Программа учебной практики по профессии Портной
Государственное профессиональное образовательное учреждение
Ярославской области
Гаврилов – Ямский политехнический колледж
ПРОГРАММА
Учебной практики (производственного обучения)
по профессии 29.01.07. Портной
г. Гаврилов-Ям, 2015г.
СОГЛАСОВАНО
Председатель методической комиссии УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УПР
Е.А. Антонова Т.Л.Созинова
Программа учебной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднего профессионального образования 29.01.07 Портной
Разработана
Шиловой Наталией Вениаминовной, преподавателем спец.дисциплин
СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п Наименование раздела Стр.
1 Паспорт программы учебной практики 4
2 Содержание рабочей программы 13
3 Перечень учебно-производственных работ 15
4 Требования к качеству профессиональной подготовки 23
5 Производственная практика 27
6 Требования к результатам освоения ОПОП 29
7 Информационные средства обучения 34
8 Глоссарий 36
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Область применения программы
Программа учебной практики является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 29.01.07. «Портной» в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД)
Индивидуальный пошив швейных изделий, подготовка изделий к примеркам, ремонт и обновление изделий и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
Проверять наличие деталей кроя в соответствии с эскизом
Определять свойства и качество материалов для изделий различных ассортиментных групп
Обслуживать швейное оборудование и оборудование для влажно-тепловой обработки (ВТО) узлов и изделий
Выполнять поэтапную обработку швейных изделий различного ассортимента на машинах и в ручную с разделением труда и индивидуально
Формировать объемную форму полуфабриката изделия с использованием оборудования для ВТО
Соблюдать правила безопасности труда
Пользоваться технической, технологической и нормативной документацией
2.1 Выполнять поузловой контроль качества швейных изделий
2.2 Определять причины возникновения дефектов при изготовлении изделий
2.3 Предупреждать и устранять дефекты швейной обработки
3.1 Выявлять область и тип ремонта
3.2 Подбирать материалы для ремонта
3.3 Выполнять технологические операции по ремонту швейных изделий на оборудовании и в ручную (мелкий и средний)
Программа учебной практики может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в рамках повышения квалификации и профессиональной подготовке по профессии «Портной»)
Цели и задачи учебной практики
Цели:
Закрепление теоретических знаний, при изучении базовых дисциплин
Приобретение обучающимися практических навыков и компетенций профессиональной деятельности
Усвоение приемов, методов и способов обработки швейных изделий в бригадах с разделением труда и индивидуально
Усвоение приемов, методов и способов проверки качества швейных изделий, выявления дефектов, ремонта и обновления изделий
Приобретение практических навыков профессиональной деятельности
Ознакомление с содержанием основных работ, выполняемых в организации по месту прохождения производственной практики
Задачи:
Формирование умений и практического опыта при выполнении комплекса работ:
- по изготовлению швейных изделий с разделением труда и индивидуально
- подготовке изделий к примеркам
- выявлении и исправлении дефектов обработки швейных изделий
- ремонте и обновлении изделий
Развитие интереса к выбранной профессии, понимание ее сущности и значимости
Формирование умений организации собственной деятельности, исходя из цели и способов ее достижения
Формирование умения оценивать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы
Воспитание высокой культуры, трудолюбия, аккуратности, умения работать в команде, общаться с коллегами, руководством, клиентами
1.3 Место учебной практики в структуре ОПОП:
Учебная практика базируется на основании предметов общепрофессионального цикла: Основы материаловедения, Основы конструирования и моделировании одежды, Основы художественного проектирования одежды, безопасность жизнедеятельности
и профессиональных модулей: ПМ.01 Пошив швейных изделий по индивидуальным заказам, ПМ.02 Дефектация швейных изделий, ПМ.03 Ремонт и обновление швейных изделий
Изучение разделов и тем перечисленных дисциплин должно предшествовать закреплению соответствующих разделов и тем теоретического обучения на учебной практике.
1.4 Формы проведения учебной практики:
Учебная практика проводится в учебно - производственных мастерских
1.5 Место и время проведения учебной практики:
Учебная практика проводится в течение учебного года на первом и втором курсах в учебных мастерских, которые расположены в здании профессиональное лицея №17г. Гаврилов – Ям
Учебной практикой руководит мастер производственного обучения по учебной программе: «Портной».
1.6 Описание профессиональных модулей, включающих УП:
Рабочая программа производственного обучения составлена из разделов профессиональных модулей ПМ,01, ПМ.03, включающих УП.01, УП,03 и ПП.ОО, базирующихся на теоретических междисциплинарных курсах:
ПМ.01 Пошив швейных изделий по индивидуальным заказам
- МДК 01.01 Технология пошива швейных изделий
по индивидуальным заказам
- УП. 01 Учебная практика
ПМ.02 Дефектация швейных изделий
- МДК 02.01 Устранение дефектов с учетом свойств ткани
3) ПМ.03 Ремонт и обновление швейных изделий
- МДК 03.01 Технология ремонта и обновления швейных изделий
- УП.03 Учебная практика
4) ПП. 01.02.03 Производственная практика
Производственное обучение и производственная практика составляют всего 684 часа, из них:
УП.01 – 312ч (I курс – 216ч, II курс – 96ч)
УП.03 – 92ч (II курс – 92ч)
ПП. 01.02.03 – 280ч (II курс – 280ч)
Примечание: Учебная практика по ПМ.02 не выделена отдельно, так как проверка качества, выявление и исправление дефектов производится при пошиве каждого изделия и изготовлении отдельных узлов и деталей
1.7 Профессиональная характеристика профессии «Портной»
Общая характеристика профессии «Портной»
Портной, по определению толкового словаря Ожегова С.И., - мастер, специалист по шитью одежды. Портной работает на швейных фабриках, ателье индивидуального пошива одежды как государственных, так и частных.
В обязанности портного входят:
изготовление швейных изделий (белья, верхней одежды, легкого платья, костюмов, меховых изделий);
выполнение ручных, машинных и влажно-тепловых рабочих операций;
выполнение необходимой наладки и регулирования швейной машины;
выполнение функций закройщика (при индивидуальной работе).
Таким образом, основная цель деятельности портного – изготовление швейных изделий различного ассортимента.
Ответственность у портного повышенная материальная – за правильное использование и сохранность материалов, средств и оборудования.
Психофизическую напряженность в работу могут вносить следующие факторы:
повышенная материальная ответственность;
высокая вероятность травматизма при работе с острыми предметами и электро-механизмами;
наличие специфических условий труда (шум, вибрация, влажность, текстильная пыль, повышенная искусственная освещенность);
необходимость работать в заданном темпе (на конвейере);
вынужденные рабочие позы –сидя, стоя.
Требования профессии к индивидуальным способностям специалиста:
наглядно-действенное мышление
воображение
моторная (двигательная) память
способность к концентрации внимания в течение длительного времени
тонкая осязательная чувствительность пальцев рук
выносливость зрительного анализатора, хороший глазомер
художественный вкус
Требования профессии к личностным способностям и качествам специалиста:
усидчивость
устойчивость к монотонному труду
терпимость
аккуратность
исполнительность
Медицинские противопоказания
Работа портного не рекомендуется людям с заболеваниями:
опорно-двигательного аппарата
органов дыхания
кожи с локализацией на кистях рук
зрительного анализатора
Требования к профессиональной подготовке портных:
3-й разряд
Характеристика работ. Пошив по индивидуальным заказам швейных изделий, моделей и образцов; ремонт нательного белья (трусов и распашонок), столового и постельного белья (простыней), рукавиц из различных материалов на машинах или вручную в соответствии с паспортами заказов, государственными стандартами, техническими условиями и установленной технологией обработки. Обработка и ремонт подкладки; бортовой и утепляющей прокладки; выстегивание мехового кроя с прокладкой; обметывание срезов деталей, петель на специальной машине; копирование линий, намеченных закройщиком на симметричные детали различными способами; пришивание пуговиц с обтяжкой ножки; распарывание изделий и чистка деталей, склеивание прямых разрывов материала; влажно-тепловая обработка мелких деталей при пошиве и ремонте различных изделий.
Должен знать: методы и приемы пошива, ремонта и влажно-тепловой обработки указанных швейных изделий; технологию обработки деталей швейных изделий; виды и свойства применяемых материалов; устройство применяемых машин.
4-й разряд
Характеристика работ. Пошив по индивидуальным заказам швейных изделий, моделей и образцов; ремонт и обновление жилетов на меховой подкладке, нательного белья (пижам, кальсонов, ночных и нижних сорочек), постельного фасонного белья (пододеяльников), одеял, фартуков, перчаток, изделий производственной одежды и других подобных изделий из различных материалов на машинах или вручную без разделения или с разделением труда. Участие в запуске новых моделей в производство. Пошив с разделением труда и ремонт брюк, полукомбинезонов, верхних сорочек, курток, жилетов мужских (кроме жилетов на меховой подкладке), корсетных изделий, бушлатов, рубах-форменок при наличии в составе работ операций: по обработке бортов, лацканов, воротника, горловины, пройм, прорезных карманов, обтачанных петель, разрезов переда планками; соединению воротника с горловиной, вметанных рукавов с проймами; обметыванию петель вручную; выкраиванию и подгонке подкладки по верху изделия; влажно-тепловой обработке вручную полочек верха для создания формы в области груди, посадки вметанных рукавов, наметанного подборта, верхнего воротника; окончательной влажно-тепловой обработке указанных изделий, кроме брюк. Обработка деталей верха и низа изделия; наметывание полочек на бортовую прокладку вручную; выстегивание подкладки с утепляющей прокладкой; соединение деталей верха, соединение подкладки и утепляющей прокладки с изделием; влажно-тепловая обработка изготовленной бортовой прокладки для придания формы вручную; дублирование деталей на прессе; влажно-тепловая обработка деталей изделий после распарывания и чистки; ремонт путем вклеивания, втачивания, притачивания, настрачивание вставок, надставок, накладок (наколенники, налокотники) на участках верха при пошиве и ремонте различных изделий. Заделывание пороков в штучных изделиях с сохранением рисунка; штопка рисунчатых и капроновых изделий, трикотажного полотна; расправка затяжек.
Должен знать: технологию, методы и приемы пошива, ремонта, влажно-тепловой обработки, штопки указанного ассортимента швейных изделий; ассортимент, конструкцию, составные части и детали изделий; виды швов; виды и свойства применяемых материалов; порядок устранения мелких неполадок в работе применяемых машин.
5-й разряд
Характеристика работ. Пошив по индивидуальным заказам швейных изделий, моделей и образцов; ремонт и обновление брюк, полукомбинезонов, верхних сорочек, курток, жилетов мужских (кроме жилетов на меховой подкладке), корсетных изделий, бушлатов, рубах-форменок из различных материалов на машинах или вручную без разделения или с разделением труда при наличии в составе работ операций: по восстановлению меловых линий, нанесенных после примерки; выкраиванию, подкраиванию деталей верха; подрезке деталей верха с предварительной наметкой линий; обработке пояса брюк; вметыванию или втачиванию ластовиц, рукавов в закрытую пройму; втачиванию чашек бюстгальтера в закрытый срез; влажно-тепловой обработке задних половинок брюк и окончательной влажно-тепловой обработке брюк. Пошив с разделением труда и ремонт пальто, пиджаков, фраков, визиток, жакетов на прокладке и подкладке, верхних меховых изделий, шинелей, плащей, кителей, мундиров, комбинезонов, курток на подкладке и бортовой прокладке, изделий плательного ассортимента (кроме верхних сорочек, брюк и полукомбинезонов), при наличии в составе работ операций по обработке бортов, лацканов, воротника, горловины, пройм, прорезных карманов, обтачных петель, разрезов переда планками; соединению воротника с горловиной, вметанных рукавов с проймами, лифа с юбкой, подкладки с верхом изделия при окантованных деталях верха; обметыванию петель вручную; выкраиванию и подгонке подкладки по верху изделия; влажно-тепловой обработке вручную полочек верха для создания формы в области груди, посадки вметанных рукавов, наметанного подборта, верхнего воротника. Ремонт головных уборов из натурального меха с подбором меха. Художественная штопка, штуковка, вплетение вставок, расшивка швов при ремонте различных изделий и материалов.
Должен знать: технологию, методы и приемы пошива, ремонта, влажно-тепловой обработки, художественной штопки, штуковки, вплетения вставок расшивки швов; указанного ассортимента швейных изделий; конструкцию, составные части и детали изделий; конструктивные особенности применяемых машин.
При профессионально-практической подготовке учащихся используются образовательные, научно-исследовательские и производственные технологии:
Модульная технология.
Проектный метод.
Информационно – коммуникационные технологии.
Соответствие теоретического и практического обучения определяется учебной программной документацией.
1.8 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация УП предполагает наличие:
швейной мастерской.
- рабочее место мастера;
- рабочие места по количеству обучающихся;
- комплект учебно-методической документации;
- комплект учебно-наглядных пособий;
Технические средства обучения: компьютер и мультимедиапроектор
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской:
- швейные машины: универсальные стачивающие,
краеобметочные, петельные
- рабочие столы и стулья
- места ВТО
- манекен
- наглядные пособия
- инструменты и приспособления
1.9 Учебным элементом соответствуют определённые уровни усвоения:
1 уровень – узнавание изученных ранее объектов, свойств и процессов при выполнении профессиональной деятельности с опорой (подсказкой).
2 уровень – самостоятельное выполнение по памяти типового действия.
3 уровень – продуктивное действие, т.е. создание алгоритма деятельности в нетиповой ситуации на основе изученных ранее типовых действий.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Тема Кол-во часов Уровень усвоения
1 курс 1-е полугодие УП.01 Вводное занятие 1 1
Т-1 Обработка отдельных узлов и деталей швейных изделий
Т-1.1 Ручные работы: техника безопасности при выполнении ручных работ; организация рабочего места; выполнение стежков и строчек 9 2
Т-1.2 Машинные работы: техника безопасности при выполнении машинных работ; организация рабочего места; выполнение швов 10 2
Т-1.3 ВТО: техника безопасности при выполнении ВТО; организация рабочего места; приемы выполнения работ ВТО отдельных узлов и деталей, готовых изделий 5 2
Т-1.4 Обработка деталей и основных узлов швейных изделий различных ассортиментных групп 25 2
Проверочная работа 5 Всего по Т-1 54 Т-2 Пошив изделий по индивидуальным заказам
Т-2.1 Пошив постельного и столового белья 5 2
Т-2.2 Пошив юбки 20 2
Всего за 1-е полугодие 85ч 1курс 2-е полугодие Т-2.3 Пошив халата 30 2
Т-2.4 Пошив блузки 24 2
Т- 2.5 Пошив брюк (женских или мужских) 24 2
Т-2.6 Пошив мужской сорочки 24 2
Т-2.7 Пошив жилета 24 2
Проверочная работа 5 Всего за 2-е полугодие 131 Итого за 1 курс обучения 216 2 курс 1-е полугодие Т-2.8 Пошив пальто 90 2
Проверочная работа 6 Всего по Т-2 247 Всего за 1-е полугодие 96 Итого по УП.01 312 2 курс 2-е полугодие УП.03 Т-3 Ремонт и обновление швейных изделий
Т-3.1 Замена молний в изделии (юбке, брюках, куртке) 6 2
Т-3.2 Укоротить или удлинить низ изделия, низ рукавов 6 3
Т-3.3 Ремонт воротника (мужской сорочки, пальто ) 6 3
Т-3.4 Замена подкладки изделия 12 2
Т-3.5 Перелицовка изделия 44 2
Т-3.6 Замена воротника, манжет мужской сорочки 12 3
Проверочная работа 6 Всего за 2-е полугодие (УП.03) 92 Итого за 2 курс обучения 188 Итого по УП.01 и УП.03 404 ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО - ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РАБОТ Месяц, кол-во часов Наименование тем, подтем Время на тему,
подтему Наименование учебно-производственных работ Рабочая
норма Коэффициент Ученическая
норма Всего На
инструктаж На
упражнения Сентябрь, 20ч Вводное занятие
1 1 - - знакомство с мастерской, оборудованием, правилами поведения в мастерской, режимом работы ПМ.01
Обработка отдельных узлов и деталей швейных изделий
Ручные работы Т-1
Т-1.1 9 1,5 7,5 - Техника безопасности при выполнении ручных работ и организация рабочего места.
- Выполнение строчек прямого стежка, косого стежка
- Выполнение петельного и петлеобразного, потайного стежков, пришивание фурнитуры Машинные работы Т-1.2 10
2
8
- Техника безопасности при выполнении машинных работ и организация рабочего места
- Выполнение соединительных (стачных, накладных, расстрочных), краевых (в подгибку, окантовочных) швов
- Выполнение бельевых швов (настрочного, двойного) Октябрь, 25ч Выполнение влажно-тепловых работ
Обработка отдельных узлов и деталей швейных изделий
Т-1.3
Т-1.4
5
30
20 1
6
4 4
24
16 - Техника безопасности при выполнении влажно-тепловых работ и организация рабочего места
- Приемы выполнения работ, сутюживание, оттягивание, отпаривание, проутюживание, заутюживание отдельных узлов и готового изделия
- Обработка вытачек, борта подбортом, накладного кармана
- Обработка настрочной планки, притачной, воротника
- Обработка втачной планки
- Обработка прорезного кармана в рамку Ноябрь, 20ч Обработка отдельных узлов и деталей
Проверочная работа Т-1.4 10
5 2
0,5 8
4,5 - Обработка прорезного кармана с клапаном
- Обработка прорезного кармана с листочкой с втачными концами
- Обработка прорезного кармана с листочкой с втачными концами Пошив изделий по индивидуальным заказам
Пошив постельного и столового белья
Т-2
Т-2.1
247
5
18
1
85
4
- пошив пододеяльников, наволочек, скатертей
Декабрь,20ч Пошив юбки
Т-2.2 20 4 16 - проверка деталей кроя, обработка вытачек, карманов
- обработка боковых срезов, шлицы, низа изделия, застежки
- обработка верха юбки поясом, окончательная отделка, проверка качества, выявление дефектов, исправление
6,0 3,4 20
Январь, 18ч
Пошив халата
Т-2.3
30
18
5
3
25
12
- Проверка деталей кроя. Обработка вытачек, карманов, бортов подбортами
- Соединение карманов с изделием, обработка боковых срезов. Осноровка и обработка низа изделия
-Ообработка плечевых срезов, воротника
соединение воротника с горловиной,
Февраль, 24ч Пошив халата (продолжение)
Пошив блузки Т-2.4
12
24
12 2
4
2 10
20
10 -- Обработка внутреннего среза подборта, рукавов, соединение рукавов с проймами
- Соединение рукавов с проймами. Окончательная отделка. Проверка качества, выявление дефектов, исправление
- Проверка деталей кроя, подготовка изделия к первой примерке, обработка вытачек, рельефов
- Обработка планки, боковых срезов, осноровка и обработка низа, обработка воротника
Март, 24ч Пошив блузки (продолжение)
Пошив брюк (женских или мужских) Т-2.5
12
24
12 2
4
2 10
20
10 - Соединение воротника с горловиной, обработка рукавов, соединение рукавов с проймами
- Соединение рукавов с проймами. Окончательная отделка изделия. . Проверка качества, выявление дефектов, исправление
- Проверка деталей кроя. Подготовка изделия к первой примерке. Обработка вытачек, карманов
- Обработка боковых, шаговых срезов, застежки, шлевок
Апрель, 30ч Пошив брюк (продолжение)
Пошив мужской сорочки
Т-2.6 12
24
18 2
4
3 10
20
15 - Обработка пояса, верхнего среза брюк, среднего среза
- Обработка низа брюк, окончательная отделка. Проверка качества, выявление дефектов, исправление
- Проверка деталей кроя. Обработка карманов, планок, плечевых срезов
- Обработка воротника, соединение его с горловиной, соединение рукавов с проймами
- Обработка боковых срезов и срезов рукавов, обработка застежки на рукавах, манжет Май, 24ч
Пошив мужской сорочки
(продолжение)
Пошив жилета Т-2.7 6
24
18 1
4
3 5
20
15
- Соединение манжет с рукавами. Осноровка и обработка низа изделия. Окончательная отделка. Проверка качества, выявление дефектов, исправление
- Проверка деталей кроя. Подготовка к первой примерке. Осноровка изделия после примерки. Обработка карманов
- Обработка бортов подбортами, подрезание подкладки, обработка полочек
- обработка спинки, соединение плечевых срезов Июнь, 11ч Пошив жилета
(продолжение)
Проверочная работа 6
5 1
0,5 5
4,5 - Соединение боковых срезов, обработка низа спинки. Окончательная отделка. Проверка качества, выявление дефектов, исправление
- По карточке заданию выполнить описание модели изделия, составить последовательность обработки изделия. Выполнить обработку указанного узла. Сентябрь, 24ч Пошив пальто
Т-2.8 90
24 7,5
2 82,5
22 - Проверка деталей кроя. Подготовка изделия к первой примерке. Уточнение линий после примерки, прокладывание контрольных строчек
- Обработка вытачек (рельефов), ВТО полочек. Обработка бортовой прокладки. Наметывание полочек на бортовую прокладку
- Обработка карманов, стежка лацканов, обработка бортов подбортами
- Обработка среднего шва спинки, вытачек (рельефов), боковых срезов.
Октябрь, 30ч Пошив пальто (продолжение)
30 2,5
27,5
- Осноровка и обработка низа изделия.
- Обработка подкладки. ВТО верха изделия
- Соединение подкладки с изделием, обработка плечевых срезов
- Обработка воротника
- Соединение воротника с горловиной
Ноябрь, 24ч
Пошив пальто (продолжение)
24
2
22
- Обработка рукавов, подкладки рукавов
- Соединение рукавов с подкладкой
- Вметывание рукавов
- Втачивание рукавов, обработка подплечиков, подокатников Декабрь, 18ч Пошив пальто (продолжение)
Проверочная работа
12
6 1
0,5 11
5,5 - Окончательная отделка
- Проверка качества, выявление дефектов, исправление
- По карточке заданию выполнить описание модели изделия, составить последовательность обработки изделия. Обработка прорезного кармана в верхней одежде Январь, 18ч
ПМ.03
Ремонт и обновление швейных изделий
Замена молнии в изделии (юбке, брюках, куртке, пальто)
Укоротить или удлинить низ изделия, низ рукавов
Ремонт воротника (мужской сорочки, пальто)
Т-3
Т-3.1
Т-3.2
Т-3.3
92
6
6
6 8
0,5
0,5
0,5 84
5,5
5,5
5,5 - замена молнии в изделии
- Ремонт низа изделия, низа рукавов
- ремонт воротника Февраль, 24ч Замена подкладки изделия
Перелицовка изделия Т-3.4
Т-3.5 12
44
12 1
4
1 11
40
11 - Отпарывание подкладки, подкраивание новой подкладки, обработка подкладки
- Соединение подкладки с изделием
- Распор изделия. ВТО деталей
- Обработка полочек
Март, 24ч Перелицовка изделия (продолжение) 24 2 22 - Обработка спинки, боковых срезов
- Осноровка и обработка низа изделия, подкладки
-Соединение подкладки с изделием, обработка плечевых срезов, воротника
- Соединение воротника с горловиной, обработка рукавов
Апрель, 26ч Перелицовка изделия (продолжение)
Ремонт мужской сорочки (женской блузки)
Проверочная работа 8
12
6 1
1 7
11
6 - Соединение рукавов с проймами, окончательная отделка
- Проверка качества, выявление дефектов, исправление (2 часа)
- Ремонт воротника и манжет
- Мелкий ремонт. Проверка качества, выявление дефектов
Определить вид ремонта изделия, подобрать материалы и фурнитуру, выполнить мелкий (средний) ремонт
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессиональных модулей должен:
ПМ.01
иметь практический опыт:
изготовления швейных изделий;
работы с эскизами;
распознавания составных частей деталей изделия одежды и конструкции;
определения свойств применяемых материалов;
работы на различном швейном оборудовании с применением средств малой механизации;
поиска оптимальных способов обработки швейных изделий различных ассортиментных групп;
выполнения влажно-тепловых работ;
поиска информации нормативных документов
уметь:
сопоставлять наличие количества деталей кроя с эскизом;
визуально определять правильность выкраивания деталей кроя;
по эскизу определять правильность выкраивания формы деталей;
определять волокнистый состав ткани и распознавать текстильные пороки;
давать характеристику тканям по технологическим, механическим и гигиеническим свойствам;
заправлять, налаживать и проводить мелкий ремонт швейного оборудования;
пользоваться оборудованием для выполнения влажно-тепловых работ;
соблюдать требования безопасности труда на рабочих местах и правилах пожарной безопасности в мастерских;
работать на современном оборудовании с применением малой механизации;
выбирать технологическую последовательность обработки швейного изделия в соответствии с изготавливаемой моделью по разделению труда или индивидуально;
применять современные методы обработки швейных изделий;
читать технический рисунок;
выполнять операции влажно-тепловой обработки (ВТО) в соответствии с нормативными требованиями;
пользоваться инструкционно-технологическими картами;
пользоваться техническими условиями(ТУ), отраслевыми стандартами(ОСТ), Государственными стандартами(ГОСТ)
знать:
форму деталей кроя;
названия деталей кроя;
определение долевой и уточной нити;
волокнистый состав, свойства и качество текстильных материалов;
заправку универсального и специального оборудования;
причины возникновения неполадок и их устранение;
регулировку натяжения верхней и нижней нити;
оборудование для влажно-тепловых работ и способы ухода за ним;
правила безопасности труда при выполнении различных видов работ и пожарной безопасности;
современное (новейшее) оборудование;
технологический процесс изготовления изделий;
виды технологической обработки изделий одежды;
ВТО деталей одежды различных ассортиментных групп;
современные технологии обработки швейных изделий;
технические требования к выполнению операций ВТО;
технологические режимы ВТО деталей одежды различных ассортиментных групп;
действующие стандарты и технические условия на швейные изделия
ПМ.02
иметь практический опыт:
проверки качества узлов и готовых швейных изделий различных ассортиментных групп
анализа правильности выполняемых работ по изготовлению узлов и швейных изделий с учетом свойств тканей, из которых они изготавливаются
устранение дефектов
уметь:
пользоваться нормативно-технологической документацией
распознавать дефекты и выявлять причины их возникновения
подбирать рациональные методы обработки в соответствии с изготавливаемыми изделиями
знать:
формы и методы контроля качества продукции
перечень возможных дефектов (технологические, конструктивные, текстильные)
причины возникновения дефектов
обработки изделий различных ассортиментных групп
способы устранения дефектов
ПМ.03
иметь практический опыт:
определения вида ремонта
подбора материалов и фурнитуры
выбора способа ремонта
уметь:
подготавливать изделия различных ассортиментных групп к различным видам ремонта
подбирать материалы, сочетающиеся по фактуре
подбирать фурнитуру по назначению
перекраивать детали, укорачивать и удлинять изделия
выполнять художественную штопку, штуковку и установку заплат
знать:
методы обновления одежды ассортиментных групп
декоративные решения в одежде
использование вспомогательных материалов
машинный, ручной и клеевой способ установки заплат
методы выполнения художественной штопки и штуковки
4.1 Кадровое обеспечение образовательного процесса.
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого модуля.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой: среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого модуля.
Мастера: наличие 5 квалификационного разряда с обязательной стажировкой в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным.
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА ПП.00
Производственная практика является составной частью учебно-воспитательного процесса, она проводится на завершающем этапе обучения, на рабочих местах в организациях и предприятиях различных организационно-правовых форм на основе прямых договоров, заключаемых между организациями, предприятиями с одной стороны и ГОПУ ЯО Гаврилов- Ямский политехнический колледж, с другой стороны, или производственной мастерской колледжа.
Во время производственной практики обучающиеся самостоятельно выполняют работы, характерные для профессии и уровня квалификации.
Производственная практика по профессии 29.01.07. «Портной» проводится в конце обучения на втором курсе в количестве 280 часов.
Руководство производственной практикой учебной группы осуществляет мастер п/о, который несёт ответственность за выполнение программы практики.
Перед выходом на ПП, мастер п/о обязан провести под роспись все виды инструктажей, согласно приказов и локальных актов по лицею.
Руководителем производственной практики непосредственно на предприятии является лицо, назначенное приказом руководителя предприятия из числа инженерно-технических работников или опытных высококвалифицированных рабочих.
С обучающимися группы обязательно проводится инструктаж по технике безопасности, электробезопасности и пожарной безопасности непосредственно на предприятии, т.е. на рабочем месте.
Продолжительность рабочего дня обучающегося во время ПП определяется согласно трудовому законодательству из расчета 35 часов в неделю или 7 часов в день.
Во время прохождения ПП обучающийся ведёт дневник учета выполненных работ за каждый рабочий день. Руководитель практики от предприятия должен оценивать ежедневную работу обучающегося и выставлять соответствующую оценку в дневник. По окончании ПП обучающемуся выдаётся производственная характеристика.
Обучащийся выполняет выпускную практическую квалификационную работу.
Цель производственной практики:
Подготовка обучающихся к самостоятельной высококвалифицированной работе по осваиваемой профессии портной, а также совершенствование знаний и практических умений, полученных обучающимся в процессе производственного обучения, освоение производственных навыков и умений по пошиву, дефектации, ремонту и обновлению швейных изделий различных ассортиментных групп
Освоение современных способов обработки отдельных узлов и деталей швейных изделий
Освоение нового современного оборудования
Задачи производственной практики:
Адаптация учащихся в конкретных производственных условиях и к режиму работы
Воспитание у учащихся сознательной трудовой дисциплины, ответственного отношения к труду, бережного отношения к оборудованию
Закрепление и совершенствование профессиональных знаний и умений по профессии при соблюдении правил безопасности труда
Накопление опыта самостоятельной работы по профессии
Изучение нормативной, технической и технологической документации
Освоение новых технологий пошива, ремонта и обновления швейных изделий различных ассортиментных групп
Формирование умений согласовывать свой труд в коллективе.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПП.00
№п/п Содержание работ Кол-во часов
1 ПМ.01
Знакомство с предприятием, рабочим местом, режимом работы. Инструктаж по технике безопасности, электро- и пожаробезопасности 7
2 Пошив платья 28
3 Пошив пальто зимнего 70
4 Пошив куртки детской (утепленной) 49
5 Работа в бригаде с разделением труда 35
6 ПМ.02
Дефектация швейных изделий 28
7 ПМ.03
Ремонт и обновление швейных изделий 35
8 Выполнение выпускной квалификационной работы 28
Итого 280
6.ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОПОП
Результатом освоения профессиональных модулей является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности технологии пошива швейных изделий по индивидуальным заказам, дефектации швейных изделий, ремонта и обновления швейных изделий, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код Наименование результата обучения
ПК 1.1 Проверять наличие деталей кроя в соответствии с эскизом
ПК 1.2 Определять свойства и качество материалов для изделий различных ассортиментных групп
ПК 1.3 Обслуживать швейное оборудование и оборудование для влажно-тепловой обработки узлов и изделий
ПК 1.4 Выполнять поэтапную обработку швейных изделий различного ассортимента на машинах и вручную с разделением труда и индивидуально
ПК 1.5 Формировать объемную форму полуфабриката изделия с использованием оборудования для влажно-тепловой обработки
ПК 1.6 Соблюдать правила безопасности труда
ПК 1.7 Пользоваться технической, технологической и нормативной документацией
ПК 2.1 Выполнять поузловой контроль качества швейного изделия
ПК 2. 2 Определять причины возникновения дефектов при изготовлении изделий
ПК 2.3 Предупреждать и устранять дефекты швейной обработки
ПК 3.1 Выявлять область и вид ремонта
ПК 3.2 Подбирать материалы для ремонта
ПК 3.3 Выполнять технологические операции по ремонту швейных изделий на оборудовании и вручную (мелкий и средний)
ПК 3.4 Соблюдать правила безопасности труда
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Для оценивания результатов освоения ВПД проводится текущий и итоговый контроль.
Текущий контроль проводится мастером в процессе прохождения учебной практики. Текущий контроль знаний осуществляется в следующих формах: устный опрос, тестирование, показ трудовых приемов, выполнение практических заданий. По окончании изучения тем, согласно перечня учебно-производственных работ, проводятся проверочные работы. Итоговый контроль проводится экзаменационной комиссией после обучения. В состав экзаменационной комиссии могут входить представители организаций, направление деятельности которых соответствуют профилю подготовки обучающихся.
Для текущего и итогового контроля создаются фонды оценочных средств, включающие в себя педагогические контрольно- измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки.
Результаты
(освоенные профессиональные компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
ПК1.1
Проверять наличие деталей кроя в соответствии с эскизом - точность чтения эскиза модели
- определение количества деталей кроя в соответствии с эскизом модели;
- визуальное определение правильной формы деталей кроя в соответствии с эскизом модели
Оценка на учебной и производственной практике
ПК 1.2
Определять свойства и качество материалов для изделий различных ассортиментных групп - определение волокнистого состава, механических, физических и технологических свойств и качества текстильных материалов; долевой и уточной нитей
Оценка на учебной и производственной практике
ПК 1.3
Обслуживать швейное оборудование и оборудование для влажно-тепловой обработки узлов и изделий
- правильность заправки универсального и специального швейного оборудования;
- установление причин возникновения мелких неполадок швейного оборудования и их устранению;
- пользоваться швейным оборудованием и оборудованием для ВТО с соблюдением техники безопасности Оценка на учебной и производственной практике
ПК 1.4
Выполнять поэтапную обработку швейных изделий различного ассортимента на машинах и вручную с разделением труда и индивидуально - точное соблюдение технологического процесса изготовления изделий
- применение оптимальных способов обработки изделий одежды в зависимости от используемого материала
- качество и скорость выполнения поузловой обработки деталей швейных изделий в соответствии с образцом
- использование современных технологий обработки швейных изделий Оценка на учебной и производственной практике
ПК 1.5
Формировать объемную форму полуфабриката изделия с использованием оборудования для влажно-тепловой обработки - правильное выполнение приемов ВТО деталей и готовых изделий одежды различных ассортиментных групп в соответствии с ТУ
- точное соблюдение технологических режимов ВТО для деталей и изделий одежды различных ассортиментных групп с учетом волокнистого состава используемого материала Оценка на учебной и производственной практике
ПК 1.6
Соблюдать правила безопасности труда - выполнение требований безопасности труда на рабочих местах, в мастерской, на предприятии и правил пожарной безопасности Оценка на учебной и производственной практике
ПК 1.7
Пользоваться технической, технологической и нормативной документацией - правильное чтение технического рисунка изготавливаемой модели швейного изделия
-точное применение инструкционно-технологических карт, технических условий (ТУ)
- использование ОСТов на изготовлении швейных изделий Оценка на учебной и производственной практике
Выполнять поузловой контроль качества швейного изделия - определение качества изготавливаемого изделия в соответствии с образцом модели или ТУ;
- выполнение поузлового контроля качества швейного изделия при изготовлении по индивидуальным заказам Оценка на производственной практике
Определять причины возникновения дефектов при изготовлении изделий - определение технологических, конструктивных и текстильных дефектов при изготовлении изделий, причинах их возникновения и способах устранения Оценка на производственной практике
Предупреждать и устранять дефекты швейной обработки - своевременное выявление дефектов и выбор оптимальных вариантов их устранения Оценка на производственной практике
Выявлять область и вид ремонта - выявление области ремонта
- определение вида ремонта
Оценка на учебной и производственной практике
Подбирать материалы для ремонта - подбор материалов и фурнитуры для ремонта сочетающихся по фактуре и свойствам Оценка, на учебной и производственной практике
Выполнять технологические операции по ремонту швейных изделий на оборудовании и вручную (мелкий и средний) - выбор способа ремонта
- выбор оборудования, инструментов и приспособлений для ремонта швейных изделий
- соблюдение технологической последовательности при выполнении ремонта
Оценка на учебной и производственной практике
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированности профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные общие компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. - демонстрация интереса к будущей профессии;
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
- выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач
-оценка эффективности и качества выполнения Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. - решение стандартных и нестандартных профессиональных задач при изготовлении швейных изделий индивидуально и в бригаде Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
- эффективный поиск необходимой информации;
- использование различных источников, включая электронные; Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
- работа с электронными пособиями, электронными учебными программами Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
- взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) - изготовление и ремонт швейных изделий 7. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
А.М. Силаева Пошив изделий по индивидуальным заказам М. 2010г.
А.Т. Труханова Технология женской и детской одежды М.1999г.
Н.Назарова Контроль и оценка качества одежды, изготовленной по индивидуальным заказам. Учебное пособие М.: 1976
Мхитарян Л. Дефекты одежды: справочник Издательство АСТ 2008
Методические указания по оценке уровня качества ремонта одежды в баллах. Приложение I к особенностям системы управления качеством при ремонте одежды. М.: 1978
Конопляева Н.П. Вторая жизнь вещей. / Н.П. Конопляева. - М.: Просвещение. 1993
Романовская М.Б. Ремонт детской одежды. / М.Б. Романовская, Денисова. - М.: Школа и производство. - 2004. № 4
Дополнительные источники:
Г.А. Крючкова Технология и материалы швейного производства М.2003г.
И.Н.Литвинова, Я.А. Шахова Изготовление женской верхней одежды
М.1987г.
Интернет- ресурсы:
http: // hubbubook. net
http: // wwwHYPERLINK "http://www.mirkniq/".HYPERLINK "http://www.mirkniq/"mirkniq. com
http: // wwwHYPERLINK "http://www.razum/".HYPERLINK "http://www.razum/"razum. ru
edu. ru. modules. php. Нормативные документы. Профессия «Портной».
window. edu. ru Профессия «Портной».
surpk. ru. indek. php. Портной.
ГЛОССАРИЙ
ФГОС – Федеральный Государственный образовательный стандарт
НПО – начальное профессиональное образование
ОПОП – основная профессиональная образовательная программа
ПМ – профессиональный модуль
УП – учебная практика
МДК – междисциплинарный курс
ПП – производственная практика
ВПД – вид профессиональной деятельности
ПК – профессиональная компетенция
ОК – общая компетенция
ВТО – влажно-тепловая обработка
Приложение №1
Норма рабочего на пошив изделий
№п/п Наименование изделия Количество часов на пошив
1 Платье, халат х/б 7,7-10,1
2 Платье шелк, шерсть 10,1-13,6
3 Юбка х/б 3,7-4,6
4 Юбка шерсть 6,4
5 Блузка х/б 4,3
6 Блузка шелк 5,6
7 Сорочка мужская 5,6-8,0
8 Жакет женский х/б 6,8-8,6
9 Жакет женский шелк 9,2-10,6
10 Пальто зимнее 25,3-28,9
11 Куртка с утеплителем 19,4
12 Куртка без утеплителя 15
13 Куртка без подкладки (ветровка) 13
14 Костюм женский (жакет +юбка) на подкладке 21,7+7
15 Брюки 6,1-7,7
16 Плащ 21-25
17 Пальто деми 24,4
18 Пальто детское 17,3-19,8