Рабочая программа по Экономике по профессии Портной
Министерство образования и науки Республики Тыва
Отдел профессионального образования и подготовки кадров
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Тыва «Тувинский технологический техникум»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Зам. Дир. По ТО Директор ГБПОУ РТ «Тувинский
__________/Аралова Ч.Д./ технологический техникум»
«___»__________20____г. ______________/Монгуш А.Д./
Приказ №____от «___»_______20__г.
Рабочая программа по учебной дисциплине
ОП.04.Экономические и правовые основы производственной деятельности
Для профессии:260807.01. «Повар, кондитер»
2013- 2014 уч. Год.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии начального профессионального образования (далее НПО) входящей в состав укрупненной группы профессий 260807.01«Повар, кондитер», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17 мая 2010г. №516.
260807.01«_Повар, кондитер»
Организация-разработчик: ГБПОУ РТ «Тувинский технологический техникум»
Разработчики:Минчизат Аида Кызыл-ооловна, преподаватель экономики ГБПОУ РТ «Тувинский технологический техникум»
Рассмотрена на заседании ПЦК и согласовано с работодателем. Протокол №___1__от «__13__»_сентября_2013г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
12
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
13
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является вариативной частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО, входящей в состав укрупненной группы профессий 260807.01«Повар, кондитер»
260807.01«Повар, кондитер»
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
ориентироваться в общих вопросах экономики производства пищевой продукции;
применять экономические и правовые знания в конкретных производственных вопросах;
защищать свои трудовые права в рамках действующего законодательства;
понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;
работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами;
приводить примеры и описывать факторы производства, регрессивные и прогрессивные налоги, прямые и косвенные, основные формы заработной платы и стимулирование труда, экономический рост производства и его развития;
объяснить выгоды и трудности деятельности предприятия, работы по найму, причины инфляции, неравенства доходов, различия в производительности труда, регулирующую роль цен.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
принципы рыночной экономики;
организационно-правовые формы организаций;
основные положения законодательства, регулирующего трудовые отношения;
механизмы формирования заработной платы;
формы оплаты труда;
место предмета «Экономические и правовые основы производственной деятельности»
в системе подготовки специалистов;
сущность предпринимательства;
принципы деятельности предприятий;
трудовые ресурсы и производительность труда;
состав и виды имущества предприятий;
нормирование сырья и материалов;
роль социального обеспечения граждан;
перспективное и текущее планирование;
спрос и предложение;
основные виды маркетинга;
организация рекламы и стимулирование сбыта продукции предприятия;
содержание издержек производства;
сущность и распределение прибыли;
методы защиты прав потребителей.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося– 141 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 94 часа;
самостоятельной работы обучающегося - 47 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 141
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 94
в том числе: практические занятия 36
контрольные работы с 1-7 разделам 2
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 47
- Подготовить реферат на тему: «Социально-экономическое развитие РТ в ХХ1 в»;
- Подготовить доклад на тему: «Этапы развития экономической науки»;
-Письменная работа: «Я бы открыл такое дело»;
-Реферат: «Кризисные явления в экономике РФ»;
-Реферат: «Инфляция в России и пути выхода из нее»;
-Реферат: «Изменение ВВП России за последние два года»;
-Реферат: «Бюджетная политика государства влияет на жизнь вашей семьи»;
-Подготовить доклад: Описание собственному предприятию идею и пути ее реализации.
-Проектная работа: «Анализ финансового состояния предприятия»;
-Подготовить доклад на тему: «Что я знаю о банках и кредитах?»;
-Проектная работа: «Бизнес-план »;
-Исследовательская работа: «Качество услуг -как показатель профессионализма». 4
4
4
4
3
4
4
4
4
4
4
4
в том числе: Домашняя работа Итоговая аттестация в форме зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплиныЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел 1.
Сущность экономики. Как экономика устроена и действует. 24 Тема 1. Экономические основы функционирования отрасли и предприятия
Содержание учебного материала 14 1 Введение. Понятие экономики. Уровни экономики: экономика как наука; экономика, как хозяйство; потребности, предмет и функции, методы, макро- и микроэкономика.4 1
2 Различные экономические системы: понятие экономической системы, способы решения экономической системы общества, основные экономические системы, рыночная экономика. 4 1
Практические занятия 4 Тема 2. Формирование и характеристика отрасли Содержание учебного материала 2 1 Отраслевая структура, особенности и перспективы развития отраслей экономики РФ и РТ. 2 2
Самостоятельная работа обучающихся.
Тема домашнего задания:
Написать реферат на тему: «Социально-экономическое развитие РТ в ХХIв»
Подготовить доклад об этапах развития экономической науки. (В докладе осветить идеи трех выдаюшихся экономистов-теоретиков:А.Смита, К. Маркса, Дж.Кейнса.)
8
4
4 Раздел 2.
Субъект, объект и отношения собственности в экономике. 14 Тема 3. Предприятие в условиях рыночной экономики Содержание учебного материала 10
1 Субъекты и объекты отношений собственности. 2 2
2 Понятие и сущность приватизации. 2 2
3 Понятие предприятия и его виды. 2 2
Практические занятия 4 Деловая игра: «Как открыть предприятие?» Самостоятельная работа обучающихся.
Тема домашнего задания:
Письменная работа «Я бы открыл такое дело» 4 Раздел 3.
Денежное обращение. 18 Тема 4.
Деньги.
Содержание учебного материала 10 1 Деньги, их происхождение и сущность. 2 1
2 Цены и их функции. Механизм ценообразования, виды цен. 2 2
3.Инфляция: сущность, причины, последствия 2 2
Практические занятия 4 Деловая игра: «Деньги как основной источник предприятий» 4 Самостоятельная работа обучающихся.
Тема домашнего задания:
Реферат: «Кризисные явления в экономике РФ ».
Реферат: «Инфляция в России и пути выхода из нее». 8 Раздел 4.
Механизм рыночной экономики. 23 Тема 5.
Фонды предприятий, трудовые ресурсы. Социальное обеспечение. Содержание учебного материала 15 1 Вознкновение, структура и функции рынка.Рыночная цена. Закон спроса и предложения. 2 2
2 Конкуренция и монополия. 2 1
3 Противоречия рынка. Экономические крзисы. 2 3
4 Труд-главный фактор производства.Производительностьтруда.Оплата труда. 2 3
5 Потребление и потребительский выбор.Регулирование рынка. 2 1
Практические занятия.
Деловая игра «Производительность труда». «Оплота труда» 5 Самостоятельная работа обучающихся.
Тема домашнего задания:
Написать реферат на тему: «Изменение ВВП России за последние два года», «Бюджетная политика государства влияет на жизнь вашей семьи» 8 Раздел 5.
Экономика малого предприятия. 24 Тема 6.
Экономические показатели результатов деятельности предприятия. Содержание учебного материала 20 1 Роль малого предпринимательства в развитии экономики и его организационно экономические основы.Система поддержки предпринимательства. 4 1
2 Основные экономические показатели деятельности предприятия. 2 2
3 Разработка бизнес-плана. 4 3
Практические занятия.
Практическая работа: «Прибыль и издержки предприятия» 8 Самостоятельная работа обучающихся.
Тема домашнего задания:
Подготовить доклад на тему: «Опишите собственную предпринимательскую идею и пути ее реализации». 4 Раздел 6.
Финансы и расчеты в бизнесе. 20 Тема 7.
Формирование финансовых результатов деятельности предприятия. Содержание учебного материала 12 1 Финансово-кредитная система РФ 2 1
2 Анализ финансового состояния предприятия. 2 1
Практические занятия.
Практикум «Анализ финансового состояния предприятия» 8 Самостоятельная работа обучающихся.
Тема домашнего задания:
Проектная работа: «Анализ финансового состояния предприятия».
Подготовить доклад на тему: «Что я знаю о банках и кредитах?». 8 Раздел 7.
Предпринимательство и его место в современной экономике. 18 Тема 8.
Управление предприятием. Содержание учебного материала 4 1 Сущность менеджмента. 2 1
2 Сущность маркетинга 2 1
Самостоятельная работа обучающихся.
Тема домашнего задания:
Составить бизнес-план» 4 Тема 9.
Организация производства. Содержание учебного материала 4 1 Формы организации производства. 2 1
2 Качество и безопасность продукции. Сертификат продукции.Закон о защите прав потребителей. 2 2
Контрольная работа по темам №№ 1-9 3 1
Самостоятельная работа обучающихся.
Тема домашнего задания:
Исследовательская работа: «Качество услуг – как показатель профессионализма» 3 Всего: 141 3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета экономики.
Оборудование учебного кабинета:
рабочее место преподавателя;
посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся);
таблица по экономике РФ и мире;
схемы по экономике;
аудиторная доска с магнитной поверхностью и с набором приспособлений для крепления таблиц;
учебно-методические материалы.
Технические средства обучения:
мультимедийная установка: компьютер с лицензионным программным обеспечением
автоматизированное рабочее место преподавателя;
автоматизированное рабочие места обучающихся (по количеству обучающихся);
видеофильмы по экономике, в т.ч. по экономике России;
мультимедийное обучающие программы и электронные учебники по основным разделам курса.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.Л.Н.Череданова. Основы экономики и предпринимательства; Учебник, -М.:Издательский центр «Академия»,2009
2. Соколов С.С. Основы экономики. Учебное пособие.-М.:Академия.2005.
Дополнительные источники:
1.Брыкова Н.В. Основы бухгалтерского учета, Учебное пособие.-М.:Академия,2005.
2.Котляр Ф. Основы маркетинга.-М.:Прогресс,2005.
3.Райзберг Б.А. ПрутченковА.С.Деловын игры и практикум и курсы «Основы экономики и предпринимательства».Учебное пособие,-Р-н-Д.: 1994.
4.Трудовой кодекс РФ.Официальный текст от 30 декабря 2008 г.-М.:Гроссмедиа.2009.
5.Соколов С.С. Основы экономики. Рабочая тетрадь.-М.:Академия.2005.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контрольи оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Тема занятия Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Тема 1. Экономические основы функционирования отрасли и предприятия
Учащиеся должны:
Знать понятия: «экономика как наука» и «экономика, как хозяйство», потребности, ресурсы, предмет и функции, методы, макро- и микроэкономика.Уметь использовать полученные знания в повседневной жизни. - тестовый контроль;
- оценка результатов выполнения работ.
Тем 2. Формирование и характеристика отрасли Учащиеся должны:
Знать: особенности формирования, перспективы развития отрасли; понятия: «производство», «труд», «средства производства», «производственные возможности»Понимать порядок формирования бюджета РФ, предприятия.
Уметь использовать полученные знания в повседневной жизни. -устный опрос;
- письменная проверка;
- оценка результатов выполнения работ.
Тема 3. Предприятие в условиях рыночной экономики Учащиеся должны:
Знать и понимать виды и характеристики предприятий, основанных на различных формах собственности, принципы их деятельности, порядок организации малого предприятия, сущность антимонопольной политики государства, специализации и кооперирования.
Иметь представление об организации индивидуального предпринимательства.
Уметь использовать полученные знания в повседневной жизни. - письменная проверка
- оценка результатов выполнения работ;
Тема 4.
Деньги. Учащиеся должны:
Знать и понимать основные этапы появления денег, функции денег, общее содержание закона денежного обращения, наличные и безналичные деньги, основные функции цен, отличительные черты виды цен, последствия дефицита, основные причины инфляции.
Уметь использовать полученные знания в повседневной жизни.
-устный опрос;
- письменная проверка;
- оценка результатов выполнения работ.
Тема 5.
Фонды предприятий, трудовые ресурсы. Социальное обеспечение. Знать и понимать: трудовые ресурсы предприятия, производительность труда, показатели и резервы роста производительности труда.
Состав и виды имущества предприятия, показатели использования основных фондов, моральный и физический износ, назначение амортизационного фонда.
Показатели использования оборотных средств.
Нормирование сырья и материалов.
Сущность, принципы и формы оплаты труда, тарифную систему.
Динамику занятости населения, виды безработицы, меры социальной поддержки.
Порядок социального страхования, медицинского, пенсионного обеспечения.
КЗоТ, как основной документ, регулирующий трудовые отношения.
Уметь использовать полученные знания в повседневной жизни. - письменная проверка
Тема 6.
Экономические показатели результатов деятельности предприятия. Знать и понимать: сущность и структуру и пути снижения издержек производства, систему цен.
Уметь составлять калькуляцию затрат и рассчитывать стоимость оказываемых услуг. - оценка практических занятий;
- устный опрос;
- самостоятельная работа.
Тема 7.
Формирование финансовых результатов деятельности предприятия. Знать и понимать: финансовые показатели предприятий, налоги, прибыль, рентабельность, денежные расчеты, порядок кредитования
Спрос и предложение на рынке товаров и услуг
Маркетинг и рекламу предприятий.
Уметь использовать полученные знания в повседневной жизни. - оценка практических занятий;
- устный опрос;
- самостоятельная работа.
Тема 8.
Управление предприятием. Знать и понимать: порядок формирования плана производства и реализации услуг.
Уметь составить бизнес – план, использовать полученные знания в повседневной жизни. - самостоятельная работа;
- устный опрос.
Тема 9.
Организация производства. Знать и понимать: показатели качества оказываемых услуг в предприятии, методы защиты прав и интересов потребителей.
Порядок лицензирования предприятий.
Общие требования хозяйственному учету и отчетности, хозяйственным операциям и процессам.
Уметь использовать полученные знания в повседневной жизни. - самостоятельная работа;
-исследовательская работа;
- устный опрос.