Дидактические игры с использованием сюжетных картин для формирования грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР


Дидактические игры с использованием сюжетных картин для формирования грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Для развития грамматического стороны речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня мной были подобранны сюжетные картины.
При выборе картин в целях обогащения представлений, понятий и развития языка мы соблюдали строгую постепенность, переходя от доступных, простых сюжетов к более трудным и сюжетным. По своему содержанию картина должна соответствовать возрасту детей и уровню их развития, но она достигает своего назначения только тогда, когда предоставляет простор для расширения их умственного кругозора и для увеличения запаса слов.
В проведении с детьми занятия по картинкам, мы руководствовались следующими основными положениями.
1. Картина должна быть графически грамотной и не одной из своих деталей не искажать действительности.
2. Своим содержанием картина должна психологически соответствовать возрасту ребенка, а потому картины должны предлагаться детям в соответствующей последовательности.
3. Рассматривание картины может продолжаться лишь до тех пор, пока ребенок проявляет интерес и внимание.
4. Число картин, вводимых в детскую жизнь, должно быть педагогически обосновано.
5. Воспитание наблюдательности и сознательного созерцания отнюдь не должно ограничиваться использованием одних картин.
6. Занятия по картинам достигают всех связанных с ними целей только при активном пользовании воспитателем и детьми речевого общения.
7. Картина, показывается детям, выставляется на доске или мольберте против света. Дети усаживаются против нее полукругом. Для показа необходима специальная полочка. Показывать пальцем не дозволяется.
8. Участвуя в игре или занятии, педагог своим примером, показом стимулирует детей к желательным речевым реакциям.
Логопедическая работа направлена на формирование грамматических представлений: упражнения на словоизменение (число, род, падеж); упражнение на словообразование (уменьшительные и увеличительные суффиксы, приставочные глаголы; относительные, притяжательные, качественные прилагательные); употребление предлогов.
1. «Что бывает осенью?» 
Цель. Согласование существительного и прилагательного, образование прилагательных.
Оборудование. Сюжетные картинки с изображением времени года «Осень»
Ход. На столе вперемешку лежат картинки с изображением различных сюжетных картин. Ребенок выбирает картинки, на которых изображены осенние явления и сам или с помощью взрослого называет их. Пример. Солнышко прячется за тучи. Идет дождь. Листья на деревьях желтые и красные. Птицы улетают на юг. Животные готовят запасы на зиму. Люди надевают пальто и плащи. Отвечает на вопросы логопеда. Пример. Небо какое?… (осеннее), Аллея какая?...(осенняя). Какая погода бывает осенью, если идет дождь? – дождливая, дует ветер? – ветреная. и т.д.
2. «Назови ласково»
Цель. Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Оборудование. Сюжетные картинки с изображением овощей.
Ход. Взрослый показывает ребенку картинку с изображением какого-либо большого овоща, например, помидора и спрашивает, как он называется. Затем объясняет: «Этот помидор большой. А как ты назовешь ласково маленький такой же овощ?» Демонстрирует картинку (помидорчик.) Аналогично рассматриваются другие овощи (огурец - огурчик, репа - репка, морковь - морковочка, лук - лучок, картошка - картошечка).
3. «Назови, какое дерево»
Цель. Образование относительных прилагательных.
Оборудование. Сюжетные картинки с изображением фруктов.
Ход. Педагог помещает на мольберт плакат и дает детям одну минуту для его свободного рассматривания, потом начинает беседу, показывая указкой то, на что дети должны обратить внимание.
Педагог. Давайте представим, что мы с вами попали в сад. Что мы видим вокруг? А что растет на деревьях? Назовите фрукты, которые растут на деревьях. Дерево с яблоками – яблоневое – яблоня; дерево с грушами – грушевое – груша; дерево со сливами – сливовое – слива и т.д.
 4. «Помоги маме найти своих детенышей» 
Цель. Формировать навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Оборудование. Сюжетные картинки с изображением домашних животных и их детенышей.
Ход. Педагог раскладывает на столе картинки с изображением детенышей, себе же оставляет изображения взрослых животных. Взрослый показывает ребенку картинку например, собаки и говорит: «Собачка плачет, она потеряла своих детей. Кто ее дети? Покажи и назови». Ребенок ищет подходящую картинку и называет детенышей собаки. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему. Игра продолжается до тех пор, пока все мамы не найдут своих детенышей
 5. «Сосчитай воробьев» 
Цель. Учить согласованию существительного с числительным.
Оборудование. Сюжетные картинки с изображением птиц, одна картинка с изображением стаи воробьев.
Ход. Взрослый предлагает ребенку посчитать трех воробьев, следя за правильностью речи. Затем он демонстрирует изображение стаи с вопросом: «Сколько здесь воробьев?» Контролируется правильность ответа (много воробьев).
6 «Что без чего?»
Цель. Закрепление формы родительного падежа существительных.
Оборудование. Сюжетные картинки.
Ход. На доске картинки с изображением предметов, которые надо починить.
Логопед задает вопрос: «Что без чего?»
Стул без ножки.
Машина без колеса.
Стул без спинки.
Шуба без воротника.
Кастрюля без ручки.
Чайник без носика.
Расческа без зубчиков.
Грузовик без фары.
Платье без рукава.
Кофта без пуговиц.
Ботинки без шнурков.
7. «Какую одежду носит девочка»
Цель: учить детей правильно употреблять в речи нарицательные имена существительные в именительном и винительном падежах единственного числа.
Оборудование. Сюжетная картина с изображением девочки и мальчика.
Ход. Педагог помещает на мольберт плакат и дает детям одну минуту для его свободного рассматривания, потом начинает беседу, показывая указкой то, на что дети должны обратить внимание. На картине девочка и мальчик собираются на прогулку. Посмотрите, как они одеты? Алена, скажи, какая одежда на девочке? Юбка. Следующий ребенок: «Белая кофточка» и т.д. Подобным образом игра проводится с изображением мальчика.
8. «Кто быстрее принесет картинку?»
Цель. Учить детей понимать смысловое соотнесение глаголов.
Оборудование. Несколько наборов несложных сюжетных картинок. Каждый набор объединен одним действующим лицом.
Девочка – прыгает, читает, рисует, плачет, вышивает.
Мальчик – бежит, строит, плывет, катает, спит.
Мама – шьет, варит, гладит, пишет, читает.
Папа – сидит, читает, пишет, едет, идет.
Ход. На столе разложены картинки только одного набора. Педагог двум детям дает задание найти картинки: 1) девочка шьет; 2) девочка рисует.
Педагог разбивает детей на две команды. Дети одновременно подходят к столу и выбирают нужную. Кто быстрее найдет свою картинку – выигрывает.
За быстроту выполнения задания выигравшим детям дается значок. А в конце выясняется, какая команда имеет больше значков.
9. «Наша семья»
Цель. Учить детей правильно употреблять глаголы настоящего времени 3-го лица единственного числа.
Оборудование. Большие и маленькие картинки.
Ход. Примерная тематика картинок.
Мама стирает белье.
Бабушка вяжет носки.
Сын вытирает пыль.
Дочка накрывает на стол.
Папа чинит утюг. и т.д.
У педагога маленькие картинки. У детей – картины с изображением одного из членов семьи. Педагог задает вопросы: «Что делает мама?» - показывая картинку с изображением стирки. Ребенок отвечает «Мама стирает белье».
Если ребенок отвечает правильно, то получает соответствующую картинку. Выигрывает тот, кто раньше получил все свои картинки.
10. «Утром, днем, вечером»
Цель. Закреплять в речи детей наречия времени.
Оборудование. Сюжетные картины, отражающие различные моменты жизни детей дома или в детском учреждении.
Ход. Дети по очереди берут со стола картинки. Педагог задает вопросы в соответствии с сюжетом: «Когда девочка проснулась?», «Когда дети рисовали?» и. т.д.
Список литературы:
Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспекты. Книга для воспитателей детского сада, под ред. О.С. Ушаковой – М.: Изд-во «Совершенство»; 2001. – 368с.
Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2008. – 704с.
Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 68с.
Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи. -М.,2001. – 144с.