Сценарий внеклассного мероприятия В стране сказок

АЗОВСКИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС
«ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА І-ІІІ СТУПЕНЕЙ-ГИМНАЗИЯ»


Урок –викторина
в 5 классе

«В стране сказок»






Подготовила:
Учитель русского языка и литературы
Григоренко Олеся Николаевна


Ноябрь 2014 г.
Цели: Помочь детям приобщиться к миру сказок, совершенствовать навыки самостоятельного чтения; развивать воображение учащихся, их творческие способности; воспитывать культуру общения, любовь к сказкам.
Оборудование: «сказочные» презентации, задания для викторины, кроссворд.
Ход мероприятия:
І. Организационный момент.
ІІ. Мотивация учебной деятельности учащихся.
ІІІ. Объявление темы и цели мероприятия.
ІV. Основная работа над темой.
Знакомство с жюри.
Слово учителя.
- Кто из нас не любит сказки? Знаю, знаю, что вы ответите. Конечно, сказки любят все: и взрослые, и дети. Да их и невозможно не любить. Ведь в сказках всегда происходит столько удивительного и необыкновенного. Вот и Александр Сергеевич Пушкин, написавший для нас столько удивительных сказок, тоже их очень любил.
В далёком 1830 году он приехал в село Болдино. Именно здесь, в Болдино, он написал почти все свои сказки. В одном из писем своему брату он сообщает: «вечером слушаю сказки
Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» Долгими осенними вечерами Александр Сергеевич с увлечением слушал свою любимую нянюшку Арину Родионовну, которая была настоящей сказочницей. С её слов Пушкин записывал сказки, которые потом переложил в стихи.
- А каких писателей-сказочников знаете вы? (Ученики называют фамилии писателей-сказочников: Г.Х. Андерсен, К. Чуковский, братья Гримм, Шарль Перро, А. Толстой и др.).
- Я вижу: здесь собрались истинные ценители и знатоки сказок. И раз вы так любите сказки,
вы должны непременно поучаствовать в Большом Сказочном Турнире, который ежегодно проходит у нас в Стране Сказок. Только вот знаете ли вы, что такое турнир?
Турнир – это состязание, соревнование. Раньше проводились рыцарские турниры, сейчас, например, проводят шахматные турниры. Но в одиночку справиться с соперником нелегко, поэтому вы объединились в команды по классам и будете помогать друг другу, чтобы одолеть своих соперников.
(Учащиеся делятся на три команды по классам, выбирают для своих команд названия, девизы и капитанов.)
Знакомство с командами.
- Итак, команды готовы к состязанию. Но как же они попадут в Страну Сказок? Я знаю, что сделать это не так-то просто, не всем туда открыта дорога. Как же быть? Я могу вам помочь и открою секрет.
2. Работа с кроссвордом.
- Чтобы попасть в Страну Сказок, нужно отгадать слово, которое зашифровано на этом листке бумаге. Это слово и станет ключом, с помощью которого вы сможете попасть в Страну Сказок.
Та из команд, которая первой отгадает слово, получит 1 балл и право первой начать турнир.
(Командам даются одинаковые карточки с кроссвордом и вопросами к нему.)



1.Ч
У
К
О
В
С
К
И
Й


















2. Б
У
Р
А
Т
И
Н
О

























3.Ч
И
П
О
Л
Л
И
Н
О





















4.С
Т
Р
А
Ш
И
Л
А

























5. Н
Е
З
Н
А
Й
К
А



















6.К
О
Л
О
Б
О
К






















7.А
Н
Д
Е
Р
С
Е
Н
























8. Т
О
Р
Т
И
Л
А























9. Г
У
Д
В
И
Н


























10. З
О
Л
У
Ш
К
А


Вопросы к кроссворду.
1. Автор сказок «Тараканище», «Мойдодыр», «Федорино горе» и др. (Чуковский.)
2. Весёлый, озорной и очень любопытный деревянный человечек с длинным-предлинным носом. (Буратино.)
3. Он очень добрый, смелый, но его терпеть не может Синьор Помидор. (Чиполлино.)
4. Соломенный друг Элли и Тотошки. (Страшила.)
5. Он очень любит хвастаться, не любит учиться, но при этом всё желает знать, а ещё он путешествовал на воздушном шаре и летал с Пончиком на Луну. (Незнайка.)
6. Персонаж русской народной сказки, которого съела лиса. (Колобок.)
7. Датский писатель, написавший множество интересных сказок для детей («Русалочка», «Дикие лебеди», «Дюймовочка» и др.) (Андерсен.)
8. Она подарила Буратино Золотой ключик. (Тортила.)
9. Как звали волшебника и правителя Изумрудного города, к которому шли Элли и её друзья, чтобы рассказать о своих желаниях? (Гудвин.)
10. Карета из тыквы, хрустальные туфельки Как звали девушку, которой подарила эти подарки Фея? (Золушка.)
Зашифрованное слово – ВОЛШЕБСТВО.
Слово учителя.
- Молодцы! Я в вас, ребята, не сомневалась. Все справились с этим нелёгким заданием. Теперь вы знаете слово, которое поможет вам попасть в Страну Сказок. Это слово - «волшебство». Ведь только с помощью волшебства можно оказаться в этой удивительной стране. А команда-победитель получает 1 балл. Но вас ждёт ещё одно испытание. До Сказочного Турнира остаётся совсем немного времени. Нужно спешить. Пешком вы можете не успеть. Вы все, конечно, знаете, что в Стране Сказок свои, особые, волшебные виды транспорта. Та команда, которая вспомнит и напишет самое большее количество видов сказочного транспорта, заработает 1 балл, который может оказаться решающим при выборе победителя.
(Команды на листочках записывают сказочные виды транспорта. Например: ковёр-самолёт, ступа, дракон (сказка «Семь подземных королей»), гуси, печь, конёк-горбунок, воздушный шар, газированный автомобиль, летучий корабль, олень, сапоги-скороходы и т.д.)
(Подведение результатов конкурса).
- А теперь на минутку закройте глаза и представьте, что вы мчитесь, например, на ковре-самолёте в Страну Сказок.
(Звучит музыка. Разворачиваются декорации: «сказочная» презентация с изображением замка, слайды.)
- А вот и Страна Сказок! Открывайте глаза. (Ребята видят перед собой декорации, смотрят небольшую презентацию «Путешествие по Стране Сказок».)
Внимание! Внимание! Объявляю начало ежегодного Сказочного Турнира. Пусть победит самый читающий, самый обожающий наши интереснейшие, волшебнейшие сказки». Скорее на турнир. Он вот-вот начнётся!
(Играет торжественная музыка.)
- Здесь собрались лучшие из лучших, настоящие знатоки и ценители сказок. Пусть же победа найдёт самую достойную команду, а удача сопутствует всем Вам.
Итак, послушайте правила проведения Сказочного Турнира.
Каждой команде предлагаются вопросы, на которые отвечает капитан, предварительно посовещавшись с командой. Если команда даёт неправильный ответ или затрудняется с ответом, то две другие команды получают право ответить на этот вопрос и заработать дополнительные очки.
Объявляю I тур!
Вопросы I тура.
(За каждый правильный ответ – 1 балл.)
(Учащиеся отвечают на вопросы I тура «Сладкой викторины» презентации «Путешествие в страну сказок».)
(Подведение итогов I тура.)
Вопросы II тура (по русским народным сказкам и сказкам русских писателей).
(За каждый правильный ответ – 1 балл.)
1. Из какой сказки следующие строки: «Вдруг на реке воды взволновались, на дубах орлы закричали – выезжает чудо-юдо о шести головах. Выехал он на середину калинового моста – конь под ним споткнулся, чёрный ворон на плече встрепенулся, позади чёрный пёс ощетинился»? («ИВАН – КРЕСТЬЯНСКИЙ СЫН И ЧУДО ЮДО».)
2. Из какой сказки следующие строки: «Старшие братья как пошли искать свои стрелы, сразу их нашли: один – в боярском тереме, другой – на купеческом дворе. А Иван-царевич долго не мог найти своей стрелы. Два дня ходил он по лесам и по горам, а на третий день зашёл в вязкое болото. Смотрит – сидит там лягушка-квакушка, его стрелу держит»? («ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА».)
3. Из какой сказки следующие строки: «простилась дочь меньшая, любимая, красавица писаная, со честным купцом батюшкой родимым, приняла от него благословение родительское, простилась с сёстрами старшими, любезными, со прислугою верною, челядью дворовою и, не дождавшись единой минуточки до часа урочного, надела золот перстень на правый мизинец и очутилась во дворце белокаменном, во палатах высоких зверя лесного, чуда морского». («АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК».)
4. О ком из сказочных героев идёт речь в следующем отрывке: «Махнула левым рукавом – стало озеро, махнула правым – поплыли по озеру белые лебеди. Царь и все гости диву дались. А как перестала она танцевать, всё исчезло: и озеро, и лебеди». (ВАСИЛИСА ПРЕМУДРАЯ.)
5. О ком из сказочных героев идёт речь в следующем отрывке: «Из-за сцены высунулся человек, такой страшный с виду, что можно было окоченеть от ужаса при одном взгляде на него. Густая нечёсаная борода его волочилась по полу, выпученные глаза вращались В руке он держал семихвостую плётку». (КАРАБАС БАРАБАС.)
6. О ком из сказочных героев идёт речь в следующем отрывке: «носил голубую шляпу, жёлтые, канареечные брюки и оранжевую рубашку с зелёным галстуком. Он вообще любил яркие краски». (НЕЗНАЙКА.)
Вопросы III тура (по сказкам зарубежных писателей).
(За каждый правильный ответ – 1 балл. )
1. Из какой сказки следующие строки: «В реке росло много кувшинок; их широкие зелёные листья плавали по воде. Самый большой лист был дальше всех от берега.
Жаба подплыла к этому листу и поставила на него ореховую скорлупку, в которой спокойно спала девочка». («ДЮЙМОВОЧКА».)
2. Из какой сказки следующие строки: «Покончив с ужином, все четверо музыкантов загасили огни в доме и стали себе искать постели, каждый по своему вкусу и удобству.
Осёл улёгся на навозе, собака прикорнула за дверью, кошка растянулась на очаге около тёплой золы, а петух взлетел на шесток». («БРЕМЕНСКИЕ МУЗЫКАНТЫ».)
3.Из какой сказки следующие строки: «Король снял старое платье, и обманщики принялись наряжать его: они делали вид, будто надевают на него то панталоны, то камзол, то кафтан.
Они притворялись, что застёгивают пуговицы, завязывают банты, а потом они широко взмахнули руками, как будто набросили на плечи короля королевскую мантию». («НОВЫЙ НАРЯД КОРОЛЯ».)
Вопросы IV тура (по сказкам Пушкина).
(За каждый правильный ответ – 1 балл.)
(Учащиеся отвечают на вопросы IІІ тура «Из какого произведения А.С. Пушкина эти строки?» презентации «Путешествие в страну сказок».)
Вопросы V тура (по сказкам Андерсена).
(За каждый правильный ответ – 1 балл.)
1. «Полечу-ка я к этим царственным птицам; они, наверное, убьют меня за то, что я, такой безобразный, осмелился приблизиться к ним, но пусть! Лучше быть убитым ими, чем сносить щипки уток и кур, толчки птичницы да терпеть холод и голод зимою!» (ГАДКОМУ УТЁНКУ.)
2. Какому сказочному персонажу принадлежат эти слова: «Раз в неделю приходит навестить меня мой сосед. Он очень богат и живёт куда лучше меня. У него большой дом под землёй, и он носит чудесную чёрную бархатную шубу. Выходи, девочка, за него замуж! Уж с ним-то ты не пропадёшь. Одна только беда: он совсем слепой и не увидит тебя. Зато ты будешь рассказывать ему самые лучшие сказки, какие только знаешь». (ПОЛЕВОЙ МЫШИ.)
3. О ком из сказочных героев идёт речь: «Она ведь легче лебединого пуха. Посадим-ка её на самую середину реки, на широкий лист кувшинки, - это целый остров для такой крошки. Оттуда уж ей ни за что не убежать»? (О ДЮЙМОВОЧКЕ.)
4. О ком из сказочных героев идёт речь: «Она была так прелестна и нежна, но изо льда, из ослепительного, сверкающего льда, и всё же живая! Глаза её сияли, как звёзды, но в них не было ни теплоты, ни покоя». (О СНЕЖНОЙ КОРОЛЕВЕ.)
5. Кто из сказочных героев произносит эти слова: «Я всю ночь не могла сомкнуть глаз. Бог знает, что за постель у меня была! Мне казалось, что я лежу на булыжниках, и теперь всё тело у меня в синяках. Ах, я спала очень, очень плохо!» (ПРИНЦЕССА ИЗ СКАЗКИ «ПРИНЦЕССА НА ГОРОШИНЕ».)
6. О ком из сказочных героев идёт речь: «он вполне доволен и думает, что лучше ему нигде быть не может. Причиной же всему осколки зеркала, что сидят у него в сердце и в глазу». (О КАЕ.)
- А сейчас я объявляю конкурс для капитанов команд. Прошу тех, кто удостоился этого звания, подойти ко мне. В этом туре никто не сможет вам помочь. Каждый из вас должен сам пройти это нелёгкое испытание.
VІ тур. Конкурс капитанов.
Капитаны команд выходят и поочерёдно отвечают на его вопросы. Если кто-то из капитанов не ответил на вопрос или ответил неверно, то учитель сообщает верный ответ.
Максимальное количество очков за этот конкурс – 5 баллов (по одному баллу за каждый правильный ответ).
Кому из сказочных героев принадлежат эти предметы?
1. Зелёный галстук. (НЕЗНАЙКА.)
2. Башмаки, муфта, карета из чистого золота. (ГЕРДА.)
3. Домик на крыше. (КАРЛСОН.)
4. Шарманка. (Папа КАРЛО.)
5. Азбука с чудесными картинками и большими буквами. (БУРАТИНО.)
6. Семихвостая плётка. (КАРАБАС БАРАБАС.)
7. Голубые волосы. (МАЛЬВИНА.)
8. Два зонтика: «пёстрый, нарядный, с интересными картинками» для послушных ребятишек и обычный, чёрный для «капризуль, плакс и жадин». (ОЛЕ-ЛУКОЙЕ.)
9. Колыбелька из скорлупы грецкого ореха. (ДЮЙМОВОЧКА.)
10. Лягушачья кожа. (ВАСИЛИСА ПРЕМУДРАЯ.)
11. Курточка из коричневой бумаги, ярко-зелёные штанишки, туфли из старого голенища, шапочка-колпачок с кисточкой из старого носка. (БУРАТИНО.)
12. Разбитое корыто. (СТАРУХА из «Сказки о рыбаке и рыбке».)
13. Газированный автомобиль. (ВИНТИК И ШПУНТИК.)
14. Хрустальные башмачки. (ЗОЛУШКА.)
15. Сачок для ловли пиявок. (ДУРЕМАР.)
Учитель. Позади у вас множество испытаний, с которыми вы достойно справились. Но впереди вас ждёт ещё одно, самое сложное. Только тот, кто очень хорошо знает сказки, кто наблюдателен и смекалист, сможет выйти из этого состязания победителем.
Вопросы VІІ тура.
Каждой команде даётся одно и то же задание. Каждая из команд должна расшифровать имена сказочных героев и написать их на листке. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Расшифруйте имена героев сказок.
1. ШУКАЛОЗ (Золушка).
2. МОВКАДЮЧОЙ (Дюймовочка).
3. ТАРБУОНИ (Буратино).
4. КАЗЕННАЙ (Незнайка).
Игра со зрителями (болельщиками).
(Учащиеся отвечают на вопросы 4 тура «Путаница» презентации «Путешествие в страну сказок». За правильный ответ учащиеся получают конфеты.)
Подводятся итоги викторины.
Учитель. А теперь пришло время провозгласить имя победителей.
Самой знающей и любящей сказки, самой напористой, самой наблюдательной и внимательной стала команда (называется команда-победительница).
Сказочный Турнир закончен. Вы не можете больше оставаться в Стране Сказок, но, надеюсь, что со сказкой вы не расстанетесь никогда. Помните, как мы оказались здесь? Закрываем глаза
Вновь играет музыка, быстро сворачиваются декорации.
Вот вы и на месте. Надеюсь, никто не потерялся в дороге? Вот и подошло к концу наше путешествие. Думаю, что сказочный турнир запомнится вам надолго. И теперь вы с ещё большим вниманием и интересом будете читать сказки, позволяющие вам окунуться в мир фантазии, в мир удивительных путешествий и превращений.






















Рисунок 2