Разработка интегрированного урока по теме Быт и нравы Древней Руси 6 класс


Тема урока: «Быт и нравы Древней Руси» интегрированный урок история+ИЗОТип, вид и форма урока: урок формирования навыков и умений, практическое занятие, групповая и индивидуальная работа.
Планируемые результаты:
- предметные: характеризуют повседневную жизнь земледельцев и горожан, жилище, одежду, пищу, определяют различия в быту различных категорий жителей Древней Руси.
-метапредметные: учатся работать с текстом учебника, документами, анализировать, обобщать информацию, устанавливать причинно - следственные связи.
Содержание видов УУД:
- познавательные: общеучебные - осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием основной учебной и дополнительной литературы, мультимедийных материалов.
-логические -анализ текста учебной задачи, выделение и осмысление существенной информации из текста учебника и документов.
регулятивные - выполнение учебных действий в речевой и умственной форме; внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
- коммуникативные - осуществление совместной деятельности в групповой работе, Образовательные ресурсы урока
1.Методический аппарат учебника А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История России с древнейших времен до конца 16 века.6 класс»
2.компьютер с мультимедиумом, презентация , видеоряд
3.рабочие листы
4.рисунки одежды жителей Древней Руси



Сценарий урока

Вводное слово учителя.
«Утро, пробуждается природа.Первые рассветные лучиНа воротах древнего поселкаОтблески оставили свои.Здесь живет народ высокий и красивый -Светлоокие и сильные мужи,Женщины, изящные, как ивы,Дети словно крепкие дубки».
Скажите, о ком или о чём пойдёт речь на уроке? (О Древней Руси) (Слайд 2). Правильно, мы будем на уроке говорить о быте и нравах наших предков, познакомимся с различными типами жилищ и с особенностями древнерусской женской одежды в те далекие времена, когда наше государство называлось Древняя Русь. Назовите временные рамки этого периода? (Слайд3) И чтобы еще точнее узнать о чем пойдет речь на уроке, вспомним значение слов
( Слайд 4)
Быт - повседневная жизнь людей.Нравы - обычаи ,уклады общественной жизни.
Практическая работа. Класс заранее делится на 2 группы : земледельцы и знать. Ребята! На партах у вас лежат листы ватмана, рабочие листы, листы с вопросами и заданиями. По ходу урока вы должны будете выполнять различные задания, работая в группе. В конце урока каждая группа представит результаты работы, заполняя сравнительную таблицу.( Слайд ).
План работы:
1.Жилище
2. Образ жизни и занятия
3. Одежда
4. Русская кухня
1.Жилище ( Слайд 5)
Учитель: Ребята, где и из каких источников вы узнаёте информацию по интересующему вас вопросу?
( В книгах) Главным источником знаний во все времена была книга. Из неё мы черпаем знания о прошлом, ищем совета в повседневной жизни. И сегодня она нам поможет разобраться и понять, как жили земледельцы и знать в те далёкие, далёкие времена.
-используя текст параграфа 8 стр .68-70, выполните задание в рабочем листе №1.
Вывод: Характерной чертой быта жителей Древнерусского государства стала разница между образом жизни знати и основной массы населения.
Жилище князей и бояр – хоромы.
Хоромы состояли из нескольких соединенных между собой переходами строений. В центре находился терем, там размещалось отапливаемое помещение – изба, холодные горницы - повалуши, летние спальни клетки.
Рядом с теремом находились летние помещения, их соединяли с избой холодные переходы – сени.
В хоромах князя была еще и гридница - большая парадная комната, где хозяин пировал со своей дружиной.
Все постройки объединялись единым двором. Дворы были окружены каменными или деревянными оградами с могучими воротами.
Зажиточные горожане жили в срубах, нередко в двухэтажных. Первый этаж – хозяйственный, второй – жилой.
Здания состояли из нескольких комнат. В покоях стояли деревянные кровати, скамьи столы, лари для ценной одежды. По стенам развешивали полки для посуды. Жилые покои освещались свечами.
Ремесленный люд жил на окраинах города в – слободах. Слобода состояла из рубленных деревянных изб и глинобитных домиков.
Крестьяне :жили в небольших домах. На юге – полуземлянках, на севере в срубных наземных постройках с деревянными полами. Печи глинобитные или каменные топились по-черному. Окна были маленькими, обтягивались коровьими пузырями или промазанной маслом холстиной. Жилища освещались лучинами.
Новые понятия: слобода, хоромы.Слобода-это район на окраине города, заселённый ремесленниками одной специальности.Хоромы –жилище князей и бояр состоящее из нескольких строений в центре которых находился терем.
2. Образ жизни и занятия жителей Древней Руси.
Просмотрев слайд ( Слайд 5 ) презентации и текст учебника стр.8-9, 63-66, выполните задание в рабочем листе № 2
Рабочий лист № 2 Отметьте верные высказывания, связанные с описанием образа жизни и занятий жителей Древней Руси: 1 группа- земледельцев, 2 группа- знати
1.ремесло
2.соколиная охота
3.земледелие
4. скотоводство
5.бортничество
6. княжеские пиры
7. прядение
8. игра в шахматы
9.игрища
10.псовая охота
11.прядение
12. турниры
13. правили суд
14. управляли подвластным населением
Дополните ряд, если это необходимо.
Физминутка. На Руси во все времена дети играли в разные игры. Мы познакомимся с игрой « Птицелов»
Играющие определяют одного игрока, который становится птицеловом. Оставшиеся выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать и становятся птицами. Птицы встают в круг, в центре которого – птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят вокруг птицелова и произносят нараспев:В лесу, во лесочке,На зеленом дубочке.Птички весело поют,Ай! Птицелов идет!Он в неволю нас возьмет,Птицы, улетайте!        Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, становится птицеловом. Если птицелов ошибается – игра продолжается в тех же ролях.
3. Русская одежда. ( Этот вопрос плана урока изучается совместно с учителем ИЗО)
УЧИТЕЛЬ: Народная мудрость гласит: « Встречают по одёжки , а провожают по уму».
Сейчас мы с вами совершим вертуальную экскурсию в музей, остановимся у экспозиции, где выставлены образцы женской и мужской одежды. А экскурсию для нас проведет Березина Татьяна. ( используются рисунки одежды, выполненные к уроку заранее учащимися и слайды презентации ( СЛАЙДЫ 6-20)
Нам, россиянам, русского костюмаИсторию полезно будет знать!Костюм о людях призовет подумать,О быте, нравах может рассказать.В себе не станем мы растить невежду,По выставке пройдемся не спеша,Рассмотрим древнерусскую одежду:Не правда ли, проста и хороша?Наряды древних скифов послужили,Пожалуй, прототипом для нее.Итак, что прежде женщины носили?У всех деталей имя есть свое:Кафтан надет поверх рубахи длинной,Орнаментом украшенный внизу.На голове — убрус под шапкой чиннойИли повойник — оттенить красу.Ну, горожанки шли в сапожках новых,Крестьянки чаще бегали в лаптях.Носились и запоны, и поневы —Детали поясню вам в двух словах.
Поверх рубахи — красочной, нарядной,Как видим, русский сарафан надет.Он облегает грудь фигуры ладной —Красавице не нужен был корсет!Наряд на узких лямках не стареет!Носились золотые украшенья —В виде серег, браслетов и колец.Был красочным и живописным оченьженский выходной наряд!
Новые слова:
Кафтан — это распашная верхняя одежда женщины, ее переняли у мужчин, внеся изменения.Понева — юбка, запахнутая поверх рубахи, состоящая из прямого полотна, стянутая веревкой.Запона — накладная, не сшитая по бокам одежда из холста.Убрус — полотняный белый платок, сложенный треугольником и заколотый под подбородком.Повойник — головной убор типа чепца.
Онучи- узкие длинные куски ткани, которыми оборачивали ноги.
Оборы-веревки, придерживающие лапти
Зипун-кафтан, застегивающийся встык без воротника
Летник-длинная, сильно расширяющаяся книзу женская одежда, с очень длинными колокообразными рукавами, срезанные углом.
Кокошник- женский головной убор в виде круглого щита вокруг головы
Душегрея- теплая, легкая одежда женщин, чаще всего без рукавов и воротника.
Епанча- широкий плащ без рукавов.
4. Русская кухня
Задание. Прочитать текст о питании земледельцев и знати, просмотреть видеоролик
« Пища жителей Древней Руси» . Составить меню из блюд, подаваемых на обед в крестьянской семье и на княжеских пирах.
Текст
Княжеские пиры. Хозяин сам резал хлеб и подавал его с солью гостям. Получить хлеб-соль от хозяина означало получить его расположение. После раздачи хлеба подавали напитки, и начинался пир. Подавали до пяти перемен блюд: холодное, горячее, жаркое, пироги и десерт. Из напитков первым подавался квас, на княжеских пирах — вино. Напитков подавалось до девяти: три подачи вина, три подачи красного мёда, три подачи белого мёда. Среди первой подачи на пирах в Древней Руси обычно шла кислая капуста с сельдями. Рядом в качестве закусок ставилась икра в разных видах: белая, то есть свежесоленая, красная — малопросоленая, черная — крепкого посола. Наибольшее распространение имела икра осетровая, белужья, севрюжья, стерляжья, щучья, линевая. Подавали икру с перцем и изрубленным луком, сдабривая по вкусу уксусом и маслом. Для боярской кухни того времени характерно чрезвычайное обилие блюд — до 50 в один обед, а за княжеским столом их число доходило до 150 – 200.
Пища. В Древней Руси были известны щи, уха, каши, пироги, блины, кулебяки, расстегаи, кисели, квасы, медки и другие блюда. Щи подавали с грибами (варёными, печёными и сушёными), рыбой и пирогами. Обязательным компонентом щей была капуста и свинина. Кашу готовили из различных круп, тщательно варили и упаривали. Ели с растительным, сливочными или селёдочным маслом, салом или с соком. К столу также подавали лебедей, потроха лебяжьи, журавлей, уток, тетеревов, рябчиков, почки заячьи на вертеле, кур солёных, баранину солёную и печёную, куриный бульон, язык, лосину и зайчатину в латках, зайчатину солёную, заячьи пупки, свинину, ветчину, мясо вяленое с пряностями, цыплят на вертеле, вымя говяжье, свиное вымя. Из рыбных блюд: сельдь на пару, щуку на пару, леща на пару, лососину сушёную, белорыбицу сушёную, осетрину сушёную, спинки стерляжьи, спинки белорыбицы на пару, уху с шафраном, уху из окуней, из плотиц, из лещей, из карасей. Из заливных подавали: белорыбицу свежую, стерлядь свежую, осетрину свежую, щучьи головы с чесноком, гольцов, осетрину косячную, окуня в подливке, лососину в подливке с приправами, семгу с приправами в подливке. Из выпечки: караваи с зайчатиной, пироги слоёные, пироги большие с маком на конопляном масле с горошком, гречники с салом, слойки, блины творожные, оладьи ореховые в масле кислые, караваи ставленые, караваи блинчатые, караваи взбитые, караваи яичные. Ели также кисели, сливки, молоко кипячёное, молоко с хреном. Из напитков самыми любимыми были ягодные и фруктовые соки с морсами, а также настойки: вишня в патоке, яблоки и груши в патоке и в квасе, брусничная вода. Известно было множество сортов хмельного мёда: светлый, паточный, простой, боярский, ягодный, с пряностями. Одним из любимых напитков являлся хлебный квас.
Пища крестьян
Пища готовилась в русской печи в глиняной посуде. Основой питания были зерновые культуры – рожь, пшеница, овёс, просо. Из ржаной и пшеничной (по праздникам) муки пекли хлеб и пироги. Из овса готовили кисели, пиво и квас. Много употреблялось в пищу – капусты, моркови, редьки, огурцов, репы. По праздникам в небольших количествах готовили мясные блюда. Более частым продуктом на столе стала рыба. У зажиточных крестьян имелись садовые деревья, дававшим им яблоки, сливы, вишни, груши. В северных районах страны крестьяне собирали клюкву, бруснику, чернику; в центральных районах - землянику. Также использовались в пищу и лесные орехи.
Подведение итогов работы в группах.
Задание: каждая группа выступает с сообщением по плану урока и по ходу выступления групп составляется сравнительная таблица (Слайд )Линии сравнения земледельцы Знать
Занятия Земледелие, скотоводство, бортничество, охота, оборона от лихих людей (разбойников), на юге от кочевников. Правили суд, управляли подвластными землями, принимали послов.
Жилище полуземлянки хоромы
Пища Каша, квас, овощи Мясо, рыба, пироги, хмельной мед, морсы, кисели
Одежда Сарафан, рубаха, лапти Сапоги, сарафан,
Развлечения Посиделки, народные гулянья Пиры в сопровождении скоморохов и гусляров, охота, чтение
Закрепление изученного: Итак, мы получили достаточно много информации по сегодняшней теме. И можем сделать вывод: по каждому пункту плана.
. 1..Знать и крестьяне относятся к разным слоям общества и живут в разных условиях. Бояре живут в роскошных теремах, а крестьяне имеют малый достаток и живут в маленьких избах и даже полуземлянках. 2. Мы видим, что жизнь основного населения отличалась от жизни знати, первые трудились с утра до ночи . А знать правила , принимала послов, устраивала пиры и ходила в военные походы.
3.Одежда крестьянина была неброской, изготовлена из льна, украшена вышивкой, а одежда знати – из дорогих тканей, украшенная драгоценными камнями и мехом.
4.Пища земледельцев и знати тоже отличалась - земледельцы питались скромно, рацион был скудным, а столы знати ломились от явств.
РЕФЛЕКСИЯ
-Что вам показалось самым интересным на уроке?
-Чьи ответы были лучшими?
-Чьи ответы были особенно интересными
-Что еще хотелось бы узнать?
Домашнее задание: прочитать § 8, составить понятийный словарь по теме урока, подготовить рассказ о военном деле, нарисовать рисунок « Древнерусский воин и его доспехи».
Учитель :Времена теперь другие,Как и мысли, и дела.Далеко ушла РоссияОт страны, какой была.Умный, сильный наш народСвою землю бережёт.А преданья стариныЗабывать мы не должны. Спасибо за урок!