план-конспект урока по русскому языку : Второстепенные члены предложения. Нераспространенные и распространенные предложения. (5 класс)
План- конспект урока русского языка Класс: 5 "А" Тема урока: Второстепенные члены предложения. Нераспространенные и распространенные предложения. Форма проведения: урок - путешествие "Времена года" Цель урока: Создать условия для формирования языковой и коммуникативной компетенций через освоение определений второстепенных членов и особенностей их употребления в речи и на письме, а также через развитие умений анализировать теоретический материал, работать с художественным текстом, сотрудничая в группе, что будет способствовать нравственно- этическому воспитанию учащихся. Оборудование: • проектор, компьютер, • памятки для заполнения «Второстепенные члены предложения», • индивидуальные карточки с заданиями. Ход урока: 1. Орг. Момент
2. Психологический настрой
- Ребята, что вы можете сказать о погоде в это время года?
- Что нас больше всего радует в это время года?
- Улыбнитесь! Пусть это солнце греет вас всегда. Для начала давайте поздороваемся разными способами.
Здравствуйте скажем руками. Здравствуйте скажем глазами. Здравствуйте скажем ртом: «Здравствуйте!» Станет радостней и солнечней кругом.
- Ребята, сегодня у нас гости. Повернитесь к ним лицом. Посмотрите, какие они доброжелательные. Давайте улыбнемся и мысленно пожелаем всем отдохнуть на нашем уроке.
3. Целеполагание. - Здравствуйте, ребята! Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие и назвать наш урок "Времена года" (Слайд 1), а чтобы познакомиться с каждым временем года поближе, увидеть его особенности, почувствовать его красоту и прелесть, нам необходимо найти помощников. Посмотрите, пожалуйста, на экран.
Лесенка.(Слайд 2) По каким ступенькам русского языка мы уже поднялись?
– Сегодня мы говорим о синтаксисе, но как вы знаете, все разделы языкознания связаны друг с другом, и мы не должны забывать эти разделы. У вас на столах лежат карточки с лингвистическими терминами. Я прошу внимательно их перечитать и выделить те, которые относятся к разделу «Синтаксис».
Приставка, согласный, переносное значение, подлежащее, корень, имя существительное, синонимы, предложение, антонимы, шипящий, падеж, однозначные слова, главные члены, время глагола, гласный, окончание, сказуемое, глагол, фонетический разбор, звук, суффикс, прямое значение, основа слова, прилагательное, грамматическая основа предложения.– Что у вас получилось?
А теперь обратите внимание на доску, давайте познакомимся с нашими «проводниками», которые будут сопутствовать нам в нашем занимательном пути по временам года.
(Слайд 3 - примеры). Ознакомьтесь с предложениями и скажите, что в них общего и чем они отличаются? (Одна грамматическая основа и общее содержание, первая группа предложений - нераспространенные предложения, второе предложение – распространенное, в третьем одно – распространенное, второе - нераспространенное). Травка зеленеет,Солнышко блестит; Ласточка с весною В сени к нам летит. С нею солнце краше И весна милей...- Какое предложение помогает нам точнее образнее представить картину весны? (Второе.) - Какие члены предложения дают возможность увидеть и почувствовать картину весны? (Второстепенные.) - Как вы думаете, нужны ли в предложении второстепенные члены? Какова же их роль? (Нужны, они позволяют четко и ярко представлять картины и события, делают речь содержательной, выразительной, без них предложение часто теряет смысл). - Конечно, второстепенные члены играют важную роль в предложении, без них мы не могли бы выражать свои мысли. А с помощью определений человек выражает не только мысли, но и чувства, эмоции по отношению к изображаемым предметам. Одни прилагательные обозначают просто признак предмета, а другие помогают более ярко и выразительно описывать предмет. Это эпитеты – художественные образные определения, о которых мы говорили с вами и на уроках русского языка и на уроках русской литературы. Таким образом, мы с вами нашли помощников в нашем путешествии по временам года. Это именно второстепенные члены предложения. (Слайд 3 - тема урока) - Ребята, является ли эта тема для вас новой? Назовите, какие второстепенные члены предложения вы знаете? Цели, задачи для учащихся: - Как вы думаете, что нам предстоит сделать на этом уроке? Какова его цель? • Узнать, что такое дополнение, определение и обстоятельство. • Научиться находить дополнения, определения и обстоятельства в предложении. • Тренироваться в употреблении дополнения, определения и обстоятельства в устной и письменной речи. (Слайд 5 -цели) - Я рада, что наши цели совпали.
4. Деление на группы по методу «Какая я часть речи?»
- А теперь давайте разделимся на группы. Вы должны выбрать бумажку, на которой написаны слова: вы должны определить, какая это часть речи (ведь морфология и синтаксис очень тесно связаны друг с другом) . Таким образом мы разделимся на три группы.
5. Актуализация полученных знаний
Игра «Эстафета» (на повторение типов предложений по цели высказывания и интонации, грамматической основы предложения)
Учащимся в группе предлагается записать на листочке предложение каждый по своей теме («Весна», «Лето», «Осень»), затем передают их по кругу рядом сидящему участнику по группе, который определяет тип по цели высказывания, затем опять передают по кругу и определяют тип по интонации, затем опять передают и подчеркивают грамматическую основу предложения. Когда учащиеся получают свой первоначальный лист, они проверяют правильность выполнения задания и комментируют его.
6. Актуализация знаний учащихся по теме «Второстепенные члены» через работу с поэтическими текстами. (Работа в группах) - А чтобы узнать, что такое второстепенные члены предложения, как находить в предложении второстепенные члены, чем они различаются, как их правильно графически обозначать, я предлагаю вам, наконец, отправиться в путешествие. Мы побываем в гостях у каждого времени года. Помогут нам увидеть красоту и очарование каждого времени года замечательные стихи русских поэтов о природе и знаменитые картины русских художников. Многие путешественники вели дневник, а мы будем вести свои «Записки путешественника» И одним из первых заданий будет заполнение таблицы-памятки «Второстепенные члены предложения» и составление постера. Приготовьте их, пожалуйста. - Чтобы реализовать наши задачи, мы будем работать в группах. Каждая группа будет заниматься изучением своего вопроса, а затем передаст знания всем. Хочу напомнить, что у каждой группы на столах находятся памятка работы в группе и карточка - инструкция . (В первой группе общая памятка расположена на осеннем листочке, во второй группе - на снежинке, в третьей - на цветке. Также на столах есть опорные листочки.(Командиры должны вклеить в поля таблицы опорные листочки, заполнять листы оценивания). В качестве справочного материала вы используете ваш учебник русского языка. Итак, начинаем путешествие. ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ 1. Внимательно прочитайте задания. 2. Выполняя задания, чётко следуйте инструкции 3. Работайте дружно. 4. Уважайте мнение товарищей. 5. Выберите выступающего. Карточка - инструкция №1 1. Прочитайте правило на странице 177. 2. Ответьте на вопросы о дополнении по плану и составьте постер: - Что обозначает? - На какие вопросы отвечает? - Какой частью речи выражено? - Как подчёркивается? 3. Запишите в тетрадь и разберите предложение, найдите определения. Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть! 4. Оформите теоретический материал о дополнении в таблицу (Впишите или наклейте нужные листочки в поля таблицы) 5. Выберите выступающего для передачи материала классу. Карточка - инструкция №2 1. Прочитайте правило на станице 188. 2. Ответьте на вопросы об определении по плану и составьте постер: - Что обозначает? - На какие вопросы отвечает? - Какой частью речи выражено? - Как подчёркивается? 3. Запишите в тетрадь и разберите предложение, найдите дополнение. Вот морозы затрещали И сковали все пруды. 4. Оформите теоретический материал об определении в таблицу (Впишите или наклейте нужные листочки в поля таблицы) 5. Выберите выступающего для передачи материала классу Карточка- инструкция №3 1. Прочитайте правило на станице 180. 2. Ответьте на вопросы об обстоятельстве по плану и составьте постер: - Что обозначает? - На какие вопросы отвечает? - Какой частью речи выражено? - Как подчёркивается? 3. Запишите в тетрадь и разберите предложение, найдите обстоятельство. С горы бежит поток проворный, В лесу не молкнет птичий гам. 4. Оформите теоретический материал об обстоятельстве в таблицу (Впишите или наклейте нужные листочки в поля таблицы) 5. Выберите выступающего для передачи материала классу Выступления групп - А сейчас группы внимательно слушают выступления друг друга и продолжают заполнять таблицу и разбирать предложения выступающих групп. 1 группа. Определение - Первой в своем великолепном дворце нас встречает красавица Осень в золотых нарядах. Посмотрите, какими яркими красками раскрасила Осень деревья на картине Василия Дмитриевича Поленова «Золотая осень» и чем восхищается поэт Федор Иванович Тютчев в стихотворении «Осенний вечер». ( Слайд 5 - пример) Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть!.. Ф.И.Тютчев «Осенний вечер» Какой второстепенный член помогает передать настроение осеннего вечера? (Определение.) Группа выступает с сообщением об определении по памятке. 2 группа. Дополнение - А теперь мы в гостях у волшебницы Зимы. Как бережно укутала она белым покрывалом лес на картине Ивана Ивановича Шишкина «Зима» и как сурова она в стихотворении «Зима» Сергея Александровича Есенина! Какой член предложения распространяет главные члены в данном предложении? (Дополнение) ( Слайд 6 - пример) Вот морозы затрещали И сковали все пруды. С.А. Есенин «Зима» Группа выступает с сообщением о дополнении по памятке. 3 группа. Обстоятельство - Царство Весны встречает нас звоном капели и птичьими трелями. Легкое дыхание весны чувствуется в картине «Грачи прилетели» Алексея Кондратьевича Саврасова и в отрывках из стихотворений Федора Ивановича Тютчева «Весенняя гроза» и Сергея Александровича Есенина «Наступление весны». Расскажите об обстоятельстве и найдите его в предложениях ( Слайд 7 - пример) С горы бежит поток проворный, В лесу не молкнет птичий гам. Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза» Весна наступает, Снег быстро тает. С.А. Есенин «Наступление весны» Группа выступает с сообщением об обстоятельстве по памятке. Все группы - Запах душистых трав, ласковое дуновение теплого ветерка – Лето так и манит нас в свои края. Картина Исаака Ильича Левитана «Лето» и строки стихотворения Александра Александровича Блока «Летний вечер» пронизаны солнечным светом. Давайте все вместе отправимся в лето и покажем, как хорошо мы знаем все второстепенные члены и назовем их в этом отрывке. ( Слайд 8 - пример) Последние лучи заката Лежат на поле сжатой ржи.
А.А. Блок «Летний вечер» - В начале урока мы с вами отметили, что главные члены предложения – подлежащее и сказуемое – несут главную, смысловую нагрузку предложения, а что же делают второстепенные члены предложения? Что происходит с предложением как только в нем появляется хоть один второстепенный член предложения? ( предложение превращается из нераспространенного в распространенное) Давайте охарактеризуем наше предложение о лете (выполняется синтаксический разбор )
7. Физминутка8.. Подведение итога. Итак, давайте подведем итог, посмотрев на ваши памятки. Все ли верно вы записали и запомнили? Проверьте, есть ли в ваших памятках недочеты, ошибки, исправьте их. Какую новую информацию вы узнали для себя о второстепенных членах предложения? ( Слайд 9 - таблица)
Таблица «Второстепенные члены предложения»
№ Порядок действий Члены предложений
Дополнение Определение Обстоятельство
1 К какому члену предложения относится К сказуемому К подлежащему или дополнению, обстоятельству К сказуемому
2 Что обозначает
Предмет Признак предмета Место, время, образ действия
3 На какой вопрос отвечает
Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чём? Какой? Какая? Какое? Какие? Чей? Чья? Чьё? Чьи? Где? Куда? Откуда? Когда? Как?
4 Какой частью речи выраженСуществительным, местоимением Прилагательным Существительным, наречием
5
Как подчёркивается _ _ _ _ _ _ _ _ 74585106981 _ . _ . _ . _ . _ . _
9. Творческая работа по маршрутам. Я думаю, что если бы мы на самом деле путешествовали с вами по временам года, вы бы не ограничились одним путешествием и решили бы отправиться еще раз, но уже по другому маршруту. Вот мы сейчас и отправимся дальше каждый по своему маршруту (учащиеся переходят по маршрутам и образуют новые группы) - А теперь представьте себе, что главный редактор одной из наших местных газет узнал о нашем с вами путешествии и решил, что мы можем помочь ему в трудной ситуации, в которой оказалась газета. Нужно срочно написать маленькие статьи в рубрику "Времена года». Вы будете выполнять это задание на карточке с таким же названием. Задание для 1 группы: 1. Стимул. Если ты успешно выполнишь задание, то поможешь корреспонденту, который не знал ничего о второстепенных членах предложения и научишься сам составлять распространенные предложения. 2. Задачная формулировка. Запиши текст, распространяя его второстепенными членами. Сделай вывод, для чего нужны второстепенные члены предложения в тексте. 3. Задание. Прошло (прил. …..) лето. Наступила (прил. ….) осень. В лиственном лесу деревья (наречие …..) облетели. Только берёзки сохранили (прил. …..) листочки. (Прил. …..) лучи озаряют лес. Природа готовится к (сущ. с предлогом …..). 4. Критерии оценки
Позиции для оценивания Критерии оценки Количество баллов Самооценка
Соответствие предложений теме «Осень» Не соответствует
Не полностью соответствует
Соответствует 0
1-3
4-6 Наличие в предложении членов предложения 2 члена предложения
3-4 члена предложения
5-6 члена предложения 0
1-3
4 -5 9 – 11 баллов – «5» 6 – 8 баллов – «4» 3 – 5 баллов – «3» 0 – 2 балла – «2» 5. Инструмент проверки. Модельный ответ Прошло жаркое лето. Наступила золотая осень. В лиственном лесу деревья давно облетели. Только берёзки сохранили последние листочки. Редкие лучи озаряют потемневший лес. Природа готовится к отдыху. Задание для 2 группы: 1. Стимул. Если ты успешно выполнишь задание, то поможешь нерадивому корреспонденту, который перепутал времена года и вместо весны написал об осени, а также научишься сам составлять аналогичные тексты. 2. Задачная формулировка. Напиши похожий текст, но только о весне, распространив его второстепенными членами. Определи, зачем нужны второстепенные члены в тексте. 3. Задание
Наступление осени. Солнце светит тускло. Степная дорога подмерзает. Снег слегка покрыл землю белым покрывалом. Дует холодный ветерок. На дорожках блестят льдинки. На деревьях остались последние листочки. Все кругом засыпает. 4. Критерии оценки
Позиции для оценивания Критерии оценки Количество баллов Самооценка
Соответствие предложений теме Не соответствует
Не полностью соответствует
Соответствует 0
1-3
4-6 Наличие в предложении членов предложения 2 члена предложения
3-4 члена предложения
5-6 члена предложения 0
1-3
4 -5 9 – 11 баллов – «5» 6 – 8 баллов – «4» 3 – 5 баллов – «3» 0 – 2 балла – «2» 5 . Инструмент проверки Модельный ответ
Наступление весны. Солнце светит всё ярче. Степная дорога оттаяла. Снег заметно осел и почернел. Дует тёплый ветерок. На дорожках блестят лужи. На деревьях появляются первые листочки. Всё кругом оживает. Задание для 3 группы: 1.Стимул. Если ты успешно выполнишь задание, то научишься писать сочинения-описания по данному началу. 2. Задачная формулировка. Напиши мини-сочинение из 6 предложений по данному началу, распространяя предложения второстепенными членами. 3. Задание. Данное начало: Я осторожно шагнул(а) на лесную тропинку …. . 4. Критерии оценки
Позиции для оценивания Критерии оценки Количество баллов Самооценка
Соответствие предложений теме Не соответствует
Не полностью соответствует
Соответствует 0
1-3
4-6 Наличие в тексте не менее 40 слов (главных и второстепенных членов предложения) 10 – 28 слов
29-34 слов
35 – 40 слов
0
1-3
4 -5 9 – 11 баллов – «5» 6 – 8 баллов – «4» 3 – 5 баллов – «3» 0 – 2 балла – «2» 5. Инструмент проверки. Модельный ответ Я осторожно шагнула на лесную тропинку и замерла от восхищения. Под деревьями лежат глубокие чистые сугробы. Тяжелые шапки белого снега покрыли темно-зеленые ветки больших и маленьких елей. Идёшь по зимнему лесу и любуешься, и слушаешь тонкие звуки. Вот где-то застучал по стволу дятел. А вот белка теребит на вершине спелую шишку. Чудесной красотой полон зимний лес!
П. И. Чайковского «Времена года». (Щёлкнуть кнопку на слайде ). Я думаю, вам это поможет. Выступления групп. 10. Подведение итогов - Молодцы, вы хорошо справились со своими заданиями. А теперь давайте сделаем вывод: Вывод: Второстепенные члены не только распространяют главные и второстепенные члены предложения. Они поясняют предмет, уточняют, какой он, расширяют, делают информацию более понятной. Одним словом, делают нашу речь красивой, разнообразной и богатой. И я думаю, что посредством этой работы вы еще больше приблизились к природе и полюбили её. А любить природу - это значит любить Родину ( М. Пришвин) 11. Рефлексия - А теперь давайте подведём итог нашей всей работы. Какое из заданий вам удалось выполнить легко? При выполнении какого задания вы ощутили трудности? - Кто в группе был самым активным? Кто хорошо работал? Кто не успел сегодня пройти весь путь, тот продолжит его на следующих уроках. Все свои мнения и замечания по уроку напишите на стикерах и закрепите их на нашем «Дереве наших ожиданий»: если все понравилось и все понятно – на красных плодах, если не все понятно – на желтых, на зеленых – если ничего не понятно. 12. Домашнее задание - В качестве домашнего задания я предлагаю вам выбрать то, которое вам больше понравится , и с которым вы справитесь. Задания расположены от простого к сложному. (Слайд 12)
1. Стр. 189 упр. 6 (составить предложения и подчеркнуть все члены предложения).
2. Составить предложения, в которых одно и то же слово выступало бы в роли разных членов предложения.
3. Написать эссе «Мне нравятся путешествия по (в)…»- Сегодня вы прочитали отрывки из замечательных стихотворений великих русских поэтов, увидели картины знаменитых русских художников. Они воспевали красоту русской природы, которую мы с вами видим каждый день и часто не замечаем ее красоты. Надеюсь, что бережное и внимательное отношение к природе, ваша любознательность и обращение к творениям настоящих мастеров литературы и живописи помогут вам открыть новое и удивительное в каждом времени года. Спасибо вам за урок! Желаю вам успехов в учебе и в изучении русского языка! Берегите природу и наслаждайтесь красотой каждого времени года!
План- конспект урока русского языка Ход урока: 1. Орг. Момент
2. Психологический настрой
- Ребята, что вы можете сказать о погоде в это время года?
- Что нас больше всего радует в это время года?
- Улыбнитесь! Пусть это солнце греет вас всегда. Для начала давайте поздороваемся разными способами.
Здравствуйте скажем руками. Здравствуйте скажем глазами. Здравствуйте скажем ртом: «Здравствуйте!» Станет радостней и солнечней кругом.
- Ребята, сегодня у нас гости. Повернитесь к ним лицом. Посмотрите, какие они доброжелательные. Давайте улыбнемся и мысленно пожелаем всем отдохнуть на нашем уроке.
3. Целеполагание. - Здравствуйте, ребята! Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие и назвать наш урок "Времена года" (Слайд 1), а чтобы познакомиться с каждым временем года поближе, увидеть его особенности, почувствовать его красоту и прелесть, нам необходимо найти помощников. Посмотрите, пожалуйста, на экран.
Лесенка.(Слайд 2) По каким ступенькам русского языка мы уже поднялись?
– Сегодня мы говорим о синтаксисе, но как вы знаете, все разделы языкознания связаны друг с другом, и мы не должны забывать эти разделы. У вас на столах лежат карточки с лингвистическими терминами. Я прошу внимательно их перечитать и выделить те, которые относятся к разделу «Синтаксис».
Приставка, согласный, переносное значение, подлежащее, корень, имя существительное, синонимы, предложение, антонимы, шипящий, падеж, однозначные слова, главные члены, время глагола, гласный, окончание, сказуемое, глагол, фонетический разбор, звук, суффикс, прямое значение, основа слова, прилагательное, грамматическая основа предложения.– Что у вас получилось?
А теперь обратите внимание на доску, давайте познакомимся с нашими «проводниками», которые будут сопутствовать нам в нашем занимательном пути по временам года.
(Слайд 3 - примеры). Ознакомьтесь с предложениями и скажите, что в них общего и чем они отличаются? (Одна грамматическая основа и общее содержание, первая группа предложений - нераспространенные предложения, второе предложение – распространенное, в третьем одно – распространенное, второе - нераспространенное). Травка зеленеет,Солнышко блестит; Ласточка с весною В сени к нам летит. С нею солнце краше И весна милей...- Какое предложение помогает нам точнее образнее представить картину весны? (Второе.) - Какие члены предложения дают возможность увидеть и почувствовать картину весны? (Второстепенные.) - Как вы думаете, нужны ли в предложении второстепенные члены? Какова же их роль? (Нужны, они позволяют четко и ярко представлять картины и события, делают речь содержательной, выразительной, без них предложение часто теряет смысл). - Конечно, второстепенные члены играют важную роль в предложении, без них мы не могли бы выражать свои мысли. А с помощью определений человек выражает не только мысли, но и чувства, эмоции по отношению к изображаемым предметам. Одни прилагательные обозначают просто признак предмета, а другие помогают более ярко и выразительно описывать предмет. Это эпитеты – художественные образные определения, о которых мы говорили с вами и на уроках русского языка и на уроках русской литературы. Таким образом, мы с вами нашли помощников в нашем путешествии по временам года. Это именно второстепенные члены предложения. (Слайд 3 - тема урока) - Ребята, является ли эта тема для вас новой? Назовите, какие второстепенные члены предложения вы знаете? Цели, задачи для учащихся: - Как вы думаете, что нам предстоит сделать на этом уроке? Какова его цель? • Узнать, что такое дополнение, определение и обстоятельство. • Научиться находить дополнения, определения и обстоятельства в предложении. • Тренироваться в употреблении дополнения, определения и обстоятельства в устной и письменной речи. (Слайд 5 -цели) - Я рада, что наши цели совпали.
2. Деление на группы по методу «Какая я часть речи?»
- А теперь давайте разделимся на группы. Вы должны выбрать бумажку, на которой написаны слова: вы должны определить, какая это часть речи (ведь морфология и синтаксис очень тесно связаны друг с другом) . Таким образом мы разделимся на три группы.3. Актуализация знаний учащихся по теме «Второстепенные члены» через работу с поэтическими текстами. (Работа в группах) - А чтобы вспомнить, как находить в предложении второстепенные члены, чем они различаются, как их правильно графически обозначать, я предлагаю вам, наконец, отправиться в путешествие. Мы побываем в гостях у каждого времени года. Помогут нам увидеть красоту и очарование каждого времени года замечательные стихи русских поэтов о природе и знаменитые картины русских художников. Многие путешественники вели дневник, а мы будем вести свои «Записки путешественника» И одним из первых заданий будет заполнение таблицы-памятки «Второстепенные члены предложения» и составление постера. Приготовьте их, пожалуйста. - Чтобы реализовать наши задачи, мы будем работать в группах. Каждая группа будет заниматься изучением своего вопроса, а затем передаст знания всем. Хочу напомнить, что у каждой группы на столах находятся памятка работы в группе и карточка - инструкция . (В первой группе общая памятка расположена на осеннем листочке, во второй группе - на снежинке, в третьей - на цветке. Также на столах есть опорные листочки.(Командиры должны вклеить в поля таблицы опорные листочки, листы оценивания). В качестве справочного материала вы используете ваш учебник русского языка. Итак, начинаем путешествие. Выступления групп - А сейчас группы внимательно слушают выступления друг друга и продолжают заполнять таблицу и разбирать предложения выступающих групп. 1 группа. Определение - Первой в своем великолепном дворце нас встречает красавица Осень в золотых нарядах. Посмотрите, какими яркими красками раскрасила Осень деревья на картине Василия Дмитриевича Поленова «Золотая осень» и чем восхищается поэт Федор Иванович Тютчев в стихотворении «Осенний вечер». ( Слайд 5 - пример) Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть!.. Ф.И.Тютчев «Осенний вечер» Какой второстепенный член помогает передать настроение осеннего вечера? (Определение.) Группа выступает с сообщением об определении по памятке. 2 группа. Дополнение - А теперь мы в гостях у волшебницы Зимы. Как бережно укутала она белым покрывалом лес на картине Ивана Ивановича Шишкина «Зима» и как сурова она в стихотворении «Зима» Сергея Александровича Есенина! Какой член предложения распространяет главные члены в данном предложении? (Дополнение) ( Слайд 6 - пример) Вот морозы затрещали И сковали все пруды. С.А. Есенин «Зима» Группа выступает с сообщением о дополнении по памятке. 3 группа. Обстоятельство - Царство Весны встречает нас звоном капели и птичьими трелями. Легкое дыхание весны чувствуется в картине «Грачи прилетели» Алексея Кондратьевича Саврасова и в отрывках из стихотворений Федора Ивановича Тютчева «Весенняя гроза» и Сергея Александровича Есенина «Наступление весны». Расскажите об обстоятельстве и найдите его в предложениях ( Слайд 7 - пример) С горы бежит поток проворный, В лесу не молкнет птичий гам. Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза» Весна наступает, Снег быстро тает. С.А. Есенин «Наступление весны» Группа выступает с сообщением об обстоятельстве по памятке. Все группы - Запах душистых трав, ласковое дуновение теплого ветерка – Лето так и манит нас в свои края. Картина Исаака Ильича Левитана «Лето» и строки стихотворения Александра Александровича Блока «Летний вечер» пронизаны солнечным светом. Давайте все вместе отправимся в лето и покажем, как хорошо мы знаем все второстепенные члены и назовем их в этом отрывке. ( Слайд 8 - пример) Последние лучи заката Лежат на поле сжатой ржи.
А.А. Блок «Летний вечер» - В начале урока мы с вами отметили, что главные члены предложения – подлежащее и сказуемое – несут главную, смысловую нагрузку предложения, а что же делают второстепенные члены предложения? Что происходит с предложением как только в нем появляется хоть один второстепенный член предложения? ( предложение превращается из нераспространенного в распространенное) Давайте охарактеризуем наше предложение о лете (выполняется синтаксический разбор ) 4. Подведение итога. Итак, давайте подведем итог, посмотрев на ваши памятки. Все ли верно вы записали и запомнили? Проверьте, есть ли в ваших памятках недочеты, ошибки, исправьте их. Какую новую информацию вы узнали для себя о второстепенных членах предложения? ( Слайд 9 - таблица) 5. Творческая работа по маршрутам. Я думаю, что если бы мы на самом деле путешествовали с вами по временам года, вы бы не ограничились одним путешествием и решили бы отправиться еще раз, но уже по другому маршруту. Вот мы сейчас и отправимся дальше каждый по своему маршруту (учащиеся переходят по маршрутам и образуют новые группы) - А теперь представьте себе, что главный редактор одной из наших местных газет узнал о нашем с вами путешествии и решил, что мы можем помочь ему в трудной ситуации, в которой оказалась газета. Нужно срочно написать маленькие статьи в рубрику "Времена года». Вы будете выполнять это задание на карточке с таким же названием.
Задание для 1 группы: 1. Стимул. Если ты успешно выполнишь задание, то поможешь корреспонденту, который не знал ничего о второстепенных членах предложения и научишься сам составлять распространенные предложения. 2. Задачная формулировка. Запиши текст, распространяя его второстепенными членами. Сделай вывод, для чего нужны второстепенные члены предложения в тексте. 3. Задание. Прошло (прил. …..) лето. Наступила (прил. ….) осень. В лиственном лесу деревья (наречие …..) облетели. Только берёзки сохранили (прил. …..) листочки. (Прил. …..) лучи озаряют лес. Природа готовится к (сущ. с предлогом …..). 4. Критерии оценки
Позиции для оценивания Критерии оценки Количество баллов Самооценка
Соответствие предложений теме «Осень» Не соответствует
Не полностью соответствует
Соответствует 0
1-3
4-6 Наличие в предложении членов предложения 2 члена предложения
3-4 члена предложения
5-6 члена предложения 0
1-3
4 -5 9 – 11 баллов – «5» 6 – 8 баллов – «4» 3 – 5 баллов – «3» 0 – 2 балла – «2» 5. Инструмент проверки. Модельный ответ Прошло жаркое лето. Наступила золотая осень. В лиственном лесу деревья давно облетели. Только берёзки сохранили последние листочки. Редкие лучи озаряют потемневший лес. Природа готовится к отдыху.
Задание для 2 группы: 1. Стимул. Если ты успешно выполнишь задание, то поможешь нерадивому корреспонденту, который перепутал времена года и вместо весны написал об осени, а также научишься сам составлять аналогичные тексты. 2. Задачная формулировка. Напиши похожий текст, но только о весне, распространив его второстепенными членами. Определи, зачем нужны второстепенные члены в тексте. 3. Задание
Наступление осени. Солнце светит тускло. Степная дорога подмерзает. Снег слегка покрыл землю белым покрывалом. Дует холодный ветерок. На дорожках блестят льдинки. На деревьях остались последние листочки. Все кругом засыпает. 4. Критерии оценки
Позиции для оценивания Критерии оценки Количество баллов Самооценка
Соответствие предложений теме Не соответствует
Не полностью соответствует
Соответствует 0
1-3
4-6 Наличие в предложении членов предложения 2 члена предложения
3-4 члена предложения
5-6 члена предложения 0
1-3
4 -5 9 – 11 баллов – «5» 6 – 8 баллов – «4» 3 – 5 баллов – «3» 0 – 2 балла – «2» Позиции для оценивания Кол-во баллов Самооценка Соответствие теме 1 Наличие в предложении не менее 10 второстепенных членов предложений 10 5 . Инструмент проверки Модельный ответ
Наступление весны. Солнце светит всё ярче. Степная дорога оттаяла. Снег заметно осел и почернел. Дует тёплый ветерок. На дорожках блестят лужи. На деревьях появляются первые листочки. Всё кругом оживает.
Задание для 3 группы: 1.Стимул. Если ты успешно выполнишь задание, то научишься писать сочинения-описания по данному началу. 2. Задачная формулировка. Напиши мини-сочинение из 6 предложений по данному началу, распространяя предложения второстепенными членами. 3. Задание. Данное начало: Я осторожно шагнул(а) на лесную тропинку …. . 4. Критерии оценки
Позиции для оценивания Критерии оценки Количество баллов Самооценка
Соответствие предложений теме Не соответствует
Не полностью соответствует
Соответствует 0
1-3
4-6 Наличие в предложении не менее 40 слов (главных и второстепенных членов предложения) 10 – 28 слов
29-34 слов
35 – 40 слов
0
1-3
4 -5 9 – 11 баллов – «5» 6 – 8 баллов – «4» 3 – 5 баллов – «3» 0 – 2 балла – «2» 5. Инструмент проверки. Модельный ответ Я осторожно шагнула на лесную тропинку и замерла от восхищения. Под деревьями лежат глубокие чистые сугробы. Тяжелые шапки белого снега покрыли темно-зеленые ветки больших и маленьких елей. Идёшь по зимнему лесу и любуешься, и слушаешь тонкие звуки. Вот где-то застучал по стволу дятел. А вот белка теребит на вершине спелую шишку. Чудесной красотой полон зимний лес!
П. И. Чайковского «Времена года». (Щёлкнуть кнопку на слайде ). Я думаю, вам это поможет. Выступления групп. 7. Подведение итогов - Молодцы, вы хорошо справились со своими заданиями. А теперь давайте сделаем вывод: Вывод: Второстепенные члены не только распространяют главные и второстепенные члены предложения. Они поясняют предмет, уточняют, какой он, расширяют, делают информацию более понятной. Одним словом, делают нашу речь красивой, разнообразной и богатой. И я думаю, что посредством этой работы вы еще больше приблизились к природе и полюбили её. А любить природу - это значит любить Родину ( М. Пришвин) 8. Рефлексия - А теперь давайте подведём итог нашей всей работы. Какое из заданий вам удалось выполнить легко? При выполнении какого задания вы ощутили трудности? - Кто в группе был самым активным? Кто хорошо работал? Кто не успел сегодня пройти весь путь, тот продолжит его на следующих уроках. Все свои мнения и замечания по уроку напишите на стикерах и закрепите их на нашем «Дереве наших ожиданий»: если все понравилось и все понятно – на красных плодах, если не все понятно – на желтых, на зеленых – если ничего не понятно. 9. Домашнее задание - В качестве домашнего задания я предлагаю вам выбрать то, которое вам больше понравится , и с которым вы справитесь. Задания расположены от простого к сложному. (Слайд 12)
1. Стр. 189 упр. 6 (составить предложения и подчеркнуть все члены предложения).
2. Составить предложения, в которых одно и то же слово выступало бы в роли разных членов предложения.
3. Написать эссе «Мне нравятся путешествия по (в)…»- Сегодня вы прочитали отрывки из замечательных стихотворений великих русских поэтов, увидели картины знаменитых русских художников. Они воспевали красоту русской природы, которую мы с вами видим каждый день и часто не замечаем ее красоты. Надеюсь, что бережное и внимательное отношение к природе, ваша любознательность и обращение к творениям настоящих мастеров литературы и живописи помогут вам открыть новое и удивительное в каждом времени года. Спасибо вам за урок! Желаю вам успехов в учебе и в изучении русского языка! Берегите природу и наслаждайтесь красотой каждого времени года!
глагола, гласный, окончание, сказуемое, глагол, фонетический разбор, звук, суффикс, прямое значение, основа слова, прилагательное, грамматическая основа предложения.2
Лето О зиме Осенью Весне
Жаркое Холодным О золотой Долгожданной
Наступило Мерзнуть Падают Дождемся
3
ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ 1. Внимательно прочитайте задания. 2. Выполняя задания, чётко следуйте инструкции 3. Работайте дружно. 4. Уважайте мнение товарищей. 5. Выберите выступающего.
4
Карточка - инструкция №1 1. Прочитайте правило на странице 177. 2. Ответьте на вопросы о дополнении по плану: - Что обозначает? - На какие вопросы отвечает? - Какой частью речи выражено? - Как подчёркивается? 3. Запишите в тетрадь и разберите предложение, найдите определения. Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть! 4. Оформите теоретический материал о дополнении в таблицу (Впишите или наклейте нужные листочки в поля таблицы) 5. Выберите выступающего для передачи материала классу.
Карточка - инструкция №2 1. Прочитайте правило на станице 188. 2. Ответьте на вопросы об определении по плану: - Что обозначает? - На какие вопросы отвечает? - Какой частью речи выражено? - Как подчёркивается? 3. Запишите в тетрадь и разберите предложение, найдите дополнение. Вот морозы затрещали И сковали все пруды. 4. Оформите теоретический материал об определении в таблицу (Впишите или наклейте нужные листочки в поля таблицы) 5. Выберите выступающего для передачи материала классу
Карточка- инструкция №3 1. Прочитайте правило на станице 180. 2. Ответьте на вопросы об обстоятельстве по плану: - Что обозначает? - На какие вопросы отвечает? - Какой частью речи выражено? - Как подчёркивается? 3. Запишите в тетрадь и разберите предложение, найдите обстоятельство. С горы бежит поток проворный, В лесу не молкнет птичий гам. 4. Оформите теоретический материал об обстоятельстве в таблицу (Впишите или наклейте нужные листочки в поля таблицы) 5. Выберите выступающего для передачи материала классу
Таблица «Второстепенные члены предложения»
№ Порядок действий Члены предложений
Дополнение Определение Обстоятельство
1 К какому члену предложения относится К сказуемому К подлежащему или дополнению, обстоятельству К сказуемому
2 Что обозначает
Предмет Признак предмета Место, время, образ действия
3 На какой вопрос отвечает
Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чём? Какой? Какая? Какое? Какие? Чей? Чья? Чьё? Чьи? Где? Куда? Откуда? Когда? Как?
4 Какой частью речи выраженСуществительным, местоимением Прилагательным Существительным, наречием
5
Как подчёркивается _ _ _ _ _ _ _ _ 74585106981 _ . _ . _ . _ . _ . _
Таблица «Второстепенные члены предложения»
№ Порядок действий Члены предложений
Дополнение Определение Обстоятельство
1 К какому члену предложения относится К сказуемому К подлежащему или дополнению, обстоятельству К сказуемому
2 Что обозначает
Предмет Признак предмета Место, время, образ действия
3 На какой вопрос отвечает
Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чём? Какой? Какая? Какое? Какие? Чей? Чья? Чьё? Чьи? Где? Куда? Откуда? Когда? Как?
4 Какой частью речи выраженСуществительным, местоимением Прилагательным Существительным, наречием
5
Как подчёркивается _ _ _ _ _ _ _ _ 74585106981 _ . _ . _ . _ . _ . _
7
Задание для 1 группы: Алгоритм выступления группы. 1. Прочитайте задание. (Записать текст, распространив предложения второстепенными членами.) 2. Прочитайте исходный текст. 3. Вывод: прочитайте получившийся текст и сравните с исходным. Определите, зачем нужны второстепенные члены в тексте. 4. Сравните получившийся текст с модельным ответом. Оцените свою работу. 1. Стимул. Если ты успешно выполнишь задание, то поможешь корреспонденту, который не знал ничего о второстепенных членах предложения и научишься сам составлять распространенные предложения. 2. Задачная формулировка. Запиши текст, распространяя его второстепенными членами. Сделай вывод, для чего нужны второстепенные члены предложения в тексте. 3. Задание. Прошло (прил. …..) лето. Наступила (прил. ….) осень. В (прил. …..) лесу деревья (наречие …..) облетели. Только берёзки сохранили ( прил. …..) листочки. (Прил. …..) лучи озаряют (прил. ……) лес. Природа готовится (сущ. с предлогом ……). 5. Критерии оценки
Позиции для оценивания Критерии оценки Количество баллов Самооценка
Соответствие предложений теме «Осень» Не соответствует
Не полностью соответствует
Соответствует 0
1-3
4-6 Наличие в предложении членов предложения 2 члена предложения
3-4 члена предложения
5-6 члена предложения 0
1-3
4 -5 9 – 11 баллов – «5» 6 – 8 баллов – «4» 3 – 5 баллов – «3» 0 – 2 балла – «2» 4. Инструмент проверки
Модельный ответ Прошло жаркое лето. Наступила золотая осень. В лиственном лесу деревья давно облетели. Только берёзки сохранили последние листочки. Редкие лучи озаряют потемневший лес. Природа готовится к отдыху. Задание для 2 группы: Алгоритм выступления группы. 1. Прочитайте задание. (Записать текст, распространив предложения второстепенными членами.) 2. Прочитайте исходный текст. 3. Вывод: прочитайте получившийся текст и сравните с исходным. Определите, зачем нужны второстепенные члены в тексте. 4. Сравните получившийся текст с модельным ответом. Оцените свою работу. Коз №2 1. Стимул. Если ты успешно выполнишь задание, то поможешь нерадивому корреспонденту, который перепутал времена года и вместо осени написал о весне. 2. Задание Наступление весны. Солнце светит всё ярче. Степная дорога оттаяла. Снег заметно осел и почернел. Дует тёплый ветерок. На дорожках блестят лужи. На деревьях появляются первые листочки. Всё кругом оживает. 3. Задачная формулировка. Написать похожий текст, но только об осени, распространив его второстепенными членами. Определить, зачем нужны второстепенные члены в тексте. 5. Критерии оценки
Позиции для оценивания Критерии оценки Количество баллов Самооценка
Соответствие предложений теме Не соответствует
Не полностью соответствует
Соответствует 0
1-3
4-6 Наличие в предложении членов предложения 2 члена предложения
3-4 члена предложения
5-6 члена предложения 0
1-3
4 -5 9 – 11 баллов – «5» 6 – 8 баллов – «4» 3 – 5 баллов – «3» 0 – 2 балла – «2» 4. Инструмент проверки
Модельный ответ Наступление осени. Солнце светит все тусклее. Степная дорога подмерзает. Снег слегка покрыл землю белым покрывалом. Дует холодный ветерок. На дорожках блестят льдинки. На деревьях остались последние листочки. Все кругом засыпает. Задание для 3 группы: Алгоритм выступления группы. 1. Прочитайте задание. (Написать текст, распространив предложения второстепенными членами.) 2. Прочитайте получившийся текст. 3. Сравните получившийся текст с модельным ответом. Оцените свою работу. 4. Определите, зачем нужны второстепенные члены в тексте.
1. Стимул. Если ты успешно выполнишь задание, то научишься писать сочинения-описания по данному началу. (Корреспондент написал лишь одно предложение: Я осторожно шагнул(а) на лесную тропинку…) 2. Задачная формулировка. Напиши мини-сочинение на тему «Волшебница-осень» из 6 предложений по данному началу, распространяя предложения второстепенными членами. В этом тебе поможет картина. 3. Задание. Данное начало: Я осторожно шагнул(а) на лесную тропинку… 5. Критерии оценки
Позиции для оценивания Критерии оценки Количество баллов Самооценка
Соответствие предложений теме Не соответствует
Не полностью соответствует
Соответствует 0
1-3
4-6 Наличие в предложении не менее 40 слов (главных и второстепенных членов предложения) 10 – 28 слов
29-34 слов
35 – 40 слов
0
1-3
4 -5 9 – 11 баллов – «5» 6 – 8 баллов – «4» 3 – 5 баллов – «3» 0 – 2 балла – «2» 4. Инструмент проверки
Модельный ответ Я шагнула на усыпанную листьями тропинку и замерла от восхищения. Меня обступали разноцветные деревья, словно раскрашенные волшебницей-осенью. Вот золотоволосая красавица берёзка, изящная, стройная в своём чёрно- белом сарафане. Над ней шелестит своими могучими ветвями дуб. Ярко-зелёная ель раскинула мягкие пушистые лапы. Под ними так и хочется спрятаться. Осенний лес удивительно прекрасен!
Приставка, согласный, переносное значение, подлежащее, корень, имя существительное, синонимы, предложение, антонимы, шипящий, падеж, однозначные слова, главные члены, время глагола, гласный, окончание, сказуемое, глагол, фонетический разбор, звук, суффикс, прямое значение, основа слова, прилагательное, грамматическая основа предложения.Приставка, согласный, переносное значение, подлежащее, корень, имя существительное, синонимы, предложение, антонимы, шипящий, падеж, однозначные слова, главные члены, время глагола, гласный, окончание, сказуемое, глагол, фонетический разбор, звук, суффикс, прямое значение, основа слова, прилагательное, грамматическая основа предложения.Приставка, согласный, переносное значение, подлежащее, корень, имя существительное, синонимы, предложение, антонимы, шипящий, падеж, однозначные слова, главные члены, время глагола, гласный, окончание, сказуемое, глагол, фонетический разбор, звук, суффикс, прямое значение, основа слова, прилагательное, грамматическая основа предложения.Приставка, согласный, переносное значение, подлежащее, корень, имя существительное, синонимы, предложение, антонимы, шипящий, падеж, однозначные слова, главные члены, время глагола, гласный, окончание, сказуемое, глагол, фонетический разбор, звук, суффикс, прямое значение, основа слова, прилагательное, грамматическая основа предложения.Приставка, согласный, переносное значение, подлежащее, корень, имя существительное, синонимы, предложение, антонимы, шипящий, падеж, однозначные слова, главные члены, время глагола, гласный, окончание, сказуемое, глагол, фонетический разбор, звук, суффикс, прямое значение, основа слова, прилагательное, грамматическая основа предложения.Приставка, согласный, переносное значение, подлежащее, корень, имя существительное, синонимы, предложение, антонимы, шипящий, падеж, однозначные слова, главные члены, время глагола, гласный, окончание, сказуемое, глагол, фонетический разбор, звук, суффикс, прямое значение, основа слова, прилагательное, грамматическая основа предложения.Лето Зима Осень
Весна Жаркий Холодный
Золотой Долгожданный Наступил
Мерзнуть Падают Дождемся
ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ 1. Внимательно прочитайте задания. 2. Выполняя задания, чётко следуйте инструкции 3. Работайте дружно. 4. Уважайте мнение товарищей. 5. Выберите выступающего.
ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ 1. Внимательно прочитайте задания. 2. Выполняя задания, чётко следуйте инструкции 3. Работайте дружно. 4. Уважайте мнение товарищей. 5. Выберите выступающего.
Карточка - инструкция №1 1. Прочитайте правило на странице 177. 2. Ответьте на вопросы о дополнении по плану: - Что обозначает? - На какие вопросы отвечает? - Какой частью речи выражено? - Как подчёркивается? 3. Запишите в тетрадь и разберите предложение, найдите определения. Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть! 4. Оформите теоретический материал о дополнении в таблицу (Впишите или наклейте нужные листочки в поля таблицы) 5. Выберите выступающего для передачи материала классу.
Карточка - инструкция №2 1. Прочитайте правило на станице 188. 2. Ответьте на вопросы об определении по плану: - Что обозначает? - На какие вопросы отвечает? - Какой частью речи выражено? - Как подчёркивается? 3. Запишите в тетрадь и разберите предложение, найдите дополнение. Вот морозы затрещали И сковали все пруды. 4. Оформите теоретический материал об определении в таблицу (Впишите или наклейте нужные листочки в поля таблицы) 5. Выберите выступающего для передачи материала классу
Карточка - инструкция №2 1. Прочитайте правило на станице 188. 2. Ответьте на вопросы об определении по плану: - Что обозначает? - На какие вопросы отвечает? - Какой частью речи выражено? - Как подчёркивается? 3. Запишите в тетрадь и разберите предложение, найдите дополнение. Вот морозы затрещали И сковали все пруды. 4. Оформите теоретический материал об определении в таблицу (Впишите или наклейте нужные листочки в поля таблицы) 5. Выберите выступающего для передачи материала классу
Карточка- инструкция №3 1. Прочитайте правило на станице 180. 2. Ответьте на вопросы об обстоятельстве по плану: - Что обозначает? - На какие вопросы отвечает? - Какой частью речи выражено? - Как подчёркивается? 3. Запишите в тетрадь и разберите предложение, найдите обстоятельство. С горы бежит поток проворный, В лесу не молкнет птичий гам. 4. Оформите теоретический материал об обстоятельстве в таблицу (Впишите или наклейте нужные листочки в поля таблицы) 5. Выберите выступающего для передачи материала классу
Карточка- инструкция №3
1. Прочитайте правило на станице 180. 2. Ответьте на вопросы об обстоятельстве по плану: - Что обозначает? - На какие вопросы отвечает? - Какой частью речи выражено? - Как подчёркивается? 3. Запишите в тетрадь и разберите предложение, найдите обстоятельство. С горы бежит поток проворный, В лесу не молкнет птичий гам. 4. Оформите теоретический материал об обстоятельстве в таблицу (Впишите или наклейте нужные листочки в поля таблицы) 5. Выберите выступающего для передачи материала классу
Таблица «Второстепенные члены предложения»
№ Порядок действий Члены предложений
Дополнение Определение Обстоятельство
1 К какому члену предложения относится К сказуемому К подлежащему или дополнению, обстоятельству К сказуемому
2 Что обозначает
Предмет Признак предмета Место, время, образ действия
3 На какой вопрос отвечает
Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чём? Какой? Какая? Какое? Какие? Чей? Чья? Чьё? Чьи? Где? Куда? Откуда? Когда? Как?
4 Какой частью речи выраженСуществительным, местоимением Прилагательным Существительным, наречием
5
Как подчёркивается _ _ _ _ _ _ _ _ 74585106981 _ . _ . _ . _ . _ . _
Таблица «Второстепенные члены предложения»
№ Порядок действий Члены предложений
Дополнение Определение Обстоятельство
1 К какому члену предложения относится
2 Что обозначает
3 На какой вопрос отвечает
4 Какой частью речи выражен5
Как подчёркивается Задание для 1 группы: Алгоритм выступления группы. 1. Прочитайте задание. (Записать текст, распространив предложения второстепенными членами.) 2. Прочитайте исходный текст. 3. Вывод: прочитайте получившийся текст и сравните с исходным. Определите, зачем нужны второстепенные члены в тексте. 4. Сравните получившийся текст с модельным ответом. Оцените свою работу. 1. Стимул. Если ты успешно выполнишь задание, то поможешь корреспонденту, который не знал ничего о второстепенных членах предложения и научишься сам составлять распространенные предложения. 2. Задачная формулировка. Запиши текст, распространяя его второстепенными членами. Сделай вывод, для чего нужны второстепенные члены предложения в тексте. 3. Задание. Прошло (прил. …..) лето. Наступила (прил. ….) осень. В (прил. …..) лесу деревья (наречие …..) облетели. Только берёзки сохранили ( прил. …..) листочки. (Прил. …..) лучи озаряют (прил. ……) лес. Природа готовится (сущ. с предлогом ……). 5. Критерии оценки
Позиции для оценивания Критерии оценки Количество баллов Самооценка
Соответствие предложений теме «Осень» Не соответствует
Не полностью соответствует
Соответствует 0
1-3
4-6 Наличие в предложении членов предложения 2 члена предложения
3-4 члена предложения
5-6 члена предложения 0
1-3
4 -5 9 – 11 баллов – «5» 6 – 8 баллов – «4» 3 – 5 баллов – «3» 0 – 2 балла – «2» Задание для 2 группы: Алгоритм выступления группы. 1. Прочитайте задание. (Записать текст, распространив предложения второстепенными членами.) 2. Прочитайте исходный текст. 3. Вывод: прочитайте получившийся текст и сравните с исходным. Определите, зачем нужны второстепенные члены в тексте. 4. Сравните получившийся текст с модельным ответом. Оцените свою работу. 1. Стимул. Если ты успешно выполнишь задание, то поможешь нерадивому корреспонденту, который перепутал времена года и вместо осени написал о весне. 2. Задание Наступление весныСолнце светит всё ярче. Степная дорога оттаяла. Снег заметно осел и почернел. Дует тёплый ветерок. На дорожках блестят лужи. На деревьях появляются первые листочки. Всё кругом оживает. 3. Задачная формулировка. Написать похожий текст, но только об осени, распространив его второстепенными членами. Определить, зачем нужны второстепенные члены в тексте. 5. Критерии оценки
Позиции для оценивания Критерии оценки Количество баллов Самооценка
Соответствие предложений теме Не соответствует
Не полностью соответствует
Соответствует 0
1-3
4-6 Наличие в предложении членов предложения 2 члена предложения
3-4 члена предложения
5-6 члена предложения 0
1-3
4 -5 9 – 11 баллов – «5» 6 – 8 баллов – «4» 3 – 5 баллов – «3» 0 – 2 балла – «2» Задание для 3 группы: Алгоритм выступления группы. 1. Прочитайте задание. (Написать текст, распространив предложения второстепенными членами.) 2. Прочитайте получившийся текст. 3. Сравните получившийся текст с модельным ответом. Оцените свою работу. 4. Определите, зачем нужны второстепенные члены в тексте.
1. Стимул. Если ты успешно выполнишь задание, то научишься писать сочинения-описания по данному началу. (Корреспондент написал лишь одно предложение: Я осторожно шагнул(а) на лесную тропинку…) 2. Задачная формулировка. Напиши мини-сочинение на тему «Волшебница-осень» из 6 предложений по данному началу, распространяя предложения второстепенными членами. В этом тебе поможет картина. 3. Задание. Данное начало: Я осторожно шагнул(а) на лесную тропинку… 5. Критерии оценки
Позиции для оценивания Критерии оценки Количество баллов Самооценка
Соответствие предложений теме Не соответствует
Не полностью соответствует
Соответствует 0
1-3
4-6 Наличие в тексте не менее 40 слов (главных и второстепенных членов предложения) 10 – 28 слов
29-34 слов
35 – 40 слов
0
1-3
4 -5 9 – 11 баллов – «5» 6 – 8 баллов – «4» 3 – 5 баллов – «3» 0 – 2 балла – «2»
Задание для 2 группы: 1. Стимул. Если ты успешно выполнишь задание, то поможешь нерадивому корреспонденту, который перепутал времена года и вместо весны написал об осени, а также научишься сам составлять аналогичные тексты. 2. Задачная формулировка. Напиши похожий текст, но только о весне, распространив его второстепенными членами. Определи, зачем нужны второстепенные члены в тексте. 3. Задание
Наступление осени. Солнце светит тускло. Степная дорога подмерзает. Снег слегка покрыл землю белым покрывалом. Дует холодный ветерок. На дорожках блестят льдинки. На деревьях остались последние листочки. Все кругом засыпает. 4. Критерии оценки
Позиции для оценивания Критерии оценки Количество баллов Самооценка
Соответствие предложений теме Не соответствует
Не полностью соответствует
Соответствует 0
1-3
4-6 Наличие в предложении членов предложения 2 члена предложения
3-4 члена предложения
5-6 члена предложения 0
1-3
4 -5 9 – 11 баллов – «5» 6 – 8 баллов – «4» 3 – 5 баллов – «3» 0 – 2 балла – «2»