Урок «Обобщение-повторение по теме: «Электромагнитные волны»» для 11, 12 класса , а также для 1-го курса обучающихся НПО , СПО.


ФКОУ В(О)СШ УФСИН России по Тульской обл., г.Алексин
открытый урок по физике на тему:
«Электромагнитные
волны»
Разработала:
учитель физики
Шилина О. П.
г. Алексин 2014 г.
Урок «Обобщение-повторение по теме: «Электромагнитные волны»».
Цели урока:
Обучающие:
1.Учащиеся повторяют и обобщают знания, полученные в ходе изучения темы
«Электромагнитные волны»;
2.Учащиеся на основании приобретённых ранее знаний составляют решениезадач на тему «Электромагнитные волны»;
3.Учащиеся учатся делать выводы после каждого опыта.
Развивающие:
1 Учащиеся развивают творческие способности при поиске и составлении
докладов;
2.У учащихся развивается внимание, логическое мышление, память.
Воспитывающие:
1. У учащихся воспитывается точность и аккуратность при оформлении задач и переводе физических величин в систему СИ;
2.Воспитывается культура поведения на уроке в ходе индивидуальной и коллективной работы.
Оборудование урока:
1.Учебники и справочники;
Таблица «Шкала электромагнитных излучений»;
Карточки для самостоятельной работы;
Доклады «Джемс Максвелл», « Ультрафиолетовое излучение »;
Самодельный физический прибор «Электрический кот»;
6.Ультрафиолетовая лампа, ручка с невидимыми чернилами из набора«Шпионские штучки»;
Антибактериальная сушка для обуви с ультрафиолетовым излучением;
Магнитола.
Джемс Клерк Максвелл (1831-1879)
Вот наследство, которое этот человек нам оставил: уравнения Максвелла, теория Максвелла. Просто максвелл — единица измерения магнитного потока. При изменении потока на один максвелл в секунду в контуре индуктируется электродвижущая сила, равная одной стомиллионной доле вольта. Максвелл был великим ученым и человеком сильной воли.
Максвелл никогда не искал свое призвание, оно само пришло к нему. В 10 лет отец привез его из поместья в Эдинбург, в школу, которая называлась академией. Свой первый научный труд он опубликовал в 15 лет, его слушали на заседании Эдинбургского королевского общества.
После академии Джемс поступил в Эдинбургский университет, окончив его, едет в Кембридж - Тринити-колледж, где учился когда-то Ньютон. Здесь Максвелл впервые берет в руки труды Фарадея и поражается необъятности горизонтов, открывшихся в них. 20-летний Максвелл писал: «Я решил не читать ни одного математического труда в этой области, пока основательно не изучу «Экспериментальных исследований по электричеству»». Так назывался труд Фарадея. Фарадей был великим экспериментатором, Максвелл - великим теоретиком. Один из них клал первые камни в фундамент науки, другой ставил стены на этот фундамент.
Профессором Джемс Максвелл стал в 24 года. До этого он уже преподавал в Кембридже. Молодой профессор с жаром берется за работу и с головой уходит в исследования. В эти дни он изучает кольца Сатурна. За длинными вереницами значков и цифр, которыми он покрывал страницу за страницей, ему виделась огромная планета с ее загадочными кольцами. Когда Максвелл закончил эту работу, Кембридж издал его книгу о кольцах Сатурна. Он получил желанную для многих физиков премию Адамса — тоже за эти кольца.
Однажды ему захотелось оставить формулы и написать такие стихи:
Наш мир, может, несколько страшен,
И жизнь наша - без толку труд.
Все ж буду работать, отважен.
Пускай меня глупым зовут.
Ампер, Фарадей, Генри - они были первооткрывателями электромагнитных явлений. Максвелл все объяснил и построил теорию, сумев выразить ее в виде системы нескольких уравнений, в которые он ухитрился вместить все. Эти уравнения во всем мире называются не иначе, как «уравнения Максвелла».
Это о них, о его теории сказал Генрих Герц: «Нельзя изучать эту удивительную теорию, не испытывая по временам такого чувства, будто математические формулы живут собственной жизнью, обладают собственным разумом — кажется, что эти формулы умнее нас, умнее даже самого автора, как будто они дают нам больше, чем в свое время в них было заложено». И первым в этом убедился сам Максвелл.
Исследуя одну постоянную величину, входящую в уравнения , Максвелл обнаружил, что эта величина равна скорости света. Он был поражён этим, пока не представил и нее доказал, что электромагнитное поле — это волна, бегущая в пространстве с незатухающей скоростью . И это - поперечная волна. Так он подошёл к доказательству электромагнитной теории света.
Отныне от теории Максвелла, от уравнений Максвелла началась новая физика.
В ней он оставил много следов - это и «ток Максвелла», и « правило Максвелла» и многое другое.
Подобно тому, как открывателям новых земель, закрашивающим белые пятна на карте нашей планеты, ставили памятники, давая их имена островам, проливам, морям, называя их именами горы, хребты, ледники, так и в физике имена самых первых легли на карту науки и в физике именами первопроходцев называют покоренные вершины науки и неизведанные области , которые ещё недавно были белыми пятнами. Максвелл закрасил много таких пятен.



7.Итог урока (5 минут):
Что повторили - тему «Электромагнитные волны»; Что изучили - ультрафиолетовое излучение; Где эти явления применяются на практике ? Что запланировали - экскурсию в г. Пущино в радиоастрономическую обсерваторию. Оценки за урок.
8.Домашнее задание (2 минуты):Доклады:
«Экспериментальное обнаружение электромагнитных волн.Опыты Генриха Герца»;
«Радиолокация и ее применение»;
- «Инфракрасное излучение»