «Ролевые и лингвистические игры» (Самара, 1992)
М.Ф.Стронин – «Обучающие игры на уроке английского языка» (Москва, «Просвещение», 1981).
Е.И.Негневицкая «Иностранный язык для самых маленьких: вчера, сегодня, завтра» (журнал «Иностранные языки в школе», №6-1987)