Урок по литературе на тему Художественное своеобразие пьесы А.Н. Островского Гроза
Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования РТ
«Нижнекамский медицинский колледж»
Методическая разработка
урока по литературе
на тему «Художественное своеобразие пьесы А.Н. Островского «Гроза»»
Макаренко Л.Н.
План-конспект урока
Предмет: Литература.
Тема урока: Художественное своеобразие пьесы А.Н. Островского «Гроза».
Тип урока: урок изучения нового материала
Форма занятия: Урок-лекция с элементами беседы
Оборудование:
- портрет драматурга
- текст пьесы
- доска, мел, рабочие тетради
Цели урока:
1. Образовательные:
- Способствовать формированию представления о художественном своеобразии пьесы «Гроза»
- Способствовать формированию представлений о личности драматурга и особенностях его творчества
- Способствовать обобщению и расширению знаний о драматургическом произведении (драме)
- Способствовать умению анализировать драматургическое произведение
2. Развивающие:
- Способствовать развитию навыков применения теоретических знаний в оценке литературных явлений.
- Способствовать развитию творческой, мыслительной и познавательной деятельности студентов.
- Способствовать развитию культуры речи, внимания, памяти, логического мышления, умению аргументировать ответ и выражать свою позицию
3. Воспитательные:
- Способствовать воспитанию интереса к драматургическому творчеству и искусству слова
- Способствовать воспитанию ответственности за качество и результат выполняемой работы на уроке.
- Формирование навыков работы в коллективе.
- Способствовать формированию и развитию мировоззренческих, нравственных и эстетических качеств личности.
Практические задачи
- Познакомить с личностью и духовным миром А.Н. Островского
- Усвоить особенности пьесы «Гроза» и определить смысл названия произведения
- Закрепить и расширить полученные студентами знания об особенностях произведения для постановки на сцене
- Сформировать глубину и оперативность мышления.
- Развивать речь, аналитическое мышление, память, внимание, эстетический вкус и творческие способности.
Методическая организация урока:
- методы контроля (устный фронтальный, устный индивидуальный);
- методы активного обучения (проблемная лекция, эвристическая беседа, самостоятельная работа с источником, анализ литературного произведения, составление таблицы).
- словесные методы (рассказ, беседа)
№
Этапы работы
Содержание этапа
1
Организационный момент, включающий:
постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной)
определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;
описание методов
организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог)
Организационный момент.
Цель: Создание благоприятной психологической атмосферы и хорошего настроения, способствующего повышению интереса к предметам.
Метод: беседа
Преподаватель:
1) Приветствие, проверка готовности к уроку
2) Сообщение темы и цели урока.
3) Начальная мотивация учебной деятельности.
Преподаватель: Этого писателя называют «Колумбом Замоскворечья». Он является первооткрывателем удивительного мира, который назывался Замоскворечье. Это самый центр Москвы, колыбель славной российской истории. Здесь, на Красной площади, бывал малолетний драматург в сопровождении нянюшки Впоследствии он напишет: «Там древняя святыня, там исторические памятники там в виду торговых рядов, на высоком пьедестале, как образец русского патриотизма, стоит великий русский купец Минин».
Но Замоскворечье примечательно ещё и потому, что здесь проживало преимущественно купеческое сословье – чрезвычайно замкнутое и закрытое, но именно этим необыкновенно притягательное. Оно таило в себе потрясающие характеры и драматические перипетии судьбы. А что может быть интереснее для будущего писателя?
- Вы уже догадались, о ком идёт речь? (Ответ: об А.Н. Островском).
Да. Это Александр Николаевич Островский, и тема нашего сегодняшнего урока: «Художественное своеобразие пьесы А.Н. Островского «Гроза». Мы познакомимся с некоторыми фактами жизни писателя, драмой «Гроза» и обоснуем особенности этого произведения.
Студенты подготавливаются к работе (записывают тему)
2
Опрос учащихся по заданному на дом материалу
включающий:
определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);
определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;
описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;
описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;
определение возможных действий педагога в случае,
если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей;
описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог;
описание методов мотивирования
(стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;
описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.
Актуализация знаний.
Цель: Знакомство с биографией Островского. Актуализация ранее полученных теоретических знаний по темам «Конфликт», «Композиция произведения.», «Образная система»; мотивация дальнейшей учебной деятельности.
Методы: Доклад-сообщение, беседа.
Преподаватель акцентирует внимание студентов на теоретических аспектах, оказывает помощь при затруднениях в формулировке понятий.
Преподаватель: Сейчас вы послушаете рассказ о жизни писателя, а затем ответите на следующие вопросы:
- Чему посвятил А.Н. Островский творчество?
- Откуда он брал сюжеты и характеры для своих произведений?
Доклад-сообщение студента о биографии А.Н. Островского.
Студенты слушают и отвечают на вопросы. (Ответ: 1) Всё своё творчество А.Н. Островский посвятил театру, он писал исключительно пьесы, т.е. это писатель-драматург. 2) Во время работы в совестном и коммерческом суде он познакомился с разными типами характеров, а также с захватывающими историями из жизни купеческих семей.)
Преподаватель: Островский был влюблён в театр с гимназических лет и называл его «училищем народа». За всю жизнь им написано свыше 50-ти пьес. Мы познакомимся лишь с одной из них, но какой!.. Драма «Гроза» – это вершина зрелого творчества писателя.
- Чтобы понять это совсем не простое произведение, вспомним, чем отличается драматургическое произведение от других литературных произведений? (Ответ: Драматургическое произведение предназначено для постановки на театральной сцене и состоит оно из диалогов, монологов и ремарок автора).
- Что же является движущей силой произведения, если здесь нет описаний, рассуждений, оценок автора? (Ответ: Конфликт).
- Что называется конфликтом? (Ответ: Столкновение противоборствующих сил).
- Что помогает раскрыть конфликт? (Ответ: построение, композиция произведения и персонажи, которые составляют образную систему).
Преподаватель: Всё это и будет предметом нашего внимания на сегодняшнем уроке.
3
Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:
постановку конкретной
учебной цели перед учащимися (какой
результат должен быть
достигнут учащимися на
данном этапе урока);
определение целей и задач, которые ставит
перед собой учитель
на данном этапе урока;
изложение основных
положений нового учебного материала, который должен быть
освоен учащимися (на
основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения
педагогом предметным
материалом);
описание форм и методов изложения (представления)
нового учебного материала;
описание основных форм и методов организации
индивидуальной и групповой
деятельности учащихся
с учетом особенностей класса,
в котором работает педагог;
описание критериев
определения уровня внимания
и интереса учащихся к
излагаемому педагогом учебному материалу;
описание методов
мотивирования
(стимулирования) учебной активности учащихся в ходе
освоения нового учебного материала;
Изучение нового материала.
Цель: познакомить с особенностями пьесы «Гроза». Методы: лекция, эвристическая беседа, работа с текстом, составление конспекта.
Преподаватель объясняет материал, использует литературный текст, помогает студентам при анализе драматургического произведения.
Студенты участвуют в обсуждении, формулируют гипотезы, работают с текстом.
Преподаватель: Сейчас я вам задам неожиданный вопрос.
- Скажите, пожалуйста, чем заканчивается пьеса? (Ответ: Самоубийством главной героини).
- Кто она? (Ответ: Катерина – молодая, красивая женщина, жена купца Тихона Кабанова).
Давайте проведём небольшое расследование и выясним, почему же эта молодая красивая женщина решилась на такой страшный поступок.
- Как вы считаете, кто виноват в гибели Катерины? С кем она вступает в конфликт? Ваши версии, господа следователи.
Студенты, опираясь на текст, высказывают гипотезы и формируют конспект в тетрадях.
Особенности конфликта.
Конфликт происходит на разных уровнях:
Социальный – семейно-бытовой конфликт
Психологический – внутренний конфликт (с самим собой), дисгармоничность душевного состояния
Этический – конфликт поколений (отцы и дети)
Исторический – конфликт эпох, старого и нового времени
Культурологический – конфликт сельской (народной) и городской (домостроевской) культуры
Философский – конфликт земного и божественного
Преподаватель: Как мы видим, конфликт в пьесе «Гроза» очень сложный, глубокий, многоуровневый. Чтобы полностью раскрыть его, необходимо особенное построение произведения.
- Вспомним, как строится текст-повествование? (Ответ: Завязка, развитие, кульминация, развязка)
- Сколько действий в пьесе? (Ответ: 5, в классической пьесе обычно 4)
- Чему соответствует каждое действие?
Студенты работают с текстом и продолжают формировать конспект в тетрадях.
Особенности композиции.
1 действие – объёмная экспозиция, в которой происходит расстановка действующих лиц, знакомство с жителями Калинова показываются элементы конфликтующих сторон и намечается кризис.
2 действие – завязка конфликта (отъезд Тихона в командировку)
3 действие – развитие конфликта: 1 сцена – продолжение характеристики жителей Калинова; 2 сцена – встреча Катерины с Борисом
4 действие – кульминация конфликта: гроза в природе, гроза в душе Катерины (психологическая гроза), гроза в обществе (социальная гроза)
5 действие – развязка конфликта: 1) путь протеста (Варвара бежит из дома, Катерина свела счёты с жизнью, Тихон обвиняет мать в смерти жены); 2) путь смирения (Борис покоряется дядюшке Дикому, Кулигин подчиняется обстоятельствам и остается с нереализованными мечтами)
Преподаватель: Композиция так же, как и конфликт сложная и разветвлённая. Не менее оригинальны в пьесе «Гроза» и образы, которые представляют стройную систему.
III. Особенности системы действующих лиц.
Персонажи в пьесе созданы Островским по принципу сопоставления и противопоставления.
- Подумайте, какие персонажи в пьесе сопоставляются, а какие противопоставляются?
Студенты рассуждают и составляют таблицу.
сопоставление
противопоставление
Кабаниха – Дикой
Кабаниха – Катерина
Тихон – Борис
Борис – Ваня Кудряш
Катерина – Тихон
Катерина – Варвара
Борис – Кулигин
Кулигин – Дикой
Задание на дом, включающее:
постановку целей
самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать
учащиеся в ходе
выполнения домашнего задания);
определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая
задание на дом;
определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.
Заключительный этап урока.
Цель: подведение итогов занятия, объяснить выполнение домашнего задания, мотивация к дальнейшей работе по пройденной теме.
Преподаватель подводит итоги урока, отмечает активных студентов, выставляет оценки.
Преподаватель: Сегодня мы с вами определили своеобразие пьесы «Гроза» А.Н. Островского. На следующем занятии нам предстоит подробный разговор о героях произведения.
Домашнее задание.
Подготовить характеристику персонажей:
1 вариант – Кабаниха
2 вариант – Дикой
3 вариант – Борис и Тихон
4 вариант – Кулигин
5 вариант – Варвара и Кудряш
6 вариант – Катерина
Благодарю за работу. До свидания.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14915
15