технологическая карта урока музыки в 7 классе. Франц Шуберт Баллада Лесной царь
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
УРОКА МУЗЫКИ В 7 КЛАССЕ.
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
ПРЕДМЕТ МУЗЫКА
Тема урока: Франц Шуберт . Баллада «Лесной царь» .Драматический образ.
Цель урока: Научатся наблюдать за развитием музыкального образа в разных видах искусства.
ЗАДАЧИ:
Вызвать эмоциональный отклик на музыку Франца Шуберт, подвести к осознанию темы
Познакомить с вокальным жанром балладой.
Прочитать по ролям балладу «Лесной царь»
Сделать анализ баллады «Лесной царь»
Совершить «прогулку» по картинной галерее. Сравнить живописные полотна разных художников с образом»Лесного царя»Провести проверку полученных образовательных результатов через активные виды творчества.
Провести рефлексию ,подвести итог урока.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные Метапредметные Личностные
Знания понятия «музыкальный образ»Определение выразительных средств в произведениях искусств. Получат опыт продуктивного сотрудничества со сверстниками при решении творческих задач в результате анализа ,синтеза, сравнения, обобщения .Умеют структурировать знания, заполняя таблицы. Приобретут целостный ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии культур разных художников. Получат осознанное значение выразительных средств в создании драматического образа. Сформированность собственной точки зрения к изучаемым произведениям искусства.
Формирование певческих умений Ноутбук ,мультимедийный проектор, презентация DVD Использование системы мультивидео, иллюстрации картин, презентацияDVD/
Методическое назначение средств ИКТ Использование презентации как наглядности.
Образовательные интернет- ресурсы Metod – Kopilka; Uchportal; Zavuch.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
1 этап Ход урока
Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов Создание проблемной ситуации Здравствуйте, ребята!
-Знаком ли вам образ композитора ,которого вы видите на портрете?
-Да,это австрийский композитор ФРАНЦ ШУБЕРТ.
Мы уже знакомились с творчеством Шуберта, а сегодня я хочу, тобы ваши знания стали более углубленными вы также как я полюбили музыку этого композитора.
Как вы уже поняли из моего предисловия, мы наш урок посвятим творчеству этого гениального композитора и познакомимся с одним из лучших произведений балладой «ЛЕСНОЙ ЦАРЬ»
-Ф. Шуберт прожил очень короткую жизнь. Как яркая комета пронёсся он на романтическом небосклоне. Оставив после себя огромное количество произведений: только песен им было написано более 600. В 37 толстых папок поместились его симфонии, вокальные циклы, фортепианные пьесы.
Это был один из первых композиторов-романтиков.
Давайте вспомним самое известное и любимое его произведение «АВЕ МАРИЯ».
-Исполняем (На экране видео-караоке)
-Молодцы. Вы постарались спеть эту песнь проникновенно. На последующих уроках мы продолжим разучивание «АВЕ МАРИИ».
А сейчас давайте ответим на вопрос: каким человеком был Ф.Шуберт, если он смог создать такие прекрасные лирические произведения?
- Ответить на это урок вы сможете после самостоятельного ознакомления с биографией композитора, я раздам на каждую парту печатный текст и вопросы, на которые вы ответите.
-Выполнение задания по партам. Каждая пара читает биографию и отвечает на 3-4 вопроса, которые раздаются учителем на отдельных листочках с вариантом биографии.
- слайд3
Вопросы для проверки выполнения работы.
1.кто такой Ф.Шуберт?
2.когда и где родился Шуберт?
3. Кем были родители Шуберта?
4.ГдеШуберт получил образование?
5.Во сколько лет Шуберта приняли в придворную капеллу?
6.Во сколько лет Шуберт начал сочинять?
7.Какие произведения получили наибольшую известность
8.сколько песен написал Шуберт?
9.Какую роль в пенях Шуберта играет фортепианное сопровождение?
10.Какой певец начал пропагандировать творчество при жизни Шуберта?
11.КАКИМ человеком был Шуберт?
12. Как назывались музыкальные встречи Шуберта с друзьями?
13.Кокого композитора боготворил Шуберт?
14.Представителем какого направления был Шуберт?
15.Когда к Шуберту пришёл настоящий успех?
16.Сколько лет прожил Шуберт?
Учитель называет порядковый номер и задаёт вопросы.
Каждый ученик по порядку отвечают на свой вопрос, из ответов выстраивается биография Шуберта. Все ответы появляются на слайде.
Длительность этапа Основной вид учебной деятельности учащихся, направленный на формирование данного образовательного результата. Познавательные УУД: анализирование, обобщение, высказывание точки зрения. Коммуникативные
Тестирование..Форма организации деятельности учащихся.
Средства ИКТ. Фронтальная. Групповая. Индивидуальная. Функции/роль, основные виды деятельности учителя на данном этапе. Смыслообразующий диалог. Создание проблемной ситуации. Методы обучения, приёмы, техники. Метод активизации.
Метод наглядный.
Метод взаимоконтроля.
Исполнительский метод.
Проблемно-поисковый.
Метод словесный.
Метод тестирования.
Приёмы:
-Обьяснение.
Практические задания
Проблемные ситуации.
Анализ и синтез.
ЭТАП 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала.
Организация обратной связи. Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов Система вопросов для актуализации знаний ребят. Осмысление учебной задачи. -Главное место в творчестве занимал жанр песни, который он поднял на высокий уровень. Песня Шуберта-это всегда живая сцена, драматическая картина, в которой раскрываются наитончайшие оттенки человеческих чувств.
-Ф. Шуберта зачаровала поэзия Гёте. Она волновала, пленяла фантазию, ум, душу молодого композитора. Свыше 70 песен написано Шубертом на слова великого немецкого поэта.
Балладу «Лесной царь» Шуберт сочинил, когда ему было 18 лет.
Вот как описывает рождение этой песни один из друзей Шуберта:
Мы застали Шуберта в совершенно разгорячённом состоянии, громко читавшим по книжке «ЛЕСНОГО ЦАРЯ» .Он прошёлся с книжкой взад и вперёд по комнате, внезапно сел, и в самое короткое время баллада появилась на бумаге… В тот же вечер «Лесной царь» был исполнен и принят с восторгом.»
- Чем взволновала Шуберта поэзия ГЁТЕ?
-Что увидел и услышал композитор в балладе «Лесной царь?» Что почувствовал?
-Читаем по ролям стихи Гёте. Четверо обучающихся читают выразительно
-Композитор Шуберт увидел трагедию, почувствовал боль и крик человеческой души.
Если бы вы были композиторами,какие мелодии сочинили бы для персонажей баллады? Мелодия какого героя будет самой красивой?Почему?
Давайте послушаембалладу «Лесной царь» и сравним «ВАШУ МУЗЫКУ» С КОМПОЗИТОРСКОЙ.
УЧИТЕЛЬ :Охарактеризуйте темы. Интонации героев.У кого они меняются, а у кого остаются неизменными? (рассказчик-взволнованный; отец-встревоженный; сын- безумно испуганный, задыхающийся.Лесной царь-сладостно-завлекательный.
Какое развитие в этом произведении? Усиливается ли напряжение?
УЧИТЕЛЬ:
Развитие динамическое. Напряжение усиливается к концу произведения;
Что вы услышали в аккомпанементе? Можно ли это увидеть?
-Музыка выразительная или изобразительная? (И выразительная и изобразительная).--Особую роль в песнях Шуберта исполняет фортепиано. Оно наполняет песню новыми красками, помогает глубже раскрыть её содержание.
УЧИТЕЛЬ :Как композитору удалось создать единый драматически взволнованный образ, фантастическую картину?
Включаю фрагмент баллады.
-А что обозначает слово баллада?
ЗАПОЛНЯЕМ ТАБЛИЦУ.
Я ЗНАЮ, что баллада ЭТО- Я УЗНАЛ(А), что баллада это-
Работаем в парах. После составления таблицы ребята меняются работами, проверяют их и самостоятельно ставят оценки друг другу.
-подводим итог проделанной работе.
-Баллада-это один из жанров народного творчества.
Баллада-это повествование, но в нём обязательно должны присутствовать элементы фантастики.
УЧИТЕЛЬ:
А в музыке вокальная баллада-это песня, которая имеет свободное развитие. Сюжет баллады остро динамичный, в нём переплетаются реальность и фантастика, эпос и лирика.
Что сближает великую поэзию И.Гёте с музыкой Ф Шуберта?
-Ребята находят правильные ответы.
-Сближает драматический образ.
-как видите, определение музыкального жанра и образы мало чем отличается от определения литературного.
Длительность этапа Основной вид учебной деятельности учащихся, направленный на формирование данного образовательного результата. Сопоставление выразительных средств. Форма организации деятельности учащихся. Средства ИКТ. Индивидуальная.
Фронтальная. Функции/роль, основные виды деятельности учителя на данном этапе. Организует разные виды деятельности: обсуждение.
Составление таблицы. Методы обучения, приёмы, техники. МЕТОДЫ:
-словесный;
-Пробремно-поисковый-устного контроля;
Взаимоконтроля;
Работы с учебником;
-наглядный
-метод создания художественного контекста;
Репродуктивный;
Моделирование музыки.
ПРИЁМЫ обучения:
-практические задания;
-анализ и синтез;
Сравнение и сопоставление.
Рефлексия. ЭТАП 3. Практикум Ход урока
Длительность этапа Основной вид учебной деятельности учащихся, направленный на формирование данного образовательного результата. Практический.
Форма организации деятельности учащихся. Средства ИКТ. Фронтальная;
Индивидуальная.
Компьютор.
Функции/роль, основные виды деятельности учителя на данном этапе. Активизирует и направляет деятельность учащихся.
Методы обучения, приёмы, техники. Метод погружения;
Метод размышления;
Метод активизации;
Опрос;
ЭТАП 4. Проверка полученных результатов.
КОРРЕКЦИЯ. Ход урока
Длительность этапа
Виды деятельности учащихся для проверки полученных образовательных результатов. Регулятивные -оценка осознания того ,что усвоено. Осознание качества и уровня знаний. Средства ИКТ для реализации видов учебной деятельности. Музыкальный центр, видео, компьютер.
Учебник;
Дидактический материал;
MP-3 -запись;
Презентация урока.
Методы контроля Инсерт- что нового узнали?
Сравнительная таблица;
Анализирование.
Способы коррекции Индивидуальный опрос.
Форма организации деятельности учащихся Парно-групповые;
Индивидуальные;
Коллективные.
Функции/роль, основные виды деятельности учителя на данном этапе. Учитель использует метод, побуждающий самостоятельно рассуждать;
Метод погружения;
Самостоятельной работы;
Наглядный; практический.
ЭТАП 5. Подведение итогов, домашнее задание. Ход урока