Конспект коррекционно – развивающего занятия по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста (5 – 7 лет) на тему: «Путешествие на остров дружбы».


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад комбинированного вида № 6»
Конспект
коррекционно – развивающего занятия
по формированию коммуникативных навыков
у детей дошкольного возраста (5 – 7 лет)
на тему: «Путешествие на остров дружбы».
Разработано:
педагогом - психологом
Поляковой И.А.
Снежинский городской округ
2017 год.
ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОСТРОВ ДРУЖБЫ».
Цель: Совершенствование навыка общения у детей 5 – 7 лет через коммуникативные игры и этюды, которые направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, коррекцию и развитие эмоциональной сферы.
Задачи:
Снять напряжение, формировать чувство единства, сплочённости, умение действовать в коллективе, с помощью упражнения «Друзья».
Развивать коммуникативные навыки, умение понимать друг друга, вникать в суть полученной информации в игре «Угадай и нарисуй» (совместное рисование), чувства принадлежности к группе в игре «Поварята».
Способствовать развитию взаимовыручки, координации движений при помощи игры «Поводырь» (модификация);
Способствовать развитию сплоченности группы в игре «Клеевой дождь»;
Развивать умения перевоплощаться с помощью упражнения «Превращение».
Формировать уверенность в собственных силах, развивать координацию движений в упражнении «Не пролей воду»;
Формировать чувство сближения друг с другом, чувство самоценности и ценности других, способствовать принятию детьми друг друга с помощью упражнения – рефлексии «Цветок дружбы».
Занятие имеет коррекционно – развивающее направление.
Предварительная работа:
- цикл занятий направленных на коррекцию и развитие эмоционально – волевую сферу;
- организация совместной деятельности и общих игр с детьми, направленных на развитие коммуникативных навыков;- беседы с детьми о дружбе, об отношении друг к другу;чтение художественной литературы о дружбе.
Индивидуально – дифференцированный подход: более активным (Матвей Г, Кирилл З.) детям предлагать более сложные или дополнительные задания.
Время проведения – 30 мин.
Оборудование: Предметы, имитирующие речку, кочки, тоннель, ковёр – самолет; мольберты, маркеры, бумага; бумажные цветы; гимнастическая скамейка, сосуд с водой, стаканчики; ширма, ёмкость с песком, телевизор для представления презентации. Музыкальное сопровождение: «Вальс цветов» - П.И. Чайковского;
звуки грома;
Фонограмма песни «Дружба начинается с улыбки», подборка релаксационной музыки.
Ход совместной деятельности.
1 слайд – видеоклип «Улыбка»
Дети в группе. Входит педагог – психолог (далее ведущий), приветствует ребят и взрослых и, чтобы привлечь внимание детей включает видеозапись песни «Улыбка».
Ведущий (далее В): Доброе утро, ребята! Доброе утро, гости! Подскажите мне, пожалуйста, как еще можно поприветствовать друг друга? (Здравствуйте, доброе утро, добрый вечер, рад видеть вас, приятной встречи….)
Ребята, как вы считаете для чего нам нужно хорошее настроение?
Дети (далее Д): Чтобы вместе играть, чтобы нам было приятно разговаривать, и не было скучно…
В: Каким должен быть человек, чтобы с ним было приятно общаться?
Д: Человек должен быть добрым, вежливым, ласковым, внимательным, веселым, доброжелательным…
В: Мне очень интересно, с каким настроением вы сегодня шли в детский сад? (дать возможность высказаться каждому ребёнку)…
Д:  Мы пришли с хорошим настроением, потому, что в садике есть игрушки, прогулки, там интересно, весело, занятия, ит.д. можно играть с друзьями.В: Подвести детей к выводу, что в детском саду много ребят, друзей. Как вы думаете, чего нам нужны друзья и можно ли без них обойтись?
Д:  Вместе легче и веселее, а одному трудно, скучно и грустно.
В: Да дружной команде любые трудности нипочем! Ребята, а вы дружные?
Д: Да, дружные!!!
В: Может, мы проверим, какие вы дружные? Предлагаю отправиться в путешествие на волшебный остров «Дружба»!
В:  Чтобы стать ещё дружнее предлагаю повторить наше «Дружное упражнение»
2 слайд – музыка + заставка
Упражнение «Друзья»
Дети стоят в кругу.
1 куплет.Вот и ты, вот и я (протягивают ладони вперёд, потом кладут себе на грудь)Ссориться нельзя (грозят в центр пальцем)Вот и ты, вот и я (протягивают ладони вперёд, потом кладут себе на грудь)Вместе мы друзья (взялись за руки)2 куплет (повтор движений в парах)Вот и ты, вот и я (протягивают ладони вперёд, потом кладут себе на грудь)Ссориться нельзя (грозят друг другу пальцем)Вот и ты, вот и я (протягивают ладони вперёд, потом кладут себе на грудь)Вместе мы друзья (обнимают друг друга)
В: На чём же мы отправимся путешествовать? (ответы детей)
В: У нас нет ни билетов, ни самолёта, ни автобуса. Но есть вот этот волшебная ткань! Во что её можно превратить, чтобы попасть на остров Дружбы? (ответы детей). Педагог подводит детей к тому, что это будет «Ковёр – самолёт». Посмотрите, какой он маленький! Чтобы на него поместиться всем, вспомним пословицу: «В тесноте да не в обиде» Это значит, что мы рядом, чувствуем плечо друг друга, и будем дуг другу помогать.
3 слайд – Звучит музыка. Дети «летят» на «ковре – самолёте».
4 слайд – На экране телевизора изображение острова с злыми жителями.
В: Ребята, вот мы и на остове, но что-то здесь не так. Посмотрите, кто это нас встречает? И куда пропали все жители?
Д:  Жители спрятались, и т.д.
Появляется изображение злыдни. Злая фея заколдовала остров. И построила на нём свой замок. Дорога к этому замку непростая. Чтобы его расколдовать, нам нужно выполнить много заданий, после этого колдовство пропадёт и жители вернутся на свой остров. Что нам нужно сделать, чтобы Злая фея нас не заметила?
Предположения детей.
В: Предлагаю вам попробовать превратиться в разных зверей и птиц!
5 слайд – радужный экран с загадочной музыкой
Упражнение «Превращение»
Ведущий предлагает детям изобразить разных животных и птиц:
трусливый зайчик;
злой волк;
хитрая лиса;
весёлая обезьянка;
гордый орёл;
смелый лев.
В: Как здорово у вас получается!
6 слайд – Звучит музыка: Вдруг гремит гром, затем сопровождается шумом дождя.
В: Над нами собрались тучи, наверно это Злоранда их послала. Они не простые, а клеевые. Какой из них пойдет дождь?
Д: Из них польется клей.
В: Пошел унылый клеевой дождь, и мы все склеились (дети держат друг друга за плечи).
Но у нас нет времени ждать, когда клей высохнет, и мы отклеимся друг от друга. Нам надо спешить. Что же нам делать? Как мы можем выйти из этой ситуации? Что нам поможет в решении этой загадки?......Д: Придется двигаться всем вместе.
7 слайд – На экране изображение острова с злыми жителями.
Упражнение «Клеевой дождь»
Дети преодолевают препятствия, не отпуская рук: огибают озеро, перепрыгивают через ручеёк, пробираются сквозь лес, перешагивают через камни, проползают через тоннель.
В: Наконец, клей высох и мы отклеились друг от друга. Нам нужно спешить! Но что же случилось? У ребят в глазах ещё не успели высохнуть капельки этого дождя (называет имена 2 ребят). Ведущий завязывает глаза детям повязкой. Что же нам делать? Как помочь товарищу передвигаться?
Д: Нужно взять ребят за руку и помочь преодолеть путь.
В: Молодцы, вы не бросили товарища. Идём дальше.
Смотрите, какие цветы. Как вы думаете это цветы добра или зла.
Д: Это цветы добра, потому что они нежные, яркие, красивые.
В: Можно ли на них наступать?
Д: Нет. Нужно идти осторожно, не наступая на них, чтобы добра на земле было больше.
Упражнение «Поводырь» (модификация)
Дети проходят между цветов, проводя за руку ребенка, у которого завязаны глаза. Их действия направлены на то, чтобы ребенок не наступил на цветы.
В: Ну вот вы и справились с трудностью и товарищу помогли (ведущий снимает повязку с ребенка, указывая на то, что клей высох).
7 слайд – На экране изображение острова с злыми жителями, 2 злых смайлика исчезают.
(Обратить внимание детей на исчезновение этих смайликов – значит мы на верном пути!)
- Но что же это такое (обращает внимание на конверт)? Как вы думаете?
Ребята! Это жители прислали нам подсказку. Мы сможем пройти дальше, если выполним задание, которое здесь написано. Загадка.
Упражнение Угадай и нарисуй (совместное рисование)
Оснащение: простые карандаши и листы бумаги. (По 1 на 2 участников)
Содержание. Дети сидят за столом. Ведущий загадывает загадку. Дети должны отгадать её и объяснить, почему они так решили. Затем нарисовать, совместно держа карандаш.
Примеры загадок:
Что выше леса,
Ярче света,
Без огня горит?
Весь мир обогревает
И усталости не знает.
Улыбается в оконце,
А зовётся …
Яркое, лучистое Утром рано встаёт, Всем тепло и свет несёт!
По окончании рисования начинается обсуждение.
Дети объясняют, как им удалось, или почему не получилось разгадать загадку. Что они предпринимали, чтобы их рисунок получился.
В: Теперь нам ярко светит солнце!!!
8 слайд – На экране изображение солнца + лёгкая музыка.
- Но до замка ещё далеко, поэтому нам понадобятся ещё силы! И я предлагаю вам подкрепиться! Давайте сварим вкусный овощной суп!
Д: Да! Давайте!
Игра «Поварята»
Описание игры: (можно использовать стихотворение Ю.Тувима «Овощи») все дети встают в круг — это «кастрюля» или «миска». Затем дети договариваются, что они будут «готовить» — суп, компот, салат и т. д.
Каждый придумывает, чем он будет: картошкой, мясом, морковкой или чем-нибудь еще. Ведущий — взрослый, он выкрикивает названия ингредиентов. Названный впрыгивает в круг, следующий компонент берет за руку его и т. д. Когда все дети окажутся снова в одном круге, игра заканчивается, можно приступить к приготовлению нового «блюда».
Комментарий: хорошо, если ведущий будет выполнять какие-либо действия с «продуктами»: резать, крошить, солить, поливать и т. д. Можно имитировать закипание, перемешивание.Эта игра помогает снять мышечные зажимы, скованность через легкий имитационный массаж.
В: Подкрепились? Понравился суп? Теперь с новыми силами можем снова отправиться в путь!
8 слайд – На экране изображение острова с злыми жителями,ещё 2 злых смайлика исчезают, звучит загадочная музыка.
А вот и ворота, давайте откроем (открывает дверь-ширму, за которой стоит аквариум, в котором построен замок из песка. К нему ведет мостик через овраг - гимнастическая скамейка. В начале мостика - столик, на котором стоят стаканчики с и сосуд с доброй водой).-Что нам нужно сделать, что бы разрушить замок Злой феи? (Ответы детей)
Чего боится зло? (Ответы детей) Добро побеждает зло!
Справимся? (Ответы детей)
- Нам осталось преодолеть последнее препятствие, перейти по этому мостику через овраг и приблизиться к замку Злой феи. Возьмите стаканчики и пройдите по мостику, не расплескав ни единой капли доброй воды. Упражнение «Не пролей воду»
В: Дети, посмотрите, из чего сделан замок Злой феи?
Д: Из песка…
В: Чего боятся песочные замки?
Д: Воды…
В: У вас в руках стаканчики с доброй водой, давайте все вместе выльем её на песочный замок зла.
Посмотрите, что произошло? (ответы детей)
9 слайд – На экране изображение острова с злыми жителями, последние 2 злых смайлика исчезают и появляется новый остров, на котором один за другим появляются новые жители.
В: (комментирует): снова появились городские жители, теперь они вместе радуются, веселятся, работают. Дружат!
10 слайд – На экране изображение нового острова, звучит музыка «Вальс цветов» - П.И. Чайковского
Рефлексия «Полянка настроения»
В: Мы справились со всеми трудностями на нашем пути? (ответы детей) Мы помогли жителям острова? (ответы детей) Почему у нас всё получилось? (ответы детей)  Что вам понравилось больше всего? (ответы детей) - Это путешествие сблизило нас в единое целое, мы стали ещё дружнее. И мы дружная команда!
- Жители острова подарили нам полянку дружбы и цветы настроения! Выберите цветок со своим настроением и поместите на полянку дружбы.
11 слайд – Звучит музыка. Дети «летят» на «ковре – самолёте», звучит космическая музыка 1-2 минуты. Музыка выключается с постепенным убавлением звука.
В: Нам пора возвращаться, мы снова садимся на наш ковёр – самолёт, закрываем глазки.
Один, два, три, открыли глазки. Огляделись вокруг. Вот мы и снова в детском саду. Давайте поаплодируем друг другу!
В свободное время можно предложить детям выразить свои впечатления в творческих работах.
Список литературы:
«Развивающие игры для дошкольников (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем)» Печерога А.В. – М.: ВАКО, 2008.-192с.
«100 развивающих игр для детей» М..: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008.- 176с. Прокофьева А.Г.
«Азбука общения» Шипицина Л. М., О.В. Защиринская – ДЕТСТВО-ПРЕС Санкт – Петербург,1998 –
Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. М., 1997.
Панфилова М. А. Игротерапия общения. М.,2001.
Фопель Клаус «Как научить детей сотрудничать?» Части 1-4: Генезис, 2010
Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду старшие группы. Пособие для воспитателей детского сада. Москва « Просвещение» 1982г.
Электронная литература:
Ильясова Е. Ю. Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста. http://festival.1september.ru.
Орлова Н. Ю. Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в игровой деятельности. http://pedsovet.org.ru.