Сценарий урока музыки в 6 классе на тему Старинной песни мир. Баллада Лесной царь

Старинный песни мир. Баллада «Лесной царь».
Урок в 6 классе.
«Одна красота должна вдохновлять человека в течение
всей жизни, но сияние этого вдохновения должно
освещать все остальное!»
Ф. Шуберт
Вход в класс без звучания музыки.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас на уроке новая музыка. Это – песня. Распространение песенного жанра в Европе в значительной степени способствовало творчество композитора уже нам знакомого. Пусть его имя нам подскажет музыка. (Викторина по произведениям Ф.Шуберта: песня «Серенада», «Аве Мария», «Форель», «Форелен - квинтет». Песню «Баркарола», исполняем).
Дети: Это Ф. Шуберт. (Появляется в эпиграфе имя Ф. Шуберта).
Учитель: Правильно. Песни, которые мы с вами вспомнили, показывают, что это новый тип песен. В них представлены целые сцены с определенным сюжетом, в которых аккомпанемент как бы комментирует, а иногда и иллюстрирует смысл слов.
Прежде чем прозвучит вся новая песня Ф. Шуберта, послушайте тему вступления. (Играет на фортепиано.) Какое чувство вызывает эта тема? Какой образ?
Дети: Тревоги, страха, ожидания чего-то жуткого, непредвиденного.
Учительница играет снова, делая акцент на трех звуках: ре – си бемоль – соль, играя эти звуки плавно, связно.
Учитель: Что-нибудь изменилось?
Дети: Все сразу изменилось, исчезли настороженность и ожидание.
Учитель: Хорошо, ребята, а теперь я сыграю все вступление. Появится ли что-то новое в ощущении образа? (Звучит все вступление к балладе в исполнении учителя.)
Дети: Усиливается тревога, напряжение, наверное, здесь рассказывается о чем-то страшном, а повторяющиеся звуки в правой руке – это как бы изображение погони.
Учитель: Пришло время послушать песню Ф. Шуберта целиком. ( О названии произведения не говорится, хотя песня звучит на немецком языке.) Ребята, проследите за развитием образа. (Звучит фонограмма.)
Учитель: Песня построена на развитии только образа вступления, уже знакомого нам?
Дети: Нет, разные интонации.
Учитель: Чем отличаются интонации каждого действующего лица?
Учитель исполняет на фортепиано второе обращение ребенка к отцу (интонации просьбы, жалобы), ответ отца и тему лесного царя.
Дети: Первый образ светлый, испуганный, жалобный. Второй успокаивающий, ласковый. Третий – манящий, зовущий, ласковый.
Учитель: А что объединяет эти интонации?
Дети: Пульсация, которая пришла из вступления, как бы рассказ о чем-то.
Учитель: Что изображает непрерывное движение, и какое ощущение это создает?
Дети: Быстрая погоня, скачка.
Учитель: От чьего имени ведется рассказ? Какова эмоциональная окраска речи автора?
Дети:
Учитель: А вы думаете, чем заканчивается рассказ, когда только это непрерывное движение останавливается?
Дети: Произошло что-то страшное, быть может, даже смерть, как оборвалось что-то.
Учитель: (Играет заключительные аккорды произведения). Сколько было исполнителей?
Дети: Два – певец и пианист.
Учитель: Есть здесь ведущий в этом дуэте?
Дети: Нет главных и второстепенных, они одинаково важны.
Учитель: Сколько певцов?
Ребята затрудняются с ответом.
Учитель: А почему я вам задала этот вопрос?
Дети: Потому что в музыке мы слышим несколько действующих лиц, певец был один за всех.
Учитель: Как называется певческий голос?
Дети: отвечают, выясняем.
Учитель: Ф. Шуберту было всего 18 лет, когда он написал эту песню. Вот как описывает рождение этой песни один из друзей Шуберта: «Мы застали Шуберта в совершенно разгоряченном состоянии, громко читавшим по книжке «Лесного царя» Гете. Он прошелся книжкой несколько раз взад и вперед по комнате, внезапно сел, - в самое короткое время баллада появилась на бумаге» Ребята, значит это не просто песня, а новый жанр – баллада. Найдите в учебнике на стр. 42 определение жанра баллады.
Дети: находят определение баллады.
Учитель: Давайте послушаем русский перевод Жуковского этой баллады.
Кто скачет, кто мчится под хладной мглой?
Ездок запоздалый, с ним сын молодой.
К отцу, весь, издрогнув, малютка приник,
Обняв его, держит и греет старик.
Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?
Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул,
Он в темной короне, с густой бородой.
О нет, то белеет туман над водой.
«Дитя, оглянися: младенец, ко мне,
Веселого много в моей стороне:
Цветы бирюзовы, жемчужны струи;
Из золота слиты чертоги мои».
- Родимый, лесной царь со мной говорит,
Он золото, перлы и радость сулит!
О нет, мой младенец, ослышался ты:
То ветер, проснувшись, колыхнул листы!
«Ко мне мой младенец; в дуброве моей
Узнаешь прекрасных моих дочерей.
При месяце будут играть и летать,
Играя, летая тебя усыплять».
-Родимый, лесной царь созвал дочерей.
Мне, вижу, кивают из темных ветвей.
- О нет, все спокойно в ночной глубине:
То ветлы седые стоят в стороне.
«Дитя, я пленился твоей красотой:
Неволей иль, волей, а будешь ты мой»
- Родимый, лесной царь нас хочет догнать;
Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать.
Ездок оробелый, не скачет – летит,
Младенец тоскует, младенец кричит;
Ездок погоняет, ездок доскакал
В руках его мертвым младенец лежал.
Затем, уже без пояснений, музыка «Лесного царя» звучит в классе второй раз. Во время слушания учитель жестами, мимикой как бы следует за перевоплощениями исполнителя, обращая внимание ребят на интонации, их образность.
После второго прослушивания музыки начинается разучивание с ребятами начала баллады с опорой на нотную запись интонаций ребенка, отца, лесного царя на странице 44.
Детям предлагается вспомнить интонации вступления для более точного исполнения. («Вы же знаете конец баллады, вот и исполните так, чтобы убедить слушателей в происходящем»).
Дети: Да, чтобы выразительно получилось, нужно просто встать на место этого персонажа, героя.
Учитель: Вот почему любители музыки ходят слушать различных исполнителей.
После разучивания баллады учитель обращает внимание учеников на репродукции картин, на которых изображены четыре пейзажа: М. Воробьев. Дуб, раздробленный молнией, К. Богаевский. Классический пейзаж, К. Коро. Порыв ветра, И.А. Кох. Горный пейзаж.
Учитель: Как вы думаете, на фоне, какого из предлагаемых вам пейзажей могло происходить действие баллады? Какая из них наиболее созвучна балладе Ф. Шуберта?
Дети выбирают первую или третью, объясняя это ее колоритом.
Учитель: А теперь найдите пейзажи, на которых изображена тихая спокойная ночь, белеющий над водой туман и тихий, проснувшийся ветерок. Дети выбирают первую и четвертую. Учитель читает описание пейзажа из баллады Гете: «Все спокойно в ночной тишине, то ветлы седые стоят в стороне».
Дети выражают полное недоумение.
Учитель: Удивлены? Вы, наверное, думаете, что плохо поняли текст. Нет, это даже хорошо, так как поэт и композитор создали образ, который захватил нас в процессе слушания, и мы не замечали деталей. Произведение захватило нас целиком. Ведь и в жизни мы все воспринимаем через свои ощущения: хорошо нам и все вокруг хорошо, и наоборот. И картину вы выбрали ту, которая по своему образу наиболее близка музыке. Хотя эта трагедия могла разыграться и в ясный день, вы верно почувствовали. Вспомните тему урока: Старинный песни мир. Это слова из стихотворения Осипа Мандельштама и вот как почувствовал эту музыку поэт:
Старинной песни мир, коричневый, зеленый,
Но только вечно молодой,
Где соловьиных лип рокочущие кроны
С безумной яростью качает царь лесной.
Поэт выбирает тот же пейзаж, который выбрали мы с вами. Франц Шуберт умер 19 ноября 1828 года. Через год и семь месяцев после смерти Бетховена. По желанию Шуберта его похоронили в Вене на Верингском кладбище, рядом с Бетховеном, который говорил о песнях Шуберта: «Воистину искра божья в этом Шуберте».
Учитель: Как вы думаете, почему на его надгробии была высечена надпись:
Здесь музыка похоронила
Не только богатое сокровище
Но и несметные надежды.
Здесь лежит Франц. Шуберт.
Ответы ребят.
Учитель: Шуберт прожил всего 31 год Его идеал – светлые, добрые чувства простого человека. Этого очень не хватает в нашей жизни. Вспомните эпиграф нашего урока. Слова эти принадлежат Шуберту. Прав ли композитор когда говорил: «Одна красота должна вдохновлять человека в течение всей жизни, но сияние этого вдохновения должно освещать все остальное!». Как вы понимаете эти слова?
Дети: ответы
Учитель: Шуберт был убежден, что его задача – воплотить в музыке остро ощущаемую им красоту жизни, раскрыть людям ее светлые и темные стороны, помочь им прочувствовать радость и печаль бытия. С легкостью мастера и тонкостью живописца изображал природу, используя средства музыкальной выразительности (аккомпанемент, мелодию, ритм).
Представьте, что вам 18 лет, вас зовут Ф. Шуберт, вы впервые читаете стихотворение:
Лучи так ярко грели, вода ясна, тепла.
Причудницы-форели в ней мчатся, как стрела.
Я сел на берег зыбкий и в сладком забытьи
Следил за резвой рыбкой, купавшейся в ручье.
Учитель: Что бы вы сделали на месте композитора?
Дети: Сочинили песню.
Учитель :О какой песне идет речь?
Дети: «Форель»
Учитель: Скажите, какой характер этой песни?
Дети: Задорный, танцевальный.
Учитель: Что изображает аккомпанемент?
Дети: Игривые всплески.
Учитель: Давайте представим, что мы видим насвистывающего эту мелодию подростка, упивающегося свободой, свежестью летнего утра, блеском солнца в игривой воде. Попробуем это выразить в пении?
( Исполняем «Форель»)
Учитель: Ребята, пусть же музыка Шуберта навсегда останется источником всего прекрасного, волнующего, облагораживающего душу и сердце.
( Звучит «Ave, Maria»)

15