Конспект коррекционно-развивающего занятия Развитие познавательной сферы у старших дошкольников.
Конспект
группового коррекционно-развивающего занятия
с детьми старшего дошкольного возраста
Выполнил:
Широченко Елена Викторовна
Педагог-психолог МАДОУ № 4
г.РеутовСодержание
Пояснительная записка
Конспект коррекционно - развивающего занятия
I. Вводная часть. Приветствие
II.Основная часть. Коррекционно-развивающие упражнения и игры
III.Заключительная часть. Ритуал прощания
Заключение
Список литературы 3
5
5
6
7
8
9
Пояснительная записка
Старший дошкольный возраст – один из важнейший периодов в жизни каждого ребенка. Именно к этому возрасту под влиянием воспитания и обучения у детей формируется определенный кругозор, запас конкретных знаний и умений, продолжается развитие коммуникативных навыков и познавательных психических процессов, от которых зависит успешность дальнейшего обучения в школе.
Одним из важнейших показателей готовности ребенка к школьному обучению является уровень развития познавательной сферы ребенка, к которой относятся такие познавательные процессы, как восприятие, мышление, речь, воображение, память и др.
Наиболее эффективным способом развития познавательной сферы ребенка старшего дошкольного возраста является организация познавательной деятельности. Деятельность - необходимое условие развития ребенка, в процессе которой он приобретает жизненный опыт, познает окружающую действительность, усваивает новые знания и овладевает учебными действиями. Исследования А. Леонтьева, С. Рубинштейна. Б. Теплова и др. показали, что в деятельности развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер.
Познавательная деятельность - это активная деятельность, которая направлена на формирование у ребенка способностей по приобретению и использованию полученных знаний.
Основным принципом при организации познавательной деятельности дошкольников — принцип осознанности и активности самого ребенка в процессе получения знаний.
Главная задача познавательного развития ребенка — формирование потребности и способности активно мыслить, развитие познавательных процессов, умение преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач.
Полноценное познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста должно быть организовано в трех основных блоках образовательного процесса:1) на специально организованных познавательных занятиях;2) в совместной познавательной деятельности детей со взрослым;3) в самостоятельной познавательной деятельности детей.
Разрабатывая систему развивающей работы занятий с дошкольниками, нельзя забывать, что ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра, и только через игру ребенок овладевает социальными ролями, достигает определенного умственного и эмоционально - волевого развития. Именно посредством игры формируется определенный багаж знаний об окружающем мире, в игре ребенок учится мыслительным операциям, обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира.
Поскольку игровая мотивация в познавательной деятельности является ведущей на протяжении дошкольного возраста, рекомендуется игровая форма познавательных занятий и активное использование игровых приемов в ходе занятий.
Конспект коррекционно - развивающего занятия
1. Тема занятия : Развитие познавательной сферы у старших дошкольников.
2. Возраст детей – 6-7 лет
3. Название программы – Формирование психологической готовности к школе.
4. Организация занятия – групповое занятие ( 12 человек)
5. Длительность занятия – 25 минут
6. Цель: формирование познавательной сферы у дошкольников.
7. Планируемые результаты : Регулятивные УУД -
формирование навыков произвольного поведения
Познавательные УУД -
развитие восприятия, наблюдательности;
развитие образного и логического мышления;
развитие памяти, воображения
Коммуникативные УУД -
развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми
Личностные результаты -
обучение детей умению выражать свои мысли
8. Оборудование – мяч, карточки к занятию « Дорисуй нужную фигуру», «Дорожки», конверты с разрезанными картинками к заданию «Мозаика», простые и цветные карандаши, проигрыватель с аудиозаписью, коврики.
9. Этапы занятия
I. Вводная часть
Приветствие
Методы и приемы– групповая беседа
Цель – снятие эмоционального напряжения, включение участников группы в работу.
1. Ритуал приветствия : «Передай улыбку» - дети стоя в кругу, по очереди соединяют свои ладошки с ладошкой соседа – «передают» улыбку друг другу.
Правило работы : «Наши правила» - вспоминаем, как надо вести себя на занятии:
- игру начинать всем вместе;
- отвечать, не перебивая друг друга;
- не отвлекать друг друга;
- обращаться друг к другу по имени.
II. Основная часть.
Упражнение «Закончи предложение»
Методы, приемы – игра
Цель – развитие познавательных процессов ( внимание, мышление)
Содержание : Психолог называет начало предложения и передает мяч тому, кто будет его заканчивать:
Летом тепло, а зимой - (холодно)
Лимон кислый, а сахар – (сладкий)
Солнце теплое, а снег – (холодный)
Кошка пушистая, а ежик – (колючий)
Кубик квадратный, а мяч – (кругдый)
И. д.
Упражнение «Дорисуй нужную фигуру»
Методы, приемы – упражнение на внимание
Цель – развитие внимания, мышления, логики.
Содержание : Психолог раздает детям карандаши и предлагает рассмотреть каждый ряд в карточке и дорисовать в пустом квадрате недостающую фигуру.
Упражнение «Запоминай порядок»
Методы, приемы - упражнение на внимание, развитие памяти.Цель - развитие памяти.Содержание : Психолог показывает в руке 6-7 цветных карандашей. Через 20 секунд, убрав их, предлагает детям разложить перед собой карандаши в той же последовательности.
Упражнение «Котенок»
Методы и приемы - этюд на физическое расслабление и снятие эмоциональной тревожности.
Цель – мышечное расслабление.
Содержание : Дети располагаются около своих ковриков и под тихую спокойную музыку выполняют движения, которые показывает психолог : котята умываются, потягиваются, лакают молоко, играют, зевают ложатся отдохнуть .
Упражнение «Дорожки»
Методы, приемы – рисуночный метод.
Цель – развитие мелкой моторики.
Содержание : каждому ребенку выдается листок, на котором изображены дорожки – парные линии различной формы. Посередине дорожки нужно провести линии, не отрывая карандаша от листа бумаги и не касаясь боковых линий.
Упражнение «Мозаика»
Методы, приемы – упражнение на внимание и воображение.
Цель – развитие познавательных процессов.
Содержание : Каждому ребенку выдается конверт с заданиями. В конвертах лежат картинки, разрезанные на несколько частей. Задача – собрать картинку.
III. Заключительная часть.
Методы, приемы – групповая беседа.
Цель – поддержка благоприятного эмоционального климата.
Рефлексия : Что вам сегодня больше всего понравилось?
Какое у вас сейчас настроение?
Чему вы научились сегодня?
Что узнали нового о своих товарищах?
Ритуал прощания : Все стоят в кругу. Психолог протягивает руку и предлагает
всем детям опустить на нее ладошки и произнести «До свидания! До новых встреч».
Заключение.
Подготовку ребенка к школе следует понимать как формирование его активной жизненной позиции, освоение средствами и способами познания окружающего мира. Разница между дошкольником и младшим школьником заключается в том, что школьник начинает осознанно учиться, чтобы получать школьные знания, развиваться, а дошкольник овладевает всем в доступных для него видах деятельности - игре, продуктивных видах деятельности ( рисование, лепка, экспериментирование и т.д.).
Перед школой у каждого ребенка должен быть сформирован первичный, элементарный образ мира, а также первичное глобальное отношение к нему. Необходимо, чтобы это отношение было:
познавательным — мир удивителен, полон тайн и загадок, я хочу их узнать и разгадать;
бережным — мир хрупок и нежен, он требует к себе разумного подхода и даже охраны, я хочу защитить мой мир, ему нельзя вредить;созидательным — мир так прекрасен, я хочу сохранить и приумножить эту красоту.
Развивая познавательную сферу ребенка-дошкольника, мы стремимся создать такие условия для его жизни, развития и обучения, чтобы богатейшее эмоционально-чувственное восприятие мира позволило малышу стать Человеком.
Литература:
Ананьева Т.В. Программа психологического сопровождения дошкольника к обучению в школе. – СПб., ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2011
Арцишевская И.Л. Психологический тренинг для будущих первоклассников. – М., Книголюб, 2009
Вархотова, Е.К., Дятко, Н.В., Сазонова, Е.В. Экспресс-диагностика готовности к школе: Практическое руководство для педагогов и школьных психологов.- М.: Генезис, 1999.
Готовность к школе : Развивающие программы/ Под ред. Дубровиной И.В. – М., Академический проект, 2011
Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. – М.; НПО Образование, 2002.
Коноваленко С.В. Как подготовить ребенка к школе. Психологические тесты, игры и упражнения. – М.; ЭКСМО, 2003.
Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, удивляюсь и хвастаюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М., Генезис, 2000
Кушнарева Л.Ф., Буршит И.Е. Программа адаптации детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению. – М., Дрофа, 2010
Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. - М., Владос, 2002
Широкова, Г.А., Жадько, Е.Г. Практикум детского психолога.– Ростов н/Д: Феникс,2005.
Шарохина В.Л. Психологическая подготовка к школе. – М., Книголюб, 2009