Урок окружающего мира в 4 классе «Отмена крепостного права. Александр 2- царь освободитель. Николай 2 – последний русский царь»
Тема: Отмена крепостного права. Александр 2- царь освободитель. Николай 2 – последний
русский царь.
Цели:
1.Рассказать об эпохе правления Николая 1, Александра 2 и опадении самодержавия.
2.Показать большое значение реформ в России, а самое главное - отмены крепостного права.
3.Развивать любознательность, внимание, логическое мышление, память.
4.Развивать интерес к истории своей Родины и своего народа.
Оборудование. портреты русских царей, выставка книг по теме, кроссворд.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Начинаем наш урок « Введение в историю».
2.Проверка домашнего задания.
Сейчас мы с вами попробуем отгадать кроссворд, который покажет, насколько хорошо вы подготовили домашнее задание.
Назовите фамилию человека, о котором А. С. Пушкин сказал : «Первый наш историк и последний летописец». (Карамзин).
Почему А.С.Пушкин так сказал?
Имя царя, в годы правления которого произошла отечественная война 1812 года.(Александр)
3)Император Франции, который в 1812 году, объявил войну России.(Наполеон).
4)Как называлось село, где произошла битва, которая положила начало изгнанию французской армии с русской земли? (Бородино)
5).Кто был главнокомандующим русской армией в Бородинской битве? (Кутузов)
6)Как называли крестьян, которые жили в то время в России? Почему?(Крепостные)
Молодцы!
3.Сообщение целей урока.
Сегодня на уроке мы совершим большой скачок в истории России от событий начала 19 века до конца 19 начала 20 века.
4.Знакомство с новым материалом.
Крепостное право,утвердившееся при Екатерине 2, являлось сильным тормозом для экономического развития страны. Мысль о реформах стала просто необходимой. Ряд реформ и был произведён в период правления Александра 2. Что же это был за царь?
17 апреля 1818 года в 11 часов утрав семье Великого князя Николая Павловича и Великой княгини Александры Фёдоровны родился сын. Родился и уже этим повлиял на дальнейший ход истории. в то время императором нашей страны был Александр 1, брат Николая, отца Саши.
Александр 1, узнав о появлении у младшего брата наследника, решил передать престол Николаю, т.к. детей у Александра 1 не было. Но не все дворяне с этим были согласны. Поэтому 14 декабря 1825 года вспыхнуло восстание дворян, которых впоследствии назвали декабристами. Восстание было подавлено и на престол вступил Николай, Николай 1.
Индивидуальное сообщение №1.
Наставником и учителем Саши был известный российский поэт Василий Андреевич Жуковский. Шесть месяцев Жуковский разрабатывал программу обучения и воспитания Саши. Программа не допускала поблажек и снисхождения. Главным направлением воспитания мальчика, по- мнению отца. Николая 1, была военная муштра, знакомая маленькому Александру уже с 6 лет. А планы Жуковского шли вразрез с образованием,которое получали мальчики в императорской семье. Жуковский учил Сашу: « Владычествуй не силой, а порядком. истинное могущество государя не в числе его воинов, а в благоденствии народа. Люби свой народ: без любви царя к народу нет любви народа к царю.»
Индивидуальное сообщение №2.
А вот сколько приходилось учиться маленькому наследнику престола .
Вставаь нужно было в 6 часов утра. Окончив утренний туалет, идти во дворцовую часовню на краткую молитву и только потом на завтрак. Затем – учебники и тетрадки в руки: в 7 часов учителя ждутв класной комнате. До 12 часов – уроки. Языки – немецкий, английский, французский, польский и русский, география, статистика, логика, закон Божий. философия, математика, естествознание, химия, физика, геология, история, кроме того музыка, рисование, фехтование, гимнастика, плавание, верховая езда, танцы, чтение. После 12 – двухчасовая прогулка, в 2 часа дня обед. После обеда отдых или прогулки, нов 5 часов вечера - снова занятия. В 7- час, отведённый на игры и гимнастику. В 8 часов – ужин, потом свободное время, а в 10 часов вечера- спать!
Праздники и выходные не означачают безделье – на них приходится обязательное чтение книг, ручной труд, гимнастика, игры на свежем воздухе со сверстниками, которых приглашали специально для этого. Каникулы занимали 2 недели зимой и полтора месяца летом.
Будущий император вместе с Жуковским совершил большое путешествие по отдалённым уголкам необъятной России. Жуковский назвал это путешествие “ обручением наследника с Россией.” Жуковский говорилматери, что это лишь улучшит знания молодого императора.
Когда приходилось менять лошадей на какой – нибудь глухой станции, то наследник спешил не в лучший дом, где для него готовили роскошное угощение. а в худший.
Историк, путешествуя, вспоминает: “ Александр спросил семейство. что оно кушает, и на ответ: “ Щи”- приказал подать себе их и самим им снятою с полки ложкой изволил попробовать. Потом, обозрев быт крестьянской избы пожаловал им 100 рублей, да ещё на бедных. погоревших 4 года назад 120 рублей”. Были и другие встречи у Александра, где он знакомился с жизнью простого бедного русског народа. Кони несут путников по российским дорогам: Сибирь, Урал, Казань,Саратов. В Тамбовской губернии Александр удивляется, как бедно живут крепостные крестьяне. нежели государственные.
Ворнеж. Тула, Калуга, Москва, Одесса, Николаев. Киев...
Уже полозья саней скрипят по снегу – лишь 10 декабря возвращаются в Царское село.
Но, как говорят, дни тянутся. а годы летят. 22 апреля 1834 года Георгиевский зал и большая церковь Зимнего Дворца, что в Санкт- Петербурге, были украшены в честь Александра Николаевича. Под торжественный гимн империии “Боже, царя храни!” он был провозглашён русским царём Александром 2.
Отец его, Николай 1, был очень суровым человеком, но несмотря на мягкий характер Александра, очень любил его. верил ему и поручал серьёзные дела. В то время на Кавказе шла война. Прежде чем начать перемены в России перво-наперво необходимо было закончить войну. В итоге неудачная Крымская война была завершена миром.
Многие умы того времени восторгались этим: “ Ты унаследовал войну и даровал нам мир! Не победили Россию враги – ты победил вражду!”.
Много реформи преобразований провёл Александр 2 в России. Была произведена реформав армии, заменившая 25 лет службы на 6 лет и 9 лет в запасе.
Один путешественник- иностранец, побывавший в России в годы правления Николая 1, писал: “ Нужно пожить в этой тюрьме, зовущейся Россиею, чтобы понять как свободен народ других стран. В России невозможно никакое счастье, потому что человек не может быть счастлив без свободы.”
Рассказ “ Юноша в клетке”.(ученик).
Но далеко не всем беглым крестьянам так везло. часто их ловили, а потом следовала беспощадная расправа.Пойманного секли до полусмерти кнутом, чтобы он больше и думать не смел о побеге и чтобы другим неповадно было это делать. Некоторые помещики не считали своих крепостных за людей. По поводу крепостных они так прямо и говорили: “ Моя вещь. Что хочу, то с ней и делаю. Я хозяин!”
Сохранение крепостного права не только мешало развитию страны. но и ставило под угрозу само существование самодержавия и господство дворянства.
И вот19 февраля 1861 года Александр 2 подписал манифест об отмене крепостного права. Крестьяне, жизнь которых зависела от помещика, получили личную свободу.
Индивидуальное сообщение№3.
Это означало, что они сами могли тешатьсвою судьбу: остаться жить в деревне или уйти в город, жениться или подождать, заниматься сельским хозяйством или торговлей, а то и завести своё ремесленное дело. Но землю для себя крестьяне должны были выкупить сами, а это стоило немалых денег. Многие крестьяне разорялись, бросали хозяйство в деревне и отправлялись в город на заработки, пополняя толпы нищих и безработных.
Таким образом, с отменой крепостного права жизнь крестьян не стала счастливой и свободной.
Необходимы были дальнейшие реформы, т.е. изменение различных сторон жизни в лучшую сторону. но рано или поздно эти преобразования коснулисьбы самого существования самодержавия, а это, естественно, было не выгодно ни царю, ни богатым людям.
Но всё же, отмена крепостного права вызвала необыкновенное оживление торговли и промышленности. Было построено много железных дорог, связавших между собой крупные города, открылись начальные школы, что было очень важно для неграмотного сельского населения.
Во время царствования Александра 2 появились люди, которые считали возможным изменить государственный строй, при помощи убийства неугодных им правителей. Было организовано несколько покушений на царя.
Во время очередного покушения в марте 1881 года Александр 2 был убит взрывом самодельной бомбы. но в памяти русского народа он остался Александром – освободителем. После Александра 2 на престол вступил его сын Александр 3, для которого мысль о реформах была неприемлема. Царствование сына совершенно нен походило на правление отца. которого Александр 3 не напоминал даже внешне.
После смерти царя Александра 3 власть в стране перешла к его 26-ленему сыну Николаю. Николай 2 стал последним русским императором из рода Романовых. Цари из этого рода правили Россией с 1613 года, когда был избран на царствование михаил Романов. По отзывам тех. кто хорошо знал Николая 2, он был очень добрым человеком, слабохарактерным и нерешительным. казалось, царствование Николая 2 будет долгим и спокойным. Однако этого не случилось. в 1917 году произошла Революция, новое правительство арестовало Николая 2 и отправило его в Царское село. Позднее арестованных перевезли в город Екатеринбург. Летом 1918 года бывший царь, его жена, дети, а также находящиеся при них врач, повар, и горничная, всего 11 человек . были расстреляны в подвале дома. где они жили в последнее время. Так трагично и страшно закончилась жизнь последнего русского царя.
Итак, мы с вами закончили изучать 19 век в истории государства Российского.
5.Закрепление изученного.
Давайте с вами попробуем восстановить главные события и личности, о которых мы с вами узнали на уроке.
1)В начале 19 века на престол вступил:
а) Александр 1 б) Александр 2 в) Александр 3
2)Нашествие Наполеона в Россию произошло в :
а) 1810 году б) 1812 году в)1813 году
3)Москва была:
а) завоёвана французами ;
б) французы пришли в пустую Москву;
в) русский народ приветливо и ласково встречал французов.
4)Имя “ освободитель” носил:
а) Николай 1 б) Александр 1 в) Александр 2
5)Александр 2 был:
а) очень суровым человеком, как его отец;
б)очень добрым человеком;
в)Не суровым, но ине настолько добрым, чтобы подарить крестьянам землю.
6)отмена крепостного права:
а) полностью изменила жизнь крестьян (они стали жить намного лучше);
б)не изменила совсем;
в)изменила частично.
7)Последним русским царём был:
а)Александр 2 б) Николай 2 в) Пётр 1
6. Домашнее задание.